Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе на тему Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
АНООЧ Школа «Премьер» Конспект открытого урока по обучению грамоте 1 класс, УМК «Перспектива» Учитель начальных классов Захватова Елена Анатольевна Тема урока: Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц. Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний. Место урока в теме: Урок проводился в букварный период обучения грамоте. Это первый урок из двух по данной теме. Он тесно связан с предыдущими уроками обучения грамоте по характеру, способу выполняемой учениками учебно - познавательной деятельности и опирается на ранее приобретённые учащимися знания и умения. Отбор материала проходил в соответствии с требованиями программного материала и УМК, возможностями детей, исходным уровнем знаний, в соответствии с целями и задачами урока. Соблюдался принцип научности и доступности знаний.
Цели урока:
  • Познакомить с новым звуком [ ц ] - всегда твёрдым и глухим; с новыми буквами Ц, ц;
  • Формировать навык чтения;
  • Способствовать развитию фонематического слуха, конвергентного мышления, связной речи;
Задачи урока: Обучающие:
  • уточнить и обобщить знания детей о глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных звуках;
  • продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог;
  • распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с новой буквой;
  • читать тексты, выполнять задания к ним.
Развивающие:
  • развивать умение анализировать и обобщать;
  • развивать внимание, речь, логическое мышление;
  • способствовать сохранению здоровья учащихся, снятию утомляемости на уроке.
Воспитывающие:
  • воспитывать положительное отношение к чтению как к виду речевой деятельности;
  • воспитывать аккуратность, желание трудиться.

Для организации урока было применено оборудование:
Учебник «Азбука», часть 2 2011г. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, рисунки, доска, мел, сигнал «колокольчик», карточки с текстом для индивидуального чтения, телевизор, видео на тему «Цирк».
На уроке были использованы методы:
  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • самостоятельная работа.
Формы познавательной деятельности:
  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • дифференцированная.





















Конспект урока обучения грамоте.

Класс: 1. Тема урока: «Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.» УМК «Перспектива», Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, Москва, «Просвещение», 2011, с.56, 58, 59. Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний. Форма урока: классно - урочная. Ход урока.

Цель. Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность. 1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи!
2. Актуализация опорных знаний. Цель. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.
- Ребята, давайте заглянем в гости к буквам, с которыми вы уже знакомы. Работа по ленте букв: - Вспомните, пожалуйста, кто живёт в синем домике? ( буквы, обозначающие согласные звуки) - Назовите признаки согласных звуков. (когда мы произносим согласные звуки, во рту встречаются преграды: губы, зубы, язык; воздух выходит не свободно; согласные звуки произносятся с голосом и шумом или только с шумом) - Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки? - Назовите буквы, обозначающие глухие согласные звуки? - Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкий согласный звук? - Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдый согласный звук? - Буквы рады, что вы их не забыли!
Игра « Колокольчики». ( сигнал в виде колокольчика) - Слушаем внимательно и стараемся правильно услышать первый звук в каждом слове. Если звук согласный мягкий - показываем зелёный колокольчик, если звук согласный твёрдый - показываем синий колокольчик. Слова: снег, сугроб, мороз, метель, лёд, лыжи, радость, веселье. - Молодцы! Все справились с заданием без ошибок, значит вы хорошо научились различать согласные звуки по признаку твёрдости/мягкости. - Чтобы правильно и чётко говорить, надо развивать свой речевой аппарат. Артикуляционная гимнастика. Толстые внуки приехали в гости (щёки надуты); С ними худые - кожа да кости (щёки втянуты); Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы растянуты в улыбку); Поцеловать они всех потянулись (губы вытянуты в трубочку); Утром проснулись - в улыбочку губы (губы растянуты в улыбку); Дружно мы чистим верхние зубы (язык двигается вправо-влево по верхним зубам); Губы сожмём мы и рот прополощем (поочерёдно надуваем щёки); И самоваром пыхтим, что есть мочи…(выпускаем воздух изо рта); Чашки поставим, чтоб чаю налили (выпячиваем подбородок вперёд); На нос подуем - мы чай остудили (дуем на нос); Чаю попили - никто не обижен, Вкусный был завтрак - мы губки оближем (облизываем губы языком по кругу).

  • Разминка закончена.
3. Постановка темы и цели урока. Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и цели урока (реализация идеи педагогического сотрудничества). На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании.
  1. Внимание, на доску.
Рис. на доске. - Рассмотрите рисунки, назовите изображённые предметы.

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе на тему Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц.Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе на тему Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц.Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе на тему Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц.Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе на тему Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц.Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе на тему Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц.Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе на тему Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц.
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе на тему Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц.Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе на тему Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц.Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе на тему Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц.



( цапля, цифры, сердце, цветы, цыплёнок, ножницы)
  • Что заметили? (во всех словах есть новый звук [ц ] )

Отгадайте загадку: Был белый дом, чудесный дом, Но что-то застучало в нём. И он разбился, а оттуда Живое выглянуло чудо. (цыплёнок) Рис. на доске. Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе на тему Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц.Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе на тему Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц.
- Вспомните, как хозяйка подзывает цыплят? (цып - цып - цып) - Произнесём хором! - Какой новый звук услышали в начале слова? (звук [ ц ] ) - Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? - Сформулируйте тему урока. (Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой, его обозначающей)

4. Работа над новым материалом. Цель. Организовать и направить познавательную деятельность учащихся к открытию новых знаний.
1) Знакомство со звуком [ ц ]: - произнесём звук хором. - когда вы произносили звук, воздух выходил свободно или во рту встретились преграды? (встретились преграды) - что вам мешало произносить звук? (губы, зубы, язык) Вывод: звук [ ц ] - согласный. - закройте ушки ладошками, произнесите звук. - как он звучит: с голосом и шумом или только с шумом? (только с шумом) Вывод: звук [ ц ] - глухой. - назовите слоги: (на доске) ЦЫ, ЦИ - что заметили ? (произносим одинаково) Вывод: звук [ ц ] - всегда твёрдый. - как будем обозначать звук [ ц ] ? (синим квадратиком)
Подведём итог. - дайте характеристику новому звуку [ ц ] (звук [ ц ] - согласный, глухой, всегда твёрдый).
Физкультминутка. Цель. Снятие утомляемости. Напряжения мышц, реализация здоровьесберегающих задач урока.
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок всё тише-тише, Деревцо всё выше-выше. 2) Звуковой анализ слова.
Цель. Формировать умение выделять звук в слове, делить слова на слоги, выделять голосом ударный слог. Развивать умение делать выводы, развивать внимание к слову товарища, развивать монологическую речь.
- Ребята, пока мы с вами отдыхали, у цыплёнка случилась беда: ветерок дунул слишком сильно и поломал звуковую схему слова. - поможем цыплёнку справиться с бедой? ( поможем).
3) Игра «Собери схему слова». Внимание, на доску. Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе на тему Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц.









Работа «цепочкой» с подсказками учителя.
- произносим слово цып-лё-нок по слогам (ладошку к подбородку): - сколько в слове слогов? (три слога) - назовите первый слог? ( цып-) - что услышали в начале этого слога? (слог-слияния) - какой это слог-слияния? (твёрдый) - почему? (звук [ ц ] - всегда твёрдый). - что слышим в конце этого слога? (звук [ п ]) - дайте ему характеристику? (звук [ п ]- согласный, глухой, парный, твёрдый) - назовите второй слог? (лё-) - что услышали? (слог-слияния) - какой это слог-слияния? (мягкий) - почему? (буква ё образует мягкий слог-слияния) - назовите третий слог? (нок) - что услышали в начале этого слога? (слог-слияния) - какой это слог-слияния? (твёрдый) - почему? (буква о образует твёрдый слог-слияния) - что слышим в конце этого слога? (звук [ к ]) - дайте ему характеристику? (звук [ к ]- согласный, глухой, парный, твёрдый) - произнесите слово ещё раз, определите ударный звук? ( звук [ о ]).
Цыплёнок благодарит вас за помощь.
4) Знакомство с буквами Ц, ц. - Пришло время познакомиться с буквой, с помощью которой обозначается звук [ ц ].
Внимание, на доску: Буква П (э) домой вернулась, Раз-два-три, перевернулась, Превратилась в букву Ц (э) С ножкой маленькой в конце. Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе на тему Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц. - На что похожа буква Ц(э) ? ( ответы детей)
Рис. 1 Буква Ц (э) - внизу крючок, Точно с краником бачок! Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе на тему Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц. Рис. 2 Вот какая буква Ц (э), С коготочком на конце. Коготок - царапка, Как кошачья лапка. Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе на тему Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц.
  • Буква Ц (э) бывает печатная и письменная, заглавная и строчная.

5) Работа по ленте букв. - скажите, а куда мы поселим нашу новую букву? (в синий домик) - почему? (она обозначает согласный звук [ ц ]) - на какой этаж? (на первый) - почему? (она обозначает глухой звук) Вывод: теперь у буквы есть свой собственный домик.
5. Закрепление новых знаний. «Динь-динь-динь!»- звенит звонок, Слоги мчатся на урок. Чтобы слоги знать, Надо слоги прочитать. 1) Чтение по слоговой таблице: ЦА ЦО ЦУ ЦЫ ЦЕ ЦИ
2) Чтение текста на карточке. - ребята, пока мы с вами читали слоги, наш цыплёнок что-то совсем загрустил. - наверное, он скучает по своей маме? - хотите познакомиться с его семьёй?
- слушаем задание: прочитать текст на карточке, подчеркнуть карандашом все слова, в которых встретится новая буква Ц.
Текст: Наступила весна. У курицы появились цыплята. Она назвала их ЦЫП и Цыпочка. Цыплята были жёлтенькие, как солнышко. Мама - курица гордилась детьми.
Чтение текста по цепочке: - назовите слова с буквой Ц? (курица, цыплята, Цып, Цыпочка) - подумайте, какой вопрос вы бы могли задать своему соседу по содержанию текста?
Вопросы детей друг другу: Когда появились цыплята? Как курица назвала цыплят? На что они были похожи? Как мама-курица относилась к своим детям?
3) Прослушивание текста с заданием. Задание: постараться запомнить как можно больше слов со звуком [ ц ]. Цыплёнок Цып. Цыплёнок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся. -Мама, ты неправильно сидишь! Видишь, никто не вылупляется больше! Курица так удивилась, что только глазами захлопала. -Ну, ты посиди,- говорит Цып, а я пойду, прогуляюсь. Вышел Цып в поле, подошёл к цветку и говорит: -Неправильно ты цветёшь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться. Сказал и пошёл дальше. Смотрит - гусеница ползёт. -Эй, гусеница, ты неправильно ползёшь. -А как же надо? - удивилась гусеница. -Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет. Сказал и пошёл дальше. Смотрит - цапля лягушек ловит. -Эй, цапля, ты же неправильно ловишь. Смотри, как надо! И как прыгнет в болото. Тут бы Цыпу и конец пришёл, хорошо - цапля его вытащила. -Чтобы учить, - говорит цапля, - надо самому что-нибудь знать. Понял Цып? (Г.Юдин)
4) Отгадайте загадку. Все глядят на середину, В середине - волшебство: Там чудак зайчишку вынул Из кармана своего. Там под купол танцовщица Улетела, как синица. Там собачки танцевали, Вы, конечно, там бывали… (Цирк)
  • Верно, у буквы Ц(э) купив билет,
Мы побываем в цирке! - на арене цирка появляется… - КТО? В цирке он смешнее всех, У него большой успех. Только вспомнить остаётся Весельчак тот как зовётся? (клоун) Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе на тему Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц.
- Наш клоун - фокусник, он придумал для вас интересные задания. - Если вы справитесь - узнаете волшебное слово.

Игра «Прятки». (на доске)
циркуль холодец цветок образец улица - найдите в данных словах спрятанные другие слова (карточки открываются постепенно) - чем похожи слова в левом столбике? (есть буква Ц)
Игра « Пропала буква» (на доске)
борец цветок концерт танец цирк заяц овца - из слов убежали все буквы Ц. Найдите беглянок и верните на место, чтобы получились слова. (карточки открываются постепенно) - назовите слова, где буква Ц стоит вначале, в середине, в конце. Открывается волшебное слово: (читаем хором) МОЛОДЦЫ!
- ученик читает стихотворение о букве Ц: Букв немало мы узнали, Добрались до буквы Ц. Есть слова, где Ц - В НАЧАЛЕ, Есть слова, где Ц - в конце… Цапля ходит по болоту, Ждут в гнезде её птенцы; Цирк откроется в субботу, Уж приехали борцы. В цех явились на работу Молодые кузнецы. В каждой строчке буква Ц, Точно камушек в кольце! 6. Итог урока (рефлексия).
- Думаю, что наш урок для каждого из вас был нужен и полезен. - А почему, вы расскажете сами: - что нового мы узнали? Мы познакомились с новым звуком и буквой, его обозначающей. - расскажите всё, что вы узнали о букве Ц? Ответы детей:
Буква Ц живёт в синем домике, потому что обозначает согласный звук. Она живёт на первом этаже, потому что обозначает глухой звук. Буква Ц имеет один звук, он всегда твёрдый. Буква Ц бывает печатная и письменная, заглавная и строчная. Буква Ц может стоять в начале, в середине и в конце слова.
Клоун доволен ответами и приготовил вам ещё один сюрприз: - Вы хотели бы прямо сейчас оказаться на настоящем цирковом представлении? (да)
Внимание, на экран телевизора.












САМОАНАЛИЗ:

Это первый урок знакомства с новой буквой, поэтому основная работа велась по выделению нового звука и слов с ними, его характеристики, умению его обозначить буквой, запомнить его написание и правильное чтение. Старалась в ходе всего урока опираться на уже полученные ранее знания учащихся. Планируя урок, выбирала интересный, познавательный и разнообразный по форме работы материал: 1. провела фонетическую зарядку; 2. активизировала работу разгадыванием загадок, чтением интересной сказки, использованием раздаточного и наглядного материала; 3. использовала разные формы работы: индивидуальную, самостоятельную и фронтальный опрос; 4. привлекала в уроке дополнительный материал.
Урок старалась выдержать в размеренном темпе, постоянно поддерживала интерес учащихся, по современным требованиям выстраивала все виды работы как единое целое, вытекающие один из другого.

В 1 классе особое внимание уделяю этапу организационного момента, т.к. на данном этапе закладываются основы учебно-организационных умений и навыков. У учащихся воспитывается дисциплинированность, аккуратность, умение беречь время. На этапе целеполагания учу планировать деятельность, правильно ставить задачу на урок. Для активизации учебной деятельности я выбрала форму урока-урок-сказка. Дети любят сказки, это их заинтересовывает, помогает держать внимание на всём протяжении урока. Этап актуализации знаний способствовал созданию условий для выявления необходимых знаний к усвоению нового материала. На каждом уроке чтения я провожу речевые разминки, которые развивают речевой аппарат, память, расширяют словарный запас, развивают технику чтения. На данном уроке я использовала скороговорки и чистоговорки. Они были связаны с темой урока, а чистоговорка способствовала актуализации знаний. Работа по теме урока начинается с введения в сказку. На протяжении всего урока дети читали, знакомились с новыми словами с буквой ц, выполняли частично-поисковым методом задания учителя, разгадывали загадки, учились правильно говорить, слушать учителя и товарищей. Для эффективной работы на уроке использую магнитную доску, карточки, компьютер и проектор. Данное оборудование позволяет разнообразить виды работ, заранее приготовить материал для урока, экономно использовать время. На этапе рефлексии я даю возможность оценить работу каждому ученику, в 1 классе в основном на эмоциональном уровне. Дети получают цветики-семицветики за работу на уроке. Это стимулирует их для дальнейшей работы. Урок цели достиг. Учащиеся показали, что усвоили новые знания, полученные на данном уроке.



© 2010-2022