Конспект по литературному чтению С. Козлов Красота (2 класс по УМК ПНШ)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Методическая разработка урока литературного чтения для 2 класса

На тему «С.Козлов «Красота». Поход в Музейный Дом А.Дюрер «Травы»

( УМК «Перспективная начальная школа») Цель урока: организовать работу учащихся по ознакомлению с рассказом С.Козлова «Красота» и картиной А.Дюрера «Травы» Метапредметные задачи урока:

  1. Познавательные
- формировать у учащихся умения ориентироваться на страницах учебника, понимать приведенные в нем знаки, в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; 2. Коммуникативные - обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи. - в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи, принимать участие в работе парами, следить за действиями других участников учебной деятельности. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. 3. Регулятивные - создать условия для развития у школьников умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения. Предметные:

- создать условия по ознакомлению с понятием «красота», значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности. - организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.
Ход урока

  1. Орг. Момент

- Добрый день, уважаемые наши гости, ребята, поприветствуйте гостей. Если в доме гость, то значит праздник! И сегодня я предлагаю устроить праздник знаний. Для этого всё есть: хорошая погода, мы все вместе, гости с нами. Вы готовы помогать друг другу? Улыбнитесь и скажите хорошие, добрые слова, пожелайте успехов.

  1. Актуализация знаний. Постановка целей.

- Чтобы узнать тему урока, вам надо отгадать кроссворд, а для этого нужно вспомнить всё, что вы узнали, прочитали по теме…, напомните тему раздела («В гостях у барсука»)

Разгадывание кроссворда. (Слайд 1)

А) Короткие стихотворения из трёх строчек (хокку или хайку);

2) Гостеприимный хозяин Чайного домика(барсук);

3) Фамилия переводчицы с японского языка, благодаря которой мы узнали такие замечательные сказки (Маркова), если забыли, то найдите информацию в учебнике. Перечислите название этих сказок («Барсук-любитель стихов», «Луна на ветке»);

4) Автор хокку «Вот выплыла луна…» (Исса);

5) Страна Восходящего Солнца (Япония), какая информация об этой стране вас удивила?

6) Как называют того, кто умеет создавать и ценить всё прекрасное (поэт);

7) Секрет, который открыл героям гостеприимный хозяин Чайного домика (любование). Чем японцы любят любоваться? (Красный и жёлтый японский клён, сакура, луна и т.д.) (Слайд 2-5)

- А вот если бы была выставка картин, вы на какую тему поместили бы эти картины? «Прекрасное, красивые картины, чудесные картины и т. д.)

- Кто уже догадался, о чём на уроке у нас пойдёт речь? ( по вертикали слово «Красота»)

- Сегодня на уроке это слово будет ключевое, главное.

Прочитайте тему урока, которое получилось в результате правильного отгадывания кроссворда в выделенной строке. (Слайд 6)

Красота

- Что вы хотели бы узнать по этой теме? Чем бы вы хотели пополнить наш «рюкзак» знаний?

- Мы продолжим беседовать о красоте природы, будем учиться подмечать, понимать, любить природу, всматриваться, наблюдать за ней, чтобы проникнуть в ее тайны и секреты.

- Что же такое по вашему - красота?

- Поделитесь вашими мыслями в паре.

- Кто желает поделиться с нами?

Невозможно дать четкое определение этому понятию. Для каждого человека красота заключается в разных вещах. Для кого-то это бриллиантовая россыпь, для кого-то нитка - жемчуга, ветка сакуры или целое дерево цветущей сливы, весенний рассвет или звездная летняя полночь…

- А для каждого из вас, что такое красота?

- Произнесите медленно это слово. Какие ассоциации у вас возникли? - Что вы представляете, когда слышите это слово?

Мне, ребята, очень понравились слова Наталии Александровны Чураковой, автора нашего учебника, и я хотела бы поделиться с вами.

- Красота - это то, что вокруг нас,

необходимо её обнаружить. (Слайд 7)

- Как вы понимаете, слова Наталии Александровны?

- В конце урока, мы вернёмся к эпиграфу и ещё раз обсудим.

- А поможет нам понять тему урока произведение на стр.111. Прочитайте имя и фамилию автора и название.

- Знаком ли вам автор?

- Что вы о нём знаете?

(Слайд 8)

Сергей Григорьевич Козлов посвящал свои рассказы красоте природы. Он считал, что красоту можно увидеть во всём том, что находится рядом: справа, слева, сверху, под ногами везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни. Важно только увидеть их, услышать, почувствовать сердцем. Среди героев нет явных злодеев, а есть чуткие к красоте Медвежонок, Заяц, Ёжик, которые жадно впитывают впечатления, запоминают мельчайшие подробности. Между ними царит дружба и взаимопонимание.
- Посмотрите на значок, прежде, чем начать знакомство с произведением, куда нужно обратиться за помощью? (толковый словарь)

Давайте, договоримся так. В начале мы прочитаем произведение и попробуем сами понять значение, а потом обратимся к толковому словарю и сверим, правильно ли мы поняли.

- Сейчас мы познакомимся с содержанием этого произведения. И я попрошу вас определить жанр.

III Первичное восприятие:

Чтение по ролям.

IV Анализ

- Поделитесь в парах своими мыслями, чувствами об услышанном.

- Кто желает поделиться с нами? К какому жанру отнесём это произведение? (вид сказки - сказка о животных)

Работаем с текстом.

- Почему всё запело, застрекотало, зазвенело? (прилетел тёплый ветер)

- Что он сделал? (обнял своими широкими крыльями весь лес)

- Как вы поняли смысл этих слов?

- Что необычного в этих словах? ( о ветре говорится как о живом)

- Какое выразительное средство языка использовал автор? (олицетворение)

- Как вели себя звери?

- Что необычного предложил Медвежонок?

- Кто поддержал Медвежонка?

- Как решили распорядиться ветками Медвежонок и Ёжик?

- В чём же Медвежонок и Ёжик увидели красоту?

- Как вы думаете, что сложнее: увидеть красоту в яркой веточке рябины или в голых прутиках? (Увидеть красоту в голых прутиках сложнее, поэтому и не понравилось Зайцу, что Медвежонок и Ёжик несут домой прутики)

- отличается ли Ёжик по характеру от Медвежонка? Чем?

(Медвежонок активный, деятельный, разговорчивый, именно он предложил набрать веточек. Ёжик молчаливый, вдумчивый, именно он говорит о ветке, что «Это - красота»)

- Кого бы ты назвал в этой истории - поэтом? (В этой истории я бы назвал поэтом Медвежонка, потому что он в обычной ветке увидел красоту. Он подметил: « Знаешь, как красиво!»)

- А ещё кого? (А ещё - Ёжика. Он тоже хотел поставить на окно и любоваться. Ёжик сказал: «Это - красота! Разве не видишь?»)

- Прочитайте отрывки, выделенные в желтой рамке. Почему они выделены одним цветом? (поэтический взгляд на мир)

- какая черта характера позволила Медвежонку и Ёжику разглядеть красоту?(наблюдательность)

- Свою наблюдательность человек может развивать, и постепенно перед ним откроется множество интересных и замечательных явлений. Наблюдательность воспитывает также неравнодушие к окружающему миру и как следствие доброту и восхищение совершенством всего того, что существует в природе.

- Теперь ты понимаешь, что такое красота - в простом?

- Можно ли сказать, что природа не всем сразу раскрывает свои секреты? Так кому же она их раскрывает?

- А какому герою красота не доступна?

- Как вы думаете, заяц научится видеть красоту?

- Зачитаем отрывки в синих рамках.

- Почему автор их выделил? (Они лишены фантазии)

- Просмотрите фразы Зайца. Возможно, есть какая-то необычная фраза? («Красота! Вон её сколько, этой красоты!»)

- Какое чувство переполняет Зайца?

- Значит, он видит красоту?

- Создавая образ красоты, автор ещё использовал выразительное средство языка - это контраст.

- В чём он выражается? (С одной стороны, голые ветки, на которых один-два листочка, - это символ пробуждения природы, а с другой стороны - зимнее небо - символ покоя и сна природы).

V Физкультминутка (Слайд 9)

- Догадайтесь, почему под физкультминутку, я вам приготовила песенку черепахи и львёнка? (Написал С. Козлов)

VII Поход в Музейный Дом.

- Посмотрите на значок. Куда мы сейчас отправимся?

- Давайте сядем удобнее, возьмём необходимые инструменты (лупа, рамка).
- Какую картину найдём в "Музейном Доме". (Картину Альбрехта Дюрера "Травы")

Рассмотрите внимательно травы на репродукции с картины Дюрера.

- Какие растения вы узнали?

(Одуванчики, уже облетевшие, с ярко жёлтыми стебельками и вырезными листочками; мятлик луговой, мелкие цветочки которого прячутся в колосках, составляющих развесистую метёлку; мясистые листья подорожника, освещённые солнцем; осоку, узкие, тончайшие и длинные листочки которой напоминают лук.)

- Почему вы их узнали? (есть в нашей местности)


- Найдите метёлку лугового мятлика. (Его мелкие цветочки прячутся в колосках.) Есть даже детская игра, когда пальчиками собирают метёлку в один пучок, отгадывая, петушок это или курочка, если кто - то не знает такой игры, то спросите у старших.
- Выделите этот фрагмент рамкой. Посмотрите, все ли выделили верный фрагмент? (Слайд 10)

- А вырезной лист одуванчика замечаешь? (Его трубочки-стебельки желтоватые, словно резиновые, с тугими отцветшими головками. В трубочках клейкое молочко.)
- Рассмотрите их с помощью лупы. (Слайд 11)


- А мясистые листья подорожника тебе знакомы? (Листья подорожника я знаю, наша соседка всегда прикладывает на рану. Подорожник ещё возле нашего дома растёт)
- Выделите этот фрагмент рамкой. Посмотрите, все ли выделили верный фрагмент? (Слайд 12)

- А узкие и длинные листья осоки, о которые можно порезаться?
(Узнала я, такое было, что я летом резала свои пальцы )
- Рассмотрите их с помощью лупы. (Слайд 13)


- А запахи? Запахи разнотравья середины лета представляете?

- Закройте глазки и попробуйте представить летний луг с его разнотравьем и чудесными запахами.

- Чем же привлекли внимание художника эти травы? (Слайд 14)


- Ведь этот кусочек природы скорее невзрачный, чем привлекательный?
- Молодцы!

- Представляете, как надо любить и ценить мир природы, чтобы с таким вниманием написать каждую былинку травы?

-Что хотел показать нам художник?

(красоту природы)

- Над чем заставляют задуматься эти репродукции?

(О бережном отношении к природе.)

- Дюрер считал, что в мире нет ничего малозначительного: всякая крошечная подробность жизни одухотворена и полна смысла.

VIII Контроль и оценка

Я в начале урока сказала вам, что мы вернёмся к эпиграфу

(Слайд 15)

Что вам ещё хотелось бы сказать, поделиться мыслями, добавить?

- А какие произведения помогли нам глубже понять тему урока? -(сказка Козлова и картина Дюрера)

- Убедили ли нас авторы произведений, что всё вокруг таит в себе красоту? Но без чего красота не видна?

Свои секреты природа раскрывает только наблюдательному, счастливому человеку. Счастливыми бывают те люди, которые умеют подмечать красоту даже в самом простом. Да, их можно назвать поэтами они умеют ценить красоту. Наслаждаться красотой природы лучше вместе с друзьями, чем одному.

- А сейчас я предлагаю вам выполнить работу по сериям картинок. На слайде изображены серии картинок, где явная красота, и где красоту трудно найти. Обсудите в парах, где труднее увидеть красоту, постарайтесь найти красоту там, где труднее. Желающие поделитесь с нами.

- Кто желает рассказать о красоте старого дома (он сам научился видеть красоту, т.к. много лет прожил на этом свете.)

- Красоту голой веточки?

- Красоту …..

- А кто бы себе сегодня поставил пятёрку за урок?

- А 4? Почему?

IX Итог. Рефлексия.

Подведём итог нашему уроку

- Что вы не знали, а теперь узнали?

- Что вам пригодится в жизни?

- Что ещё хотели бы узнать?

X Домашнее задание. (Слайд 16)

  • По пути домой постарайтесь найти необычное в обычном.

  • Уч. с. 111-114, по ролям;

  • П. т. с. 27, наизусть


© 2010-2022