Разработка урока русского языка в 1 классе Правила переноса слова. Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока русского языка в 1 классе Правила переноса слова. Школа 2100Разработка урока русского языка в 1 классе Правила переноса слова. Школа 2100Разработка урока русского языка в 1 классе Правила переноса слова. Школа 2100Разработка урока русского языка в 1 классе Правила переноса слова. Школа 2100Разработка урока русского языка в 1 классе Правила переноса слова. Школа 2100Разработка урока русского языка в 1 классе Правила переноса слова. Школа 2100Разработка урока русского языка в 1 классе Правила переноса слова. Школа 2100Разработка урока русского языка в 1 классе Правила переноса слова. Школа 2100Разработка урока русского языка в 1 классе Правила переноса слова. Школа 2100Разработка урока русского языка в 1 классе Правила переноса слова. Школа 2100Разработка урока русского языка в 1 классе Правила переноса слова. Школа 2100Разработка урока русского языка в 1 классе Правила переноса слова. Школа 2100Разработка урока русского языка в 1 классе Правила переноса слова. Школа 2100Разработка урока русского языка в 1 классе Правила переноса слова. Школа 2100Разработка урока русского языка в 1 классе Правила переноса слова. Школа 2100Разработка урока русского языка в 1 классе Правила переноса слова. Школа 2100Разработка урока русского языка в 1 классе Правила переноса слова. Школа 2100Разработка урока русского языка в 1 классе Правила переноса слова. Школа 2100Разработка урока русского языка в 1 «Б» классе

Тема: Правила переноса слов.

Цели урока:

Образовательная : знакомить учащихся с правилами переноса слов.

Развивающая :развивать умения переносить слова; формировать навыки работы с учебником (умение ориентироваться в расположении учебного материала по уроку, умение работать с правилом, данным в учебнике).

Воспитательная : способствовать развитию коммуникативных навыков при работе в группах.

Тип урока : изучение нового материала.

Цели урока по линиям развития личности

Обязательный минимум содержания

4ЛР: развитие умения обозначать на письме буквы безударных гласных звуков, переносить слова

2ЛР: развитие умения находить в тексте однокоренные слова.

6ЛР: развитие умения делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, ставить ударение

Знакомство учащихся с правилами переноса слов

Формирование умения переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил

Формирование умения анализировать звучащую речь

Формирование опыта работы с учебником (умение ориентироваться в расположении учебного материала по уроку, умение работать с правилом, данным в учебнике)

Планируемые результаты

Личностные

Проявление творческого отношения к процессу обучения.

Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме

Метапредметные

Познавательные

Умение:

  • переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил;

  • перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • обобщать полученную информацию;

  • давать оценку своим действиям, оценивать результат;

  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

  • работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

  • формулировать возникший вопрос (затруднение); оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Коммуникативные

Умение:

  • оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

  • сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;

  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.



Предметные



  • Усвоение правил переноса слов.

  • Умение переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил.

Оборудование

  • Бунеева Е.В., Яковлева М.А.Рабочая тетрадь по русскому языку для 1-го класса.- Изд. 3, перераб. - М.: Баласс, Школьный дом,2011.

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,Пронина О.В. Русский язык. Первые уроки. Учебник для 1-го класса.- Изд.4-е, перераб. - М. : Баласс; Школьный дом, 2011.

  • Бунеева Е.В., Исаева Н.А. Русский язык.1-2 классы. Методические рекомендации для учителя. - М : Баласс, 2011.

  • Карточки букв и слогов.

Ресурсы

  • Компьютер

  • Выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» school-collection.edu.ru

  • Мультимедийный проектор

Формы работы:

  • фронтальная форма

  • индивидуальная форма

  • работа в паре

  • работа в группе



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

СОТ и ИКТ

Физкультминутка



Чистописание







Языковая разминка







Физкультминутка

«Ленивые восьмерки»

«Активизация руки»

-Откройте тетрадь на с. 9.

Рассмотрите рисунок.

-Куда спешит улитка? Кто ее там ждет?

-Нарисуем улитку на строчке.

Показывает последовательность действий на доске.(Сначала е-образные рожки, затем туловище и «домик».)

-Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова.

-Поэтому в русском языке нет этих …

-Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединение с другими буквами.

-А теперь посмотрите, какая из написанных букв получилась лучше всех.

Читает стихотворение:

Улитка в гости к буквам поспешила,

А адрес дома взять она забыла.

Вам надо за нее решить,

Куда отправиться гостить!

-Лучшую букву впишите в окошко домика.

-На следующей строчке прочитайте слова про себя.

-Прочитайте вслух слова, состоящие из одного слога.

-Прочитайте вслух слова, состоящие из двух слогов.

-Прочитайте вслух слова, состоящие из трех слогов.

-Какую роль играют в словах буквы Ь и Ъ?



-Разделите слова на слоги.

-Как определить количество слогов в слове.

-Упражнения для глаз:

«Зоркие глазки»

«Стрельба глазами»

Рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Поднимают правую руку вверх, прижимают её к уху, берут левой рукой локоть правой руки и наклоняют руку вперёд, назад, влево, вправо.

Открывают тетрадь.

Рассматривают рисунок.

Отвечают на вопросы.

Дети рисуют самостоятельно.

-Мягкий знак, твердый знак, ы.

-Заглавных букв.

Проговаривают написание букв и прописывают по образцу.



Вписывают букву в окошко домика.

Читают слова.

-Моль, съел.

-Платье, рыбы

-Объявил.

-В слове моль ь - показатель мягкости согласного звука.

-В слове платье - разделительный ь.

-В словах съел и объявил - разделительный ъ.

-Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Делят слова на слоги:

моль, пла-тье, съел, объ-я-вил, ры-бы

Глазами рисуют 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

Двигают глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. 5-6 раз, не спеша.



Регулятивные

Умение работать по предложенному учителем плану





Познавательные

Умение давать оценку своим действиям, оценивать результат.



Коммуникативные

Умение оформлять свою мысль в устной речи, формулировать высказывание.



Здоровьесбережение



Игровые



Педагогика сотрудничества











Здоровьесбережение

Словарная работа.

Постановка учебной проблемы





Задание

на новый материал

Проверка задания

Побуждение к осознанию

Побуждение к проблеме

Формулирование проблемы,

планирование деятельности

-Выпишите из стихотворения однокоренные слова.

Петушки

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

-Какие слова будите выписывать?

- У меня последнее слово не помещается. А у вас?

-Что же делать?

-Что значит перенести?

-Какой нужен знак?

-Как же можно перенести слово «петушиться»? Поработайте в парах.

-Посмотрим, что вы предлагаете.

-Задание было одно?

-А выполнили его как?

-Почему так получилось?

- Чего мы пока не знаем?

-Верно. Чему же мы будем сегодня учиться?

-Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так как хочет пишущий?

-Тема урока сегодня «Правила переноса слов». (Фиксируется на доске.

Читают стихотворение.

Выделяют однокоренные слова.

-Петушки, распетушились,петушиться.

Записывают слова петушки, распетушились.

Наблюдают, что слово «петушиться» не помещается на строчке.

-Надо перенести.

-Одну часть слова оставить на строчке, а другую перенести на следующую строку.

-Знак переноса.

Работают с магнитной доской.

Составляют варианты переноса.

Пары предлагают свои варианты переноса.

Видят варианты:

пе-тушиться, пету-шиться,

петушит-ься,пет-ушить-ся

(Проблемная ситуация.)

-Да.

-По-разному.

(Осознание противоречия.)

-Как переносятся слова.

-Переносить слова.

-По правилам.





Личностные

Проявление интереса к поставленной проблеме

Коммуникативные Умение сотрудничать, договариваться о последовательности действий, и результате.

Личностные

Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме





Проблемное обучение



Игровые

Педагогика сотрудничества



Проблемное обучение

Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правил



Физкультминутка

-Рассмотрите таблицу.

Деление слов

на слоги для переноса

пе-тух пе-тух

щу-ка щу-ка

у-ли-ца ули-ца

зме-я змея

-Сделайте вывод, как можно делить слова для переноса?

-А если в слове один слог, как его перенести?

-Если слово можно перенести, поднимите руки вверх. Если нельзя, то приседайте.

Лось, грибы, дом, Яша, буква, слог, слова, осень, окно, яма.

-Мы знаем, что есть слова с удвоенными согласными, с буквами й ,ъ и ь в середине слова.

И их тоже нужно переносить.

-Как вы думаете, есть ли правила переноса для этих слов?

- Для решения проблемы выполним задания.

(Класс разделен на 5 групп)

-Каждая группа получает карточку с одним из случаев переноса слов. Задача группы -сформулировать и озвучить правило переноса данных слов. В вашем распоряжении таблица на с.9 в тетради и ученик с.21.

1 группа: ребята, весна, каникулы

2группа: зайка, лейка, чайка

3 группа: письмо, большой, отъезд

4 группа: касса, ванна, масса

5 группа: ягода, линия, юла

-Подведем итоги работы.



-Слова для переноса можно делить только по слогам.

-Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.

-Если в слове один слог, то его переносить нельзя.

Выполняют движения

-Да.



Работают над заданием: знакомятся с таблицей, соотносят со своими словами, изучают правила переноса слов в учебнике на с.21, формулируют правило переноса слов для своего случая.











1 группа

-Слова переносятся по слогам: ре-бя-та, вес-на, ка-ни-ку-лы.

2 группа

-Буква й не переносится на следующую строку: зай-ка, лей-ка, чай-ка.

3 группа

-Буквы ь и ъ не переносятся на следующую строку: пись-мо, боль-шой,отъ-езд.

4 группа

-Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом: кас-са, ван-на, мас-са.

5 группа

-Нельзя оставлять на строчке и переносить одну букву: яго-да, ли-ния, юла.



Коммуникативные

Умение оформлять свою мысль в устной речи, формулировать высказывание.







Регулятивные

Умение работать по плану, предлагаемому заданием.

Познавательные

Умение ориентироваться в учебнике; делать выводы в результате cовместной работы.

Коммуникативные Умение сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате; учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других.

Личностные

Осознание значимости новой роли «исследователя».

Педагогика сотрудничества





Здоровьесбережение





Компетентностно- ориентированное обучение

Развитие умений- применение нового знания



Физкультминутка

1задание.

-А как можно перенести слова, записанные на с.9 в тетради?

-Запишите слова, разделяя их для переноса.

2 задание.

-Послушайте предложение:

Бродит стадо по лугам.

-Разделите слова на слоги.

-А теперь разделите эти слова для переноса.

Запомнить правило поможет стишок:

Здесь порядок очень строгий.

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам:

Бро-дит ста-до по лу-гам.

-Запишите предложение, разделяя слова для переноса, поставьте ударение в словах.

3 задание.

-Зная правила переноса, сравните слова в каждом столбике и найдите лишнее:

заяц голова юла

медведь нос кубик

лев рука мяч

-Какое слово является лишним в 1 группе?

-Во 2 группе?

-В 3 группе?

4 задание.

-Запишите слова, которые нельзя перенести.

Показывает слайды.

-Какие слова записали?

5 задание.

-Проверьте, правильно ли перенес слова Незнайка?

-Слова моль и съел не переносятся, потому что в них один слог.

-Слово платье переносится так: пла-тье.

- Слово объявил: объ-явил, или объя-вил.

-Слово рыбы: ры- бы.

Записывают слова.

Ритмично хлопают в ладошки.

Стоя выполняют шаги на месте.

Ритмично хлопают в ладошки.

Записывают предложение.

Выполняют задание.

Выполняют задание в парах.

-Лев.

-Нос.

-Кубик.

Записывают слова.

Называют слова.

Педагогика сотрудничества





Игровые



Педагогика сотрудничества.



Ресурсы сети Интернет.

scholl-collection.edu.ru/catalog/res/5d84b99c-b056-425a-8a3a-5d97b75a1f38/?from=f81edbaa-d8e3-4818-971d-2a1a6637e116&&subject=8

Ресурсы сети Интернет.

scholl-collection.edu.ru/catalog/res/bf930186-273b-4f3a-9e02-772e5cc200b7/?from=f81edbaa-d8e3-4818-971d-2a1a6637e116&&subject=8

Итог урока.

Самоанализ и самооценка.

-Над какой темой урока мы работали сегодня?

-Что нового узнали?

-Расскажите о правилах переноса слов.

-Как вы поработали на уроке?

Оцените свою работу.

-Мы работали над темой «Правила переноса слов».

-Как переносить слова с одной строки на другую.

Рассказывают правила переноса слов.

Высказывают свое мнение.

Личностные

Оценка своей работы в роли исследователя

Познавательные

-Умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.

Коммуникативные

Умение слушать других, формулировать мысли вслух.

Педагогика сотрудничества.



© 2010-2022