- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект Дорога к Храму
Проект Дорога к Храму
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бахтина Т.Т. |
Дата | 24.07.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Кондратьевская средняя общеобразовательная школа»
Проект
«Дорога к Храму»
Авторы - разработчики:
учителя начальных классов
МБОУ «Кондратьевская СОШ»:
Каморина Н.А.
Немова И.А.
.
п.Кондратьево, 2014 г
1/Паспорт проекта
География проекта
МБОУ « Кондратьевская СОШ»
Целевая социальная группа
Участники образовательного процесса (учителя, обучающиеся и их родители)
Партнеры-участники проекта
Социальные партнеры:подростковый клуб «Импульс», поселковая и школьная библиотеки, Дом Творчества «Вересковая усадьба» г.Выборг, МО учителей начальных классов
Cроки продолжительность проекта
Январь 2013 - май 2014
(1,5 года)
Аннотация проекта
Несомненно, что главной фигурой в школе является ребёнок, но если в школе комфортно педагогу, то комфортно будет и детям, и родителям, и коллегам.
Цель проекта - приобщение обучающихся к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Реализация данного проекта предполагает заинтересованное участие педагогов, обучающихся, родителей и отдельных структур и служб, а именно: воспитательной,психологической, духовной, а также социальных партнёров. Только совместная работа может гарантировать устойчивый положительный результат.
2.Проблема, актуальность В настоящее время возникла необходимость повышения духовно - нравственного потенциала обучения и воспитания обучающихся в светской школе. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, « продовольственно - вещевые» по характеру. Ценностное отношение к Родине, родному краю дети выражают в своих суждениях очень редко. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству, а представления детей по мере их взросления о « должном»русском человеке не становится определённее, приобретают критически - циничный оттенок. Вопрос духовно - нравственного и патриотического воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Школьный возраст - это период, когда проходит активное формирование моральных нравственных идеалов. Поэтому роль школы в формировании жизненных ориентиров незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой личности, способной вырабатывать собственные морально - нравственные установки. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребёнка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребёнок усваивает социально - исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Данный проект позволит систематизировать работу школы по духовно - нравственному воспитанию и развитию школьников, создаст условия для творческого взаимодействия детей, педагогов, родителей и заинтересованной общественности, будет способствовать внедрению ФГОС.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений. Внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное и патриотическое воспитание. При разработке планов, содержания работы, организации комплекса мероприятий в рамках проекта « Дорога к Храму» учитывается доступность способов реализации , прослеживается развитие личности ребёнка.
Актуальность данного проекта состоит в том, что сегодня нет более важной цели, чем а также воспитание всесторонне образованной личности.
В требованиях ФГОС отмечено, что программа духовно - нравственного
развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно - нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Важно формирование нравственных свойств, которые соответствуют общечеловеческим ценностям, являющимся составной частью социального опыта.
Через реализацию данного проекта можно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе. Это подготовит ребят к вступлению во взрослую жизнь, с её нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни. Цель проекта:
сохранение духовно - нравственного здоровья обучающихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
Воспитательные задачи: - Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию
- Приобщение к истокам культурных традиций русского народа
- Пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам
- Знакомить обучающихся с традициями русского народа, отражёнными в народном календаре
- Продолжить изучение русских обычаев и обрядов
- Обобщать знания по основным темам курса « Основы православной культуры»
- Совершенствовать навык работы с литературными источниками и материалами из сети Интернет.
4.Планируемые результаты проекта
- Становление духовности и нравственности у обучающихся,
- Стремление к познанию православной культуры, возрождение православных обычаев и традиций русского народа.
5.Проектное решение
Решением проблемы повышения духовно - нравственного потенциала школьника, по нашему мнению, может стать комплекс мероприятий, который предполагает проведение организационных, информационных, методических и творческих работ. Для этого необходимо привлечь государственные и образовательные учреждения, родительскую общественность, священнослужителей храма.
Мероприятия ориентированы: на обучающихся: информирование обучающихся начальной школы, а также участие в мероприятиях по проекту; на специалистов, педагогов: подготовка методических материалов и проведение мероприятий по внедрению проекта; на родителей, общественность: информирование и привлечение родителей, общественности к участию в реализации проекта.
6.Содержание проекта (мероприятия, работы, функции) Работа по реализации проекта проводится в три этапа, которые представляют собой систему, где следующий этап строится на основе результатов предыдущего. Первый этап -подготовительный(январь - сентябрь 2013).
Знакомство с нормативно-правовой базой, ознакомление участников образовательного процесса с содержанием проекта. Создание творческой группы и планирование ее деятельности. Составление плана по реализации проекта. Направление Мероприятия Сроки Участники Планируемые результаты Функции Повышение мотивации Проведение родительского собрания «Внедрение учебного курса ОРКСЭ в начальной школе» январь Учитель и родители обучающихся 3 класса Выбор модуля
организационная Повышение квалификации педагога Обучение преподавателя на курсах «Особенности православной культуры в школе» В течение учебного года Учитель 3 класса, отдел религиозного образования Получение удостоверения о прохождении курсов Информационно - образовательная Апробация проекта Проведение экспериментальных творческих работ в рамках модуля ОПК. апрель
Учитель, ученики 4 класса и их родители Творческие работы к празднику « Пасха» Образовательная, презентационная Совершенствование педагогического мастерства
Подготовка методических материалов, планирование работы, выбор форм и методов. Май - сентябрь Учителя начальной школы Подборка методических материалов, план практической реализации проекта Образовательная
Обсуждение проекта с коллегами, родителями и партнерами школы Сентябрь Учителя, родители, социальные партнеры Презентация проекта Презентационная
Второй этап - основной ( сентябрь 2013 - май 2014 ) Его цель - создать условия для духовно - нравственных основ воспитания, направленных на формирование представлений о православной культуре русского народа. Последовательное выполнение запланированных мероприятий.
Направление
Мероприятия
Сроки
Участни
ки Планируемые
результаты
Функции
Формирование устойчивых мотивов нравственного поведения
Осенний цикл народно - православных праздников:
1.Оформление стенда, посвящённого осенним православным праздникам.
2.Беседа, посвящённая празднику Воздвиженье ( 27 сентября)
3.Творческая работа « Тайна имени» ( 30 сентября)
4.Посещение поселкового праздника
Покров. ( 14 октября)
5.Сбор информации о празднике Покров.
6.Инсценировка сказки, посвящённой празднику Покров
Сентябрь - ноябрь
Участники образовательного процесса, служители церкви, педагоги клуба
«Импульс»
Выступление для обучающихся начальной школы, творческие работы учеников 4 класса, информационный стенд, презентация.
Образовательная, просветительская, воспитательная
Формирование устойчивых мотивов нравственного поведения Зимний цикл народно - православных праздников: 1.Оформление стенда, посвящённого зимним православным праздникам. 2.Классный час, посвящённый празднику Рождества Христова. 3.Подбор рождественских колядок, стихов, рисование, поделки, творческие работы. 4.Сбор информации о празднике Крещение, беседа.( 19 января) 5.Беседа, посвящённая празднику « Татьянин день» ( 25 января)
Декабрь - февраль
Участники образовательного процесса. творческие работы учеников начальной школы, информационный стенд, презентация
Образовательная, просветительская, воспитательная
Формирование устойчивых мотивов нравственного поведени
Весенний цикл народно - православных праздников: 1.Оформление стенда, посвящённого весенним православным праздникам. 2.Участие в поселковом празднике « Широкая Масленица» 3.Поездка в Дом Творчества «Вересковая усадьба» г.Выборг 4. Выставка рисунков «Вербное воскресенье» 5.Инсценировка сказки, посвящённой празднику Пасхи. 6.Творческие работы на тему « Пасха красная»
Март - май
Участники образовательного процесса, служители церкви, педагоги клуба
«Импульс»и Дома Творчества Выступление для обучающихся начальной школы, творческие работы, информационный стенд, презентация. Образовательная, просветительская, воспитательная
Третий этап - аналитический (май - август 2014 года).
Его цель - изучение степени интереса обучающихся и их родителей к познанию православной культуры посредством анкетирования. Обобщение и трансляция полученного опыта доступными средствами.
Освещение реализации проекта и анализ проведенных мероприятий.
Календарный план проекта
№
Мероприятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
2
3
4
5
1
Проведение родительского собрания «Внедрение учебного курса ОРКСЭ в начальной школе»
+
2
Обучение преподавателя на курсах « Особенности православной культуры в школе»
+
+
+
+
+
3 Проведение экспериментальных творческих работ в рамках модуля ОПК.
+
4
Подготовка методических материалов, планирование работы, выбор форм и методов.
+
+
+
+
+
5 Обсуждение проекта с коллегами, родителями и партнерами школы
+
6
Оформление стенда, посвящённого осенним православным праздникам.
+
7
Беседа, посвящённая празднику Воздвиженье
+
8
Творческая работа « Тайна имени»
+
+
9
Посещение поселкового праздника
Покров.
+
10
Сбор информации о празднике Покров.
+
+
11
Инсценировка сказки, посвящённой празднику Покров
+
12 Оформление стенда, посвящённого зимним православным праздникам.
+
+
13 Классный час, посвящённый празднику Рождества Христова.
+
14 Подбор рождественских колядок, стихов, рисование, поделки, творческие работы.
+
+
15 Сбор информации о празднике Крещение, беседа
+
16 Беседа, посвящённая празднику « Татьянин день»
+
17
Оформление стенда, посвящённого весенним православным праздникам
+
+
18 Участие в поселковом празднике « Широкая Масленица»
+
19 Поездка в Дом Творчества «Вересковая усадьба» г.Выборг
+
20 Выставка рисунков «Вербное воскресенье»
+
21 Инсценировка сказки, посвящённой празднику Пасхи.
+
22 Творческие работы на тему « Пасха красная»
+
23
Освещение реализации проекта и проведения мероприятий.
+
Контрольные точки (результат временного периода)
Первый этап: январь - сентябрь 2013
Созданы: творческая группа, план деятельности.
Проанализированы итоги анкетирования родителей и обучающихся, выбран модуль курса ОРКСЭ.
Подобраны методические материалы.
Второй этап - сентябрь 2013 - май 2014
Проведен ряд мероприятий, посвященных осенним и зимним народно-православным праздникам.
Подготовлены и представлены творческие работы обучающихся
Третий этап - май - август 2014 года).
Проведен анализ по каждому этапу работы (обобщение). Корректировка проекта. Размещена информация о проекте .
Ресурсы проекта.
Для реализации настоящего проекта необходимы следующие ресурсы:
Нормативно-правовые
- Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ
- Конституция Российской Федерации
- Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
- Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
- Постановления органов местного самоуправления
- Локальные акты учреждений, участвующих в проекте.
Кадровые
- Педагоги школы, специалисты дополнительного образования.
- Родители, представители общественности.
Информационно-методические
- Материалы для проведения мероприятий, анкетирования, мониторингов.
- Методические рекомендации по вовлечению участников образовательного процесса в деятельность по духовно - нравственному и патриотическому воспитанию.
- Наглядная агитация: стенды, объявления.
Материально-технические
- Мультимедийное оборудование
- Материалы из фондов школьной и поселковой библиотек
11.Риски и пути их преодоления в ходе реализации проекта
Риски
Пути их преодоления
Недостаточно развит уровень духовно - нравственного и патриотического воспитания
Развитие традиций проведения семейных народно - православных праздников. Проведение массовых мероприятий на уровне школы, поселка, района. Демонстрация подрастающему поколению позитивных примеров. Встречи со служителями церкви.
Зависимость участников образовательного процесса от общественного мнения
Беседы с родителями. Индивидуальная работа с детьми и их родителями.
Специалисты и педагогические кадры не соответствуют современным требованиям.
Переподготовка кадров. Привлечение опытных специалистов для реализации проекта.
Отсутствие у родителей понимания необходимости повышения уровня духовно - нравственного и патриотического воспитания
Консультирование родителей, проведение родительских собраний в активных формах.
12.Заключение.
Заложить основы духовно - нравственной ориентации школьников - важнейшая задача школы. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся.
Недостатки развития и воспитания в этот школьный период жизни человека трудно восполнить в последующие годы. Школьный проект «Дорога к Храму» призван разрешать названную проблему общества и времени в конкретном исполнении, с конкретными детьми, в конкретном коллективе: ученики - педагоги - родители.
В ходе реализации проекта осуществляется интеграция с некоторыми темами школьных образовательных предметов: литературное чтение, окружающий мир, музыка, технология, изобразительное искусство, а также проведение экскурсий, поездок, творческих встреч, совместных с родителями праздников. Это действенные и результативные ходы, которые используются в движении по проекту «Дорога к Храму».
При воплощении проекта «Дорога к Храму» в жизнь становится ведущим принцип организации духовно - нравственного развития и патриотического воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни младшего школьника.
Использованная литература.
1. Бурцев А.Е. « Народный календарь примет, обычаев и поверий на святой Руси» Спб., 1911
2. «Вербное воскресенье. По старому русскому обычаю» Сб. обрядовых представлений и праздников» М., 1997
3. « Всякая всячина» Сб. необходимых познаний на все случаи жизни. 2 - е
Издание / Сост. Л.Д. Цесаркин. Воронеж, 1997
4. Календарь отрывной « Православный» М., 2002
5. Костомаров Н.И. « Домашняя жизнь и нравы великорусского народа»
М., 1993
6. « Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия» / Сб. М. За-
былина. М., 1880
7. «Русский народный календарь» /Сб. Третьякова О.В., Тверитинова Н.В.
М., 2010.
8. Степанов Н.П. « Народные праздники на Святой Руси» М., 1991
9. Шмелёв И. « Богомолье. Лето Господне» М., 1996