Рабочая программа по учебному предмету Изобразительное искусство (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка Рабочая программа по курсу изобразительное искусство для учащихся 3-го класса разработана в соответствии с нормативно-правовой базой: 1.Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203 ФЗ;

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Министерстве России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373). 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с изменениями от 18.05.2015г. 4. Примерная основная образовательная программа ФГОС НОО от 08.04.2015 г. 5. Примерная основная образовательная программа НОО образовательного учреждения (под редакцией А.М. Кондакова, 2012г.). 6 Программа Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века». - 3-е изд.: Вентана - Граф, 2010 г. 7.Изобразительное искусство. Интегрированная программа 1-4 классы. (авторы Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, 2013 год). 8. Учебный план на 2015 -2016 учебный год МАОУ Казанская СОШ - филиал Пешнёвская основная общеобразовательная школа. Определяющей характеристикой данной программы является интеграция искусств и полихудожественное развития школьника. Цель предмета - разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

  • формирование целостного, гармонического восприятия мира;
  • активизацию самостоятельной творческой деятельности;
  • развития интереса к природе и потребности общения с искусством;
  • формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  • Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру
  • Развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
  • Развитие творческого потенциала ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.
  • Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве.
  • Формирование навыка работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.

2.Общая характеристика учебного предмета «изобразительное искусство»

Программа по изобразительному искусству создана на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения).

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Доминирующее значение имеет направленность программ на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству. Методическая основа преподавания предмета:

  • опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
  • подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные изменения;
  • проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
  • активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач развития.

3. Описание места учебного предмета «изобразительное искусство» в учебном плане


На изучение учебного предмета изобразительное искусство в 3 классе выделяется 1 час в неделю (34 часа в год). Годовое количество учебных часов подсчитано в соответствии с учебным планом Пешнёвской основной общеобразовательной школы - филиала МАОУ Казанская СОШ на 2015- 2016 учебный год . Учебный материал запланирован в полном объёме.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «изобразительное искусство»

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «изобразительное искусство»


Личностные результаты обучения:

  • целостное, гармоничное развитие мира;
  • интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
  • умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
  • способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;
  • способность различать звуки окружающего мира;
  • представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
  • умение доводить работу до конца;
способность предвидеть результат своей деятельности;
  • способность работать в коллективе;
  • способность работать индивидуально и в малых группах;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;
  • адекватная оценка результатов своей деятельности.

Метапредметными результатами обучения являются:
  • постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
  • принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;
  • самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
  • умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
  • умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при
  • изучении других общеобразовательных дисциплин;
  • умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
  • умение проводить самостоятельные исследования;
  • умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
  • умение находить нужную информацию в Интернете;
  • участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;
  • умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
  • понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
  • умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между
  • ними;
  • умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
  • обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать
  • связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
  • формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе УУД.

Предметными результатами обучения являются:
  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).


1 Восприятие искусства и виды художественной деятельности Выпускник научится: различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение. Выпускник получит возможность научиться: воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту; высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. 2.Азбука искусства. Как говорит искусство? Выпускник научится: создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности; создавать средствами живописи, графики, скульптуры,декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Выпускник получит возможность научиться: пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. 3.Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство? Выпускник научится: осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности; выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. - в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. Выпускник получит возможность научиться: видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним; изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

6.Содержание учебного предмета «изобразительное искусство»


  1. Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). 2.Азбука искусства. Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве. 3.Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Земля - наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов - представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства. Родина моя - Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно­прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественно­творческой деятельности Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ раздела

Название раздела


Тема урока

Темы композиций

Дата реализации

Факт

Планируемые результаты по разделу

Характеристика деятельности учащихся

Предметные

Метапредметные

1 четверть 8 часов

1

Азбука искусства. Как говорит искусство?

(7 ч.)

1. Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт.

«Букет из осенних листьев».

02.09

Знать: - элементарные правила смешения цветов;

- приемы рисования кистью ягод, листьев.

Уметь:

- верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции предметов;

- наблюдать, находить особенности и изменения в живой и неживой природе осенью; определять цветовую гамму;

- самостоятельно выбирать сюжет для изображения;

- верно и правильно передаватьв рисунке формы пропорций, цветовую окраску окружающих предметов

уметь выделять отдельные элементы росписи в украшении этих изделий;

Сравнивать свой рисунок с моделью по форме, пропорциям и цвету.

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие эстетического чувства и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия;

-вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить

Работа на плоскости

Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе)

2. Освоение картинной плоскости.

Работы на пленэре - этюды

09.09

Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях.

Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников

3. Открытое и закрытое пространство.

«Букет из осенних листьев», «Поляна с ландышами», «Дом на горе»

16.09

Создавать выставки фотографий с уголками природы.

Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства.

Создавать цветовые графические

композиции в технике компьютерной

графики.

Уметь фотографировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.).

Находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды




сравнение, сириацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать аналогии;

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблем;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно разрешить конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников

4. Ритм и орнамент в природе и в искусстве.

Условное изображение карты рельефа, художественное отображение ландшафта в картине.

23.09





Понимать и изображать природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины).

Отделять главное от второстепенного.

Выделять композиционный центр.

Создавать плоскостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок,

орнамент).

Представлять и передавать условное изображение в географических картах.

Находить в Интернете информацию о знаменитых путешественниках и готовить о них небольшие презентации (иллюстрации, фото с объяснениями)

5. Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции.

«Гнездо аиста над деревней», «Грозовые тучи»

30.09

Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов.

Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию.

Создавать эскизы будущей работы с помощью компьютерной графики

6. Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива».

Изображение полёта журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца».

07.10

Передавать графическими средствами воздушную перспективу.

Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания.

Находить и запечатлевать неожиданные явления природы с помощью фотоаппарата.

Овладевать приёмами коллективного сотворчества. Устраивать в школе выставки творческих работ учащихся.

Использовать в работе средства компьютерной графики

7. Освоение и закрепление понятий контраста, нюанса в форме, цвете, размере.

: «Яхты в море», «Солнечный день в горах», «Зимний пасмурный день в горах», «Дюны», «Прогулка в парке».

14.10

Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов.

Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.)



2

  1. Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства (21 ч.)

8. Изображение человека в движении за характерными для разных времён года занятиями.

Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению)

21.10

Уметь:

- рисовать последовательно от общего к деталям, учитывая вспомогательные линии построения рисунка;

- правильно определять и выразительно передавать в рисунке особенности формы, строения, цветовой окраски птиц, уметь делать наброски с натуры и по памяти сразу кистью и цветом;

- выполнять иллюстрацию на самостоятельно выбранные сюжеты;

- обдумывать композицию рисунка, выполнять композиционный эскиз и рисунок иллюстрации, изобразить в цвете

Различать росписи мастеров, выделять их характерные особенности; выполнять простейшие узоры из декоративных форм растительного мира .











Уметь:

- самостоятельно выбирать сюжет темы;

- графически изобразить предмет сложной формы от общего к деталям;

- выражать свое настроение, эмоции цветом, приемами письма красками; иметь представление о простейших закономерностях линейной перспективы;

- работать коллективно; иметь представление о композиционном, пространственном и цветовом положении изображения на листе бумаги;

- сочинять творческие композиции, выбирать сюжет; обдумывать композицию рисунка, выполнять композиционный эскиз и рисунок;















Уметь:

- самостоятельно выбирать сюжет темы;

- графически изобразить предмет сложной формы от общего к деталям;

- выражать свое настроение, эмоции цветом, приемами письма красками; иметь представление о простейших закономерностях линейной перспективы;

- работать коллективно; иметь представление о композиционном, пространственном и цветовом положении изображения на листе бумаги;

- сочинять творческие композиции, выбирать сюжет; обдумывать композицию рисунка, выполнять композиционный эскиз и рисунок;Уметь: составлять сложные цвета (оранжевый, фиолетовый); использовать цвет в рисунках, как выразительное средство; владеть техникой работы с акварельными красками;

- видеть и представлять основную форму, ее особенности;

- наблюдать, находить особенности и изменения в живой и неживой природе летом, определять цветовую гамму характерные детали и цвета;

- выполнять простые узоры из декоративных форм растит. мира в круге.

Знать: Что такое натюрморт, портрет пейзаж.

-характерные особенности геометрического узора;

- разнообразные приемы работы с кистью при рисовании декоративных элементов узора;

- основные и дополнительные, теплые и холодные цвета; - приемы работы акварельными красками;

различать школы народного мастерства Городец, Полхов -Майдан, Гжель, Дымково.

Личностные:

- формируется внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие эстетического чувства и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия;

-вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- устанавливать аналогии;

Коммуникативные:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблем;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие эстетического чувства и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, сириацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать аналогии;

Коммуникативные:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительностьмнений и подходов к решению проблем;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

- продуктивно разрешить конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие эстетического чувства и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, сириацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать аналогии;

Коммуникативные:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительностьмнений и подходов к решению проблем;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

- продуктивно разрешить конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.

Передавать движения.

Уметь работать с натуры и по наблюдению.

Выполнять краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению): стоит, идёт, бежит.

Работать в одной цветовой гамме.

Находить в Интернете, в фотоальбомах картины художников, на которых изображён человек

2 четверть - 7 часов

9. Освоение разнообразных видов штриха.

Рисунок с натуры одного предмета округлой формы - яблока, чашки.

28.10

Передавать движения.

Уметь работать с натуры и по наблюдению.

Выполнять краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению): стоит, идёт, бежит.

Работать в одной цветовой гамме.

Находить в Интернете, в фотоальбомах картины художников, на которых изображён человек

10. Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров.

Создание конструкции летательного аппарата в технике бумажной пластики.

11.11

Работа в объёме и пространстве

Представлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве.

Применять её законы при создании продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели)

11. Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал)

«Хоккеист и балерина», «Стойкий оловянный солдатик, китайский болванчик и балерина»

18.11

Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина)

12. Передача динамики в объёмном изображении: лепка по памяти фигуры человека в движении.

«Артисты на арене цирка», «Игры на перемене», «Футбол»

25.11

Осваивать профессиональную лепку.

Создавать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин).

Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок

13. Лепка объёмно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины.

«Детский городок».

02.12

Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции.

Осваивать технологию лепки с помощью каркаса.

Передавать ритм и динамику при создании художественного образа

14. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт.

Создание вазы из «камня» для конкретного интерьера на основе информации и впечатлений, полученных на экскурсии в музей.

09.12

Создавать предметы для интерьера

с учётом его особенностей.

Передавать в форме вазы (другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом.

Находить в поисковых системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж - вазы, выполненные из камня русскими мастерами

3 четверть 11 часов

15. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве

«Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи»

16.12

Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете.

Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе.

Осваивать технику бумажной пластики

Создавать эскизы одежды по мотивам растительных (в том числе цветочных) форм.

Выявлять декоративную форму узором и цветом: растительные мотивы народного искусства.

Находить в Интернете оригинальные, причудливые формы природных объектов, создавать из них свою коллекцию природных форм

16. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции.

Отображение природы в музыке и поэзии.

23.12

Работа на плоскости

Улавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами.

Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков.

Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий

17.Зарождение замысла на основе предложенной темы.

«День и ночь», «Унылое и радостное», «Высокое и тонкое, низкое и толстое», «Мягкое и пушистое, твёрдое и колючее», «В гостях у Хозяйки Медной горы», «Дюймовочка в жилище полевой мыши

13.01

Передавать индивидуальную манеру письма.

Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики

18. Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств.

20.01

Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы.

Находить индивидуальную манеру изображения. Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения

19.Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации.

27.01

Передавать содержание художественного произведения в графической иллюстрации.

Выделять композиционный центр и содержательный смысл произведения в изображении.

Создавать коллективную книжку-раскраску

20. Взаимосвязь содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста.

03.02

Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста.

Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы

21. Художник в театре.

Знакомство с организацией и художественным решением атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля

10.02

Работа в объёме и пространстве

Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки.

Оформлять сцену к спектаклю (игровому или кукольному).

Уметь работать в коллективе, распределять обязанности

22.Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации.

«Дворец, в котором может жить ветер», «Дождевые облака», «Удача», «Смелость», «Дворец сказок», «Архитектура в стране снов - домик, в котором живёт твой сон».

17.02

Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство (реальное или в эскизе), оформление уголка в классе, сцены.

Применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла.

Уметь работать в ситуации коллективного сотворчества.

Применять музыкальный материал для передачи настроения и эстетического образа пространства

23. Передача настроения в форме.

Украшение формы декоративными элементами

24.02

Декоративно-прикладная деятельность

Представлять особенности декоративной формы, её условный характер.

Передавать в объёмной декоративной форме настроение.

Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета

24. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки.

02.03

Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира.

Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек





4 четверть 7 часов

25. Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства.

09.03

Понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения).

Осознавать и объяснять символику в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства

26. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве.

Цвет, форма, ритм и символика в украшениях.



16.03

Передавать ритмический характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображений.

Улавливать и осознавать ритмические повторы в поэтических и музыкальных произведениях.

Уметь создавать декоративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши

27. Выразительные средства изобразительного искусства

23.03

Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства (их сходстве и различии).

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Проводить коллективные исследования по данной теме

28. Художественная форма произведения изобразительного искусства

Выполнение этюдов, набросков после беседы или посещения музея (выставки).

06.04

Воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства.

Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы).

Понимать специфику выразительного языка каждого из них

3

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

(6 ч.)

29. Освоение понятия «тематический натюрморт». Композиционное размещение предметов.

«Осенний букет», «Морской натюрморт с ракушкой».

13.04

Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта.

Изображать с натуры предметы конструктивной формы.

Сознательно выбирать формат, преодолевать измельчённость изображения.

Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте

30. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства

«Дома в виде ракушки для подводного царства», «Городок, где жил Чиполлино», «Цветочный город»

20.04

Декоративно-прикладная деятельность

Создавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм

(по описанию в сказках).

Выражать замысел в рельефных эскизах. Работа в группах по 3-5 человек

31. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет.

27.04

Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам.

Участвовать в обсуждении, беседах, коллективных творческих проектах.

Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона

32. Освоение разнообразия форм в архитектуре.

«Тотемное дерево индейцев», «Древо жизни». Работа на небольших форматах. Декоративная роспись камня узором. Работа фломастерами или цветными карандашами

04.05

Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве. Проводить коллективные исследования на тему «Знаки и символы русского народа».

Создавать знаки для обозначения дома и характера занятий мастера-ремесленника, знаки школьных кабинетов, зон в зоопарке и др.

Передавать равновесие в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт

33. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры

11.05

Представлять и понимать связь архитектуры с природой.

Называть архитектурные памятники региона, знать их историю

34. Связь архитектуры с природой. Повторительно-обобщающий урок.

История возникновения и развития архитектурных

ансамблей

18.05



8. Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Содержание

1.

Библиотечный фонд

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с изменениями от 18.05. 2015года.

2. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века»-М.:Вентана Граф 2012 г. 3.Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ -3-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф, 2013. 4.Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф, 2013.

5.Савенкова, Н.В. Богданова . Изобразительное искусство:1-4 классы: методическое пособие для учителя.- М.:Вентана-Граф, 2010

2.

Информационно-коммуникативные средства

Электронные диски:

3.

Экранно-звуковые пособия

- Презентации и видеофрагменты по учебному предмету.

- Электронные физминутки.

4.

Технические средства обучения

- Компьютер с программным обеспечением.

- Мультимедийный проектор.

- Экран.

5.

Оборудование класса

- 8 ученических столов с комплектом стульев.

- Стол учительский.

- Стенка для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.



© 2010-2022