Урок с презентацией по окружающему миру для 3 класса «Самое главное вещество»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Самое главное вещество 3 класс

Цель: знакомство с основными свойствами воды и использование их человеком

Задачи:

I. Образовательные:

  1. Систематизировать и расширить представления о распространении воды в природе;

  2. В процессе опытов и практических работ установить основные свойства воды;

  3. Дать представление об использовании этих свойств на практике

II. Развивающие:

  1. Учить наблюдать, сравнивать, делать выводы;

  2. Развивать познавательный интерес, наблюдательность и любознательность детей;

  3. Способствовать развитию логического мышления

III. Воспитательные:

  1. Учить бережному отношению к воде и её экономии;

  2. Воспитывать умение работать в коллективе.

Тип урока: урок-исследование

Форма проведения урока: групповая Ход урока:

  1. Орг. Момент
- Ребята, к нам на урок пришли гости. Повернитесь, посмотрите на них. Узнаёте? Правильно. Это учителя нашей школы, мои коллеги. Вы их хорошо знаете и поэтому не надо волноваться. - Ребята, хотелось бы наш урок начать со слов известного французского писателя Ж. Жак-Руссо: « Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как хорошо умеете работать, если будете постоянно перед собой, ставить новые цели, стремиться к их достижению…» - Как вы понимаете слова писателя? - А вы готовы работать в коллективе? Возьмитесь за руки и скажите вместе: «У нас всё получится!» Для того, чтобы определить тему нашего урока, нам нужно повторить пройденный материал. Повторять мы будем не просто так, а будем решать кроссворд.

  1. Актуализация знаний
- Алгоритм таков:
  1. Решаем кроссворд;
  2. Порядок;
  3. Обдумать;
  4. Поднять руку;
  5. Предложить ответ;
  6. Получить бонус.
- А в качестве бонуса будет «капелька». Вы должны будете угадать ключевое слово, которое находится по вертикали. По горизонтали вы должны угадать 4 определения. Итак:
  1. Он прозрачный-невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. (Воздух)
  1. Жёлтая звезда, расстояние до которой от Земли составляет 150 млн. км (Солнце)
  2. Огромное раскалённое небесное тело, которое излучает свет и тепло (Звезда)
  3. Планета Солнечной системы, которая имеет хорошо заметные кольца (Сатурн)
- Какова же тема нашего урока? (Вода. Вода - самое главное вещество) III. Проблемная ситуация
- Итак, давайте попробуем определить проблему урока. Что будем изучать? Какую проблему мы будем выяснять, решать? (Для чего вода необходима человеку? Какими свойствами обладает вода?)
IV. Работа над новым материалом.
  1. - Вот сегодня на уроке вам предстоит стать исследователями воды и получить ответы на некоторые свои вопросы.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»? (Ручей, море, река, озеро, снег, град, иней, родник)
  1. - Как вы думаете, много ли воды на Земле?
Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный - голубой. А всё потому, что краски на нём больше, чем белой, зелёной, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч. Вода есть и под Землёй (родники). Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лёд на суше и в океане. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нём влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах - арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок - вода с растворёнными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ. Человеку в сутки требуется 2 литра воды. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Но вода не только поит, но и кормит - по морям, океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткани для одежды, ни лекарства. Вот она, какая вода! - Многим кажется, что они хорошо знают воду. Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого и постараемся определить свойства воды.
V. Практическая работа.
- Выясним свойства воды, выполняя практическую работу. Все данные мы будем записывать в рабочую тетрадь на с.44 Опыт 1. Опустите в стакан с водой стеклянную палочку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит? Вывод: прозрачна. Опыт 2. Какого цвета вода? - На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода синяя, зелёная, красная, жёлтая, белая? (Нет, цвет воды не совпадает ни с одной из полосок) Каков же цвет воды? Вывод: вода бесцветна. Опыт 3. Каков запах воды? А чем пахнет чистая вода? Понюхайте её и сделайте вывод. Вывод: вода не имеет запаха. Опыт 4. Насыпьте в стакан с водой сахара. Помешайте воду. Что можно заметить? О чём говорит этот опыт? (Вода растворила сахар) Вывод: вода-растворитель Опыт 5. Что произойдёт с водой, если её вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны). Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? Вывод: вода течёт (свойство - текучесть) Опыт 6. Насыпьте в стакан с водой мел. Что произошло? В воде мел не растворился. Есть вещества, которые не растворяются. Опыт 7. Что происходит с водой при охлаждении и нагревании? Вывод: вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Казалось бы, превращаясь в лёд, она должна особенно сильно сжиматься. На самом деле происходит наоборот: превращаясь в лёд, вода расширяется. Из-за этого могут лопнуть зимой водопроводные трубы. Вода в них замерзает и, расширяясь, так сильно давит на трубы, что они разрываются. - В старших классах на уроках физики будете ставить опыты и узнаете ещё об этом свойстве. Физминутка Вода в природе существует в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном. Приведите примеры. - Где мы можем увидеть воду в твёрдом состоянии? (Это лёд, сосульки, снег, айсберг) - А в газообразном состоянии? (Это пар, туман) Если вы потрёте мокрой тряпкой классную доску, через несколько минут доска снова станет сухой. Вода с неё испарится, т.е. превратится в пар - прозрачный и бесцветный. От чего зависит различное состояние воды? (От температуры) Опыт 8. Давайте рассмотрим следующий опыт. Откройте учебник на с.64. Этот опыт вы проделаете в химической лаборатории с Ландыш Индусовной на кружке «Экология». Вода - одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду - надо беречь! А как беречь воду? - Нарисовать каждой группе по одному экологическому знаку о бережном отношении воды. VI. Рефлексия - На уроке мы проделали опыты и узнали, какими свойствами обладает вода. Давайте перечислим их. (Учащиеся называют свойства воды, учитель поочерёдно выкладывает их на доске) VII. Подведение итогов урока - Какие открытия для себя сделали на уроке? VIII. Домашнее задание. Прочитать текст на с. 62-65 учебника. Ответить на вопросы «Проверим себя»



© 2010-2022