Урок по окружающему миру Деревья и кустарники осенью

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Деревья и кустарники осенью Цель: познакомить с наиболее часто встречающими деревьями и кустарниками и вечнозелёными хвойными растениями средней полосы Задачи:

  • познакомить с изменениями, происходящими в жизни лиственных, хвойных деревьев и кустарников;
  • развивать мыслительную и познавательную активность, коммуникативные умения, доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать; умение наблюдать за природой;
  • воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать причины листопада; познакомятся с вечнозелёными хвойными растениями средней полосы России. Оборудование:

Ход урока 1.Орг. момент

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое - пчелой забралось на цветок,
А третье - лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...
Вопрос за вопросом, и так - целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром

2.Актуализация знаний - На прошлом уроке мы с вами говорили об осенних изменениях в неживой природе. Итак, чем вызвано осеннее похолодание? - Назовите осенние явления в неживой природе. - Назовите день осеннего равноденствия. - Про осень говорят: «Осень - погод восемь». Как вы это понимаете?

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой… 3. Самоопределение к деятельности - Ребята, что значит «Лес, точно терем расписной...»? - Как вы это понимаете? - Определите тему нашего сегодняшнего урока. - О чём мы будем говорить на уроке? - Сегодня на уроке мы отправимся с вами в лес… А умеете ли вы вести себя на природе? Вспомним правила друзей природы. Правила друзей природы

  1. Не ломать деревья и кустарники, не срывать травянистые растения.
  2. Не сбивать грибы, даже несъедобные.
  3. Не обрывать паутину и не убивать пауков.
  4. Не распугивать птичьи стаи.
  5. Не ловить диких зверей и птиц и не уносить их домой.
  6. Не шуметь в лесу и парке.
- Представьте, что деревья могут разговаривать. Давайте послушаем, о чём они говорят, и угадаем, какое дерево это говорит. - Посадил ты меня в землю, а теперь обижаешься - отчего, дескать, медленно расту? Невдомёк тебе, что расту я в обе стороны. Кверху стволик тянется с веточками, а снизу - становой корень уходит, землю буравит. И корень этот куда длиннее, чем ствол. И работа у него тяжёлая - землю раздвигать, до глубокой воды добираться… А вот как доберётся, укрепится, начнёт воду качать - так и не пойду в рост. Будет у меня веток - сотни, листьев - тысячи…(ДУБ) Мы - хозяйки добрые. Землю украшаем. Куда не пойдёшь - везде нас встретишь. И в густом лесу мы стоим. И на болоте, среди кочек да мхов. И на сухой земле, на песке, на старом пожарище… Было место самое гиблое, самое пропащее. А пришли мы туда, встали - и сразу похорошело кругом. Листва шелковистая шелестит - нашептывает, птицы на ветках гнёзда вьют, от белых стволов свет над землёй разливается. Забредёт человек, глянет и не уйти ему с этого места. Красота приворожила. (БЕРЁЗА) Хны-хны, бедная я, несчастная…И за что мне такая доля горькая? Все деревья у людей в почёте, всем - доброе слово. Одну меня ругают. Ни на что мол не гожусь, кроме как на спички…Приятно ли слышать? Все деревья долго живут, лет по триста, по четыреста. А мне и до ста не прожить - короток мой век. Все деревья чем толще, тем крепче становятся. А я только начну толстеть - сразу слабну. В стволе, в серёдке непременно гниль заводится и чем дальше - тем пуще. Издали оглядеть - вроде бы здоровёхонька, а на самом деле насквозь больная, в чём только душа держится… Оттого я очень ветра боюсь. Стою - вся дрожу, не налетел бы вихрь, не повалил бы меня, слабую и хилую… Чуть ветерок - залопочу, заволнуюсь, заплещусь… Ой, страшно! Одно у меня утешение - детки. Из каждого корня моего, что в землю уходит, торчат зелёные прутики… Гляжу я на них сверху, нарадоваться не могу. До того милы мои деточки. Сами тонюсенькие, слабенькие, а листочки развернули большие, круглые, как лопухи. И шевелят этими листочками, словно ушками хлопают…(ОСИНА) - В багряных листьях у меня ягодки поспели. Одна к одной - чистые, блёсткие, будто угольки пламенные… После морозца и без мёда вкусные! (КАЛИНА) - Далеко - далеко внизу у корней моих ручеек в траве позванивает. Вровень с поясом берёзки да осинки стоят. До плеч моих только ели старые дотянулись. А выше моей головы только лишь облако ходячее в синем небе… Не по мне коротышкой быть, в тени сидеть - свет люблю, ясное небушко… Я бы ещё не так вымахала, но ведь мы, деревья, не круглый год растём. Я вот только два весенних месяца вверх тянусь, а там - стоп! Всё. Другими делами надо заниматься: шишки завязывать, хвою обновлять, почки новые закладывать. Зато и вырастаю же я за эти два месяца…Будто подпрыгиваю! (СОСНА) - Грибничок-лесовичок, постой! Не прячься под осинку, не прячься под берёзку… У них листочки хоть и лопушистые, да вертлявые, реденькие, пропускают дождь. Ты ко мне подойди, у меня схоронись. Я тебя лапами густыми прикрою, от дождика заслоню - ни одна капелька ни просочится! А чтоб сидеть было мягко - моховая подушечка есть. Сядь-ка на неё, спиной к стволу моему привались, удобно будет. Вот так… Э, брат, да у тебя корзиночка совсем пустая! По лесу ходил, ничегошеньки не выходил? Не беда, поможем твоему горю. Глянь-ка под нижнюю лапу… Во-он видишь? Крепенький боровичок растёт. Да нет, погоди! Там ещё есть. Боровички семьями держатся, их тут целый десяточек. Вот и потяжелела корзинка! А вот и дождик кончается. Нынче дождик - торопыга: спрыснул землю чуток и дальше побежал… Скоро опять сухо будет. Можно тебе снова в дорогу. Прощай грибничок-лесовичок! (ЕЛЬ) Показ презентации - Вот как много деревьев мы уже встретили в нашем осеннем лесу! 4 Работа по теме урока - Откройте учебники на странице 78-79. Рассмотрите рисунок. На какие группы можно разделить растения? (Деревья и кустарники; лиственные и хвойные) - Приведите примеры лиственных деревьев и кустарников. - Приведите примеры хвойных деревьев и кустарников. - А чем дерево отличается от кустарника? - Вот гуляем мы по осеннему лесу, а вот вам загадка: летом одевается, зимой раздевается. (Дерево, кустарник) - Правильно, деревья и кустарники поздней осенью стоят голые, почему? - Какие изменения произошли с растениями осенью? (Листья поменяли свою окраску, а потом опали) - Почему это происходит? - Посмотрите фильм, который расскажет вам об этом. Просмотр фильма - Почему листья меняют свою окраску? - У каких деревьев листва краснеет? (У клёна, рябины, осины) - Какое растение дольше всех остаётся зелёным? (Сирень) - А почему листья опадают? Давайте прочитаем об этом в учебнике на странице 78. - С наступлением холодов охлаждается и вода, которая находится в почве. Холодную воду корни дерева не всасывают. В деревьях замедляются все жизненные процессы - дерево спит. - Все деревья сбрасывают свою листву? - Может, ель зимой вовсе и не спит? Нет! Крепко спит и она. Ведь елке не грозит засуха, так как хвоинки покрыты толстой кожицей, которая не пропускает влагу. - А снег? Он ёлке не страшен - ветки гибкие, прочные, снежный груз лишь согнёт их, а не сломает. И на узких хвоинках снег не удерживается, он, словно на санках, скользит вниз. Хвойные меняют свой зелёный наряд постепенно. Ёлке, чтобы полностью «переодеться» - сменить все старые иголки, нужно около 9 лет. Но есть дерево, у которого хвоя к осени желтеет и осыпается, кА листья у других деревьев. - Как называется это дерево? Рассказ о лиственнице. 5 Закрепление изученного материала Работа по тетради - Откройте свои тетради на странице 48, задание 1. - Какие из этих листьев есть в вашем гербарии, лежащем на парте? - Задание 2 6 Рефлексия - У вас на партах лежат листочки жёлтого и красного цвета. Кто сегодня на уроке узнал что то новое и интересное, кому урок понравился возьмите листочки желтого цвета, а кто ничего не запомнил, кому что то не понравилось - возьмите листочки красного цвета. Мы повесим их на нашем дереве. 7 Подведение итогов - Что происходит с деревьями и кустарниками осенью? - Почему листья опадают? - Какие деревья остаются зелёными? - Какое хвойное дерево сбрасывает свои хвоинки? Домашнее задание Учебник стр. 78 - 81, тетрадь стр. 48 задания 1,3.
© 2010-2022