Технологическая карта урока чтения во 2 классе С. Есенин Берёза

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе. УМК «Школа России».

С. А. Есенин « Берёза». Цели урока: образовательные: познакомить со стихотворением С. Есенина «Берёза»; формировать умение анализировать поэтический образ; показать общую природу художественного образа в разных видах искусства и обратить внимание на специфику его выражения языком поэзии, музыки, живописи; развивающие: развивать образное мышление; речь, творческое воображение; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитательные: способствовать обогащению чувственного опыта ребёнка, его реального представления о связи поэзии и природы; развивать коммуникативные качества через организацию работы в группах; эстетическое воздействие на детей через слово, живопись, музыку. Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, рабочий лист, цветной картон, мелки, набор текстильных материалов, таблицы для отгадывания зашифрованного слова и практической работы с текстильным материалом, толковые словари.





Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

1.Положительный психологический настрой - Сегодня за окном чудесный декабрьский день. Знаю, что дома вы сделали для своих друзей объёмные снежинки. Давайте обменяемся ими и пожелаем друг другу интересного и поучительного урока. Обмениваются снежинками и желают друг другу всего хорошего. Регулятивные: настраиваются на работу по предложенному плану. Коммуникативные: обращаются к своим друзьям с пожеланиями. Личностные: положительно относятся к школе, доброжелательны к своим одноклассникам.

2. Целеполагание - А теперь поздороваемся с нашими гостями. Начнём урок с четверостишия.





- Как вы понимаете, что страницы книг куда то меня ведут? - А могут на самом деле страницы книг нас вести? Как называется литературный приём, когда неживые объекты наделяют живыми качествами? - Как вы думаете, к какой цели приведут нас сегодня страницы книги?

- Открою вам секрет: сегодня на уроке вы будете выступать не только в роли читателей и слушателей, но и попробуете себя в роли художников и исследователей. Готовы? Приступаем к артикуляционной разминке. Здороваются и хором читают стих: Я - это мир, а мир стал мной, Едва открыл страницу. Могу в героя книги я Внезапно превратиться. Стихом и прозой говоря, Рисунком и словами. Страницы книг ведут меня Волшебными путями. - Это значит, мы вчитываемся и начинаем представлять себя этими героями, в тех же местах. - Нет. Этот приём - олицетворение.





- Они познакомят нас с новым произведением. Мы поработаем над ним, чтобы узнать, чему оно нас может научить. Регулятивные: определяют и формулируют цель урока; в соответствии с ней планируют свои действия. Познавательные: понимают литературный приём «олицетворение». Коммуникативные: включаются в совместную работу; формулируют и обосновывают собственное мнение.

3.Артикуляционная гимнастика Предлагает провести гимнастику по плану. Выполняют предложенные специальные упражнения. Регулятивные: проявляют способность регулировать свои действия. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: осуществляют самоорганизацию.

4.Открытие темы урока - Сегодня мы будем говорить об объекте живой природы. Чтобы узнать тему нашего урока, вам придётся поработать в группах. Правильно расставив под числами порядковый номер буквы алфавита, вы получите название нашего нового произведения. - Правильно. Наше новое произведение действительно называется «Берёза». Работают в группах, печатают на листах нужные буквы алфавита и получают слово: «Берёза». Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий; прогнозируют результаты усвоения изученного материала. Познавательные: осуществляют анализ алфавита по порядковому расположению букв в нём, делают сравнения и добывают необходимую информацию. Коммуникативные: обмениваются мнениями; слушают друг друга; умеют работать в группах. Личностные: осознают свои возможности в учении; стремятся хорошо учиться.

5.Актуализация знаний - Я знаю, что группа ребят «Юные натуралисты» готовила дома интересный материал по теме «Растительный мир. Берёза». Давайте предоставим им слово. - Ребята рассказали нам о берёзе как учёные-исследователи. Что вы нового узнали о берёзе из их выступлений? - Давайте попробуем с вами составить таблицу, где покажем, какую роль играет в жизни человека берёза. - Много авторов воспевали берёзу. Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Берёза», написанное С. Есениным. Но сначала послушаем группу «Юных библиографов», которые подготовили сообщения о поэте. - Какие стихи Есенина вам знакомы? Слово нашим «Юным чтецам». Первая группа рассказывает о берёзе.











- Всего на свете более 60 видов берёз. Кора дерева у молодой берёзы тёмная, светлеет только с возрастом.

- Заготовка древесины. Лечебное средство. Сбор сока. Символ России.













Выступают дети с сообщениями о поэте.





Дети читают стихи Есенина. Регулятивные: проявляют способность к самоорганизации, к самоконтролю. Личностные: развивают познавательные интересы, нравственные мотивы. Познавательные: знакомятся с новой информацией; проявляют умение в её применении.

6.Первичное восприятие текста (визуализация; словарная работа в парах) - Закройте глаза, можете положить голову на сложенные на парте руки. Слушая стихотворение, постарайтесь увидеть, представить эту берёзу. - Скажите, какой увидел зимнюю берёзу поэт?

-Прочитайте стихотворение самостоятельно, вполголоса. Подчеркните в тексте непонятные вам слова. - Какие слова показались непонятными? Предлагаю поработать над значением этих слов в парах с толковыми словарями и рабочими листами. Находите в словарях значение этих слов и выписываете в рабочий лист вариант из предложенных ответов. - Что же обозначают эти слова? А теперь работа для групп. Найдите в коробочках текстильные материалы и прикрепите из них с помощью клея необходимые в таблицы, чтобы показать, как вы усвоили значение новых непонятных вам слов. Закрывают глаза и слушают стих в исполнении профессионального актёра.



-Красивой, белоснежной, праздничной, необыкновенной. Читают и подчёркивают слова: «кайма», «бахрома».









Работают со словарями, записывают на листах значение слов и приклеивают кусочки текстиля на таблицы. Работы вывешиваются на доску. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; умеют работать по предложенному плану. Познавательные: овладевают приёмами чтения текста, умением находить необходимую информацию в дополнительной литературе. Коммуникативные: работают в парах, группах; умеют оформлять свою мысль в устной и письменной речи; строят высказывания.

7.Анализ произведения -Перечитайте стихотворение ещё раз. Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзу? - Найдите строчки, в которых говорится о цвете. Подчеркните их в листах. Зачитайте. - Какое время суток рисует поэт? Почему вы так решили? - Солнечное утро или пасмурное? - Какой литературный приём использует автор для создания образа берёзы? - Докажите это строчками стихотворения. - А теперь попробуем нарисовать словесную картину. Что будет на первом плане и почему? - Что ещё вы нарисуете? -Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, наметьте на рабочих листах паузы. Одна палочка - короткая пауза, две - длинная. А теперь попробуем выразительно прочитать это стихотворение хором. Отметьте в оценочной таблице в листах, понравилось ли вам быть читателем? - Какое настроение поэта вы почувствовали? Отметьте в листах. - Какие чувства передаёт это стихотворение? Отметьте в листах. Перечитывают. - Белую, серебряную, золотую.







- Белая берёза, серебряный снег, золотой огонь снежинок. - Утро. Заря, сонная тишина, иней ещё не растаял после морозной ночи. - Утро солнечное: «горят снежинки в золотом огне». - Олицетворение. -«Принакрылась снегом», «сонная тишина», «заря обсыпает». - Берёза, потому что именно ей посвящено всё стихотворение. - Снег, дом, окно, иней на берёзе, зарево…



Работают в листах. Читают стихотворение хором.





Самостоятельно отмечают всё в рабочих листах. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий. Познавательные: осваивают умение находить необходимую информацию, проводить анализ, делать сравнение. Коммуникативные: слушают друг друга. Личностные: проявляют учебную активность.

8.Организация применения и обобщения новых знаний (связь поэзии С. Есенина с музыкой П. Чайковского и с творчеством русских художников) - Есть много русских народных песен о берёзе. Композитор П. И. Чайковский в финале симфонии № 4 одну из таких песен превратил в симфоническую музыку, звучащую то печально и тревожно, то мягко и нежно. Постарайтесь услышать и узнать эту русскую народную песню. - Чайковский постарался расширить границы народной песни, дать ей другую, более интересную и большую жизнь. Отметьте в оценочной таблице, понравилось ли вам быть слушателями.
Слушают отрывки из симфонии. - «Во поле берёзка стояла».



















Закрашивают снежинки. Регулятивные: выделяют учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного. Познавательные: извлекают информацию, представленную в разных формах; анализируют, делают выводы. Коммуникативные: строят монологические высказывания; участвуют в учебном диалоге.

9.Физминутка для глаз


Выполняют разминку стоя, следя за движением снежинки на экране.


10.Работа над картиной - Известные художники изображали берёзу в разные времена года. Посмотрите на репродукции картин И. Левитана «Берёзовая роща» и И. Грабаря «Февральская лазурь». Что общего вы заметили? - А в чём отличие? - Какая из этих картин, по вашему мнению, больше подходит к стихотворению «Берёза»? Почему? - Сегодня мы выступим в роли художников, попробуем нарисовать берёзу. - Отметьте в оценочной таблице, понравилось ли вам быть художниками? Рассматривают картины.













- Изображён пейзаж, общий объект - берёза. - Лето и зима. - «Февральская лазурь». Здесь снег, изображена зима.



Дети рисуют на цветном картоне мелом берёзу по предложенному плану и вывешивают работы на выставку картин. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий. Познавательные: расширяют свой кругозор; осваивают умение создавать художественный образ берёзы. Коммуникативные: слушают друг друга. Личностные: осознают свои возможности в учении; стремятся хорошо учиться.

11.Подведение итогов. Рефлексия - Какие чувства возникли после работы над стихотворением Есенина «Берёза»? Познакомившись со стихотворением, что мы узнали о Есенине, как о человеке? В этом году этому стихотворению исполняется 98 лет. Это первое опубликованное стихотворение С. А. Есенина. Поэту тогда было 19 лет. Композитор Г. А. Струве написал музыку к стихотворению и получилась песня. Предлагаю вам послушать её и заодно попробовать берёзовый сок. - А теперь я хочу чтобы вы попробовали оценить свою работу на уроке. Подумайте, всё ли у вас получалось хорошо, понравилось ли вам быть читателем, слушателем, художником. Если всё хорошо, всё понравилось - белая снежинка. Если не всё понравилось, не совсем довольны своей работой - голубая. Выбранные снежинки помещаем на берёзу на доске. - Посмотрите, какая красивая у нас получилась белая берёза. Можно сделать вывод, что среди вас есть внимательные читатели, талантливые художники и любознательные исследователи. Дома вы выучите это стихотворение наизусть. Спасибо за урок. Ответы детей.





- Он любил природу, чувствовал её, воспевал её красоту, был наблюдательным.





















Пьют сок и слушают песню.



























Выходят к доске и прикрепляют выбранные снежинки на картину берёзы. Регулятивные: анализируют результаты своей деятельности. Коммуникативные: отвечают на вопросы; высказывают своё мнение. Личностные: осознают личную значимость в приобретении нового знания.

17


© 2010-2022