- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока + презентация по предмету Истоки, 3 класс
Конспект урока + презентация по предмету Истоки, 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Зорина С.П. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Конспект урока
Педагог: Зорина Светлана Павловна Тема: «Терпение и умение».
Класс: 3
Тип занятия: урок формирования новых знаний.
Цель занятия: создать условия для личностной самореализации каждого учащегося в процессе изучения темы «Терпение и умение», способствовать развитию информационных, коммуникативных, образовательных, рефлексивных компетенций у участников образовательного процесса.
Задачи занятия -
образовательные:
- Ознакомление учащихся с понятием «терпение», сформировать понятие «
- Формирование умений учащихся отличать
- Совершенствование навыков учащихся в работе с разными источниками информации.
развивающие:
- Формирование навыков исследовательской работы в группах.
- Формирование умения оформлять результаты работы.
-
Развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения урока, в том числе и ИКТ.
-
Развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений на нём.
-
Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных достижений на уроке, представление результатов работы групп.
воспитательные:
- Развитие коммуникативных умений воспитанников через организацию групповой, коллективной и индивидуальной работы на уроке.
- Развитие у воспитанников чувства собственного достоинства, способностей к преодолению трудностей, умения ориентироваться в социальной среде.
Материально-техническое обеспечение урока - компьютер, - мультимедийный проектор, - экран, - учебная презентация, - карточки с заданиями для самостоятельной работы в группах, - раздаточный материал (листы самооценки и карточки оценки работы учащихся в группе).
План урока:
I. Организационно-мотивационный момент - 3мин.
II. Актуализация знаний - 5 мин.
III. Изучение новой темы - 10 мин.
IV. Закрепление изученного материала - 15 мин.
V. Рефлексия - 11 мин.
Деятельность учителя с указанием номера слайда
(при наличии презентации)
Деятельность ученика
Этап 1 урока. Организационный момент. 3 мин
Цель этапа (учителя):
- создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке;
- включить всех учащихся в работу.
Цель этапа (ученика):
- настроиться на работу в рамках урока;
- установить эмоциональный доверительный контакт с педагогом и друг с другом.
Деятельность 1 Приветствие, создание эмоционального настроя на работу
- Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Будем отвечать активно.
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
- Давайте, ребята, поздороваемся с нашими гостями.
- Садитесь.
Деятельность 1 Дети стоя повторяют слова за учителем и здороваются с гостями.
Деятельность 2
- Поздоровавшись, мы пожелали друг другу здоровья.
- На занятиях «Истоки» для нас важным является душевное здоровье.
-В нашей душе распускаются цветы нравственных понятий.
- Перед вами лежит изображение цветка. С каждым этапом работы он будет приобретать определённый цвет - цвет ваших эмоций.
Красный - активно работал на занятии, был настойчивым в достижении цели
Розовый - был не уверен в своих знаниях
Оранжевый - у меня всё получалось
Жёлтый - я молодец
Зелёный - у меня всё хорошо,
Синий - мне спокойно
Фиолетовый - мне интересно
Коричневый - мне нужна помощь
Серый - мне всё равно
Чёрный - мне плохо
Белый - я умею общаться и сотрудничать
Деятельность 2
Обдумывают слова педагога.
Рассматривают цветограмму
Деятельность 3
- На уроке мы будем использовать особые знаки.
(
!показ
Хочу сказать
?Хочу спросить
- На каждом этапе урока постарайтесь оценивать своё эмоциональное состояние.
- С каким настроением вы начинаете работу на уроке?
- Закрасьте один лепесток нужным цветом.
Деятельность 3
Дети запоминают инструкцию учителя.
Этап 2 урока Актуализация знаний. 5 мин.
Цель этапа (учителя):
- в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность через использование различных педагогических технологий воспроизвести необходимые для овладения новым материалом знания учащихся;
- оценить уровень практической подготовленности воспитанников, скорректировать их знания, смотивировать на активное восприятие нового материала;
-развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных знаний;
- развитие эмоциональной сферы учащихся через применение активных форм ведения занятия.
Цель этапа (ученика):
- развивать мыслительную деятельность в ходе «мозгового штурма»;
- воспроизведение ранее изученных понятий; -познакомиться и изучить новые понятия: «терпение»
Деятельность 4
1. Создание эмоционального настроя на работу, снятие статического и эмоционального напряжения. -Поговорим? Учитель: - О разном и о прочем. О том, что хорошо. И хорошо не очень. Чего - то знаешь ты. А что-то мне известно. -Поговорим? -Вдруг будет интересно!
-Посмотрите на доску. -Что вы видите? -Как он называется? -А что такое «надежда»? -Из какого источника ты узнала значение этого понятия? -Какой лепесток распустился на этом цветке?
-А что такое согласие?
-А что послужило источником для получения этой информации?
-Мы повторили необходимые нам знания.
-У вашего цветка появился новый красивый лепесток.
Деятельность 4
Дети: - О чём?
-Дети: Поговорим!
- Цветок.
-Надежда.
-Это устремление к доброму исходу дела.
- Из учебника «Истоки» стр.43
-Согласие.
-У этого понятия несколько значений:
-Утвердительный ответ на что-нибудь - на просьбу что-нибудь сделать;
-единомыслие, единодушие, общность точек зрения, взаимная договорённость;
-мирные дружественные отношения.
-Толковые словари.
Деятельность 5 - Посмотрите на доску. -Иллюстрацию к какой сказке вы видите?
-Связан ли сюжет этой русской народной сказки с понятиями «надежда» и «согласие»?
-А как?
-Молодцы.
-Подумайте и скажите, а какое ещё качество проявили герои сказки, чтобы справиться с упрямой репкой.
-Так скажите, с каким нравственным понятием мы познакомимся сегодня на занятии?
-Да тема сегодняшнего занятия «Терпение
-Какие цели можно перед собой поставить при знакомстве с этой темой?
-Молодцы.
-Тему занятия определили, задачи перед собой поставили.
-Закрасьте ещё один лепесток.
Деятельность 5
-Дети рассматривают иллюстрацию.
-Это сказка «Репка»
-Да
- Сажая репку, надеялись, что получат хороший урожай и осенью будет, что собирать.
-А согласие в работе позволило собрать урожай, вытянуть репку.
-Терпение.
- С терпением.
-Узнать, что такое «терпение», в чём оно проявляется, каким бывает, зачем и как нужно его воспитывать.
Деятельность 6
-Посмотрите на свои столы. -Какие предметы вы видите.
-Как эти предметы связаны с темой нашего занятия?
-Молодцы. А как сказать одним словом, в чём же в первую очередь мы проявляем терпение? -Поэтому тему урока я сейчас расширю и назову «Терпение и умение» -Закрасьте ещё один лепесток
Деятельность 6
-Коробочку с пазлами, бисер и ниточку, пшено, куклу, тетрадь и ручку, рисунок
-Чтобы собрать пазл нужно терпение, чтобы изготовить украшение из бисера -необходимо терпение, чтобы приготовить кашу, надо терпеливо перебрать пшено, чтобы воспитать ребёнка -нужно проявить терпение, чтобы приготовить качественно домашнее задание и нарисовать картину тоже нужно проявить терпение.
- В деле
Этап 3 урока. Объяснение нового материала. 10 мин.
Цель этапа (учителя):
- развитие у учащихся метапредметных компетенций через выполнение заданий, связанных с анализом, обобщением.
Цель этапа (ученика):
- в процессе практического исследования продолжить учиться работать с текстовой информацией;
-совершенствовать умение слушать и слышать педагога в процессе выполнения коллективного задания.
Деятельность 7 -Как же вы понимаете, что такое терпение? -А теперь узнаем значение этого понятия, прочитав статью в учебнике «Истоки» на стр.58. Так что же такое «терпение»?
-В интернете я нашла следующие определения:
-Терпение - это способность долго, настойчиво, упорно делать что-либо;
- настойчивость, упорство и выдержка в каком-либо деле, работе.
- А вот в библейском словаре о терпении говорится так:
-Терпение - это добродетель, состоящая в благодушном перенесении всех бед, скорбей и несчастий, неизбежных в жизни почти каждого человека.
-Можно ли сказать, что в учебнике «Истоки» дано ёмкое обобщение понятия «терпение»?
-Давайте прочитаем его ещё раз хором и постараемся запомнить.
-Мы выполнили первую задачу, поставленную в начале урока. Узнали, что такое терпение.
-Закрасьте ещё один лепесток.
Деятельность 7 - Дети высказывают свои предположения. -Читают вслух, вызванные ученики, остальные следят по тексту.
-Умение не унывать, стойко переносить все испытания и трудности.
-Да.
Деятельность 8
Деятельность8
Физкультминутка
Дружно помогаем маме -
Мы бельё полощем сами, (наклоны)
Раз, два, три, четыре, (движения в стороны )
Потянулись, (повесили бельё)
Остановились.
Хорошо мы потрудились! (рукой гладим себя по голове)
-Дети выполняют упражнения.
Деятельность 9
Стадия осмысления.
-А сейчас вы попробуете себя в роли исследователей.
-Работа с учебником.
-Назовите тему урока.
-Прочитайте про себя статью в учебнике «Без терпения нет умения» на стр. 59.
-Простым карандашом выделите информацию «людям, каких профессий и в каком, деле необходимо терпение.
-Проверим результаты вашей работы.
Видео и звуковой ряд.
-Посмотрите на изображения людей, названных вами профессий и послушайте звуки, которые сопровождают их деятельность.
-А человеку какой близкой вам профессии необходимо огромное терпение?
-А легко ли быть терпеливым?
-Давайте ещё раз прочитаем статью с 3-го абзаца и найдём в ней ответ на этот вопрос.
-Какую ещё важную информацию вы получили из этого текста?
-Молодцы. Всё отметили верно.
-Какие пословицы послужили вам примерами в этом тексте.
-Как же вы их понимаете?
-Дома постарайтесь ещё подобрать несколько пословиц на эту тему. Мы их разместим в нашей книге, чтобы следовать самим и передать в дар следующему поколению.
-Так, что же такое терпение?
-В чём оно проявляется?
-Мы выполнили ещё одну задачу урока, выяснили в чём может проявляться терпение.
-Закрасьте ещё один лепесток.
Деятельность 9
-Терпение и умение.
-Читают, выделяют.
Называют профессии людей и их занятия
-Терпение необходимо:
-учёному при проведении многолетних опытов;
-пряхе, чтобы напрячь пряжи;
-ткачихе, чтобы наткать полотна;
-музыканту, чтобы научиться игре на музыкальном инструменте;
-спортсмену, чтобы победить на соревнованиях.
-Просматривают и слушают.
-Учителю.
-Дети перечитывают статью с 3-го абзаца.
-Наспех ни в каком деле ничего, кроме срыва, получиться не может.
-Терпение - ключ к успеху во всяком деле.
-Ценят мастеров, умельцев. Их все знают, уважают, его труд вознаграждают.
-Особое терпение требуется тем, кто решил послужить ближнему.
-Терпение сливается с добротой и состраданием. Оно очищает душу.
«Поспешишь - людей насмешишь»
«Терпение даёт умение»
Ответы детей
Ответы детей
Этап 4 урока. Закрепление учебного материала. 15 мин
Цель этапа (учителя):
- в процессе применения ИКТ технологий
проверить первичный уровень усвоения учащимися новых знаний;
Цель этапа (ученика):
- определить первичный уровень освоения нового материала;
- научиться с первого предъявления принимать задание педагога, активно включаться в его выполнение.
Тренинг №15 (оценивающий)
Работа в четвёрке «В каких делах необходимо терпение?»
Деятельность 10
1.Подготовительный этап (присоединение к теме)
- Мы с вами определили, что такое терпение, выяснили, что в первую очередь это качество человек проявляет в деле.
-А теперь проверим, на каком уровне понимания этой темы находится каждый из вас.
-Выполним тренинг. Откройте тетрадь на стр.23
2. Индивидуальный этап. (5 мин.)
-Сначала, в течение 5 мин. работаете самостоятельно, выбираете 5 дел, в которых необходимо терпение.
3. Работа в четвёрке (10 мин.)
-Состав четвёрок и командиры:
1 -Батяшов П., Богов А., Александрова А., Бабенко А.
2 - Егоров Д., Оганян А.,Виноградова Ю., Гнедина К.
3 - Павлов Д., СипотенкоВ., Жукова А., Иванова Н.
4 - Стратиенко И., Холодилов И.,Захарова В., Кочнева Д.
5 - Тырин К., Тырин С., Любаева Д., Самохвалова К.
6 - Крезов Д., Русинова К, Синицына К., Торопова В., Фомина М.
Инструкция:
-Лидер предлагает выступить всем участникам группы и знакомит со своим вариантом выполнения задания.
-Если мнения всех членов группы совпали, вы готовитесь к представлению результатов.
- А если мнения разделились, лидер просит имеющих другой вариант ответа членов группы аргументировать своё мнение, но решение должно быть единым.
-Затем группа определяет, кто
будет представлять полученный совместно вариант решения.
-Это надо будет сделать аргументировано.
(учитель внимательно наблюдает за процессом общения в группах, при необходимости включаясь в беседу и помогая лидеру и группе прийти к совместному решению)
4. Обсуждение в классе. Экспертная оценка.
-Представьте результаты своей работы
(учитель сообщает экспертную оценку)
Экспертная оценка:
-нет ошибок -7 баллов;
-1 несоответствие - 6 баллов;
- 2 несоответствия - 5 баллов;
- 3 несоответствия - 3 балла
Перевод в пятибалльную систему:
7 баллов - «5»
5-6 баллов - «4»
3 балла - «3»
- Какой же вывод можно сделать, где же и когда необходимо терпение?
- Правильно
5.Рефлексия.
-Оцените работу лидеров и организуемое ими обсуждение.
-На листочках даны четыре предложения. Закончите их.
1.Группа работала______________
2.Лидер работал_______________
3.Моё пожелание группе____________
4.Моё пожелание лидеру_______________
- Оцените своё состояние на этом этапе урока.
-Закрасьте ещё один лепесток
Деятельность 10
Слушают и выполняют инструкцию учителя
-Лидеры представляют результаты, объясняя сделанный группой выбор.
Шить
Соблюдать пост
Заботиться о домашних животных
Помогать по хозяйству
Собирать грибы и ягоды
-Терпение необходимо в любом деле, если утверждается желание получить значимый результат.
Этап 5 урока. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание
Цель этапа (учителя):
- подвести итоги урока, построив траекторию дельнейшей работы по освоению новой темы для каждого обучающегося.
Цель этапа (ученика):
- выполняя творческое задание дома, расширить собственные знания по данному вопросу, научиться выражать свое мнение по заданной теме.
- в ходе проведения рефлексии определить
уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме, выстроить свою линию развития по изучаемой теме.
Деятельность 11 -С каким понятием познакомились на уроке? -Узнали ли вы, что такое терпение?
- В чём же проявляется это качество человека?
-О чём мы продолжим разговор на следующем занятии по теме «Терпение»?
Деятельность 11
-Терпение
-Да. Терпение - это умение не унывать, стойко переносить все испытания и трудности.
-В деле.
-В чём ещё проявляется терпение, зачем и как его надо воспитывать в каждом человеке.
Деятельность 12
- Наше первое занятие по теме «Терпение» завершилось, и на нашем цветочке появился ещё один лепесток. -Как он называется? -Посмотрите на свои цветочки. Какими они стали яркими. - А какие оттенки преобладают? -Значит, всем нам на занятии было ….
-Дополните следующие высказывания:
Рефлексия.
Я узнал……
Я научился…
Мне понравилось….
Я бы хотел…
Деятельность 12
-Терпение
-Тёплые.
-Хорошо.
Каждый учащийся заполняет лист самооценки;
Деятельность 13
Домашнее задание -Чтобы упрочить ваши знания Даю домашнее задание. На выбор.
Подберите пословицы, сказки, в которых говорится о терпении
Деятельность 13
Записывают домашнее задание
Деятельность14
-Послушайте притчу.
Как-то суровой зимой у нас закончились дрова. Отец вышел на околицу, нашел мертвое дерево и срубил его.
Весной он увидел, что из пня срубленного им дерева пробиваются побеги.
- Я был уверен, - сказал отец, - что это дерево мертвое. Тогда было так холодно, что от мороза его ветви трескались, ломались и падали на землю, как- будто у него в корнях не оставалось и капли жизни. Теперь я вижу, что жизнь еще теплилась в этом стволе. И, повернувшись ко мне, он сказал:
- Запомни этот урок. Никогда не руби дерево зимой. Никогда не принимай решения в неподходящее время или когда находишься в плохом состоянии души. Жди. Будь терпеливым, плохие времена пройдут. Помни, что весна возвратится.
-Так будем же мы всегда и во всём терпеливее!
Деятельность14
Обдумывают услышанное