- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок математики во 2 классе «Складываем двузначные числа»
Урок математики во 2 классе «Складываем двузначные числа»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Газина А.И. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Складываем двузначные числа»
Цель: исследовать особенности сложения двузначных чисел в столбик
Задачи:
-
Формировать умения решать выражения вида 37+48 в столбик
-
Выявлять особенности сложения двузначных чисел в столбик.
Личностные
-
Формировать умения принимать другую точку зрения и отстаивать свою.
Метапредметные
-
Регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать и оценивать свою деятельность;
Коммуникативные
-
Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
Познавательные:
-
Общеучебные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, самостоятельно формулировать познавательную цель, рефлексия способов и условий действия.
-
Логические: формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, формулировать проблему;
Ход урока
-
Орг.момент.
1. Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера
(займите свои места)
Давайте повернёмся к госьям и подарим свои улыбки.
И начать наш урок тоже хочется необычно.
Послушайте одну историю:
У Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
- Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал...
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
- Ты держишь все, сейчас, в своих руках!
- Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.
Девиз нашего урока: «КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЖИЗНИ -
ПРИБАЛЯЕТ ЧАСТИЦУ МУДРОСТИ»
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Откройте, пожалуйста, тетрадки. Запишите сегодняшнее число, подчеркните орфограммы.
2. Чистописание.
- Какое сегодня число? (27 число.)
- Охарактеризуйте его. (Нечетное, предыдущее число 26, последующее -28.)
- Какое двузначное число можно записать, используя эти цифры?
- Чем различны эти числа? (Единичным составом: в числе 72 - 7 дес. 2 ед., а в числе 27 - 2 дес. 7 ед.)
3. Работа над пройденным материалом
На доске:
4 22 10 20 18 6 12 2 24 8 16 26 14
- Назовите числа в порядке возрастания. Запишите их в тетрадь.
- Что вы заметили, переписывая эти числа? (Каждое следующее число больше предыдущего на 2 единицы).
- На какие две группы мы сможем разбить этот ряд? (На двузначные и однозначные числа)
- Чем отличается однозначное число от двузначного? (Для записи однозначного числа требуется один знак (цифра), для двузначного - два)
- Как называется первый справа разряд у двузначного числа? (Разряд единиц)
- Как называется второй справа разряд у двузначного числа? (Разряд десятков)
- Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно знать разряды?
(Безошибочно уметь решать любые примеры)
- Назовите разрядные слагаемые чисел.
На доске:
35 это 3 д. и 5 ед.
92…
56…
II. Мотивация к учебной деятельности.
- Что мы обычно делаем на уроках математики?
- Решаем задачи, примеры, пишем графический диктант, работаем с геометрическим материалом, решаем неравенства.
- Ваши предложения, с чего вы хотели бы начать работу сегодня?
Как вы думаете, какая сегодня тема урока?
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (сложение и вычитание двузначных чисел в столбик)
- О чём важно помнить при записи чисел в столбик? (одинаковые разряды записывать друг под другом)
III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Чтобы вспомнить разряды чисел, проведем математический диктант.
(один ученик работает у доски)
-
Запиши число, в кот. 6 дес. 1 ед.
-
Запиши число, в кот. 5 дес.
-
Запиши число, в кот. 8 ед.
-
Запиши число, в кот. 4 дес., а ед. на 1 больше
-
Запиши число, в кот. 5 дес., а ед. на 2 меньше
-
Запиши число, в кот. 4с. 5 дес. 2 ед.
-
Запиши число, в кот. 6с. 2 ед.
-
Запиши наибольшее двузначное число.
-
Запиши наименьшее двузначное число.
81, 70, 4, 34, 64, 652, 602, 99, 10.
IV. Выявление места и причины затруднения.
Запишем эти примеры в столбик.
Каким алгоритмом будем пользоваться?
На доске решаются 3 примера с комментированием:
25 + 62
84 + 12
37 + 48
- На каком этапе алгоритма возникло затруднение?(на этапе сложения единиц)
- Почему? (получилось двузначное число, непонятно как его записать)
V. Построение проекта выхода из затруднения.
- Как выйти из положения? (выслушиваются и анализируются ответы детей)
- Уточним наш алгоритм:
1. Записываю единицы под единицами, десятки под десятками.
2. Считаю единицы. (Если получается двузначное число, то цифру единиц пишем под единицами, а цифру десятков над десятками)
3. Считаю десятки.
4. Читаю ответ.
(На доске вывешивается дополнительный этап алгоритма)
Это пример на сложение с переходом через разряд.
Почему он так называются?
С переходом на какой разряд?
Прочитайте тему нашего урока на доске, в книге.
VI. Реализация построенного проекта.
Работа по учебнику: с.96 №1
ФИЗМИНУТКА
2. Сложение с помощью использования свойств сложения
Давайте воспользуемся другим способом сложения чисел. Этот способ не требует использования моделей чисел.
Посмотрите на выражения: 37 + 48
Давайте представим второе число в виде суммы чисел 40 и 8.
37 + 48 = 37 + (40 + 8)
Сгруппируем числа по-другому. Сначала найдем сумму двух первых чисел, а потом прибавим третье слагаемое.
37 + 48 = 37 + (40 + 8) = (37 + 40) + 8 = 77 + 8
Для того, чтобы было удобнее сложить числа, можно разложить число 8 на сумму слагаемых, одно из которых дополнит число 77 до круглого числа. Это числа 3 и 5.
37 + 48 = 37 + (40 + 8) = (37 + 40) + 8 = 77 + 8 = 77 + 3 + 5 = 80 + 5 = 85
Как вы думаете, есть ли более быстрый способ сложения чисел?
3. Сложение в столбик
Давайте воспользуемся способом сложения в столбик.
При сложении числа записаны один под другим. Вычисления в столбик мы начинаем с наименьшего разряда - разряда единиц.
К 7 единицам прибавляем 8 единиц и получаем 15 единиц. Под разрядом единиц мы можем записать только единицы. Для этого мы должны выяснить, сколько единиц в числе 15. Число 15 состоит из 1 десятка и 5 единиц. это значит, что под разрядом единиц пишем цифру 5.
Десяток мы отправляем к разряду десятков.
Теперь посчитаем десятки. 3 + 4 = 7. И еще 1 десяток, 7 + 1 = 8. Записываем под разрядом десятков цифру 8.
Мы сложили два числа и получили число 85.
4. Решение выражений
Лисенок, бельчонок и котенок тоже учились складывать числа в столбик. Давайте посмотрим, все ли у них правильно получилось. Посмотрите на два числа, которые сложил в столбик лисенок. (Рис. 3.)
Давайте проверим правильность его вычислений. Найдем сумму единиц. 5 + 7 = 12. Под разрядом единиц мы пишем число 2 и передаем 1 десяток к разряду десятков. Лисенок этого не показал. Давайте посмотрим, не забыл ли он потом его прибавить?.
Складываем десятки. 3 + 2 = 5. Нам нужно прибавить еще один десяток. 5 + 1 = 6. Поэтому нужно поменять цифру в разряде десятков. Поэтому напомним Лисенку, что не нужно забывать отдавать десяток. (Рис. 4.)
Посмотрим на вычисления Котенка.
Сначала складываем единицы. 7 + 6 = 13. У Котенка написана цифра 1, это значит, что допущена ошибка. Теперь складываем десятки. 4 + 1 = 5. И еще добавляем тот десяток, который мы отдали из разряда единиц. 5 + 1 = 6. Мы видим, что у Котенка получился неправильный ответ. Вы догадались, в чем Котенок допустил ошибку? Он перепутал действие. Он вычел из числа 47 число 16. Поэтому заменим знак и получим правильное выражение.
Проверим пример Бельчонка. (Рис. 7.)
Складываем единицы. 8 + 5 = 13. Записываем цифру 3 и отдаем 1 десяток разряду десятков. Теперь складываем десятки. 2 + 1 = 3. И еще прибавляем 1 десяток, который мы отдали от разряда единиц. 3 + 1 = 4. Нужно не забывать записывать единичку, которую отдаем от разряда единиц разряду десятков. (Рис. 8.)
ФИЗМИНУТКА
Решение задачи: №5 с.97
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Решение примеров на доске и в тетради с комментированием
28+33 75+16
53+27 56+26
39+35
5. Итоги урока
На этом уроке мы рассмотрели несколько способов сложения чисел с переходом через десяток и убедились, что удобнее всего это делать в столбик.
VIII. Рефлексия «Все в твоих руках».
- А как вы работали на уроке, определим с помощью ваших ладошек. На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала - не красьте.
-
Большой - для меня тема была важной и интересной - красным.
-
Указательный - узнал много нового - желтым.
-
Средний - мне было трудно - зеленым.
-
Безымянный - мне было комфортно - синим.
-
Мизинец - для меня было недостаточно информации - фиолетовым.