- Преподавателю
- Начальные классы
- Календарно-тематическое планирование по окружающему миру ФГОС
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру ФГОС
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бартова Н.Е. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
Календарно-тематическое планирование
по окружающему миру
ФГОС «Школа России» для 2 класса
Подготовила
учитель начальных классов
Бартова Наталья Егоровна
2015 г.
Бартова Наталья Егоровна
учитель начальных классов,
высшей категории
МКОУ "Унъюганская СОШ №1"
п. Унъюган Октябрьского р-на ХМАО-Югры
Календарно-тематическое планирование
по окружающему миру
№ п/п
Дата
Тема урока
Тип урока
Характеристика видов деятельности учащихся
Коррекция
Раздел I. Где мы живём - 4 ч. Цели: различать государственные символы России, приводить примеры народов России; сравнивать город и село; различать предметы природы и рукотворного мира
1
Родная страна
Комбинир - различать государственные символы России; - анализировать информацию учебника; -различать национальные языки и государственный язык России;
- извлекать из различных источников сведения о символах России.
2
Особенности городских и сельских поселений
Комбинир - сравнивать город и село; -рассказывать о своём доме по плану; -формулировать выводы; -распределять обязанности по выполнению проекта; -собирать информацию о выдающихся земляках; -проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; -оценивать свои достижения.
3
Объекты природы и предметы рукотворного мира
Комбинир -различать объекты природы и предметы рукотворного мира; -работать в паре и группе; -формулировать выводы из изученного материала;
-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
4
Проверочная работа «Родная страна»
Контрольн
-выполнять тестовые задания учебника; -оценивать свои достижения и достижения учащихся.
Раздел II. Природа - 20 ч. Цели: формировать знания о явлениях неживой и живой природы, учатся находить связи в природе; определять и сравнивать объекты природы с помощью атласа-определителя; ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка; соблюдать правила поведения в природе 5
Неживая и живая природа
Комбинир
-классифицировать объекты природы по существенным признакам; -различать объекты неживой и живой природы; -устанавливать связи м/у живой и неживой природой; -работать в паре.
6
Явления природы. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Практическая работа
Комбинир -работать в паре: различать объекты и явления природы; -приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; -рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева
7
Погода и погодные явления
Комбинир - наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; - характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; -приводить примеры погодных явлений; -сопоставлять научные и народные предсказания погоды; -работать со взрослыми: составить сборник народных примет своего народа
8
Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. Экскурсия
Комбинир - наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость м/у ними; -определять природные объекты с помощью атласа-определителя; - оценивать результаты своих достижений на экскурсии.
9
Осенние явления в неживой и живой природе
Комбинир - работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе; - рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); -сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; -прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе
10
Звёздное небо. Созвездия
Комбинир находить на рисунке знакомые созвездия; -сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия; -моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; -находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; -осуществлять самопроверку
11
Горные породы и минералы Практическая работа
Комбинир - практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; -различать горные породы и минералы; -работать в паре: готовить краткое сообщение о горных породах и минералах; -формулировать выводы.
12
Значение воздуха и воды для растений, животных и человека
- рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; -работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; -описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; - наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; -находить информацию об охране воздуха и воды родного края.
13
Значение воздуха и воды для растений, животных и человека
- рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; -работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; -описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; -наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; -находить информацию об охране воздуха и воды родного края.
14
Многообразие растений
-устанавливать по схеме различия м/у группами растений; -работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; -приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; -определять растения с помощью атласа-определителя; - оценивать эстетическое воздействие растений на человека. 15
Многообразие животных Комбинир - работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; -работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением; -сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни
16
Связи в природе, между природой и человеком Комбинир - устанавливать взаимосвязи в природе; -моделировать изучаемые взаимосвязи; -выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; -оценивать свои достижения.
17
Дикорастущие и культурные растения Комбинир -сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; -осуществлять контроль и коррекцию; -классифицировать культурные растения по определённым признакам; -находить информацию о растениях; -обсуждать материалы книги «Великан на поляне» 18
Дикие и домашние животные Комбинир - сравнивать и различать диких и домашних животных; -приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека; -рассказывать о значении домашних животных и уходе
19
Комнатные растения Практическая работа Комбинир - узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; -определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса; -оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека.
20
Животные живого уголка Практическая работа Комбинир - рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; -рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; -осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями.
21
Роль кошек и собак в жизни человека Комбинир - определять породы кошек и собак; -обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме; -объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу.
22
Красная книга Комбинир - выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; -предлагать и обсуждать меры по их охране; -использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге; -подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору)
23
Правила друзей природы. Проект «Возьмём под защиту» Комбинир - анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; -знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; -предлагать аналогичные правила; -распределять обязанности по выполнению проекта; -извлекать информацию из различных источников; -составлять собственную Красную книгу; -презентовать Красную книгу. 24
Проверочная работа «Природа» Контрольн - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
Раздел III. Жизнь города и села -10 ч. Цели: различать составные части экономики; прослеживать производственные цепочки; узнавать различные строительные машины и материалы; различать виды транспорта; определять профессии людей по фотографиям и описаниям; находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий
Комбинир 25
Экономика и её составные части Комбинир - рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану; -анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; -моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; -извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение.
26
Использование природных материалов для изготовления предметов Комбинир - классифицировать предметы по характеру материала; -прослеживать производственные цепочки, моделировать их; -приводить примеры использования природных материалов для производства изделий.
27
Строительство городского и сельского домов. Строительные машины и материалы Комбинир - рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям); -сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; -рассказывать о строительных объектах в своём селе; -предлагать вопросы к тексту.
28
Виды транспорта Комбинир - классифицировать средства транспорта; -узнавать транспорт служб экстренного вызова; -запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.
29
Учреждения культуры и образования Комбинир - различать учреждения культуры и образования; -приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;
30
Разнообразие профессий. Проект «Профессии» Комбинир - рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи; -определять названия профессий по характеру деятельности; -обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; -формулировать выводы; -распределять обязанности по подготовке проекта; -интервьюировать респондентов об особенностях их профессий.
31
Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе. Экскурсия Комбинир - наблюдать над зимними погодными явлениями; -исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; -распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; -наблюдать за поведением зимующих птиц.
32
Зимние явления в неживой и живой природе Комбинир - обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; -формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; -вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике».
33
Проверочная работа «Жизнь города и села» Котрольн - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
34
Представление результатов проектной деятельности Комбинир - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Раздел IV. Здоровье и безопасность - 9 ч. Цели: различать внешнее и внутреннее строение человека; правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гиены; соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту; соблюдать основные правила противопожарной безопасности, поведения на воде и в лесу; правильно вести себя при контактах с незнакомцами. 35
Строение тела человека Комбинир - называть и показывать внешние части тела человека; -определять на муляже положение внутренних органов человека; -моделировать внутреннее строение тела человека.
36
Режим дня второклассника. Правила личной гигиены Комбинир - рассказывать о своём режиме дня; -составлять рациональный режим дня школьника; -обсуждать сбалансированное питание школьника; -различать продукты растительного и животного происхождения; -формулировать правила личной гигиены и соблюдать их.
37
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах Комбинир - моделировать сигналы светофоров; -характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; -различать дорожные знаки и ; -формулировать правила движения по загородной дороге.
38
Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа Комбинир -формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; -учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.
39
Правила безопасного поведения в быту Комбинир - объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; -формулировать правила безопасного поведения в быту; -узнавать правила по предложенным в учебнике знакам; -сравнивать свои знаки с представленными в учебнике.
40
Правила противопожарной безопасности Комбинир - характеризовать пожароопасные предметы; -запомнить правила предупреждения пожара; -моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону; -рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; -находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение.
41
Правила безопасного поведения на воде и в лесу Комбинир - характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; -запомнить правила поведения во время купания; -различать съедобные и ядовитые грибы; -находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; -определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых.
42
Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми Практическая работа Комбинир - характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; -предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях; -моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС; - моделировать правила поведения в ходе ролевых игр.
43
Проверочная работа «Здоровье и безопасность» Контрольный урок - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
Раздел V. Общение - 7 ч. Цели: оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу друзей; приводить примеры семейных традиций, уважать их и бережно хранить; соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками; соблюдать правила культурного поведения в школе, в других общественных местах; ценить дружбу и взаимопомощь между людьми, добро и справедливость 44
Наша дружная семья. Культура общения в семье Комбинир - рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; -формулировать понятие «культура общения»; -обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; -моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.
45
Проект «Родословная» Комбинир - интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; -отбирать фотографии из семейного архива; -составлять родословное древо семьи; -презентовать свой проект.
46
Классный и школьный коллектив. Совместная учёба, игра, отдых Комбинир -рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; -обсуждать вопрос о культуре общения в школе; -формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; -оценивать с нравственных позиций формы поведения; -моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах.
47
Правила этикета в общении Комбинир -обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; -формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; -моделировать ситуации общения в различных ситуациях.
48
Правила поведения в гостях Комбинир - обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; -обсуждать проблему подарка в день рождения друга; -обсуждать правила поведения за столом; -формулировать правила этикета в гостях.
49
Правила поведения в общественных местах Комбинир - обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их; - обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника.
50
Проверочная работа «Общение» Контрольн - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
Раздел VI. Путешествия - 18 ч. Цели: различать стороны горизонта, обозначать их на схеме, формы земной поверхности и водоёмы; ориентироваться на местности разными способами, находить на карте Российскую Федерацию, Москву - столицу России; читать карту и план; находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны; различать физическую и политическую карты 51
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта Комбинир -сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; -различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; -анализировать текст учебника; -формулировать вывод о форме Земли
52
Ориентирование на местности Комбинир находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе; - знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним; -осваивать приёмы ориентирования по компасу; -знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.
53
Ориентирование на местности Практическая работа Комбинир находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе; - знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним; -осваивать приёмы ориентирования по компасу; -знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.
54
Формы земной поверхности Комбинир - сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; -анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; -сравнивать по схеме холм и гору; -характеризовать поверхность своего края.
55
Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, реки, озёра Комбинир - различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; -анализировать схему частей реки; - на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; -обсуждать эстетическое воздействие моря на человека; -составлять фото-рассказ на тему «Красота моря».
56
Наблюдения над весенними явлениями природы. Экскурсия Комбинир - наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. Д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; - формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.
57
Весенние явления в живой и неживой природе Комбинир - рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; -знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной; -моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; -наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради.
58
Россия на карте Практическая работа Комбинир -сравнивать изображение России на глобусе и карте; -соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России; -осваивать приёмы чтения карты; -учиться правильно показывать объекты на настенной карте.
59
Проект «Города России» Комбинир - распределять обязанности по выполнению проекта; -в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; -составлять презентацию своего исследования; -презентовать свои проекты.
60
Путешествие по Москве Основные достопримечательности столицы
- находить Москву на карте России; -знакомиться с планом Москвы; -описывать достопримечательности по фотографиям; -отличать герб Москвы от гербов других городов; - совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета.
61
Московский Кремль. Достопримечательности Кремля и Красной площади
- обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; -находить на фотографии достопримечательности Кремля; - находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение.
62
Санкт-Петербург - северная столица России
- находить Санкт-Петербург на карте России; -знакомиться с планом Санкт-Петербурга; -описывать достопримечательности по фотографиям; -отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; - совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета.
63
Путешествие по планете. Карта мира Комбинир - сравнивать глобус и карту мира; -находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; -соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.
64
Океаны и материки, их изображение на карте Комбинир - сравнивать глобус и карту мира; -находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; -соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.
65
Путешествие по материкам. Части света: Европа и Азия Комбинир - находить материки на карте мира; -знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; - готовить сообщения и выступать с ними перед классом.
66
Особенности природы и жизни людей на разных материках Комбинир - находить материки на карте мира; -знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; - готовить сообщения и выступать с ними перед классом.
67
Страны мира. Проект «Страны мира» Комбинир - сравнивать физическую и политическую карты мира; -находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран; - определять, каким странам принадлежат представленные флаги; - распределять обязанности по выполнению проекта; -готовить сообщения о выбранных странах; -подбирать фотографии достопримечательностей.
68
Летние явления в живой и неживой природе Комбинир - определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя; -приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; -рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; -за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных».
69
Проверочная работа «Путешествия» Контольн - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
70
Презентация проектов Комбинир -выступать с подготовленными сообщениями, -иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Используемая литература:
Для учителя:
1. Серия «Стандарты второго поколения» Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Начальная школа. Е.С. Савинов М.: Просвещение¸ 2010 2. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4-классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, М.В.Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н.Дементьева, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева, С.В.Степанова, Н.А.Стефаненко, Т.Е.Хохлова. - М.: Просвещение, 2011 3. Планируемые результаты начального общего образования /(Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 120 с. - (Стандарты второго поколения). 4. Поурочные разработки по окружающему миру 2 класс. К учебнику Плешакова А.А. М.: Просвещение, 2012 Для учеников: 1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - 2-е-изд. - М.: Просвещение, 2012.- 143 с.: ил. - (Школа России).
2. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь, Москва, Просвещение, 2012
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
Автор
Название
Год издан.
Издательство
1
Е.С. Савинов
Серия «Стандарты второго поколения»
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Начальная школа
2010
М.: Просвещение
2
Плешаков А.А.
Окружающий мир. Рабочие программы 1-4
2011
М.: Просвещение
3
Плешаков А.А.
Поурочные разработки по окружающему миру 2 класс. К учебнику Плешакова А.А.
2012
М.: Просвещение
4
Плешаков А.А.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по программе «Школа России» (компакт-диск)
2011
Волгоград Издательство «Учитель»
5
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения)
2010
М. Просвещение
6
Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В.
Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения)
2010
М. Просвещение
7
Логинова О.Б., Яковлева С.Г.
Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. (Стандарты второго поколения)
2009
М. Просвещение
8
Демидова М.Ю., Иванов С.В.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч.
2010
М. Просвещение
9
Под общей редакцией Н.В. Калининой
Оценка результатов начального образования в условиях компетентностного подхода: методическое пособие для учителей начальных классов
2009
Ульяновск: УИПКПРО
10
Под общей ред. Н.В. Калининой
Формирование ключевых компетентностей учащихся в нач. школе: учебно-методическое пособие для учителя
2009
Ульяновск: УИПКПРО