Урок математики во 2 классе «Складываем двузначные числа»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Складываем двузначные числа»

Цель: исследовать особенности сложения двузначных чисел в столбик

Задачи:

  • Формировать умения решать выражения вида 37+48 в столбик

  • Выявлять особенности сложения двузначных чисел в столбик.

Личностные

  • Формировать умения принимать другую точку зрения и отстаивать свою.

Метапредметные

  • Регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные

  • Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Познавательные:

  • Общеучебные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, самостоятельно формулировать познавательную цель, рефлексия способов и условий действия.

  • Логические: формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, формулировать проблему;

Ход урока

  1. Орг.момент.

1. Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера

(займите свои места)

Давайте повернёмся к госьям и подарим свои улыбки.

И начать наш урок тоже хочется необычно.

Послушайте одну историю:

У Мудреца, однажды, ученик спросил

(он перед этим бабочку словил):

- Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал...

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

- Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

- Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

Девиз нашего урока: «КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЖИЗНИ -
ПРИБАЛЯЕТ ЧАСТИЦУ МУДРОСТИ»

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- Откройте, пожалуйста, тетрадки. Запишите сегодняшнее число, подчеркните орфограммы.

2. Чистописание.

- Какое сегодня число? (27 число.)

- Охарактеризуйте его. (Нечетное, предыдущее число 26, последующее -28.)

- Какое двузначное число можно записать, используя эти цифры?

- Чем различны эти числа? (Единичным составом: в числе 72 - 7 дес. 2 ед., а в числе 27 - 2 дес. 7 ед.)

3. Работа над пройденным материалом

На доске:

4 22 10 20 18 6 12 2 24 8 16 26 14

- Назовите числа в порядке возрастания. Запишите их в тетрадь.
- Что вы заметили, переписывая эти числа? (Каждое следующее число больше предыдущего на 2 единицы).
- На какие две группы мы сможем разбить этот ряд? (На двузначные и однозначные числа)
- Чем отличается однозначное число от двузначного? (Для записи однозначного числа требуется один знак (цифра), для двузначного - два)
- Как называется первый справа разряд у двузначного числа? (Разряд единиц)
- Как называется второй справа разряд у двузначного числа? (Разряд десятков)
- Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно знать разряды?

(Безошибочно уметь решать любые примеры)
- Назовите разрядные слагаемые чисел.

На доске:

35 это 3 д. и 5 ед.
92…
56…

II. Мотивация к учебной деятельности.

- Что мы обычно делаем на уроках математики?

- Решаем задачи, примеры, пишем графический диктант, работаем с геометрическим материалом, решаем неравенства.

- Ваши предложения, с чего вы хотели бы начать работу сегодня?

Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (сложение и вычитание двузначных чисел в столбик)

- О чём важно помнить при записи чисел в столбик? (одинаковые разряды записывать друг под другом)

III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Чтобы вспомнить разряды чисел, проведем математический диктант.

(один ученик работает у доски)

  1. Запиши число, в кот. 6 дес. 1 ед.

  2. Запиши число, в кот. 5 дес.

  3. Запиши число, в кот. 8 ед.

  4. Запиши число, в кот. 4 дес., а ед. на 1 больше

  5. Запиши число, в кот. 5 дес., а ед. на 2 меньше

  6. Запиши число, в кот. 4с. 5 дес. 2 ед.

  7. Запиши число, в кот. 6с. 2 ед.

  8. Запиши наибольшее двузначное число.

  9. Запиши наименьшее двузначное число.

81, 70, 4, 34, 64, 652, 602, 99, 10.

IV. Выявление места и причины затруднения.

Запишем эти примеры в столбик.

Каким алгоритмом будем пользоваться?

На доске решаются 3 примера с комментированием:

25 + 62

84 + 12

37 + 48

- На каком этапе алгоритма возникло затруднение?(на этапе сложения единиц)

- Почему? (получилось двузначное число, непонятно как его записать)

V. Построение проекта выхода из затруднения.

- Как выйти из положения? (выслушиваются и анализируются ответы детей)

- Уточним наш алгоритм:

1. Записываю единицы под единицами, десятки под десятками.

2. Считаю единицы. (Если получается двузначное число, то цифру единиц пишем под единицами, а цифру десятков над десятками)

3. Считаю десятки.

4. Читаю ответ.

(На доске вывешивается дополнительный этап алгоритма)

Это пример на сложение с переходом через разряд.

Почему он так называются?

С переходом на какой разряд?

Прочитайте тему нашего урока на доске, в книге.

VI. Реализация построенного проекта.

Работа по учебнику: с.96 №1

ФИЗМИНУТКА


2. Сложение с помощью использования свойств сложения

Давайте воспользуемся другим способом сложения чисел. Этот способ не требует использования моделей чисел.

Посмотрите на выражения: 37 + 48

Давайте представим второе число в виде суммы чисел 40 и 8.

37 + 48 = 37 + (40 + 8)

Сгруппируем числа по-другому. Сначала найдем сумму двух первых чисел, а потом прибавим третье слагаемое.

37 + 48 = 37 + (40 + 8) = (37 + 40) + 8 = 77 + 8

Для того, чтобы было удобнее сложить числа, можно разложить число 8 на сумму слагаемых, одно из которых дополнит число 77 до круглого числа. Это числа 3 и 5.

37 + 48 = 37 + (40 + 8) = (37 + 40) + 8 = 77 + 8 = 77 + 3 + 5 = 80 + 5 = 85

Как вы думаете, есть ли более быстрый способ сложения чисел?

3. Сложение в столбик

Давайте воспользуемся способом сложения в столбик.

При сложении числа записаны один под другим. Вычисления в столбик мы начинаем с наименьшего разряда - разряда единиц.

Урок математики во 2 классе «Складываем двузначные числа»

К 7 единицам прибавляем 8 единиц и получаем 15 единиц. Под разрядом единиц мы можем записать только единицы. Для этого мы должны выяснить, сколько единиц в числе 15. Число 15 состоит из 1 десятка и 5 единиц. это значит, что под разрядом единиц пишем цифру 5.

Урок математики во 2 классе «Складываем двузначные числа»

Десяток мы отправляем к разряду десятков.

Урок математики во 2 классе «Складываем двузначные числа»

Теперь посчитаем десятки. 3 + 4 = 7. И еще 1 десяток, 7 + 1 = 8. Записываем под разрядом десятков цифру 8.

Урок математики во 2 классе «Складываем двузначные числа»

Мы сложили два числа и получили число 85.

4. Решение выражений

Лисенок, бельчонок и котенок тоже учились складывать числа в столбик. Давайте посмотрим, все ли у них правильно получилось. Посмотрите на два числа, которые сложил в столбик лисенок. (Рис. 3.)

Урок математики во 2 классе «Складываем двузначные числа»

Давайте проверим правильность его вычислений. Найдем сумму единиц. 5 + 7 = 12. Под разрядом единиц мы пишем число 2 и передаем 1 десяток к разряду десятков. Лисенок этого не показал. Давайте посмотрим, не забыл ли он потом его прибавить?.

Урок математики во 2 классе «Складываем двузначные числа»

Складываем десятки. 3 + 2 = 5. Нам нужно прибавить еще один десяток. 5 + 1 = 6. Поэтому нужно поменять цифру в разряде десятков. Поэтому напомним Лисенку, что не нужно забывать отдавать десяток. (Рис. 4.)

Урок математики во 2 классе «Складываем двузначные числа»

Посмотрим на вычисления Котенка.

Урок математики во 2 классе «Складываем двузначные числа»

Сначала складываем единицы. 7 + 6 = 13. У Котенка написана цифра 1, это значит, что допущена ошибка. Теперь складываем десятки. 4 + 1 = 5. И еще добавляем тот десяток, который мы отдали из разряда единиц. 5 + 1 = 6. Мы видим, что у Котенка получился неправильный ответ. Вы догадались, в чем Котенок допустил ошибку? Он перепутал действие. Он вычел из числа 47 число 16. Поэтому заменим знак и получим правильное выражение.

Урок математики во 2 классе «Складываем двузначные числа»

Проверим пример Бельчонка. (Рис. 7.)

Урок математики во 2 классе «Складываем двузначные числа»

Складываем единицы. 8 + 5 = 13. Записываем цифру 3 и отдаем 1 десяток разряду десятков. Теперь складываем десятки. 2 + 1 = 3. И еще прибавляем 1 десяток, который мы отдали от разряда единиц. 3 + 1 = 4. Нужно не забывать записывать единичку, которую отдаем от разряда единиц разряду десятков. (Рис. 8.)

Урок математики во 2 классе «Складываем двузначные числа»

ФИЗМИНУТКА

Решение задачи: №5 с.97

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Решение примеров на доске и в тетради с комментированием

28+33 75+16

53+27 56+26

39+35

5. Итоги урока

На этом уроке мы рассмотрели несколько способов сложения чисел с переходом через десяток и убедились, что удобнее всего это делать в столбик.

VIII. Рефлексия «Все в твоих руках».

- А как вы работали на уроке, определим с помощью ваших ладошек. На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала - не красьте.

  • Большой - для меня тема была важной и интересной - красным.

  • Указательный - узнал много нового - желтым.

  • Средний - мне было трудно - зеленым.

  • Безымянный - мне было комфортно - синим.

  • Мизинец - для меня было недостаточно информации - фиолетовым.


© 2010-2022