Проект «О Бианке»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ №43

Рассмотрено на секции учителей начальных классов.

Утверждаю__________________________________

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Уроки здоровья»

(Для детей от 6 до 10 лет)

Срок реализации программы 4 года.

Мякота Н.Ю.

Учитель начальных классов.

г.Владимир

2013 год.

Пояснительная записка

Цели программы:создание благоприятных условий,обеспечивающих возможность сохранения здоровья;формирование необходимых знаний, умений и навыков,способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни;использование полученных знаний в практике с целью улуч-шения состояния собственного здоровья.

Задачи программы:формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста;воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры,спорта,туризма в семье.

Работа по данной программе строится на принципах гуманистической пе-дагогики и психологии,выраженных правилом трех П:понимание,принятие, признание.Учет индивидуальных особенностей,уважение к ребенку,к про-цессу и результатам его деятельности,комплексный подход,систематичность и последовательность.интеграция,наглядность-важные принципы реализации программы.

Содержание разделов строится на основных принципах диалектики:

*научность-предлагаемый материал соответствует представлению совре-менной науки об особенностях здорового образа жизни;

*доступность-информация и ее объем соответствуют возрастным возмож-ностям усвоения знаний детей младшего школьного возраста;

*наглядность-познание осуществляется с использованием современных ди-дактических средств;

*занимательность-материал излагается в занимательной,игровой форме;

*актуальность-отражает насущные проблемы,связанные со здоровьем детей;

*психологическая комфортность- психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта,создание условий для самореализа-ции;

*обучение в деятельности-организация детской деятельности по формирова-нию здорового и безопасного образа жизни,умения самостоятельно добывать новые знания,правильно применять их на практике;

*целостность содержания-выделение основных этапов и блоков,логическая преемственность с уроками разной целевой направленности в проессе осу-ществления;

*сознательность и активность-проявление активности учащихся к вопро-сам,касающимся здоровья,что возможно только при осознании ответствен-ности за него;

*опора на предшествующее развитие-опираться на предшествующее спон-танное,самостоятельное развитие и воспитание.

Результатом освоения программы является наличие компетенций как уме-ний,необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья.К та-ким компетенциям относятся понимание ценностей собственной жизни и жиз-ни окружающих людей,способность контролировать свою деятельность,умение вовлекать эмоции в процесс деятельности,готовность и способность обучаться самостоятельно,способность к рефлексии,уверенность в себе,самоконтроль, адаптивность,исследование окружающей среды для выявления ее возможно-стей и ресурсов по сохранению и укреплению своего здоровья,умение прояв-лять настойчивость при соблюдении здорового образа жизни,отношение к пра-вилам и нормам здорового образа жизни как указателям желательных спосо-бов поведения,способность принимать решения,способность слушать других людей и принимать во внимание то,что они говорят,терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих.

Ценностно-смысловые компетенции по здоровьесберегающему на-правлению-это компетенции в сфере мировоззрения,связанные с ценностными ориентирами младшего школьника по отношению к собственному психичес-кому ,нравственному ,духовному и физическому здоровью,его способность видеть и понимать окружающий мир ,ориентироваться в нем,осознавать свою роль и предназначение ,уметь выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности.Данные компетенции предполагают наличие у младших школь-ников следующих ниверсальных учебных действий:

*умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к собственному здоровью и сферам деятельности по здоровьесбережению;

*владения способами самоопределения в ситуациях выбора на основе соб-ственных позиций;

*умений принимать решения ,брать на себя ответственность за их последствия;

*умения действовать на основе выбранных целевых и смысловых установок;

*умение выбирать индивидуальную образовательную программу с учетом общих требований и норм.

Учебно-познавательные компетенции по определению А.В.Хуторского-это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятель-ности ,включающей элементы логической ,методологической ,общеучебной деятельности ,соотнесенной с реальными познаваемыми объектами .В их чис-ло входят следующие учебные действия:

*способность ставить цель и достигать ее ,умение пояснять свою цель;

*умение осущестлять планирование ,анализ ,рефлексию ,самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

*умение ставить вопросы к наблюдаемым явлениям ,отыскивать их причины, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

*умение ставить и решать познавательные задачи по сохранению и укрепле-нию собственного здоровья;

*способность создавать условия для проведения здоровьесберегающих дей-ствий(закаливание ,проветривание ,подвижные и малоподвижные игры и т.д.)

Коммуникативные компетенции-это знание необходимых языков,уме-ние взаимодействовать с людьми,использовать навыки работы в парах и груп-пах,владеть различными социальными ролями в коллективе.Уже к окончанию начальной школы ученик должен уметь представить себя,написать письмо ,за-полнить анкету,задать вопрос,вести диалог и участвовать в дискуссии,высту-пать с докладом,защищать проект и т.д.Поэтому важно сформулировать у младшего школьника следующие универсальные действия:

*умения взаимодействовать с окружающими людьми и анализировать про-исходящие события;

*умения задать вопрос,корректно вести диалог;

*владение разными видами речевой деятельности:монолог,диалог,чтение письмо;

*умение работать в коллективе;

*умение искать и находить компромиссы;

*умение развивать положительные навыки общения в многонациональном, многоконфессиональном обществе,основанных на знании истории и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Информационные компетенции-это умения при помощи телевизора,теле-фона,средств массовой информации,Интернета,видеозаписи самостоятельно искать,анализировать и отбирать необходимую информацию,организовывать, преобразовывать,сохранять и исползовать ее.Информационные компетенции развивают навыки у младшего школьника,которые относятся к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях,в окружа-ющем мире,формируя у обучающегося универсальные учебные действия:

*владение навыками работы с различными источниками информации: книга-ми,учебниками,справочниками,атласами,картами,определителями,словаря-ми,энциклопедиями,каталогами,Интернетом;

*умения самостоятельно искать,извлекать,систематизировать,анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию,организовывать, преобразовывать и сохранять ее;

*способность ориентироваться в информационных потоках,уметь выделять в них главное и необходимое;

*умения осознанно воспринимать сообщения из средств массовой информа-ции;

*умения пользоваться информационными устройствами,такими как компью-

тер,телевизор,магнитофон,телефон,факс,принтер и др.;

*умения использовать для решения учебных задач информационные и теле-коммуникационные технологии:аудио и видеозаписи,электронную почту, Интернет.

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции-это знакомство с культурой своего народа и народов других стран,краеведением.Также сюда входит приобретение знаний по экологии,применение правил личной гигие-ны,формирование навыков здорового образа жизни,умение заботиться о соб-ственном здоровье и личной безопасности,владение способами оказания пер-вой медицинской помощи пострадавшим или заболевшим,умение ухаживать за ребенком младшего возраста.У школьников формируются следующие уни-версальные действия:

*понимание духовно-нравственных основ жизни человека и общечеловечес-кой культуры;

*понимание культур,традиций и обычаев своего народа;

*формирование представления о родном крае,его природе,знаниях людей и т.д.;

*влияние опытом ориентации и экологической деятельности в природной среде;

*владение эффективными способами организации своего свободного времени;

*умения применять правила поведения в экстремальных ситуациях;

*умения позитивно относиться к своему здоровью;

*владение способами физического совершенствования,эмоциональной само-регуляции,самоподдержки и самоконтроля;

*умения применять правила личной гигиены,заботиться о личном здоровье,личной безопасности;

*владение навыками оказания первой медицинской помощи;

*владение элементами психологической грамотности,половой культуры и поведения;

*умения использовать многообразие двигательного опыта в массовых видах соревновательной деятельности и организации активного отдыха и досуга;

*умения подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.

В процессе работы ведется просветительскя работа с учащимися и их ро-дителями,формируется положительная мотивация младших школьников к ус-воению знаний и представлений о здоровом и безопасном образе жизни и ги-гиенических основах физического воспитания.Ребенок,изучая себя и особен-ности своего организма,психологически готовится к тому,чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность,формировать здоровый образ жизни. Методика работы строится в направлении личностно ориентированного взаи-модействия с ребенком,делается акцент на самостоятельное экспериментиро-вание,исследовательскую деятельность,поисковую активность младших школьников.



Тематическое планирование

1 класс (32 часа)

№урока

Тема урока

Дата

Дружи с водой (2 часа)

1

Советы доктора Вода.

2

Друзья Вода и мыло.

Забота о глазах (1 час)

3

Глаза-главные помощники человека.

Уход за ушами (1 час)

4

Чтобы уши слышали.

Уход за зубами (3 часа)

5

Почему болят зубы.

6

Чтобы зубы были здоровыми.

7

Как сохранить улыбку красивой.

Уход за руками и ногами (1 час)

8

«Рабочие инструменты» человека.

Забота о коже (3 часа )

9

Зачем человеку кожа.

10

Надежная защита организма.

11

Если кожа повреждена.

Как следует питаться (2 часа )

12

Питание-необходимое условие для жизни человека.

13

Здоровая пища для всей семьи.

Как сделать сон полезным ( 1час )

14

Сон-лучшее лекарство.

Настроение в школе ( 1час )

15

Как настроение?

Настроение после школы ( 1 час )

16

Я пришел из школы.

Поведение в школе ( 2 час )

17,18

Я-ученик.

Вредные привычки (2 часа )

19,20

Вредные привычки.

Мышцы,кости и суставы ( 2 часа )

21

Скелет-наша опора.

22

Осанка-стройная спина!

Как закаляться.Обтирание и обливание ( 1 час )

23

Если хочешь быть здоров.

Как правильно вести себя на воде (1 час )

24

Правила безопасности на воде.

Народные игры ( 1 час )

25

Русская игра «Городки «.

Подвижные игры ( 5 часов )

26-30

Подвижные игры.

Доктора природы ( 2 часа )

31-32

Обобщение.

Тематическое планирование

2 класс (33 часа)

№урока

Тема урока

Дата

Почему мы болеем ( 3 часа )

1

Причины болезни.

2

Признаки болезни.

3

Как здоровье?

Кто и как предохраняет нас от болезней ( 2 часа )

4

Как организм помогает себе сам.

5

Здоровый образ жизни.

Кто нас лечит ( 1 час )

6

Какие врачи нас лечат.

Прививки от болезней ( 2 часа )

7

Инфекционные болезни.

8

Прививки от болезней.

Что нужно знать о лекарствах ( 2 часа )

9

Какие лекарства мы выбираем.

10

Домашняя аптечка.

Как избежать отравлений ( 2 часа )

11

Отравление лекарствами.

12

Пищевые отравления.

Безопасность при любой погоде ( 2 часа )

13

Если солнечно и жарко.

14

Если на улице дождь и гроза.

Правила безопасного поведения в доме, на улице ,в транспорте (2 часа )

15

Опасность в нашем доме.

16

Как вести себя на улице.

Правила поведения на воде ( 1 час )

17

Вода-наш друг.

Правила обращения с огнем (1 час )

18

Чтобы огонь не причинил вреда.

Как уберечься от поражения электрическим током (1 час )

19

Чем опасен электрический ток.

Как уберечься от порезов,ушибов,переломов (1 час )

20

Травмы.

Как защититься от насекомых ( 1 час )

21

Укусы насекомых.

Предосторожности при обращении с животными (1 час )

22

Что мы знаем про кошек и собак.

Первая помощь при отравлении жидкостями,пищей,парами,газом(2 часа )

23

Отравления ядовитыми веществами.

24

Отравление угарным газом.

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе,при ожогах и обморожении ( 2 чса )

25

Как помочь себе при тепловом ударе.

26

Как уберечься от мороза.

Первая помощь при травмах (3 часа )

27

Растяжение связок и вывих костей.

28

Переломы.

29

Если ты ушибся или порезался.

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз,ухо,нос (1 час )

30

Если в глаз,ухо,нос или горлр попало посторон-нее тело.

Первая помощь при укусах насекомых,змей,собак и кошек (1 час )

31

Укусы животных.

Сегодняшние заботы медицины ( 2 часа )

32

Расти здоровым.

33

Воспитай себя.

Тематическое планирование

3 класс (33 часа)

№урока

Тема урока

Дата

Чего не надо бояться ( 2 час )

1

Как воспитать уверенность и бесстрашие.

Добрым быть приятнее,чем злым,завистливым и жадным (2 часа )

2

Учимся думать.

3

Спеши делать добро.

Почему мы говорим неправду ( 2 часа )

4

Поможет ли нам обман.

5

Неправда,ложь в пословицах и поговорках.

Почему мы не слушаемся родителей ( 2 часа )

6

Надо ли прислушиваться к советам родителей.

7

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

Надо уметь сдерживать себя ( 2 часа )

8

Все ли желания выполнимы.

9

Как воспитать в себе сдержанность.

Не грызи ногти,не ковыряй в носу ( 2 часа )

10,11

Как отучить себя от вредных привычек.

Как относиться к подаркам ( 2 часа )

12

Я принимаю подарок.

13

Я дарю подарки.

Как следует относиться к наказаниям. ( 1 час )

14

Наказание.

Как нужно одеваться ( 1 час )

15

Одежда.

Как вести себя с незнакомыми людьми ( 1 час )

16

Ответственное поведение.

Как вести себя,когда что-то болит ( 1 час )

17

Боль.

Как вести себя за столом ( 2 часа )

18

Сервировка стола.

19

Правила поведения за столом.

Как вести себя в общественных местах ( 2 часа )

20

Как вести себя в транспорте и на улице.

21

Как вести себя в театре,кино,школе.

Как вести себя в гостях ( 1 час )

22

Ты идешь в гости.

«Нехорошие слова».Недобрые шутки ( 2 часа )

23

Умеем ли мы вежливо общаться.

24

Умеем ли мы разговаривать по телефону.

Что делать,если не хочется в школу ( 1 час )

25

Помоги себе сам.

Чем заняться после школы ( 1 час )

26

Умей организовать свой досуг.

Как выбрать друзей ( 2 часа )

27

Что такое дружба.

28

Кто может считаться настоящим другом.

Как помочь родителям ( 1 час )

29

Как доставить родителям радость.

Как помочь больным и беспомощным ( 2 часа )

30

Если кому-нибудь нужна твоя помощь.

31

«Спешите делать добро».

Повторение ( 2 часа )

32

Огонек здоровья.

33

Путешествие в страну здоровья.

Тематическое планирование

4класс (33 часа)

№урока

Тема урока

Дата

Наше здоровье ( 4 часа )

1

Что такое здоровье.

2

Что такое эмоции.

3

Чувства и поступки.

4

Стресс.

Как помочь сохранитьздоровье ( 3 часа )

5

Учимся думать и действовать.

6

Учимся находить причину и последствия событий.

7

Умей выбирать.

Что зависит от моего решения (2 часа )

8

Принимаю решение.

9

Я отвечаю за свое решение.

Злой волшебник-табак (1 час )

10

Что мы знаем о курении.

Почему некоторые привычки называются вредными ( 5 часов )

11

Заисимость.

12

Умей сказать «нет».

13

Как сказать «нет».

14

Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ.

15

Я умею выбирать-тренинг безопасного поведения.

Помоги себе сам ( 1 час )

16

Волевое поведение.

Злой волшебник-алкоголь ( 3 часа )

17

Алкоголь.

18

Алкоголь - ошибка.

19

Алкоголь-сделай выбор.

Злой волшебник-наркотик ( 2 часа )

20

Наркотик.

21

Наркотик-тренинг безопасного поведения.

Мы-одна семья ( 2 часа )

22

Мальчишки и девчонки.

23

Моя семья.

Повторение.Нестандартные уроки и уроки-праздники ( 10 часов )

24

Дружба.

25

День здоровья.

26

Умеем ли мы правильно питаться.

27

Я выбираю кашу.

28

Чистота и здоровье.

29

Откуда берутся грязнули.(игра-путешествие)

30

Чистота и порядок.

31

Будем делать хорошо и не будем плохо.

32

КВН»Наше здоровье».

33

Я здоровье берегу-сам себе я помогу.

Контроль и оценка планируемых результатов. В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры,достижение кото-рых определяется воспитательными результатами.Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням. Первый уровень результатов-приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах,устройстве общества,о социально одобряемых и не-одобряемых формах поведения в обществе и т. п.),первичного понимания со-циальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимо-действие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов-получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества(человек,семья,Оте-чество,природа,мир,знание,труд,культура),ценностного отношения к социаль-ной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимо-действие школьников между собой на уровне класса,школы,т.е.в защищенной ,дружественной про-социальной среде.Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает(или не получает)первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний,начинает их ценить( или отвергает). Третий уровень результатов-получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме за пределами дружественной среды школы,для других,зачастую незнакомых людей,которые вовсе не обязательно положи-тельно к нему настроены,юный человек действительно становится (а не просто узнает о том,как стать) социальным деятелем,гражданином.свободным чело-веком.Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобрета-ется то мужество,та готовность к поступку,без которых немыслимо существо-вание гражданина и гражданского общества.

18


© 2010-2022