- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по технологии. 2 класс
Урок по технологии. 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Побудилина Т.Ю. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕМА: «Резьба по дереву. Изделие «Матрёшка».
Цель урока: Изготовить аппликацию матрешки из разнообразных материалов (ткань, тесьма и т.д.)
Задачи урока:
- закрепить знания об изученных народных промыслах;
- познакомить учащихся с историей матрешки;
- закрепить навыки работы с тканью;
- воспитывать бережное отношение к материалу;
- развивать аналитические способности.
Планируемые результаты:
- уметь различать произведения хохломских;
- усвоить последовательность изготовления матрешки;
- уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани.
УУД:
- использовать приёмы работы с бумагой, картоном и тканью по шаблону;
- использовать элементы рисунка на ткани для составления орнамента;
- осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея;
- сравнивать орнаменты, используемые в росписи изделий народных промыслов;
- оформлять изделия по собственному замыслу;
- составлять самостоятельно план работы по изготовлению изделия;
- контролировать и корректировать работу по слайдовому плану.
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Ход урока
I. Организационно-подготовительный этап.
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели. Проверка готовности учащихся к уроку. - Давайте проверим, все ли у нас готово к уроку? Показываем мне: учебник, кусочки ткани, клей, ножницы, материалы для отделки, шаблоны.
II. Актуализация знаний и сообщение темы урока. - С каким видом народных промыслов мы познакомились на прошлом уроке? (Хохлома.) - Что украшают художники хохломской росписью? (Деревянную посуду.) - Какой основной цвет фона в хохломской росписи? (Чёрный.) - Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с народными промыслами. - А о каком народном промысле мы будем говорить, вы узнаете из загадки, которую вам загадает Шумейко Владислав. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может - пять, а может, шесть. Разрумянилась немножко Наша русская …. - Сформулируйте тему урока. - Прочитайте тему урока на доске. (Изделие «Матрёшка» из картона и ткани.) - Определите задачи урока. - Посмотрите, каких матрёшек вы принесли из дома.
III. Работа по теме урока. 1. Беседа. - Матрёшка - символ России, деревянная куколка с секретом. - Скажите, в чём же заключается секрет этой игрушки? - Матрёшка - это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. Выходят подготовленные дети, читают стихи. Мы матрёшки, мы подружки. Утром рано мы встаём, Вшестером поём частушки. И танцуем вшестером. Никогда мы не скучаем: Шесть у нас платочков есть, Чашек шесть у нас для чая И салфеток тоже шесть. И кроваток нам не нужно, Потому что в час ночной Спим мы вместе, спим мы дружно, Спим мы все одна в другой.
2. Работа по учебнику. - Обычно в матрёшек помещали по 10 дочек. Но в музеях можно найти уникальные экземпляры с большим количеством внутренних матрёшек. Мастера из разных городов России умудрялись вытачивать по 50 деток каждой расписной красавицы. - Скажите, из какого материала делают матрёшек? (Из дерева.) - Как же называются мастера, которые так искусно управляются с деревом, узнаем на с. 32 учебника. (Ученики читают текст.)
3. Знакомство с историей происхождения матрёшки. - Матрёшка пришла к нам из Японии. Родственница русской матрёшки - складная кукла Фукурума - весёлый старик. Эта кукла по форме похожа на яйцо. - С.А.Малютин - художник, который расписал первую русскую матрёшку. Одел он весёлую крестьянскую девочку в традиционный русский костюм: платок, сарафан и передник, в руках она держала чёрного петуха. - Вы, наверное, слышали такое русское имя - Матрёна. Предполагают, что именно от этого имени возникло ласковое название «Матрёшка». - Посмотрите на наших матрёшек. Мы видим женские образцы. Матрёшка символизирует собой, по сути, семью. - Кроме матрёшек - девочек и женщин, традиционно в Сергиевом Посаде и в Семёнове делали матрёшек - мальчиков и отцов семейства.
4. Этапы изготовления матрёшки. - А теперь давайте попробуем узнать, как изготавливают матрёшку. - Я вам предлагаю самим предположить об этом, работая вместе. (Группы детей получают таблички.) Задача учащихся - правильно расставить номера действий в соответствии с последовательностью их выполнения. Выбор дерева. Как правило это липа, берёза, осина. Дерево должно быть срублено ранней весной или зимой. Сушат дерево примерно два-три года.
Вытачивание формы на токарном станке. Первой появляется самая маленькая матрёшка. Затем, поочерёдно остальные.
Подготовка формы под роспись. Форму шкурят и грунтуют.
Роспись. Сначала карандашом наносят основу рисунка. Затем намечают контуры глаз, щёк, рта. И уж затем матрёшке рисуют одежду.
Лакировка.
IV. Физкультминутка.
"Нарядные Матрешки":
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево - вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево- вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо - налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
V. Продолжение работы по теме урока.
1. Анализ готового изделия. - Как мы уже говорили, матрёшку делают из дерева. Но мы с вами будем делать сувенир необычным способом и из непривычного материала. - Посмотрите на готовое изделие. Какой материал использован для его изготовления? (Картон, кусочки ткани.) - Какие виды тканей вы знаете? (Шёлк, шерсть, ситец и т. д.0 - Опишите свойства ткани. Какой она бывает7 (Тонкая и толстая, прозрачная и непрозрачная, яркая и не очень яркая.) - Как называется приём работы над поделкой? (Аппликация.) - Что такое аппликация? (Изобразительная техника, которая основана на приклеивании деталей из бумаги, из природного материала, из ткани.)
2. Знакомство с планом работы. - Сейчас мы должны познакомиться с планом работы над изделием. Обратимся к учебнику, с.31. (Этапы появляются на доске.)
3. Повторение правил техники безопасности. - Какие инструменты будем использовать на уроке? (Ножницы.) 1) ТБ при работе с ножницами. - Соблюдай порядок на рабочем месте. - Перед работой проверь исправность инструментов. - Работай ножницами только на своём рабочем месте. - Ножницы клади кольцами к себе. - Подавай ножницы кольцами вперёд. - Не оставляй ножницы открытыми. - Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу. - Используй ножницы по назначению.
- Какой клей будем использовать для работы? (ПВА) - Вырезав все детали, вы приклеиваете их на картон - основу. - Приклеивая, вы также должны помнить правила работы с клеем. - Повторим ТБ при работе с клеем. - С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит! 1. Наносите клей на поверхность кистью. 2. Нельзя, чтобы клей попадал на лицо, особенно в глаза. 3. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть. 4. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
VI. Творческая работа. - А сейчас вы приступаете к самостоятельной работе по изготовлению аппликации. - Опорой выполнения работы будет схема, на которой указаны детали, их количество и правильное расположение этих деталей. (Учебник, с.31.) Звучит аудиозапись «Кукла Матрёшка».
VII. Выставка работ учащихся. - Сейчас каждый выйдет со своей работой, и мы посмотрим, как вы справились с заданием. - Где можно использовать данную аппликацию? (Подарок родным, близким или как панно.)
VIII. Рефлексия. - Какое задание было интересным? - Что было сложным при выполнении изделия?
IX. Подведение итогов урока. - Что нового вы узнали сегодня на уроке про матрёшку? - Какой приём работы использовали? (Аппликация)
X. Уборка рабочего места.