Проект Дорога к Храму

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Кондратьевская средняя общеобразовательная школа»









Проект

«Дорога к Храму»







Авторы - разработчики:

учителя начальных классов

МБОУ «Кондратьевская СОШ»:

Каморина Н.А.

Немова И.А.

.







п.Кондратьево, 2014 г

1/Паспорт проекта

География проекта

МБОУ « Кондратьевская СОШ»

Целевая социальная группа

Участники образовательного процесса (учителя, обучающиеся и их родители)

Партнеры-участники проекта

Социальные партнеры:подростковый клуб «Импульс», поселковая и школьная библиотеки, Дом Творчества «Вересковая усадьба» г.Выборг, МО учителей начальных классов

Cроки продолжительность проекта

Январь 2013 - май 2014

(1,5 года)

Аннотация проекта


Несомненно, что главной фигурой в школе является ребёнок, но если в школе комфортно педагогу, то комфортно будет и детям, и родителям, и коллегам.

Цель проекта - приобщение обучающихся к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Реализация данного проекта предполагает заинтересованное участие педагогов, обучающихся, родителей и отдельных структур и служб, а именно: воспитательной,психологической, духовной, а также социальных партнёров. Только совместная работа может гарантировать устойчивый положительный результат.











2.Проблема, актуальность В настоящее время возникла необходимость повышения духовно - нравственного потенциала обучения и воспитания обучающихся в светской школе. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, « продовольственно - вещевые» по характеру. Ценностное отношение к Родине, родному краю дети выражают в своих суждениях очень редко. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству, а представления детей по мере их взросления о « должном»русском человеке не становится определённее, приобретают критически - циничный оттенок. Вопрос духовно - нравственного и патриотического воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Школьный возраст - это период, когда проходит активное формирование моральных нравственных идеалов. Поэтому роль школы в формировании жизненных ориентиров незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой личности, способной вырабатывать собственные морально - нравственные установки. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребёнка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребёнок усваивает социально - исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Данный проект позволит систематизировать работу школы по духовно - нравственному воспитанию и развитию школьников, создаст условия для творческого взаимодействия детей, педагогов, родителей и заинтересованной общественности, будет способствовать внедрению ФГОС.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений. Внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное и патриотическое воспитание. При разработке планов, содержания работы, организации комплекса мероприятий в рамках проекта « Дорога к Храму» учитывается доступность способов реализации , прослеживается развитие личности ребёнка.

Актуальность данного проекта состоит в том, что сегодня нет более важной цели, чем а также воспитание всесторонне образованной личности.

В требованиях ФГОС отмечено, что программа духовно - нравственного

развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно - нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Важно формирование нравственных свойств, которые соответствуют общечеловеческим ценностям, являющимся составной частью социального опыта.

Через реализацию данного проекта можно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе. Это подготовит ребят к вступлению во взрослую жизнь, с её нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни. Цель проекта:

сохранение духовно - нравственного здоровья обучающихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
Воспитательные задачи: - Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию

  • Приобщение к истокам культурных традиций русского народа
  • Пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам
Образовательные задачи:
  • Знакомить обучающихся с традициями русского народа, отражёнными в народном календаре
  • Продолжить изучение русских обычаев и обрядов
  • Обобщать знания по основным темам курса « Основы православной культуры»
  • Совершенствовать навык работы с литературными источниками и материалами из сети Интернет.
Развивающие задачи: - Формирование художественно - эстетического вкуса - Развитие творческих способностей и умения работать в группах Активизация творческой фантазии и воображения
4.Планируемые результаты проекта
  • Становление духовности и нравственности у обучающихся,
подготовка почвы для становления личности.
  • Стремление к познанию православной культуры, возрождение православных обычаев и традиций русского народа.

5.Проектное решение

Решением проблемы повышения духовно - нравственного потенциала школьника, по нашему мнению, может стать комплекс мероприятий, который предполагает проведение организационных, информационных, методических и творческих работ. Для этого необходимо привлечь государственные и образовательные учреждения, родительскую общественность, священнослужителей храма.

Мероприятия ориентированы: на обучающихся: информирование обучающихся начальной школы, а также участие в мероприятиях по проекту; на специалистов, педагогов: подготовка методических материалов и проведение мероприятий по внедрению проекта; на родителей, общественность: информирование и привлечение родителей, общественности к участию в реализации проекта.



6.Содержание проекта (мероприятия, работы, функции) Работа по реализации проекта проводится в три этапа, которые представляют собой систему, где следующий этап строится на основе результатов предыдущего. Первый этап -подготовительный(январь - сентябрь 2013).

Знакомство с нормативно-правовой базой, ознакомление участников образовательного процесса с содержанием проекта. Создание творческой группы и планирование ее деятельности. Составление плана по реализации проекта. Направление Мероприятия Сроки Участники Планируемые результаты Функции Повышение мотивации Проведение родительского собрания «Внедрение учебного курса ОРКСЭ в начальной школе» январь Учитель и родители обучающихся 3 класса Выбор модуля
организационная Повышение квалификации педагога Обучение преподавателя на курсах «Особенности православной культуры в школе» В течение учебного года Учитель 3 класса, отдел религиозного образования Получение удостоверения о прохождении курсов Информационно - образовательная Апробация проекта Проведение экспериментальных творческих работ в рамках модуля ОПК. апрель

Учитель, ученики 4 класса и их родители Творческие работы к празднику « Пасха» Образовательная, презентационная Совершенствование педагогического мастерства

Подготовка методических материалов, планирование работы, выбор форм и методов. Май - сентябрь Учителя начальной школы Подборка методических материалов, план практической реализации проекта Образовательная
Обсуждение проекта с коллегами, родителями и партнерами школы Сентябрь Учителя, родители, социальные партнеры Презентация проекта Презентационная

Второй этап - основной ( сентябрь 2013 - май 2014 ) Его цель - создать условия для духовно - нравственных основ воспитания, направленных на формирование представлений о православной культуре русского народа. Последовательное выполнение запланированных мероприятий.

Направление

Мероприятия

Сроки

Участни

ки Планируемые

результаты

Функции

Формирование устойчивых мотивов нравственного поведения

Осенний цикл народно - православных праздников:

1.Оформление стенда, посвящённого осенним православным праздникам.

2.Беседа, посвящённая празднику Воздвиженье ( 27 сентября)

3.Творческая работа « Тайна имени» ( 30 сентября)

4.Посещение поселкового праздника

Покров. ( 14 октября)

5.Сбор информации о празднике Покров.

6.Инсценировка сказки, посвящённой празднику Покров


Сентябрь - ноябрь

Участники образовательного процесса, служители церкви, педагоги клуба

«Импульс»

Выступление для обучающихся начальной школы, творческие работы учеников 4 класса, информационный стенд, презентация.

Образовательная, просветительская, воспитательная

Формирование устойчивых мотивов нравственного поведения Зимний цикл народно - православных праздников: 1.Оформление стенда, посвящённого зимним православным праздникам. 2.Классный час, посвящённый празднику Рождества Христова. 3.Подбор рождественских колядок, стихов, рисование, поделки, творческие работы. 4.Сбор информации о празднике Крещение, беседа.( 19 января) 5.Беседа, посвящённая празднику « Татьянин день» ( 25 января)

Декабрь - февраль

Участники образовательного процесса. творческие работы учеников начальной школы, информационный стенд, презентация

Образовательная, просветительская, воспитательная

Формирование устойчивых мотивов нравственного поведени

Весенний цикл народно - православных праздников: 1.Оформление стенда, посвящённого весенним православным праздникам. 2.Участие в поселковом празднике « Широкая Масленица» 3.Поездка в Дом Творчества «Вересковая усадьба» г.Выборг 4. Выставка рисунков «Вербное воскресенье» 5.Инсценировка сказки, посвящённой празднику Пасхи. 6.Творческие работы на тему « Пасха красная»



Март - май

Участники образовательного процесса, служители церкви, педагоги клуба

«Импульс»и Дома Творчества Выступление для обучающихся начальной школы, творческие работы, информационный стенд, презентация. Образовательная, просветительская, воспитательная

Третий этап - аналитический (май - август 2014 года).

Его цель - изучение степени интереса обучающихся и их родителей к познанию православной культуры посредством анкетирования. Обобщение и трансляция полученного опыта доступными средствами.

Освещение реализации проекта и анализ проведенных мероприятий.





















































Календарный план проекта

Мероприятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

1

Проведение родительского собрания «Внедрение учебного курса ОРКСЭ в начальной школе»

+

















2

Обучение преподавателя на курсах « Особенности православной культуры в школе»

+

+

+

+

+













3 Проведение экспериментальных творческих работ в рамках модуля ОПК.




+














4

Подготовка методических материалов, планирование работы, выбор форм и методов.





+

+

+

+

+









5 Обсуждение проекта с коллегами, родителями и партнерами школы









+









6

Оформление стенда, посвящённого осенним православным праздникам.









+









7

Беседа, посвящённая празднику Воздвиженье









+









8

Творческая работа « Тайна имени»









+

+








9

Посещение поселкового праздника

Покров.










+








10

Сбор информации о празднике Покров.









+

+








11

Инсценировка сказки, посвящённой празднику Покров










+








12 Оформление стенда, посвящённого зимним православным праздникам.











+

+






13 Классный час, посвящённый празднику Рождества Христова.













+





14 Подбор рождественских колядок, стихов, рисование, поделки, творческие работы.












+

+





15 Сбор информации о празднике Крещение, беседа













+





16 Беседа, посвящённая празднику « Татьянин день»













+





17

Оформление стенда, посвящённого весенним православным праздникам














+

+



18 Участие в поселковом празднике « Широкая Масленица»















+



19 Поездка в Дом Творчества «Вересковая усадьба» г.Выборг














+




20 Выставка рисунков «Вербное воскресенье»















+



21 Инсценировка сказки, посвящённой празднику Пасхи.
















+


22 Творческие работы на тему « Пасха красная»
















+


23

Освещение реализации проекта и проведения мероприятий.

















+



Контрольные точки (результат временного периода)

Первый этап: январь - сентябрь 2013

Созданы: творческая группа, план деятельности.

Проанализированы итоги анкетирования родителей и обучающихся, выбран модуль курса ОРКСЭ.

Подобраны методические материалы.

Второй этап - сентябрь 2013 - май 2014

Проведен ряд мероприятий, посвященных осенним и зимним народно-православным праздникам.

Подготовлены и представлены творческие работы обучающихся

Третий этап - май - август 2014 года).

Проведен анализ по каждому этапу работы (обобщение). Корректировка проекта. Размещена информация о проекте .

Ресурсы проекта.

Для реализации настоящего проекта необходимы следующие ресурсы:

Нормативно-правовые

  • Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ
  • Конституция Российской Федерации
  • Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
  • Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
  • Постановления органов местного самоуправления
  • Локальные акты учреждений, участвующих в проекте.

Кадровые

  • Педагоги школы, специалисты дополнительного образования.
  • Родители, представители общественности.

Информационно-методические

  • Материалы для проведения мероприятий, анкетирования, мониторингов.
  • Методические рекомендации по вовлечению участников образовательного процесса в деятельность по духовно - нравственному и патриотическому воспитанию.
  • Наглядная агитация: стенды, объявления.

Материально-технические

  • Мультимедийное оборудование
  • Материалы из фондов школьной и поселковой библиотек

11.Риски и пути их преодоления в ходе реализации проекта

Риски

Пути их преодоления

Недостаточно развит уровень духовно - нравственного и патриотического воспитания

Развитие традиций проведения семейных народно - православных праздников. Проведение массовых мероприятий на уровне школы, поселка, района. Демонстрация подрастающему поколению позитивных примеров. Встречи со служителями церкви.

Зависимость участников образовательного процесса от общественного мнения

Беседы с родителями. Индивидуальная работа с детьми и их родителями.

Специалисты и педагогические кадры не соответствуют современным требованиям.

Переподготовка кадров. Привлечение опытных специалистов для реализации проекта.

Отсутствие у родителей понимания необходимости повышения уровня духовно - нравственного и патриотического воспитания

Консультирование родителей, проведение родительских собраний в активных формах.

12.Заключение.

Заложить основы духовно - нравственной ориентации школьников - важнейшая задача школы. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся.

Недостатки развития и воспитания в этот школьный период жизни человека трудно восполнить в последующие годы. Школьный проект «Дорога к Храму» призван разрешать названную проблему общества и времени в конкретном исполнении, с конкретными детьми, в конкретном коллективе: ученики - педагоги - родители.

В ходе реализации проекта осуществляется интеграция с некоторыми темами школьных образовательных предметов: литературное чтение, окружающий мир, музыка, технология, изобразительное искусство, а также проведение экскурсий, поездок, творческих встреч, совместных с родителями праздников. Это действенные и результативные ходы, которые используются в движении по проекту «Дорога к Храму».

При воплощении проекта «Дорога к Храму» в жизнь становится ведущим принцип организации духовно - нравственного развития и патриотического воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни младшего школьника.





Использованная литература.



1. Бурцев А.Е. « Народный календарь примет, обычаев и поверий на святой Руси» Спб., 1911



2. «Вербное воскресенье. По старому русскому обычаю» Сб. обрядовых представлений и праздников» М., 1997

3. « Всякая всячина» Сб. необходимых познаний на все случаи жизни. 2 - е

Издание / Сост. Л.Д. Цесаркин. Воронеж, 1997

4. Календарь отрывной « Православный» М., 2002

5. Костомаров Н.И. « Домашняя жизнь и нравы великорусского народа»

М., 1993

6. « Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия» / Сб. М. За-

былина. М., 1880

7. «Русский народный календарь» /Сб. Третьякова О.В., Тверитинова Н.В.

М., 2010.

8. Степанов Н.П. « Народные праздники на Святой Руси» М., 1991

9. Шмелёв И. « Богомолье. Лето Господне» М., 1996


























































© 2010-2022