- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока русского языка в 1 классе Правила переноса слова. Школа 2100
Разработка урока русского языка в 1 классе Правила переноса слова. Школа 2100
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Леонова Л.П. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Разработка урока русского языка в 1 «Б» классе
Тема: Правила переноса слов.
Цели урока:
Образовательная : знакомить учащихся с правилами переноса слов.
Развивающая :развивать умения переносить слова; формировать навыки работы с учебником (умение ориентироваться в расположении учебного материала по уроку, умение работать с правилом, данным в учебнике).
Воспитательная : способствовать развитию коммуникативных навыков при работе в группах.
Тип урока : изучение нового материала.
Цели урока по линиям развития личности
Обязательный минимум содержания
4ЛР: развитие умения обозначать на письме буквы безударных гласных звуков, переносить слова
2ЛР: развитие умения находить в тексте однокоренные слова.
6ЛР: развитие умения делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, ставить ударение
Знакомство учащихся с правилами переноса слов
Формирование умения переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил
Формирование умения анализировать звучащую речь
Формирование опыта работы с учебником (умение ориентироваться в расположении учебного материала по уроку, умение работать с правилом, данным в учебнике)
Планируемые результаты
Личностные
Проявление творческого отношения к процессу обучения.
Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме
Метапредметные
Познавательные
Умение:
-
переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил;
-
перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-
обобщать полученную информацию;
-
давать оценку своим действиям, оценивать результат;
-
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
-
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
-
формулировать возникший вопрос (затруднение); оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные
Умение:
-
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
-
сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
-
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные
-
Усвоение правил переноса слов.
-
Умение переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил.
Оборудование
-
Бунеева Е.В., Яковлева М.А.Рабочая тетрадь по русскому языку для 1-го класса.- Изд. 3, перераб. - М.: Баласс, Школьный дом,2011.
-
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,Пронина О.В. Русский язык. Первые уроки. Учебник для 1-го класса.- Изд.4-е, перераб. - М. : Баласс; Школьный дом, 2011.
-
Бунеева Е.В., Исаева Н.А. Русский язык.1-2 классы. Методические рекомендации для учителя. - М : Баласс, 2011.
-
Карточки букв и слогов.
Ресурсы
-
Компьютер
-
Выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» school-collection.edu.ru
-
Мультимедийный проектор
Формы работы:
-
фронтальная форма
-
индивидуальная форма
-
работа в паре
-
работа в группе
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД
СОТ и ИКТ
Физкультминутка
Чистописание
Языковая разминка
Физкультминутка
«Ленивые восьмерки»
«Активизация руки»
-Откройте тетрадь на с. 9.
Рассмотрите рисунок.
-Куда спешит улитка? Кто ее там ждет?
-Нарисуем улитку на строчке.
Показывает последовательность действий на доске.(Сначала е-образные рожки, затем туловище и «домик».)
-Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова.
-Поэтому в русском языке нет этих …
-Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединение с другими буквами.
-А теперь посмотрите, какая из написанных букв получилась лучше всех.
Читает стихотворение:
Улитка в гости к буквам поспешила,
А адрес дома взять она забыла.
Вам надо за нее решить,
Куда отправиться гостить!
-Лучшую букву впишите в окошко домика.
-На следующей строчке прочитайте слова про себя.
-Прочитайте вслух слова, состоящие из одного слога.
-Прочитайте вслух слова, состоящие из двух слогов.
-Прочитайте вслух слова, состоящие из трех слогов.
-Какую роль играют в словах буквы Ь и Ъ?
-Разделите слова на слоги.
-Как определить количество слогов в слове.
-Упражнения для глаз:
«Зоркие глазки»
«Стрельба глазами»
Рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
Поднимают правую руку вверх, прижимают её к уху, берут левой рукой локоть правой руки и наклоняют руку вперёд, назад, влево, вправо.
Открывают тетрадь.
Рассматривают рисунок.
Отвечают на вопросы.
Дети рисуют самостоятельно.
-Мягкий знак, твердый знак, ы.
-Заглавных букв.
Проговаривают написание букв и прописывают по образцу.
Вписывают букву в окошко домика.
Читают слова.
-Моль, съел.
-Платье, рыбы
-Объявил.
-В слове моль ь - показатель мягкости согласного звука.
-В слове платье - разделительный ь.
-В словах съел и объявил - разделительный ъ.
-Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Делят слова на слоги:
моль, пла-тье, съел, объ-я-вил, ры-бы
Глазами рисуют 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
Двигают глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. 5-6 раз, не спеша.
Регулятивные
Умение работать по предложенному учителем плану
Познавательные
Умение давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Коммуникативные
Умение оформлять свою мысль в устной речи, формулировать высказывание.
Здоровьесбережение
Игровые
Педагогика сотрудничества
Здоровьесбережение
Словарная работа.
Постановка учебной проблемы
Задание
на новый материал
Проверка задания
Побуждение к осознанию
Побуждение к проблеме
Формулирование проблемы,
планирование деятельности
-Выпишите из стихотворения однокоренные слова.
Петушки
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
-Какие слова будите выписывать?
- У меня последнее слово не помещается. А у вас?
-Что же делать?
-Что значит перенести?
-Какой нужен знак?
-Как же можно перенести слово «петушиться»? Поработайте в парах.
-Посмотрим, что вы предлагаете.
-Задание было одно?
-А выполнили его как?
-Почему так получилось?
- Чего мы пока не знаем?
-Верно. Чему же мы будем сегодня учиться?
-Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так как хочет пишущий?
-Тема урока сегодня «Правила переноса слов». (Фиксируется на доске.
Читают стихотворение.
Выделяют однокоренные слова.
-Петушки, распетушились,петушиться.
Записывают слова петушки, распетушились.
Наблюдают, что слово «петушиться» не помещается на строчке.
-Надо перенести.
-Одну часть слова оставить на строчке, а другую перенести на следующую строку.
-Знак переноса.
Работают с магнитной доской.
Составляют варианты переноса.
Пары предлагают свои варианты переноса.
Видят варианты:
пе-тушиться, пету-шиться,
петушит-ься,пет-ушить-ся
(Проблемная ситуация.)
-Да.
-По-разному.
(Осознание противоречия.)
-Как переносятся слова.
-Переносить слова.
-По правилам.
Личностные
Проявление интереса к поставленной проблеме
Коммуникативные Умение сотрудничать, договариваться о последовательности действий, и результате.
Личностные
Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме
Проблемное обучение
Игровые
Педагогика сотрудничества
Проблемное обучение
Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правил
Физкультминутка
-Рассмотрите таблицу.
Деление слов
на слоги для переноса
пе-тух пе-тух
щу-ка щу-ка
у-ли-ца ули-ца
зме-я змея
-Сделайте вывод, как можно делить слова для переноса?
-А если в слове один слог, как его перенести?
-Если слово можно перенести, поднимите руки вверх. Если нельзя, то приседайте.
Лось, грибы, дом, Яша, буква, слог, слова, осень, окно, яма.
-Мы знаем, что есть слова с удвоенными согласными, с буквами й ,ъ и ь в середине слова.
И их тоже нужно переносить.
-Как вы думаете, есть ли правила переноса для этих слов?
- Для решения проблемы выполним задания.
(Класс разделен на 5 групп)
-Каждая группа получает карточку с одним из случаев переноса слов. Задача группы -сформулировать и озвучить правило переноса данных слов. В вашем распоряжении таблица на с.9 в тетради и ученик с.21.
1 группа: ребята, весна, каникулы
2группа: зайка, лейка, чайка
3 группа: письмо, большой, отъезд
4 группа: касса, ванна, масса
5 группа: ягода, линия, юла
-Подведем итоги работы.
-Слова для переноса можно делить только по слогам.
-Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.
-Если в слове один слог, то его переносить нельзя.
Выполняют движения
-Да.
Работают над заданием: знакомятся с таблицей, соотносят со своими словами, изучают правила переноса слов в учебнике на с.21, формулируют правило переноса слов для своего случая.
1 группа
-Слова переносятся по слогам: ре-бя-та, вес-на, ка-ни-ку-лы.
2 группа
-Буква й не переносится на следующую строку: зай-ка, лей-ка, чай-ка.
3 группа
-Буквы ь и ъ не переносятся на следующую строку: пись-мо, боль-шой,отъ-езд.
4 группа
-Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом: кас-са, ван-на, мас-са.
5 группа
-Нельзя оставлять на строчке и переносить одну букву: яго-да, ли-ния, юла.
Коммуникативные
Умение оформлять свою мысль в устной речи, формулировать высказывание.
Регулятивные
Умение работать по плану, предлагаемому заданием.
Познавательные
Умение ориентироваться в учебнике; делать выводы в результате cовместной работы.
Коммуникативные Умение сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате; учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других.
Личностные
Осознание значимости новой роли «исследователя».
Педагогика сотрудничества
Здоровьесбережение
Компетентностно- ориентированное обучение
Развитие умений- применение нового знания
Физкультминутка
1задание.
-А как можно перенести слова, записанные на с.9 в тетради?
-Запишите слова, разделяя их для переноса.
2 задание.
-Послушайте предложение:
Бродит стадо по лугам.
-Разделите слова на слоги.
-А теперь разделите эти слова для переноса.
Запомнить правило поможет стишок:
Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.
-Запишите предложение, разделяя слова для переноса, поставьте ударение в словах.
3 задание.
-Зная правила переноса, сравните слова в каждом столбике и найдите лишнее:
заяц голова юла
медведь нос кубик
лев рука мяч
-Какое слово является лишним в 1 группе?
-Во 2 группе?
-В 3 группе?
4 задание.
-Запишите слова, которые нельзя перенести.
Показывает слайды.
-Какие слова записали?
5 задание.
-Проверьте, правильно ли перенес слова Незнайка?
-Слова моль и съел не переносятся, потому что в них один слог.
-Слово платье переносится так: пла-тье.
- Слово объявил: объ-явил, или объя-вил.
-Слово рыбы: ры- бы.
Записывают слова.
Ритмично хлопают в ладошки.
Стоя выполняют шаги на месте.
Ритмично хлопают в ладошки.
Записывают предложение.
Выполняют задание.
Выполняют задание в парах.
-Лев.
-Нос.
-Кубик.
Записывают слова.
Называют слова.
Педагогика сотрудничества
Игровые
Педагогика сотрудничества.
Ресурсы сети Интернет.
scholl-collection.edu.ru/catalog/res/5d84b99c-b056-425a-8a3a-5d97b75a1f38/?from=f81edbaa-d8e3-4818-971d-2a1a6637e116&&subject=8
Ресурсы сети Интернет.
scholl-collection.edu.ru/catalog/res/bf930186-273b-4f3a-9e02-772e5cc200b7/?from=f81edbaa-d8e3-4818-971d-2a1a6637e116&&subject=8
Итог урока.
Самоанализ и самооценка.
-Над какой темой урока мы работали сегодня?
-Что нового узнали?
-Расскажите о правилах переноса слов.
-Как вы поработали на уроке?
Оцените свою работу.
-Мы работали над темой «Правила переноса слов».
-Как переносить слова с одной строки на другую.
Рассказывают правила переноса слов.
Высказывают свое мнение.
Личностные
Оценка своей работы в роли исследователя
Познавательные
-Умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.
Коммуникативные
Умение слушать других, формулировать мысли вслух.
Педагогика сотрудничества.