Урок русского языка 2 класс Разделительный мягкий знак (по системе Занкова)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Тема: «Разделительный мягкий знак».

Подготовила: Финько Елена Васильевна

учитель начальных классов ГБОУ ООШ №9

Тема: Разделительный мягкий знак.

Технологии: интерактивное обучение

Цель урока: сформировать представление о правописании разделительного мягкого знака; сформировать понятие о разделительном мягком знаке; тренировать способность к правописанию слов с разделительным мягким знаком.

Формируемые УУД:

1. ПРЕДМЕТНЫЕ: - наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение количества звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбор примеров слов с разделительным мягким знаком. Умение различать слова с мягким знаком - показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Объяснение написания разделительного мягкого знака в словах.

2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

А) Познавательные - формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Б) Регулятивные - развитие умения критически мыслить. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

В) Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог. Умение договариваться и приходить к общему решению, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

3. ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование уважительного отношения к иному мнению. Формирование положительного отношения к учению.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки

для групповой работы.

Ожидаемый результат:

-высказывать собственные суждения;

-критически относиться к мнениям других;

- формирование навыков правописания слов с разделительным мягким знаком;

- повышение активности на уроках;

- улучшение результатов обучения.






Этапы урока

Ход урока

Методические комментарии

I. Самоопределение к деятельности.

-Здравствуйте ребята!

-Зовут меня Елена Васильевна и приехала я к вам сегодня из школы №9 нашего города продолжать открывать вместе с вами тайны русского языка.

-Для меня ваша школа очень дорога, потому что я выпускница тринадцатой школы. И вот спустя 18 лет мне посчастливилось снова оказаться в стенах родной школы, но уже в качестве учителя. А в конце урока я вам открою ещё одну маленькую тайну.


II.Мотивация.

Посмотрите на доску.

Ученье -свет, а неученье-тьма.

-Прочитайте пословицу.

-Как вы её понимаете?

-А чему мы учимся на уроках русского языка?

-Мы познаём его тайны, и сегодня нас ждут новые открытия. Лесенка, в которой отражён план нашего урока, будет нас вести к новым знаниям.

-Сегодня мы будем работать на рабочих листах.

- Найдите картинку лесенки. Представьте, что это лесенка ваших знаний, определите своё положение на ней в данный момент. Поставьте на ступеньке крестик.

-Я думаю, что сегодня каждый из вас поднимется хотя бы на одну ступеньку выше по лесенке знаний.

-Готовы к работе? Новых открытий и хороших отметок вам. У нас всё получиться.

3 февраля.

Классная работа.

-Нам с вами предстоит сделать ни одно открытие, и первое связано с одной интересной, «трудолюбивой» буквой, которая не обозначает звука.

-Как вы думаете, что это за буква?

-Вот и первая наша проблема. У нас две буквы Ъ и ь не обозначают звука.

-Справиться с этой проблемой нам поможет ребус, и конечно ваши умения его разгадать.

-Что получилось?


Повторение правила посадки, положения тетради при письме.


Повторить правописание мягкого знака после согласных.

Актуализация знаний

-А попробуйте произнести букву, спеть.

-Буква не обозначает звук. Это мы уже знаем.

-Придумайте слово, в котором есть мягкий знак на школьную тематику.

(тетрадь

учитель

портфель

букварь)

-Какую роль он выполняет в этих словах?

-Посмотрите сколько мы уже знаем о ь.

-«Велик и могуч русский язык», как верно пометил русский писатель И.С.Тургенев. Наш язык таит в себе много загадок и одну мы разгадаем прямо сейчас.

Параллельно заполняется таблица «ЗХУ»

(Ь-не обозначает звука.

Ь- показатель мягкости предыдущего согласного)

Слайд

Актуализация знаний. Постановка проблемы.

-Я предлагаю вам сейчас прочитать одно слово по слогам. (ПЕРЯ)

- Вы знаете что это?

- А как нам исправить ошибку?(вставить мягкий знак).

- Между какими буквами поставлю? (между буквой «эр» и буквой «я»») Вставляем.

-Что обозначает это слово? (если мы с вами сейчас учились в школе около 200 лет назад, то мы бы писали пером. А раз нас сейчас много, чем бы мы писали?(перьями) Ваши бабушки и дедушки писали перьевыми ручками. Вот так выглядит современная перьевая ручка.)

-Какую работу выполняет мягкий знак в слове перья?

-Какая тема будет у нас на уроке? (разделительный мягкий знак).

- Поставим цели нашего урока, используя слова-помощники

Я узнаю……

Я научусь…..

-Какой пункт плана мы с вами выполнили? И мы с вами поднялись на одну ступеньку по лесенке знаний.

Подготовка к восприятию нового материала.

Убедить в необходимости изучения данной темы.

Создание проблемной ситуации, подготовка обучающихся к восприятию нового материала.

Дети сами формулируют тему урока и ставят цели.

Заполнение таблицы

Какую роль играет в слове ь.

Что разделяет ь.

Когда пишется разделительный ь.6 мин.

-Сейчас мы будем наблюдать за словом.

-Запишем на рабочем листе во второй строке слово (перья с большой буквы).

-Поставьте тире и рядом выполним транскрипцию слова.

Перья- (пэрйа)

-Произнесём слово медленно. Что слышим внутри слова? (остановку. Слово как будто разделилось на части)

-А что разделяет мягкий знак? (согласную от гласной буквы) Подчеркнём.

-Как звучит согласный звук перед ь?

-Какой мы слышим звук после мягкого согласного «р»? (й), а следующий звук? (а)

- Попробуйте сами определить, в каком случае мы написали разделительный мягкий знак.

-Да, ребята, на письме разделительный мягкий знак пишется после согласной буквы и перед гласной буквой я, которой мы даём полное название как в алфавите (йа)При произношении слова происходит остановка.

-Какую работу выполняет мягкий знак в словах?

-Мы с вами хорошо поработали и наверное заслужили отдых.

Физминутка

Мы весёлые ребята,

Мы выходим на парад.

Видим вдалеке идёт он.

Кто же - это мягкий знак!

Мягкий знак-добрый знак

Без него в словах никак.

Здесь он разделяет,

Ну а там - показывает мягкость.

-Я называю слова,

Если мягкий знак-показатель мягкости, то вы поворачиваетесь влево и хлопаете.

Если мягкий знак- выполняет в слове разделительную роль, вы слышите остановку, то поворачиваетесь вправо и топаете. Задание понятно?

Скамья, лебедь, пеньки, деревья, тополь, колья. Коля, мебель, деньки, листья, вьюга, семя.

Отдохнули, садитесь.

8+2

V. Введение в тему. Постановка проблемы.

-А придумайте несколько слов с разделительным мягким знаком.

-Молодцы! Я тоже вам приготовила слова вы их узнаете, отгадав загадки. .И запишем их в рабочий лист

  1. Сварит бабушка из ягод
    Что-то вкусненькое на год.
    Ах, какое объеденье -
    Ароматное...
    (Варенье)

  2. Охотник зарядил… (ружьё)

3. Эти маленькие пташки

В серых будничных рубашках

- Чик-чирик, - везде свои,

Непоседы…(воробьи)

4.Не пускает за порог,

Бьет, кусает, валит с ног.

Это холоду подруга -

Белая и злая … (вьюга)

5. Мама, папа, брат и я - это дружная … (семья)

-Посмотрите внимательно на слова попробуйте сами сделать вывод, когда пишется разделительный мягкий знак.

- Давайте проверим наше открытие. Откройте учебник на стр.32. Прочитайте правило шёпотом, не мешая друг другу.

- Поиграем в игру «Обучай» По команде «Обучай» ребята из первого варианта рассказывают правило ребятам второго варианта, а по команде «Переход», ребята 2 варианта рассказывают правила ребятам 1 варианта.

Задание понятно, если что-то непонятно, то можете воспользоваться правилом.

«Обучай», «Переход».

Организация работы в группах.

Познакомить учащихся с теоретическим материалом. Создание ситуации успеха.

Формировать у учащихся уважительного отношения к мнению других.

По ходу внимание на то что гласные дают два звука.

Обеспечение восприятия и осмысления теоретического материала по теме.

Демонстрация материала для наблюдения.

Заполнение кластера

-Посмотрите у вас на столах лежат схемы, но они пустые. Я предлагаю вместе эти схемы заполнить.

-Самую главную информацию в нашем уроке поместим в центр как вы думаете что будет? Уточните какой.

-Кто сможет далее предложить заполнение схемы.

-Ребята, а давайте прочитаем как называется разделительный знак грамотно в русском языке. Отрываем цветной стикер. Читаем хором. (орфограмма) Приклейте стикер на середину парты.

-Ребята, как вы думаете для чего нам нужна эта схема?

-Кто по схеме расскажет правило о разделительном ь?

-Ребята оцените свою работу. Поставьте в правом нижнем углу

+- если вы поняли правило

?- если есть затруднения

-- если ничего не понятно

-Какую учебную задачу мы с вами выполнили?

-Посмотрите как высоко мы уже с вами поднялись.

18

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Вернёмся к нашим словам.

-Ребята проведём эксперимент. Что получится, если мягкий знак в словах убрать?

Варене

Ружё

Вороби

Вюга

Семя

-Для чего мы должны знать эту орфограмму?

-Найдите пару слов, в котором кажде слово имеет смысл в русском языке?

-Чем отличаются слова? (произношение, написание, значение).

-Какое слово произносится плавно?

А какое с остановкой?

-У вас на столах лежат карточки.

-Работать вы будете в парах. Прочитайте группы предложений. Там где нужно вставьте ь и подчеркните похожие слова.

-Работайте в паре. Если вы выполнили задание, то сигнал-руки домиком.

-Проверка. Докажите.

-Что новое вы открыли о мягком знаке?

-Посмотрите какое открытие вы сделали

Ь-способен изменять смысл слова.

Вы-молодцы!

Проверим, как вы научились не только распознавать слова с разделительным мягким знаком, но и правильно их писать.

Игра «Угадай по картинке»

-Я показываю картинки, а вы записываете слова.

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте у него правильность по образцу на доске.

-Сейчас вы будете работать в группах.

Будьте дружны, помогая друг другу. Обсуждайте и выполняйте задание шёпотом. В каждой группе выберите спикера, который представит работу группы.

Задание

Вам нужно собрать пословицу и вставить, где нужно пропущенные буквы.

.

-Какая задача перед вами стояла?

-Объясняйте.

Работа в группе- одна работа, проверка по «вертушке»- между столами. Эксперт сообщает результаты проверки.

Применение полученных знаний на практике с учетом особенностей обучающихся.

Дети обсуждают в группе, «сигнальщик» показывает соответствующую карточку.

Словесное оценивание деятельности обучающихся.

Работа на карточках

Посмотрите, ребята, какие мы с вами молодцы. Мы добрались до самой предпоследней ступеньки.

IX. Рефлексия деятельности.

- Так какая была тема нашего урока?

-А теперь закройте глаза и вспомните весь урок сначала, что зачем было.

-Открывайте.

-Я думаю, что вы умеете собирать пазлы. Попробуйте разместить части урока в нужной последовательности.

-1. Определяем роль ь в словах.

2. Выводим правило о разделительном ь.

3.Тренируемся в написании слов с орфограммой.

-Какие цели мы перед собой ставили?

-А можем ли казать что мы их достигли? Докажите.

-Посмотрите как высоко мы с вами поднялись, но вот одна ступенька осталась пустой. Почему?

-Согласны с девизом нашего урока?

-Что произошло? Вы теперь много умеете исправьте ошибки. В своих рабочих листах.

- А теперь вернёмся к нашей лесенке. Возьмите ручку и оцените своё положение на лесенке знаний сейчас, в конце урока.

Вот эти памятки-схемы вы возьмёте домой на память и я думаю она вам поможет рассказывать правило, которое дома вы должны выучить. На обратной стороне прочитайте стихотворение и выпишите слова с разделительным ь!

-Ребята, я получила колоссальное удовольствие от общения с вами. Вы молодцы!

-Активно работали, помогали. И я думаю, что у нас получился интересный урок. Спасибо вам огромное.

-Мой маленький секрет, который я не раскрыла вам, а оставила на последок, заключается в том что И за то огромная заслуга в том кем я стала, Наталья Анатольевна Никифорова -ваша первая учительница- она и моя первая учительница тоже. Огромное вам спасибо и низкий поклон.



Подарок- стихотворение о разделительном мягком знаке.

Перед е, ё, и, ю, я,

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё -

Перед я, ю, и, е, ё.

Каменья, жильё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

Проверить уровень усвоения нового материала по теме урока, качественно оценить работу отдельных учащихся, групп и класс в целом.

Домашнее задание.

Проверка деятельности обучающихся.

Оценить работу отдельных обучающихся, групп и класс в целом.

Одобрение деятельности, стимулирование интереса к более глубокому изучению данной темы.






© 2010-2022