Урок по технологии. 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: «Резьба по дереву. Изделие «Матрёшка».

Цель урока: Изготовить аппликацию матрешки из разнообразных материалов (ткань, тесьма и т.д.)

Задачи урока:

- закрепить знания об изученных народных промыслах;

- познакомить учащихся с историей матрешки;

- закрепить навыки работы с тканью;

- воспитывать бережное отношение к материалу;

- развивать аналитические способности.

Планируемые результаты:

- уметь различать произведения хохломских;

- усвоить последовательность изготовления матрешки;

- уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани.

УУД:

- использовать приёмы работы с бумагой, картоном и тканью по шаблону;

- использовать элементы рисунка на ткани для составления орнамента;

- осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея;

- сравнивать орнаменты, используемые в росписи изделий народных промыслов;

- оформлять изделия по собственному замыслу;

- составлять самостоятельно план работы по изготовлению изделия;

- контролировать и корректировать работу по слайдовому плану.

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;

- учиться планировать практическую деятельность на уроке;

- работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Ход урока

I. Организационно-подготовительный этап.

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели. Проверка готовности учащихся к уроку. - Давайте проверим, все ли у нас готово к уроку? Показываем мне: учебник, кусочки ткани, клей, ножницы, материалы для отделки, шаблоны.
II. Актуализация знаний и сообщение темы урока. - С каким видом народных промыслов мы познакомились на прошлом уроке? (Хохлома.) - Что украшают художники хохломской росписью? (Деревянную посуду.) - Какой основной цвет фона в хохломской росписи? (Чёрный.) - Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с народными промыслами. - А о каком народном промысле мы будем говорить, вы узнаете из загадки, которую вам загадает Шумейко Владислав. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может - пять, а может, шесть. Разрумянилась немножко Наша русская …. - Сформулируйте тему урока. - Прочитайте тему урока на доске. (Изделие «Матрёшка» из картона и ткани.) - Определите задачи урока. - Посмотрите, каких матрёшек вы принесли из дома.
III. Работа по теме урока. 1. Беседа. - Матрёшка - символ России, деревянная куколка с секретом. - Скажите, в чём же заключается секрет этой игрушки? - Матрёшка - это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. Выходят подготовленные дети, читают стихи. Мы матрёшки, мы подружки. Утром рано мы встаём, Вшестером поём частушки. И танцуем вшестером. Никогда мы не скучаем: Шесть у нас платочков есть, Чашек шесть у нас для чая И салфеток тоже шесть. И кроваток нам не нужно, Потому что в час ночной Спим мы вместе, спим мы дружно, Спим мы все одна в другой.
2. Работа по учебнику. - Обычно в матрёшек помещали по 10 дочек. Но в музеях можно найти уникальные экземпляры с большим количеством внутренних матрёшек. Мастера из разных городов России умудрялись вытачивать по 50 деток каждой расписной красавицы. - Скажите, из какого материала делают матрёшек? (Из дерева.) - Как же называются мастера, которые так искусно управляются с деревом, узнаем на с. 32 учебника. (Ученики читают текст.)
3. Знакомство с историей происхождения матрёшки. - Матрёшка пришла к нам из Японии. Родственница русской матрёшки - складная кукла Фукурума - весёлый старик. Эта кукла по форме похожа на яйцо. - С.А.Малютин - художник, который расписал первую русскую матрёшку. Одел он весёлую крестьянскую девочку в традиционный русский костюм: платок, сарафан и передник, в руках она держала чёрного петуха. - Вы, наверное, слышали такое русское имя - Матрёна. Предполагают, что именно от этого имени возникло ласковое название «Матрёшка». - Посмотрите на наших матрёшек. Мы видим женские образцы. Матрёшка символизирует собой, по сути, семью. - Кроме матрёшек - девочек и женщин, традиционно в Сергиевом Посаде и в Семёнове делали матрёшек - мальчиков и отцов семейства.
4. Этапы изготовления матрёшки. - А теперь давайте попробуем узнать, как изготавливают матрёшку. - Я вам предлагаю самим предположить об этом, работая вместе. (Группы детей получают таблички.) Задача учащихся - правильно расставить номера действий в соответствии с последовательностью их выполнения. Выбор дерева. Как правило это липа, берёза, осина. Дерево должно быть срублено ранней весной или зимой. Сушат дерево примерно два-три года.
Вытачивание формы на токарном станке. Первой появляется самая маленькая матрёшка. Затем, поочерёдно остальные.
Подготовка формы под роспись. Форму шкурят и грунтуют.
Роспись. Сначала карандашом наносят основу рисунка. Затем намечают контуры глаз, щёк, рта. И уж затем матрёшке рисуют одежду.
Лакировка.
IV. Физкультминутка.

"Нарядные Матрешки":

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево - вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево- вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо - налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

V. Продолжение работы по теме урока.

1. Анализ готового изделия. - Как мы уже говорили, матрёшку делают из дерева. Но мы с вами будем делать сувенир необычным способом и из непривычного материала. - Посмотрите на готовое изделие. Какой материал использован для его изготовления? (Картон, кусочки ткани.) - Какие виды тканей вы знаете? (Шёлк, шерсть, ситец и т. д.0 - Опишите свойства ткани. Какой она бывает7 (Тонкая и толстая, прозрачная и непрозрачная, яркая и не очень яркая.) - Как называется приём работы над поделкой? (Аппликация.) - Что такое аппликация? (Изобразительная техника, которая основана на приклеивании деталей из бумаги, из природного материала, из ткани.)
2. Знакомство с планом работы. - Сейчас мы должны познакомиться с планом работы над изделием. Обратимся к учебнику, с.31. (Этапы появляются на доске.)
3. Повторение правил техники безопасности. - Какие инструменты будем использовать на уроке? (Ножницы.) 1) ТБ при работе с ножницами. - Соблюдай порядок на рабочем месте. - Перед работой проверь исправность инструментов. - Работай ножницами только на своём рабочем месте. - Ножницы клади кольцами к себе. - Подавай ножницы кольцами вперёд. - Не оставляй ножницы открытыми. - Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу. - Используй ножницы по назначению.
- Какой клей будем использовать для работы? (ПВА) - Вырезав все детали, вы приклеиваете их на картон - основу. - Приклеивая, вы также должны помнить правила работы с клеем. - Повторим ТБ при работе с клеем. - С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит! 1. Наносите клей на поверхность кистью. 2. Нельзя, чтобы клей попадал на лицо, особенно в глаза. 3. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть. 4. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
VI. Творческая работа. - А сейчас вы приступаете к самостоятельной работе по изготовлению аппликации. - Опорой выполнения работы будет схема, на которой указаны детали, их количество и правильное расположение этих деталей. (Учебник, с.31.) Звучит аудиозапись «Кукла Матрёшка».
VII. Выставка работ учащихся. - Сейчас каждый выйдет со своей работой, и мы посмотрим, как вы справились с заданием. - Где можно использовать данную аппликацию? (Подарок родным, близким или как панно.)
VIII. Рефлексия. - Какое задание было интересным? - Что было сложным при выполнении изделия?
IX. Подведение итогов урока. - Что нового вы узнали сегодня на уроке про матрёшку? - Какой приём работы использовали? (Аппликация)
X. Уборка рабочего места.






© 2010-2022