Конспект урока по литературному чтению на тему А. Блок Россия

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА по литературному чтению.

ТЕМа:А. А. БЛОК «Россия»

Цели и задачи урока:

* познакомить учащихся со стихотворением А. Блока «Россия»;

* способствовать формированию УУД : ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ».

*грамотно, читать стихотворение; с помощью интонации

передавать свои эмоции и эмоции автора при чтении

произведения;

*способствовать развитию умения понимать замысел автора, анализировать произведение; создавать условия для развития устной речи; создавать условия для расширения словарного запаса детей, кругозора учащихся;

способствовать воспитанию чувства гордости, патриотизма, любви к Родине.

Ход урока

1.Организационный момент.

-Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним. Поздоровайтесь.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

(Сели правильно. Спинки выпрямили.)

2.Работа с пословицами.

-Прочитайте слова (без голоса), восстановите из слов пословицы.

без Человек соловей Родины без песни что

(Человек без Родины, что соловей без песни).

не За умирать Родину мать страшно

(За Родину-мать не страшно умирать.)

и Земля в мила горсти Своя

(Своя земля и в горсти мила.)

- Прочитайте получившиеся пословицы:

-жужжащим чтением;

-ударяя голосом на выделенное слово;

-чтобы звучал вопрос;

-выразительно.

-Что объединяет эти пословицы? (эти пословицы о Родине)

-Как еще называют нашу Родину? (Отечество)

-Как называется наша Родина? (Россия)

У.

Ребята, как вы думаете, какой теме будет посвящен сегодняшний урок? (Родине- России).

- А что вы представляете, когда слышите слово Россия?


Слово «Россия» у нас россиян вызывает в воображении много образов. Россия -это степи, луга, простор, деревня над рекой, Москва, заснеженные

просторы Крайнего севера, запахи первых подснежников и поздних яблок.

А еще можно представить как галерею портретов людей, без которых Россия не была бы Россией.

-Каких великих русских людей вы знаете, которые прославляли нашу Родину?

(Пушкин, Некрасов, Владимир Мономах, Шостакович, Чайковский, Андрей Рублев, Суворов).


Все эти великие люди любили свою Родину. И каждый по своему выражал свою любовь: будь то картины, музыкальные произведения, стихи, рассказы,

песни или подвиги великих людей во имя Родины.


3.Сообщение темы урока.

--Эпиграф нашего урока звучит так: «Стоит передо мной моя тема, тема России... Этой теме я сознательно посвятил жизнь».

Ребята, чтобы узнать чьи это слова и кому будет посвящен наш урок попробуем разгадать кроссворд. Отгадки как раз и будут слова, которые являются нам в воображении, когда мы произносим слово «Россия».



б

е

р

ё

з

а





с

о

л

о

в

е

й








о

т

е

ч

е

с

т

в

о

М

о

с

к

в

а








1.

Дерево, которое является символом России. (Береза)

2.Что за птица: Серенький на вид, зато пеньем знаменит? (Соловей)

3.Назовите синоним к слову «Родина». (Отечество.)

4.Назовите столицу нашей Родины. (Москва.)


-Прочитайте про себя какое слово получилось в выделенных клетках?

- Какая тема нашего урока? (произведения А.Блока)

- Какие задачи вы поставите перед собой на уроке?( познакомиться с творчеством Блока; с его произведениями)

-Я хочу обратить ваше внимание на эпиграф. Прочитайте его про себя.

- Эти слова принадлежат А. А. Блоку. Он беззаветно любил свою Родину и посвятил ей много своих произведений.

4.Подготовительная работа

-Какие произведения А.А. Блока вы уже знаете?( «Зайчик», « Снег да снег»)

- В каком литературном жанре работал Блок? ( стихотворения)

- Просмотр фильма о творчестве А.Блока

-Что вы узнали о поэте?


Стихотворение с которым мы познакомимся так и называется -«Россия».


Тема родины поэта уходит корнями в глубокое прошлое и нам предстоит выяснить какой именно образ Родины представил поэт в своем роизведении.


5.Первичное восприятие текста.

Послушайте стихотворение А.А. Блока «Россия» и подготовьтесь рассказать, какие чувства возникают, при прослушивании этого произведения, поделиться своими впечатлениями.

Прослушивание видеозаписи «Россия» А.Блок


6.Проверка первичного восприятия текста.

- Поделитесь своими впечатлениями.

-Какие чувства возникли у вас при прослушивании этого произведения?

-Понравилось ли вам это стихотворение?

-А были ли слова, которые вам не понятны? Давайте попробуем их объяснить


7.Словарная работа. Работа над чтением трудных слов


Шлея- часть упряжи лошади; ремень прикрепленный двумя концами к хомуту.

Крест- здесь: судьба.

Чародей- колдун.

Плат- платок.

Острожная (тоска)-тюремная.

Расхлябанные колеи-разбитые дороги.

Крест свой бережно несу -быть верным долгу, Родине.


8.ФИЗМИНУТКА


9.Чтение и анализ произведения.


-Прочтите стихотворение самостоятельно

- Что такое строфа? ( с.28 - подсказка)

- Сколько строф в стихотворении?

- Как они называются ?

-Чтение по строфам

- Как называется произведение?

- Почему?

-Само название стихотворения уже говорит о чём пойдёт речь. Поэт восхищается своей Родиной, её стойкостью перед трудностями

-Какие чувства испытывает поэт к России?

- Какие слова выбирает, чтобы передать эти чувства?

- Использует ли поэт олицетворение? Какие? Зачитайте. Для чего?

- Кем для Блока является Россия? Зачитайте . (Для А. Блока Россия - и мать, и жена, и невеста. 5 строфа.)

- Жалко ли Блоку Россию? Зачитайте.

- Почему он говорит «тебя жалеть я не умею»? (считает Россию великой державой в которую необходимо верить.)
-Как вы понимаете выражение из третьей строфы «... И крест свой бережно несу...»?

-В эпоху А.А. Блока было общеупотребительным выражение «нести свой

крест», т.е. быть верным долгу.

- В образе кого представляет поэт нашу страну? ( Страна показана в

образе русской женщины -труженицы.)

-Каким чувством наполнена последняя строфа? ( надежды, радости)

-- Почему меняется настроение поэта? Почему?

-Как понимаете высказывание «И невозможное возможно, дорога долгая легка"? Почему утомительная, долгая тоскливая дорога становится легкой? (Поэт возвращается домой)

10 Подготовка к выразительному чтению

- Что нужно сделать , чтобы прочитать выразительно? ( расставить паузы и логические ударения)

- Поработайте в минигруппах - расставьте логические ударения и паузы.

-Кто хочет выразительно прочитать? (Читают по одному представителю от группы по 1 строфе.)

-Сумел ли ученики своим чтением передать чувства автора?

11 Работа в тетради. Р.Т. С.12-13

12Итог урока

-Перед нами предстала Россия в эпоху А.Блока. Этой теме посвящены

лучшие его стихотворения. Давайте хором прочтем эпиграф к уроку (чтение хором эпиграфа)

-Назовите произведение, с которым мы познакомились на уроке?

-Кто автор у этого произведения?

-Что хотел донести до нас автор своим стихотворением?

-Чему учились на уроке?

- Какие задачи мы ставили в начале урока?

- Достигли ли мы их?

Молодцы! Спасибо за отличную работу на уроке.


© 2010-2022