- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Макарова О.А. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5"
УТВЕРЖДАЮ.
Директор МБОУ ХСОШ №5
_____________Л.В.Романова
"____"_______________2015
Приказ №_______
от "___"_______2015
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 3 "Г" класса
Составитель: Макарова О.А.,
учитель высшей квалификационной категории
2015 г
Пояснительная записка Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ХСОШ №5;
- Учебного плана на 2015-2016 учебный год МБОУ ХСОШ №5;
- Авторской программы по изобразительному искусству, автор Неменский Б.М., - М.:Просвещение, 2011, учебник «Изобразительное искусство».
- УМК «Школа России».
Актуальность и назначение программы. Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника - создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла. Современное искусство разнообразно, каждый может сделать выбор идти в сторону доброго и светлого. Педагог стремится развивать ребенка, как творческую личность, стремится ввести его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.
Место изучаемого курса в учебном плане По учебному плану общеобразовательной организации на 2015 -2016 учебный год на предмет «Изобразительное искусство» предусмотрено 1 час в неделю (34 часа в год, 34 учебные недели), что соответствует авторской программе. Поэтому в авторскую программу изменения не внесены.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка. Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
- Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
- Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
- Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
- рисование с натуры (рисунок, живопись);
- рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
- декоративная работа;
- лепка;
- аппликация с элементами дизайна;
- беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
- Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:
- использование различных материалов, приемов и техник;
- изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
- передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;
- выражение настроения художественными средствами;
- компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;
- использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
- использование знаний графической грамоты;
- использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
- передача в творческих работах особенностей художественогй культуры разных (знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Содержание учебного предмета
№ п/п
Наименование раздела
Количество часов
1
Вводный урок
1
2
Искусство в твоём доме
7
3
Искусство на улицах твоего города
7
4
Художник и зрелище
11
5
Художник и музей
8
Итого:
34
Планируемые результаты изучения программы На первой ступени школьного обучения в ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД) и предметных результатов. Личностные результаты освоения курса «Изобразительное искусство»: а) формирование у ребѐнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Предметные результаты: а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; в) ознакомление учащихся с терминологией и классификациейизобразительного искусства; в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой; г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Планируемы результаты освоения содержания программы за 3 класс Обучение в третьем классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного замысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда - от древности до наших дней. Задача - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий. В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты. Удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
- работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
- использовать элементарные приёмы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись. Скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
- называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);
- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Гжель);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- использовать приобретённые знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
Критерии оценивания полученных результатов
по изобразительному искусству
Критерии оценивания предметных умений
Оценка "5" - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.
Оценка "4" - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка "3" - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка "2" - поставленные задачи не выполнены.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Наименования разделов и тем
Характеристика
основных видов деятельности ученика (на уровне учебных) по теме
Дата по плану
Дата по факту
Вводный урок (1 час)
1
Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы.
Составлять план и последовательности действий. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
Искусство в твоём доме (7 часов)
2
Твои игрушки.
Составлять плаа и последовательности действий. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата.
3
Посуда у тебя дома.
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
4
Обои и шторы у тебя дома.
Оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.
5
Мамин платок.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
6
Твои книжки.
Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
7
Открытки.
Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям.
8
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Формулировать собственное мнение и позицию.
Искусство на улицах твоего города (7 часов)
9
Памятники архитектуры.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
10
Парки, скверы, бульвары.
Овладевать приёмами коллективной творческой работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.
11
Ажурные ограды.
Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.
12
Волшебные фонари.
Воспринимать, сравнивать, анализировать объекты, отмечать особенности формы и украшений.
13
Витрины.
Участвовать в творческой деятельности учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
14
Удивительный транспорт.
Обретать новые навыки в конструировании из бумаги. Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать работу.
15
Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы)
Овладевать приёмами коллективной творческой деятельности. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов.
Художник и зрелище (11 часов)
16
Художник в цирке.
Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Формулировать собственное мнение и позицию.
17
Художник в театре.
Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных рисунков и учебника, выделять этапы работы.
18
Театр на столе.
Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать театр на столе и давать оценку итоговой работе.
19
Театр кукол.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
20
Мы - художники кукольного театра.
Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
21
Конструирование сувенирной куклы.
Видеть и понимать многообразие видов и форм кукол; конструировать различные формы; давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их.
22
Театральные маски.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
23
Конструирование масок.
Видеть и понимать многообразие видов и форм масок; конструировать различные формы; давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их.
24
Афиша и плакат.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
25
Праздник в городе.
Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их.
26
Школьный карнавал (обобщение темы).
Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов; моделировать.
Художник и музей (8 часов)
27
Музей в жизни города.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
28
Картина - особый мир.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
29
Картина - пейзаж.
Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
30
Картина - портрет.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
31
Картина - натюрморт.
Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям.
32
Картины исторические и бытовые.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
33
Скульптура в музее и на улице.
Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов; моделировать.
34
Художественная выставка (обобщение темы).
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Итого:
34 часа
____ часа
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Печатные пособия:
-
Таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса:
-
Портреты русских и зарубежных художников;
-
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
-
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
-
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
-
Таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству;
-
Альбом с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями рабочей программы.
-
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.
Технические средства обучения:
Оборудование рабочего места учителя:
Классная доска с креплением для таблиц;
-
Магнитная доска;
-
Персональный компьютер с принтером;
-
Аудиомагнитофон;
-
CD/DVD-проигрыватель;
-
Мультимедийный проектор.
Учебно-практическое оборудование:
-
Краски акварельные или гуашевые;
-
Кисти беличьи № 5,10,20;
-
Кисти из щетины № 3,10,13;
-
Ёмкости для воды;
-
Пластилин;
-
Ножницы.
1. Литература.
Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская и др. // Программы общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы. - М.: Просвещение, 2011//, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 3-е издание.
-
Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: учеб. для 3 кл. нач. шк. /[ Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М.Неменского. - 8-е изд. - М : Просвещение, 2013.
-
Рабочая тетрадь к учебнику Е. И. Коротеевой «Изобразительное искусство. Искусство и ты», под редакцией Б. М. Неменского для третьего класса начальной школы.// М : Просвещение, 2013.
2. Интернет-ресурсы. proshkolu.ru pedsovet.org k-yroky.ru/load/73-1-0-5219 deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/918.html 3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Электронное приложение к учебнику «Технология»3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.А. Володина. Ольга Алексеевна Петрова. М. О. Майсурадзе, В. А. Мотылева
2. CD "Развивашка» Делаем игрушки с дизайнером Поделкиным. Выпуск 2, Карнавальные костюмы мистера Маски.
3. CD «Смешарики» Подарок для мамы. Выпуск 8
4. CD «Мышка Мия. Юный дизайнер».
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
от ___» _____________2015
Протокол № ____
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
__________________________
"____"________________2015г
7