Большая буква в именах собственных

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жевлакова Наталья Геннадьевна

МБОУ «СОШ №17»


Урок по обучению грамоте для 1 класса

«Большая буква в именах собственных»

Цели: создать условия для отработки навыка написания имён собственных; развивать устную речь, обогащать словарный запас, учить работать в малых группах; воспитывать взаимопомощь. Задачи:

  1. Развивать умение писать с большой буквы имена, отчества, фамилии людей.
  2. Развивать правильное, красивое, грамотное письмо.
  3. Воспитывать интерес к русскому языку и литературе, любознательность.
Оборудование: учебник «Русский язык» для 1-го класса (автор: Т.Г.Рамзаева); диск с презентацией; проектор, экран; карточки с заданиями по рядам. Ход урока: I Организационный момент Учитель: А теперь проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Книги, ручки и тетрадки? - из уроков обучения грамоте вы уже знаете, как пишутся имена людей. Давайте повторим это правило. Ученики: имена людей пишутся с заглавной буквы. Учитель: Послушайте стихотворение Е.Измайлова о заглавной букве.(заранее подготовленный ученик читает стихотворение) Буква обычная выросла вдруг. Выросла выше букв - подруг. Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело… Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметнее быть и виднее. Буква большая совсем не пустяк. В букве большой - уважения знак. Учитель: Ребята, улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Хорошее настроение поможет нам сегодня на уроке преодолеть все трудности.
  1. Каллиграфическая минутка
Письмо заглавной и строчной буквы Бб Учитель: ребята, почему мы прописываем сегодня заглавную букву Б ? Ученики: будем повторять написание с большой буквы имён собственных. (учитель сообщает тему урока и цели)
  1. Словарная работа
Работа в парах. На каждой парте лежат словарики. Учитель читает загадку, а дети вписывают отгадку. (работают по памятке «Работа со словарными словами»).
  1. Растут на грядке зелёные ветки,
А на них - красные детки (помидор) 2) Работа со словарём (запись словарного слова «помидор») 3) Работа в парах со звуковыми схемами слова (деление на слоги «по-ми-дор», выделение ударного слога) 4) Упражнение на образование однокоренных слов: «помидорчик», «помидорка», «помидорный» и т.п. 5) В произведении Дж. Родари «Чипполино», герои - овощи (познакомить с книгой и порекомендовать её для прочтения) IV. Повторение изученного Работа в тетрадях
  1. Составить два предложения и выделить в них подлежащее и сказуемое.
Марина готовит салат. Олег рисует. Вывод: имена людей пишутся с большой буквы. В предложении имя собственное является подлежащим.
  1. Прочитать предложение наоборот. Найти имя собственное.
Вывод: клички животных пишутся с большой буквы. А роза упала на лапу Азора.
  1. Составить предложения с данными словами:
По стенам кабинета развешаны карточки разного цвета. Ученики должны собрать карточки определённого цвета и составить из них предложение. 1 ряд. У (К,к)оровы (Н,н)очки (Т,т)ёлочка (З,з)орька. 2 ряд. У (С,с)обачки (Б,б)елки (Щ,щ)енок (Д,д)ружок. 3 ряд. У (К,к)урицы (Х,х)охлатки (Ц,ц)ыплёнок (Ж,ж)елтыш. - Что интересного вы заметили? - Почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой? Комментированное письмо второго предложения. Выделение всех известных орфограмм. У собачки Белки щенок Дружок. Учитель: Прочитайте получившиеся слова. На какой вопрос они отвечают? Ученики: Слова отвечают на вопрос КТО? Учитель: Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос КТО? Ученики: Эти слова обозначают предметы. Учитель: А почему они написаны с заглавной буквы? Ученики: Это имена собственные.
  1. Физминутка
«Сели - Встали» Учитель называет слова. Если слово пишется с маленькой буквы - дети садятся на корточки. Если пишется с большой буквы - то встают и поднимают руки вверх. Слова: котёнок, Барсик, Мальвина, мальчик, щука, Иван Щукин, луг, город Луганск, море, озеро Байкал, собачка Шарик.
  1. Презентация творческой работы «Байкал»
Несколько подготовленных детей выступают по ранее сделанным докладам об озере Байкал. Вывод: географические названия пишутся с большой буквы.
  1. Ребусы
Роман, Москва, Маша.
  1. Работа в тетрадях
Учитель: Назовите фамилии писателей, произведения которых вы читали. Ученики: Пушкин, Крылов, Пришвин, Осеева, Бианки и др. (Учитель просит обратить внимание на выставку детских книг, организованную в классе) - Давайте запишем несколько фамилий писателей в тетрадь. Как будем записывать фамилии? Подчеркните заглавную букву. Учитель: Как пишутся имена и фамилии людей? Как называются эти слова? Вывод: Имена и фамилии людей пишутся с большой буквы. Это имена собственные.
  1. Итог урока
Учитель задаёт три вопроса развивающего обучения: Что делали? Как выполняли задания? Зачем надо знать правила правописания имён собственных? Какое у вас настроение? Раскрасьте нужный рисунок.
© 2010-2022