Урок обучения грамоте. Буква у и звук у. 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 Г. ОРЛА





КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

В 1 «Б» КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «ГЛАСНЫЙ ЗВУК [У], БУКВЫ У, у».



Учитель: Жолудева Яна Витальевна

Орёл - 2014г.





Урок изучения нового материала.

Тема: «Гласный звук [у], буквы У, у».



Цель урока: формирование у обучающихся умения выделять звук в слове; находить слова с заданным звуком; различать звуки и буквы: буква как знак звука; умения анализировать текст. Предметные результаты:

  1. производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком;
  2. выделять звук [у] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему модель слова;
  3. наблюдать над особенностями произнесения звука [у];
  4. характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу;
  5. доказывать, что звук [у] гласный;
  6. слышать звук [у] в произносимых словах, определять место нового звука в слове;
  7. приводить примеры слов со звуком [у] в начале, середине, конце слова;
  8. узнавать, сравнивать заглавные и строчные печатные буквы У, у;
  9. соотносить звук [у] и букву, его обозначающую;
  10. соотносить предметные картинки и схемы-модели слов;
  11. характеризовать особенности изученных гласных звуков;
12) определять место изученной буквы на «ленте букв».

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

1) формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формировать умение представлять информацию в виде схемы;

3) формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формировать умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формировать умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формировать умение слушать и понимать других;

2) формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формировать умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты:

1) формировать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе

речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.

Оснащение урока: наглядный материал: кот Леопольд, цветные карточки с предметами, карточки с гласными буквами А, О, И, Ы, счётные палочки для конструирования гласной буквы У, картинки с изображением утки, удочки, улитки, звуковые схемы слов, сигнальные карточки «Светофор», презентация к уроку (Слайды 1 - 7).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Мотивация к учебной деятельности

Цель: активизация учащихся. Я смотрю на ваши лица, Хорошо, приятно мне, Словно я в большой и дружной И приветливой семье. Мы у парты встанем ровно. А к работе все готовы? Напомните, пожалуйста, какой у нас урок? Я хочу вам пожелать Громко, чётко отвечать, Спокойно руку поднимать Удачи в учении, Улыбок и хорошего настроения! - Давайте улыбнёмся друг другу и подарим улыбки нашим гостям.

- Кто недавно появился у нас в классе.

- Какие слова всегда повторял кот Леопольд?

- Ребята, пусть эти слова станут девизом нашего урока.

- А, что значит жить дружно?

- Кот Леопольд познакомит нас со своими правилами дружбы, мы будем сегодня стараться, хорошо работать, и сможем открыть важные правила для жизни.

Подготовка класса к работе (учащиеся организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе).

Слово детям.

- Урок обучения грамоте.

- Кот Леопольд.

- Ребята, давайте жить дружно!

Отвечают полными предложениями. 2 мин.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: создание условий для возникновения у учеников потребности в учебной деятельности на основе ранее полученных знаний.

- Внимание Кот Леопольд принёс нам 1 задание на цветных карточках, которые лежат у вас на столах.

- Подумайте и скажите, кто изображён на картинках?

- А, как назвать их одним словом?

- А теперь подумайте и скажите, какое задание мы должны выполнить?

- Молодцы.

- Работаем в паре.

- Все ли совпадения произошли? Нет ли ловушек? Удалось ли выполнить задание?

- Давайте проверим (Слайд 1).

- Ребята, а какие это буквы?

- Какие звуки они обозначают?

- Почему?

- Правильно. Молодцы.

- А что вы ещё можете сказать о них?

- Мы выполнили первое задание, и кот Леопольд дарит нам первое правило дружбы. Кто его прочитает?

- А сейчас давайте посмотрим на следующие картинки (учитель показывает картинки).

- Что объединяет эти картинки? Что заметили общее? - Давайте назовём эти слова. - Произнесите по слогам слова улитка и утка.
- А теперь произнесите слово утка. - Какой вывод мы можем сделать? Какая буква обозначает гласный звук [у]? - Где она будет располагаться на ленте букв?

Перечисляют.

- Животные.

- Определить в названии каждого животного гласный звук и положить его на соответствующую картинку.

(Дети в парах соединяют букву и картинку, объясняя свой выбор).

(Дети сверяют выполненное задание с экраном)

- Гласные.

- Гласные.

- Потому что они поются, тянутся, при произношении их воздух во рту не встречает преград.

- Они могут быть ударными и безударными. Они образуют слог.

1. Улыбнись другу.

- Одинаковый звук [у].

- Утка, улитка, удочка.

- У-лит-ка, ут-ка.

Произносят.

- Буква У обозначает гласный звук [у].

- В красном окошке.


3 мин.

Построение проекта выхода из затруднения Цель: познакомить учащихся с гласным звуком [у], буквами У, у.

- А теперь попробуйте определить цель нашего урока.

-Ребята, вспомните, как мы знакомимся с новой буквой.

- Молодцы.

- Знакомство с новой буквой У.

1. Выделяем новый звук, знакомимся с буквой.

  1. Конструируем букву.

  2. Находим её на ленте букв и в словах.

  3. Составляем схемы слов.

  4. Печатаем букву.

  5. Читаем слоги и слова, предложения.





4 мин.

Реализация построенного проекта

- Посмотрите, Леопольд сел в уникальный удивительный автомобиль (Слайд 2).

- А почему на крыше его автомобиля расположилась буква У. Кто догадался?


У - сучок. В любом лесу Ты увидишь букву У. Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву Повесить пальто. (Слайд 3).

- Давайте сконструируем букву из палочек, которые лежат у вас на столе. - Сколько палочек понадобится? Одинаковые ли они будут? - А теперь посмотрите, как выложил эту букву Леопольд. Правильно он её выложил или нет? - Ребята, а вы не ошиблись? - А сейчас давайте с вами напишем письма коту Леопольду, в которых покажем ему, как правильно печатать букву У. У вас у каждого на столе лежат листочки. Вы должны будете соединить точки так, чтобы у вас получилась буква У.

- Потому что это учебный автомобиль. На таких автомобилях учатся водить машины.

Смотрят на экран.

Конструируют букву.
- Две. Нет: одна маленькая и одна большая. Дети исправляют.
Отвечают.




10 мин.


Физкультминутка



Вышли мышки как-то раз (на носочках, крадучись)

Посмотреть который час. (имитируя бинокль смотрим влево - вправо)

Раз, два, три, четыре - (хлопки в ладоши)

Мышки дёрнули за гири! (имитируем движением рук сверху-вниз и садимся на корточки)

Вдруг раздался страшный звон - (учитель хлопает в ладоши)

Убежали мышки вон. (дети убегают прячутся от кота)



1 мин.


- А сейчас давайте произнесём звук [у] и посмотрим друг на друга. Что вы заметили?

- Что вы скажете о звуке?


- Молодцы. Кот Леопольд дарит нам следующее правило дружбы: 2.Помоги другу в трудную минуту. - Настоящий друг - этот тот, кто умеет поддержать своего товарища, помочь ему в трудную минуту, он всегда рядом и в радости, и в грусти.

- Посмотрите внимательно на скопление букв, кто из вас разглядел в них маленьких друзей нашего кота (Слайд 4).

НРГУТЯТАПКТ

- Давайте составим звуковую схему слова утята. Один ученик работает у доски, а остальные в тетрадочках.


- А теперь давайте позовём это слово.

- Какой слог произносится с большей силой?

- А теперь назовите безударные слоги.

- Сколько всего звуков в слове?

- Вот видите ребята, какими вы стали умными. Научились составлять схемы слов и их анализировать. - Наши губы вытянулись в трубочку.
- Это гласный звук: воздух не встречает во рту преграды, произносится голосом.







- Утята. Составляет, рассуждая в слух: в слове «утята» три слога: «у-», «тя-», «-та». Первый слог «у-» состоит из одного гласного звука. На схеме обозначим слог красным квадратиком. Второй слог «тя-» слог слияния согласного звука [т'] с гласным звуком [а]. На схеме обозначим слог-слияние прямоугольником. Третий слог «-та». На схеме обозначим слог-слияние прямоугольником. Дети хором: «У-тя-та».
- С большей силой произносится слог «тя». - Безударные слоги «у» и «та». - Пять.

Электронная физкультминутка для глаз

- Сейчас вам маленькие утята предлагают немножко отдохнуть. Встаём из-за парт.

- Вам нужно будет следить глазками за движением утят (Слайд 5, 6)

Дети следят глазами за движением утят.



1 мин.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.



1.Работа в «Азбуке». - А теперь давайте посмотрим в наш любимый учебник. Он-тоже наш друг, как и Леопольд. - Посмотрите на букву У. - Почему же она напечатана на красном фоне? - Сравните заглавную и строчную буквы.
- Сравните её с буквой ы, которую мы изучали на прошлом уроке. - Почему?

- Ребята, посмотрите на эту картинку (Учитель её показывает). - Кто здесь изображён? - Найдите на другой странице ещё картинку на которой изображены утята. - Нашли. - А кто ещё там изображён? Называем, одним словом. - Какой звук в слове птицы мы слышим в конце слова? - Молодцы. - А какие птицы изображены на картинке? - Почему их называют домашними птицами?

- Правильно.

- Ребята, а известны ли вам птицы, изображённые на картинке? Давайте назовём их.

- Догадались ли вы где здесь главный герой?

- А в кого он превратился в конце сказки вы помните?

- И так как же называется сказка и кто её автор? Кто знает?

- Молодцы. Правильно.

- А сейчас назовите мне птиц в названии которых звук [у] слышится в начале слова.

- Какой буквой обозначается звук [у] на письме?

- А сейчас давайте прочитаем стихотворение Берестова про маленьких желтеньких утятах.

- А кто догадался почему автор называет утят малютками?

- А сейчас давайте рассмотрим и сравним схемы которые находятся под заглавной и строчной буквой У.

- Итак какому слову соответствует первая схема?

- Назовите первый слог в этом слове.

- Как он образован?

- Какой слог произносится с большей силой?

- Какой он?

- Подумайте и скажите какому слову соответствует вторая схема?

- Назовите первый слог.

- Как он образован?

- Какой слог произносится с большей силой?

- Какой он?

- Итак кто же может сделать вывод. Как образуется слог?

- Молодцы.

- А сейчас давайте ещё раз произнесём слово куры.

- Как вы думаете мягкость или твёрдость предшествующего согласного звука обозначает буква У.

- Правильно. Об этом нам говорит правило, которое выделено жирным шрифтом (Учитель его читает).

- Ребята, каждый народ подмечал какие-то важные вещи в жизни и составлял мудрые выражения. Они называются пословицы.

- Вот послушайте одну из них: «Ученье-путь к уменью». Как вы понимаете смысл этой пословицы.

- А у нас кто-нибудь старается в учёбе? Можно ли кого-нибудь назвать прилежным учеником?

- Ребята, а следующие пословицы, которые находятся в самом низу страницы вы прочитаете дома с родителями и выясните почему так говорят. - Молодцы. Вы справились со всеми заданиями и кот Леопольд дарит нам следующее правило: 3. Учи себя разуму.


Смотрят. - Она гласная буква. - Они одинаковые, но отличаются только размером. - Буква ы бывает только строчной.
- Заглавной буквы ы нет, так как нет слов, которые начинались бы с заглавной буквы ы.

- Утята. Ищут.
- Да. - Птицы. - В конце слова мы слышим звук [ы].

- Домашние птицы. - Люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получить яйца, мясо, перья, пух.

- Индюк, петух, гусь, утка, утята, утёнок. - Да. Гадкий утёнок. - В прекрасного белого лебедя. - Ганс Христиан Андерсен «Гадкий утёнок».
- Утка, утята, утёнок.
- Буквой У.
Читает ученик.
- Потому что они совсем маленькие.

- Слову куры. - Слог «ку». - Путём слияния согласного с гласным. Это слог слияния. - Слог «ку». - Он ударный.
- Слову утка. - Слог «ут». - Путём слияния гласного звука с согласным. - Слог «ут». - Он ударный. - Путём слияния согласного с гласным и с помощью звуков.
Произносят.
- Буква У обозначает твёрдость предшествующего согласного звука.





- Пословица говорит, что нужно хорошо учиться и будешь всё уметь делать.
Перечисляют. 10 мин.

VІІ.

Рефлексия. Оценивание

Цель: подвести итог проделанной работы на уроке, оценить полученный результат.




- Наш гость подарил нам действительно нужные правила дружбы, они нам пригодятся. - Вспомним, какие цели ставили в начале урока.



- Достигли ли мы этих целей? - С какой буквой познакомились?
- Что узнали о звуке?




- Что обозначает буква У мягкость или твёрдость предшествующего согласного звука?
- Похлопайте в ладоши, кто доволен своей работой? - Кому за работу на уроке скажем: «Спасибо»? - Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек «Светофор». - Красный - вам было не интересно на уроке и вы ничего не поняли. - Зелёный цвет - вам было интересно и всё понятно. - Посмотрите, для автомобиля кота Леопольда зажегся зелёный сигнал. - Это значит, что всё у него будет успешно и удачно (Слайд 7). - А вам он дарит правила, которые вы прочитаете дома родным и вспомните наш урок. 1. Улыбнись своему другу. 2. Помоги другу в трудную минуту. 3. Учи себя разуму.

- Уметь выделять звук в слове, находить слова с заданным звуком, различать звуки и буквы, с помощью каких знаков обозначается звук на письме, умение составлять рассказ по картинке.

- Достигли.

- Познакомились с печатной заглавной и строчной буквой У.

- Звук [у] гласный. Может быть ударным и безударным. Может образовывать слог путём слияния согласного с гласным (слог слияния), с помощью звуков, с помощью звука (утята, улитка, ау и т. д.).

- Буква У обозначает твёрдость предшествующего согласного звука.

Хлопают.

- Учителю.

Показывают сигнальные карточки.

4 мин.

© 2010-2022