Урок русского языка на тему Что такое орфограмма? Орфографическое правило. (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Русский язык

Класс 2

Тема раздела: Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Тема: Что такое орфограмма? Орфографическое правило.

Цель: - развитие умений находить по изученным признакам орфограмму-букву, после букв ж и ш выделять звуки, которые помогают обнаружить в слове эту орфограмму, и подчёркивать орфограмму одной чертой.

Деятельность учеников: - Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя. - Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы - буквы в словах.

Обеспечение урока: компьютер, экран или интерактивная доска, мультимедийный проектор, колонки.


Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.



- Откройте тетрадь. Запишите дату. Комментированная запись числа. - Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа». Словарная работа. Игра «Кто больше запомнит». На доске рисунки (слайд 1): Карандаши, снежинка, мыши, кошка, ужи, камыши, чашка, лужи. -Назовите слова-картинки. Дети проговаривают хором вслух, каждый самостоятельно; затем рисунки закрываются, и ученики должны записать столько слов, сколько запомнят. Подводится итог: кто больше; кто запомнил порядок. Самопроверка (слайд 2) Учитель открывает слова на доске.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.
-Что заметили в написании слов? -Какое слово лишнее в этом ряду слов? (Кошка.) Почему? -Почему в словах выделены буквы красным цветом? - Как называется место в слове, где можно ошибиться? - Что же такое опасное место? Почему оно так называется? - Есть особое слово для такого опасного места - орфограмма. - Это и будет темой сегодняшнего урока (вспомните название раздела). - Сформулируйте цель и задачи урока: 1. Определить, что такое орфограмма. 2. Научиться находить орфограмму в словах. 3. Узнать, какие есть виды орфограмм. 4. Учиться писать слова с орфограммами. (Слайд 3) -Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
1. Наблюдение над словами. - Прочитайте слова, написанные на доске: (слайд 4) Пружина, живёт, уши, пушистый. - Поставьте ударение. - Найдите и подчеркните опасные места. - Произнесите эти слова. Что вы слышите в этом месте? - Сделайте вывод на основе наблюдений: что мы слышим и какие буквы могли бы выбрать в этом месте, если бы написание нам было неизвестно. Вывод 1. Звук слышим один, а буквы можно выбрать разные. Но мы выбираем какую-то одну букву - букву и, а не ы. Почему? (Есть такое правило.) - Сделайте 2-й вывод: что помогает выбрать букву в слове? Вывод 2. Правило нам указывает, какую букву нужно выбрать в слове. Значит, не всегда мы пишем так, как слышим, а подчиняемся правилу, выбирая только один вариант, который будет правильным. Это и есть орфограмма. В переводе с греческого языка орфо - это «правильно». То есть орфограмма - это правильное написание. - Прочитайте определение орфограммы в учебнике и сравните с выводами, которые вы сделали при наблюдении над словами, записанными на доске. Вопросы на понимание и углубление материала. - Как определить, что перед вами орфограмма? (На слух не можем сказать, какую букву писать.) - Как она подчёркивается? - Что вы так уже подчёркивали? (Опасное место.) - С сегодняшнего урока мы будем использовать другое слово для названия опасного места - орфограмма. - А что подчёркивается двумя чертами? (То, что объясняет написание, помогает применить правило.) Физкультминутка (слайд 5) 2. Знакомство с правописанием буквы и в буквосочетаниях жи-ши как с орфограммой. - Запишите предложение: Моржи жили в море. -Найдите и подчеркните орфограммы. Как вы их подчеркнёте? (Одной чертой.) На доске подчёркивает учитель. (Слайд 6) - А есть ли в этих словах то, что помогает выбрать какое-то одно написание из нескольких возможных? В каких словах сразу есть подсказка? (Моржи и жили - буква ж, после ж пишется буква и.) - Как нужно подчеркнуть то, что помогает нам выбрать, объясняет написание? (Двумя чертами.) - Что же будет являться сигналом - будь осторожен, дальше опасность, есть орфограмма? (Шипящий звук [ж], буква ж.) Только ли ж - сигнал опасности? (Ещё ш.) - Прочитайте рассуждение после определения орфограммы и правило написания жи-ши.

- Какая буква будет орфограммой? (Буква и.)

- Какие буквы - сигнал опасности и одновременно объяснение для написания? (ж, ш) - Ещё раз прочитайте правило. Найдите в нём орфограмму (буква и), сигнал опасности (буквы ж и ш) и объяснение (буквосочетание жи-ши). 3. - Прочитайте статью из толкового словаря, расположенную после упр. 164. - Что узнали нового? (Есть ещё одно понятие - орфография, у этого слова два значения: сами правила и раздел науки о языке.)

ΙΙI. Развитие умений - применение знания. 1. Работа по учебнику. Упр. 165 - развивается умение образовывать слова по образцу и писать слова с орфограммой-буквой и после букв шипящих [ж, ш]. Вырабатывается алгоритм: 1) Прочитай слово и образуй другое по образцу. Чем отличаются эти слова? (Один предмет и много таких же предметов.) 2) Найди сигнал опасности. (Буквы ж, ш.) 3) Послушай, что слышишь? (Звук [ы].) 4) Вспомни правило, какую букву нужно писать.

5) Обозначь орфограмму и буквы, которые помогли тебе правильно написать слово. Самопроверка. (слайд 7)
2.Работа с электронным приложением «Кирилл и Мефодий» (слайд 8) (files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0f12735-6ca5-4420-9f65-651c65b367dd/[NS-RUS_2-13]_[IG_027].swf) - Что мы сейчас делали? - Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

ΙV. Итог урока.


- Вспомните, какие были цель и задачи урока? Выполнили ли мы их?

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

V. Домашнее задание.

Выписать из литературного чтения предложения со словами, в которых есть сочетания жи-ши. Выделить орфограмму.

Шолгина Н.В.

52013 г

© 2010-2022