Проектная деятельность Они хотят жить

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологический проект

"Они хотят жить"

Проектная деятельность Они хотят жить

Пояснительная записка.

Защита насекомых, необходимых для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом - одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.

Россия обладает самой большой площадью занятой лесом. И ни для кого не секрет, что состояние лесов и в России, и в нашей области, и в нашем районе желают лучшего.

Лес - это наше богатство! Лес - это сообщество растений и животных (насекомых), которые живут вместе и нужны друг другу. В лесу много животных, которые питаются разными частями растений: листьями, плодами, корой, почками, цветами. Лес составляет основу жизни всех живых существ в т. ч. и человека.

В настоящее время заметно ухудшился экологический фон нашей среды из-за низкой экологической грамотности человека. В связи с этим, формирование экологического сознания следует начинать ещё в начальной школе.

Младший школьный возраст - это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период нужно успеть вложить позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своего народа - одна из главных и трудных задач. Оказать помощь в её решении может изобразительное искусство.
Человек, умеющий видеть - это прекрасно! Надо с раннего детства воспитывать в детях это великолепное качество - умение видеть в окружающей нас природе вечную красоту жизни. Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Как научить детей видеть всё это великолепие, расшевелить чувства, разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией родного живописного края.

Обоснование выбора темы и её актуальность.

Для полноценного восприятия окружающего мира детям необходим запас наблюдений, опыта положительно-активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой «накладывание» имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.

Особенность занятий заключается в том, что природа представлена как ценность, а гуманное отношение к живому - как этический принцип поведения человека. Освоение данных представлений обеспечивает понимание ребёнком необходимости экологически правильного отношения к природе. Экологическая воспитанность младшего школьника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия. Ребёнок учится распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости. Художественно-творческая деятельность, рисунки о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки, расширяют их продуктивные, созидательные возможности в окружающем мире.

Цель программы:

Развивать детское творчество через ознакомление с миром насекомых; систематизировать представление детей о многообразии насекомых

Задачи:

  1. Расширение знания детей о насекомых и их значением в природе, о пользе насекомых.

  2. Выявление видов насекомых, которым нужна защита; какой вред наносит человек насекомым.

  3. Обозначение причины исчезновения насекомых; формировать нормы поведения человека в природе.

  4. Воспитание желания беречь и охранять окружающую среду, уточнение, чем мы можем помочь насекомым.

Сроки реализации данной дополнительной программы:

Данная программа предназначена для детей младшего школьного возраста 8-9 лет.

Программа рассчитана на 34 часа в год (раз в неделю), срок реализации 1 год.

Режим занятий:

Четверг - 14.00-15.00

Основные направления работы с детьми:

  • совместная деятельность взрослого и ребёнка;

  • самостоятельная деятельность ребёнка;

  • экскурсия;

  • наблюдения;

  • музыка;

  • художественная литература;

  • стихи, загадки;

  • беседа;

  • путешествие по иллюстрациям;

  • мнемотаблица;

  • динамические паузы;

  • дидактические игры;

  • мультимедийное видео;

  • лепка;

  • аппликация;

  • рисование;

  • досуги и развлечения.

Сотрудничество с родителями

  • проведение совместной экскурсии в ближайший лес;

  • сбор интересной информации о насекомых;

  • совместная работа родителей и детей (домашнее задание)

Методическое сопровождение.

  • сбор информации о насекомых;

  • подборка иллюстраций о жизни насекомых;

  • подбор художественной литературы о насекомых;

  • подборка загадок о насекомых;

  • дидактические игры;

  • беседы;

  • конспекты занятий;

  • музыкальное сопровождение «Времена года» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика ит. д.);

  • альбомные листы;

  • акварель, кисть, салфетка, баночка с водой;

  • графитный карандаш, ластик;

  • наглядный материал (поэтапное рисование);

  • консультационный материал для родителей.

Сотрудничество с родителями

  • проведение совместной экскурсии в ближайший лес;

  • сбор интересной информации о насекомых;

  • совместная работа родителей и детей (домашнее задание)

Методическое обеспечение.

  • наглядный материал;

  • музыкальное сопровождение (голосовая динамическая пауза);

  • материал для изобразительной деятельности;

  • поэтапное рисование насекомого;

  • монитор (для просмотра мультимедийного видео);

Планирование работы:

Для разработки проекта определяю основные критерии, которыми буду оперировать в ходе практической деятельности с детьми по осуществлению работы над проектом «Они хотят жить».

Критерии

1. Подготовительный этап (сбор информации о насекомых)
2. Экологическое ориентирование

  • что мы знаем о насекомых;

  • мнемотаблица (развитие насекомых);

3. Экологическое воспитание

  • для чего нужны насекомые, какую пользу они приносят;

  • почему насекомые исчезают;

4. Экологическая культура

  • для того, чтобы стать другом насекомых, нужно соблюдать несколько правил;

5. Экологическое мышление

  • на полянку на лужок, пойдём за загадкою дружок;

  • знаешь ли ты…

6.Итог проектной деятельности.

Предполагаемый результат

  • формирование навыков культурного поведения в природе;

  • формирование положительно-эмоционального и осознанного отношения к природе: доброжелательность к живым существам;

  • эмоциональная отзывчивость на их состояние;

  • развитие познавательного интереса детей;

  • интерес к природным объектам;

  • стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ;

  • вызвать желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Ожидаемые результаты:

- формирование навыков культурного поведения в природе;

- формирование положительно-эмоционального и осознанного отношения к природе: доброжелательность к живым существам;

- эмоциональная отзывчивость на их состояние;

- развитие познавательного интереса детей;

- интерес к природным объектам;

- стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ;

- вызвать желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Способы проверки:


  • Игра - опрос;

  • Разгадывание кроссвордов;

  • Карточная викторина;

  • Игра «Лото»

Форма подведения итогов : составление проекта «Они хотят жить!»



Календарно - тематический план.

№ п/п

Раздел

Содержание

Теория

Практика

Всего

1

Знакомство с насекомыми Обобщение представлений детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера); - упражнение в различении и названии часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела); - уточнение представлений о пользе вреде, наносимые насекомыми. Развитие эмоциональной речи, сообразительности, фантазии в процессе отгадывания и решения творческих задач.

7

7

2

Насекомые, приносящие вред.

Знакомство с насекомыми, которые приносят вред природе;

-классификация их по видам;

- подбор иллюстраций о жизни этих насекомых;

- развитие познавательного интереса учащихся.

4

4

4

3

Насекомые

Знакомство с конкретными видами насекомых;

-с внешним видом;

-средой обитания;

-как появляются (размножаются);

-чем питаются.

Подборка загадок о насекомых каждого вида, подбор художественной литературы.

Поэтапное рисование.

Разгадывание кроссвордов.

16

15

18

4

Составление проекта.

Систематизировать собранный материал.

Отобрать наиболее интересные подборки художественной литературы, загадки, дидактические игры, рисунки детей.

3

3

5

Подведение итогов.

Подготовка и защита проекта.

2

2

6

Итого

28

22

34



Методическое сопровождение.

  • сбор информации о насекомых;

  • подборка иллюстраций о жизни насекомых;

  • подбор художественной литературы о насекомых;

  • подборка загадок о насекомых;

  • дидактические игры;

  • беседы;

  • конспекты занятий;

  • музыкальное сопровождение «Времена года» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика ит. д.);

  • альбомные листы;

  • акварель, кисть, салфетка, баночка с водой;

  • графитный карандаш, ластик;

  • наглядный материал (поэтапное рисование);

  • консультационный материал для родителей.

Список используемой литературы.

Для педагогов:

  1. А.И. Иванова "Живая экология", "Экологические наблюдения и эксперименты в начальной школе, 2005 год.

  2. "Мы" - программа экологического воспитания детей 2005 год.

  3. С.Н. Николаева "Юный эколог" 2002 год.

  4. А.В. Кочергина "Сценарий занятий по экологическому воспитанию школьников" 2005 год.

  5. Е.А. Алябьева "Тематические дни и недели в начальной школе", "Итоговые дни по лексическим темам" 2006 год.

  6. Л.А. Владимирская "От осени до осени" 2004 год.

  7. В.В. Петров . " Растительный мир нашей Родины"; М. 1991г.

  8. Сборник " Экологическое образование учителю биологии"; Челябинск 1991г.

  9. Сборник: " Край Нагайбакский". 2000г.

Для детей:

  1. С.Н.Вохринцева. Насекомые, Москва «Страна фантций», 2010г.

  2. Эмили Бомо. Животные - рекордсмены, Москва «Махаон», 2008

  3. Л.А.Владимировская «От осени до осени», 2004

  4. Энциклопедия, под редакцией С.А.Ледкова, Москва, 2006




© 2010-2022