Урок Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов.


Цель: закрепить знания о глаголе, как части речи; повторить правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов; закреплять умения определять спряжение; развивать устную и письменную речь учащихся, воображение; стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

Ход урока:


  1. Организация класса:

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь и поприветствуйте их. Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Орфограммы выделили. - Сегодня наш урок будет необычным, сказочным. А вот с автором, каких сказок снова встретимся, вы узнаете, когда я прочитаю отрывок из его произведения.

Свет наш, солнышко!

Ты ходишь круглый год по небу,

Сводишь зиму с тёплою весной,

Всех нас видишь над собой.

Аль откажешь мне в ответе?


- Как называется эта сказка? Кто автор? (А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне») - Как и всякая сказка, наш урок начинается с волшебства. Закройте глаза и послушайте……(Музыка: «Шум волн».) - Что же вы представили? А теперь давайте посмотрим, как об этом говорит А.С. Пушкин? Прочитайте шёпотом.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах. - Из какой сказки эти строки? Кто автор? (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане») - Назовите пропущенные орфограммы……. - Прочитайте слова с выделенными орфограммами. (Гуляет, подгоняет, бежит.) - К какой части речи относятся эти слова? Что такое глагол? На какие вопросы отвечает глагол н.ф.? - Докажите написание окончаний глагола.

Вспомним алгоритм.

- Как определить спряжение глагола? 1. Ударение

2. н.ф.

3. Исключения

4. Окончания

- Все ли глаголы нужно ставить в н.ф.? Давайте докажем?

Гуляет - ударение, н.ф., не на - ить, не искл., I спр., окончание - ет.

Подгоняет - подгонять - I спр.

Бежит - ударное личное окончание, II спряжение.


- Нужно ли ударное окончание ставить в неопределённую форму глагола?

II. Сообщение темы и цели урока: Вывод: У глаголов с ударным окончанием можно сразу определить спряжение, не ставя в н.ф., а у глаголов с безударным окончанием определяем спряжение. - Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока? (Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов.) - Списываем с комментированием. Выделите орфограммы. У глаголов с выделенными окончаниями определите спряжение. - Назовите, какие глаголы относятся ко II спр.? (Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить - I спр., 7 гл., оканчивающиеся на - еть и 4 на - ать. Гнать, держать, смотреть и видеть, слышать, дышать, ненавидеть, и обидеть и терпеть, и зависеть, и вертеть. Все остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к I спряжению.)

III. Упражнения на закрепление изученного

- Послушайте следующий отрывок.

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поёт,

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые… - Кто продолжит? Назовите название произведения. Кто запомнил глаголы? Можно сразу определить спряжение? (Поёт, грызёт.)
- Послушайте следующий отрывок, он посложнее. Вы должны назвать произведение и главного сказочного героя. (Гвидон)

Ломит он у дуба сук

И в тугой сгибает лук.

- Прочитаю ещё раз. Назовите глаголы. (Ломит, сгибает.)

- Записываем в столбик глаголы:

ломить - ломит - II спр.

сгибать - сгибает - I спр.

IV. Физминутка.

Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

V. Восстановление текста

- А сейчас очень трудное задание. - Вспомните, как вы описывали действие волны, шум моря. А теперь прочитайте, как описывает действие волны А.С. Пушкин:

Ты волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна,

Плещешь ты куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Поднимаешь корабли. - Слова какой части речи пропущены? (Глаголы.) Давайте попробуем восстановить. Кто догадался, какой глагол я пропустила…Называем орфограмму. Вы сейчас будете списывать, с безударными гласными вы должны справиться самостоятельно. Как понимаете слово: гульлива? - Послушайте первое предложение: Ты волна моя, волна! Что заметили? (Пауза после местоимения моя)

- Почему выделено запятой? (Это обращение.)

VI. Итог урока:

- Какие произведения А.С. Пушкина вспомнили?

- Какие знания и умения закрепили?

- Вот и сказке конец, а кто слушал … Рефлексия. - Ребята, если вы считаете, что мы хорошо поработали и наш урок был сказочным, похлопайте в ладоши!


© 2010-2022