- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов
Урок Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Никишина И.А. |
Дата | 03.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов.
Цель: закрепить знания о глаголе, как части речи; повторить правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов; закреплять умения определять спряжение; развивать устную и письменную речь учащихся, воображение; стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
Ход урока:
-
Организация класса:
Свет наш, солнышко!
Ты ходишь круглый год по небу,
Сводишь зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь над собой.
Аль откажешь мне в ответе?
- Как называется эта сказка? Кто автор? (А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне») - Как и всякая сказка, наш урок начинается с волшебства. Закройте глаза и послушайте……(Музыка: «Шум волн».) - Что же вы представили? А теперь давайте посмотрим, как об этом говорит А.С. Пушкин? Прочитайте шёпотом.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах. - Из какой сказки эти строки? Кто автор? (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане») - Назовите пропущенные орфограммы……. - Прочитайте слова с выделенными орфограммами. (Гуляет, подгоняет, бежит.) - К какой части речи относятся эти слова? Что такое глагол? На какие вопросы отвечает глагол н.ф.? - Докажите написание окончаний глагола.
Вспомним алгоритм.
- Как определить спряжение глагола? 1. Ударение
2. н.ф.
3. Исключения
4. Окончания
- Все ли глаголы нужно ставить в н.ф.? Давайте докажем?
Гуляет - ударение, н.ф., не на - ить, не искл., I спр., окончание - ет.
Подгоняет - подгонять - I спр.
Бежит - ударное личное окончание, II спряжение.
- Нужно ли ударное окончание ставить в неопределённую форму глагола?
II. Сообщение темы и цели урока: Вывод: У глаголов с ударным окончанием можно сразу определить спряжение, не ставя в н.ф., а у глаголов с безударным окончанием определяем спряжение. - Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока? (Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов.) - Списываем с комментированием. Выделите орфограммы. У глаголов с выделенными окончаниями определите спряжение. - Назовите, какие глаголы относятся ко II спр.? (Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить - I спр., 7 гл., оканчивающиеся на - еть и 4 на - ать. Гнать, держать, смотреть и видеть, слышать, дышать, ненавидеть, и обидеть и терпеть, и зависеть, и вертеть. Все остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к I спряжению.)
III. Упражнения на закрепление изученного
- Послушайте следующий отрывок.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые… - Кто продолжит? Назовите название произведения. Кто запомнил глаголы? Можно сразу определить спряжение? (Поёт, грызёт.)
- Послушайте следующий отрывок, он посложнее. Вы должны назвать произведение и главного сказочного героя. (Гвидон)
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук.
- Прочитаю ещё раз. Назовите глаголы. (Ломит, сгибает.)
- Записываем в столбик глаголы:
ломить - ломит - II спр.
сгибать - сгибает - I спр.
IV. Физминутка.
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
V. Восстановление текста
- А сейчас очень трудное задание. - Вспомните, как вы описывали действие волны, шум моря. А теперь прочитайте, как описывает действие волны А.С. Пушкин:
Ты волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна,
Плещешь ты куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Поднимаешь корабли. - Слова какой части речи пропущены? (Глаголы.) Давайте попробуем восстановить. Кто догадался, какой глагол я пропустила…Называем орфограмму. Вы сейчас будете списывать, с безударными гласными вы должны справиться самостоятельно. Как понимаете слово: гульлива? - Послушайте первое предложение: Ты волна моя, волна! Что заметили? (Пауза после местоимения моя)
- Почему выделено запятой? (Это обращение.)
VI. Итог урока:
- Какие произведения А.С. Пушкина вспомнили?
- Какие знания и умения закрепили?
- Вот и сказке конец, а кто слушал … Рефлексия. - Ребята, если вы считаете, что мы хорошо поработали и наш урок был сказочным, похлопайте в ладоши!