Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е.Г. Ощепкова

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №72

с углубленным изучением отдельных предметов г. Ульяновска

Формирование социально активной личности младших школьников
Социальное формирование личности - естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится человек как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием [1, c. 42]. Жизненная активность человека воспринимается как ведущая составляющая его личности. В процессе формирования активности задействованы не только природные и социальные факторы, но и личные желания и устремления человека. Только таким образом складывается личностный и социальный облик человека. Само общество, его сущность и структура, компоненты, организующие отношения в обществе, - всё это результат созидательной деятельности всех личностей, творчества, направленного на изменение мира [4, c. 26]. Изменения в обществе происходят бесконечно, так как в них проявляется активность человеческой личности, то есть осуществляются новые открытия и процесс развития. Изменяя мир, активная личность совершенствует свои способности, знания, умения и мастерство, а значит, изменяет и «создаёт себя» с положительной, конструктивной стороны, но, с другой стороны, современный мир наполнен и кризисными явлениями (экологические, социальные, политические, энергетические проблемы, проблемы эффективности образования, воспитания нравственности и культуры и т. д.). В связи с этим особо остро возникает проблема формирования социально активной личности младших школьников. В младшем возрасте, когда детям все любопытно, у них присутствует тяга к знаниям, интерес ко всему новому и неизведанному, огромную роль на формирование социальной активности личности ребенка оказывают его семья и, конечно же, воспитатели, учителя, педагоги, которые помогают усвоить ребенку социальный опыт по мере его психического, интеллектуального и личностного развития, то есть вовлекают его в процесс социализации личности. В процессе социализации ребенок (в конкретном случае - младший школьник) получает социальный опыт - результат активных действий, взаимодействий с окружающим миром. Овладение социальным опытом всегда происходит стихийно, реализуется как целенаправленный процесс - воспитание, просвещение, обучение, - а также данный процесс всегда складывается спонтанно. Учителя младших классов, формируя социально активную личность в каждом своем ученике, как правило, всегда ставят перед собой важные цели:

  • помогать ребенку формировать и использовать свой социальный опыт, полученный ранее (в семье, детском саду);
  • адаптировать важные, но сложные жизненные явления и дать представления о них детям;
  • сглаживать проявления социальной и материальной стратификации в детской среде;
  • воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции в условиях материально, социального, физического неравенства;
  • оградить детей от асоциальных влияний, воздействий, сформировать навыки выживания и духовного противостояния асоциальным процессам;
  • помочь ребенку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделать его предметом самопознания и самоанализа [3].
Также процесс воспитания в младшем школьнике социально активной личности выстраивает перед педагогами ряд важнейших задач, которые последние обязаны выполнять:
  • развитие у школьников гражданского самосознания;
  • формирование значимых для ребенка и общества социальных качеств личности (активность, предприимчивость и др.);
  • формирование экологического сознания и ответственности за жизнь будущих поколений;
  • формирование в сознании ребенка важности здорового образа жизни и осознания бесценности здоровья;
  • формирование положительной системы нравственных и духовных ценностей;
  • вовлечение детей в совместную трудовую деятельность и т. д. [3]
Учитель «создавая», «взращивая» в своем ученике личность, в первую очередь, всегда формирует у ребенка представление о самом себе, о своей самооценке и о своем внутреннем «Я», а затем и о своем месте в группе, классе, школьном коллективе, в обществе и т. д. Все это происходит благодаря:
  • играм («Я - ученик») [2, c. 27];
  • тренингам, беседам (на тему: «Кто я?», «Какой я?», «Какие хорошие и плохие качества людей я знаю?» и т.д.);
  • работе в группах (занятия в ГПД по благоустройству и озеленению класса и пришкольной территории);
  • чтению и обсуждению книг;
  • фотографированию (фотографии детей, семьи, красивой природы, эмоций - в зависимости от тем занятий ГПД, либо классных часов);
  • рисованию (на темы «Какой я», «Моя семья»);
  • изготовлению поделок (оригами, из ненужных материалов);
  • и т. д.
Благодаря работе по формированию социально активной личности ребенок:
  • приобретает четкие представления о нормах и правилах, установившихся в социуме;
  • учиться чувствовать и понимать других людей, более глубоко познавать их эмоции;
  • приобщается к общечеловеческим ценностям - красоте, добру, счастью, здоровью, семье и т. д.;
  • видит ценность представителей флоры и фауны на Земле, учится сохранять экологию и тем самым планету;
  • приобретает уверенность в себе;
  • познает самого себя;
  • учится принимать свои собственные решения и достигать результаты, которые поставлены определенными целями и т. д.
Необходимо, чтобы каждый ребенок рос в атмосфере любви и уважения, бережного отношения к его личности, заинтересованности в его любых делах и занятиях, уверенности в его достижениях, вместе с тем - требовательности и определенной последовательности в воспитательных воздействиях. Поэтому воспитание детей должно быть процессом цельным, а не распадающимся на незначительные педагогические мероприятия. Главная цель, к которой мы должны стремиться - это воспитание социально активной личности, культурного, высоконравственного, творческого, способного адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях человека.
Литература: 1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. -269 с.
  1. Посмитная С.Л. «Я - ученик». Региональное учебно-игровое пособие для младших школьников. Хабаровск. 2008 - 100 с.
  2. Презентация на тему: «Развитие социальной личности школьника» myshared.ru/slide/242176/#
  3. Тожибоева Х. . Педагогические основы развития социально-активной личности / Х. . Тожибоева // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 26-28.
  4. Школьный мир shkolnymir.info/content/view/156/49/






© 2010-2022