Рабочая программа по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Рабочая программа

по математике

для 3А (общеобразовательного) класса

на 2014 -2015 учебный год



Гладких Ольги Сергеевны,

учителя начальных классов







Липецк

2014 г

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010г. № 1241 г. Москва «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»,
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 г. Москва «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Авторская программа предмета «Русский язык» Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 3 класс. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. - М: АСТ: Астрель; Москва: 2012.; междисциплинарная программа «Формирование универсальных учебных действий».
  • Приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 г. № 385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014 - 2015 учебный год.
  • Письмо управления образования и науки Липецкой области от 16.04.2014г. № ЮТ - 1064 «О примерном учебном плане образовательных организаций Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования на 2014 - 2015 учебный год» (для начальной школы)
  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 10 на 2014 - 2015 учебный год.
  • Положение о структуре, порядке разработке и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ № 10 г. Липецка, реализующих ФГОС НОО.
  • Учебный план МБОУ СОШ № 10 на 2014 - 2015 учебный год.
  • Календарный учебный график МБОУ СОШ № 10 г. Липецка.
Адресат. Программа адресована учащимся третьих классов общеобразовательных школ. Обоснованность. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Особенность учебного предмета «Русский язык» состоит в том, что он представляет собой пер­воначальный этап изучения системы родного языка. Образовательная область - Филология. Специфика изучения русского языка заключает­ся в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Цели изучения учебного предмета «Русский язык». В системе предметов общеобразовательной школы учебный предмет «Русский язы­к» реализует познавательную и социокультурную цели: •познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формиро­ванием логического и абстрактного мышления учеников; •социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Сроки реализации программы - 1 год.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык», предъявляемые к учащимся 3-го класса.


Учащиеся должны знать/понимать:

  • названия и основные признаки: а) основных средств язы­ка (слова, предложения, текста); б) значимых частей слов (корень, приставка, суффикс, окончание); в) частей речи: имя существительное, имя прилагательное, гла­гол, предлог; г) членов предложения (главных - подле­жащее и сказуемое, второстепенных без деления на виды);
  • правила написания слов (более сложной слоговой струк­туры): правописание безударных гласных, парных звон­ких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне, употребление разделительного твёрдого знака после приставок, мягкого знака после шипящих в име­нах существительных, не с глаголами, написание при­ставок и предлогов со словами, написание гласных и со­гласных в приставках;
• правила употребления знаков препинания в конце пред­ложения. Учащиеся должны уметь:
  • производить элементарные разборы слов: фонетический анализ и разбор сл«» по составу в интересах правописа­ния слов;
• различать части речи (имя существительное, имя прила­гательное, глагол, личные местоимения, предлоги), ос­мысливать их роль в предложении; устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении; • производить элементарный синтаксический анализ предложений по цели выказывания, по интонации, по наличию главных и второстепенных членов предложения; грамотно, без пропусков и искажений букв, каллиграфи­чески правильно списывать и писать под диктовку текс­ты в 60-65 слов, включающие слова с изученными ор­фограммами, а также пунктограммы: употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятых при однородных членах предложения.
Учащиеся научатся: осознавать слово, предложение как главные средства языка; использовать правила обозначения гласных и соглас ных звуков на письме; использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.); различать родственные (однокоренные) слова и формы слов; осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением; осознавать основания (общее значение) для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы); осознанно использовать для отрицания частицу НЕ; осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении - назвать предмет, явление; осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача); находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания; анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений; вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме; применять правила правописания (в объёме содержания 3 класса); определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника; осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; подбирать примеры с определённой орфограммой; каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов. Учащиеся получат возможность научиться: производить звукобуквенный, морфемный, морфологический анализы слов; соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала); использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний; оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств; дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное); при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогаю щих предотвратить её в последующих письменных работах; распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение; создавать тексты /сочинения/ в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.

Система оценки достижений учащихся Овладение учащимися опорным уровнем «Ученик научится» расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5». Текущий контроль усвоения материала по русскому языку осуществляется в различных формах (словарный диктант, самостоятельная работа, тестирование). Текущий контроль является одним из этапов урока и проводится по мере необходимости для проверки материала по теме урока. Для текущего контроля в учебниках предусмотрены разделы «Школа грамотея», «Проверочные работы». Для проведения тематического контроля проводятся самостоятельные работы. Каждое задание оценивается отдельно в соответствии с предусмотренными критериями. Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор материала, навыки взаимной самооценки). Итоговый контроль проводится в виде письменной работы. Для отслеживания уровня усвоения УУД и метапредметных умений можно использовать проектную деятельность (специально предназначенные страницы учебника), а также комплексную контрольную работу. Уровень личностных достижений отслеживается через портфолио ученика, творческие работы ученика.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык». Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе ФГОС НОО, авторской программы Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой. (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 3 класс. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. - М: АСТ: Астрель; Москва: 2012). Цели и задачи. Особенность учебного предмета «Русский язык» состоит в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В системе предметов общеобразовательной школы учебный предмет «Русский язы­к» реализует познавательную и социокультурную цели: •познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формиро­ванием логического и абстрактного мышления учеников; •социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Задачи и направления изучения русского языка в на­чальной школе: 1) развитие речи, мышления, воображения учащихся, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и пись­менной речи, развитие интуиции и «чувства языка»; 2) освоение первоначальных знаний о системе родного
языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка; 3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; 4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познава­тельного интереса к русскому слову, стремления совершен­ствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа. Достижению целей и задач русского языка актив­но содействуют такие подходы к его изучению, как культу­рологический (язык и общество), познавательно-коммуни­кативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последова­тельности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания предмета. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой. Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.). Таким образом, учебный предмет имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает при внесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. В познавательно-коммуникативной направленности русского языка явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.

Описание места учебного предмета «Русский язык»

в учебном плане.


Предмет «Русский язык» относится к образовательной области «Филология». В соответствии с базисным учебным планом предмет «Русский язык» относится к учебным предметам, обязательным для изучения. Срок обучения-1 год. Базисным учебным планом на изучение русского языка в 3 классе отведено 4 часа в неделю;140 часов в год (35 учебных недель).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного

предмета «Русский язык»
В соответствии с требованиями к содер­жанию и результативности обучения русскому языку в учебном предмете «Русский язык» выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения». Приоритетным в начальном обучении признаётся фор­мирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл об­ращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопро­сов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, всту­пать в диалоги, составлять несложные монологические вы­сказывания. К этому же разряду относятся и умения этикетного характера. Поэтому раздел «Речевое общение» начинается с первых уроков обучения учащихся предмету «Русский язык». В этом разделе указы­вается минимум речеведческих сведений:

  • о формах речи и основных видах речевой деятельности (слушании, говоре­нии, чтении, письме);
  • о тексте, его теме, основной мысли, функциональных типах текста (повествовании, описании, рассуждении) и др.
Отмечаются пути и «шаги продвиже­ния» учащихся в овладении коммуникативно-речевыми умениями, связанными с метапредметными умениями - понимать смысл чужой речи и создавать, оформлять и передавать собствен­ные мысли и чувства. Акцентируется внимание на проведение видов работ по развитию индивидуальной речи учащихся: обогащение сло­варя, развитие чувства языка, расширение грамматическо­го строя речи, развитие речевого слуха и пр. Формирование коммуникативно-речевых действий (умений слушать, читать, говорить, писать) - прямой путь к обеспечению в будущем социальной компетентности уче­ников. Возможность формирования коммуникативно-речевых умений зависит от освоения школьниками круга сведений о правилах, закономерностях построения предложений, ис­пользования средств языка в речи. Изучение системы язы­ка, его языковых средств остаётся важнейшим направлени­ем в учебном предмете «Русский язык», так как именно овла­дение богатством средств языка является базой и условием развития речи детей. На это нацеливает содержание раздела программы «Язык как средство общения», в котором пред­ставлен языковой материал. - от значения к форме, далее - к назначе­нию (функции) в речи.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью; понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возраст понимание сопричастности к языку своего народа (я -носитель языка); осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств; восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке; внимание к мелодичности народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов); положительной мотивации к изучению русского языка как средства, важного для жизни человека, познавательный интерес к изучению разных типов предложений, позволяющих решать разные коммуникативные задачи (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.). Учащиеся получат возможность для формирования: осознания русского языка как основного средства мышления и общения; восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимания связи развития языка с развитием культуры и общества; понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимания к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли; внимания к мелодичности народной звучащей речи; стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников; положительной мотивации и познавательного интереса к изучению русского языка. ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся: осознавать слово, предложение как главные средства языка; использовать правила обозначения гласных и соглас ных звуков на письме; использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.); различать родственные (однокоренные) слова и формы слов; осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением; осознавать основания (общее значение) для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы); осознанно использовать для отрицания частицу НЕ; осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении - назвать предмет, явление; осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача); находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания; анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений; вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме; применять правила правописания (в объёме содержания 3 класса); определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника; осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; подбирать примеры с определённой орфограммой; каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов. Учащиеся получат возможность научиться: производить звукобуквенный, морфемный, морфологический анализы слов; соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала); использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний; оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств; дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное); при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогаю щих предотвратить её в последующих письменных работах; распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение; создавать тексты /сочинения/ в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: осознавать цели и задачи раздела учебного предмета «Русский язык»; в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов; объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали; осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти. Учащиеся получат возможность научиться: осознавать цели и задачи изучения раздела, темы; планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе; осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой иумственной форме; следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника); осуществлять само и взаимопроверку работ; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах); использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот; находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи, виды предложений, типы текстов; осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений). Познавательные Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.; выделять существенную информацию из читаемых текстов; свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи; осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений); владеть общим способом проверки безударных гласных, способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем). Учащиеся получат возможность научиться: Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях); преобразовывать словесную информацию в условные модели и наоборот; находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: части речи; виды предложения, типы текстов; осуществлять синтез как составление целого из частей (составления текстов). Коммуникативные Учащиеся научатся: соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова); прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст; задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить); быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Учащиеся получат возможность научиться: участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения); соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения; понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста; подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно)

Содержание учебного предмета «Русский язык»

3 класс (140 ч).
В программе два понятия «язык и речь» выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных ситуаций к языку и от языка к речи. Программа ориентирует на отбор материала, обладающего воспитательным потенциалом. Введены специальные разделы и темы мировоззренченского характера о даре слова, о языковых средствах отражения реального мира, о взаимодействии языка и развития общества. В программе и учебниках нашла отражение работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД). Так как процесс реализации междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» в ходе освоения предметных программ достаточно нов и труден. В программе освещается содержание двух больших блоков «Речевое общение» и «Язык как средство общения». Часы указываются суммарном виде. В процессе реализации программы содержание обоих блоков изучается комплексно во взаимосвязи языка и речи. Последовательность изучения и расчасовка по темам представлена в таблице.

Разделы программы Часы по разделам ТП

Речь
Сведения о речи Виды речевойдеятельности Сведениия о языке Фонетика, орфоэпия, графика Слово и его значение Состав слова Части речи Синта ксис Орфография и пунктуация

Раздел тематического планирования «Язык и речь»

2

1

-

-

1

2

1

2

7

16

Раздел тематического планирования «Проводники наших мыслей и чувств»


3

2

-

-

-

-

6

10

5

26

Раздел тематического планирования «О главном»


4

1

-

-

-

2

12

8

10

37

Раздел тематического планирования «Конкретизируем значение, распространяем мысль….»


2

2

-

-

1

4

6

5

20

40

Раздел тематического планирования «Повторение изученного в 3 классе»

2

1

1

-

-

-

3

4

6

17

Общее число часов по разделам программы

13

7

1

-

2

8

28

29

48

136

Резерв - 4 часа


Круг сведений о речи

как основе формирования речевых умений (13 ч) Речь (6 ч). Речь как способ общения с помощью языковых средств. Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок. Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов). Высказывание. Текст (7 ч). Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога. Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах. Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений. Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка. Наблюдение над стилистическими разновидностями речи. Речевой этикет*: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.

Виды речевой деятельности

(коммуникативно-речевые умения (7ч) Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы. Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты). Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение. Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств. Умения: - осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей; - говорить и писать логично, чётко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи; - выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм); - произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух; - писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании - до 35 букв, при свободном письме - до 50 букв в минуту). Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт. Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения. Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация - абонента нет дома, просьба передать информацию). Умение осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.

Круг сведений о языке

как основе формирования языковых умений Сведения о языке (2 ч). Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка. Фонетика и орфоэпия*. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.). Графика*. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака. Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как С-Э, З-Е, Х-Ж, д-б, Ш-М, Г-Р, Я-Ф, п-р и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности. Слово и его значение (лексика) (2 ч). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов. Слово и его значимые части (морфемика) (8 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах. Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова). Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах. Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу. Части речи (морфология) (28 ч). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении). Имя существительное (7 ч). Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц). Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях. Имя прилагательное (5 ч). Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм). Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях. Местоимение (4 ч). Наблюдение над особенностью значения местоимений - обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях. Глагол (9 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях. Служебные части речи (3 ч). Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели - предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания - частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений. Синтаксис (29 ч). Словосочетание (10 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье - варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях. Предложение (19 ч). Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства. Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»). Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения. Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями. Правописание и пунктуация (48 ч). Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц. Знаки препинания в конце предложений. Развитие речи*. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении. Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей. Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания. Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров): - дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку); - близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям - свободное списывание или диктант, в целом (изложение) - с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации). Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.




Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

фактически

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1 3 класс Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. Л. Я. Желтовская. Обучение в 3 классе по учебнику «Русский язык».

Имеется в наличии



Печатные пособия

2. Таблицы по русскому языку.

Имеется в наличии

Технические средства обучения и оборудование кабинета

3.

Интерактивная доска

Компьютер

Имеется в наличии


Экранно-звуковые пособия

4.




Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, [proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/]

school1884.ru/]

соответствующие стандартам обучения (по возможности)





Имеется возможность поиска

в сети Интернет























© 2010-2022