Конспект урока по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по окружающему миру Тема. Как деревья встречают весну? Цель: формировать представление об изменениях в живой природе весной, показать, какие явления происходят в жизни деревьев и кустов, как пробуждаются растения, раскрыть причины изменений с наступлением весны; развивать наблюдательность, умение распознавать деревья и кусты весной, анализировать, выявлять причинно-следственные связи; воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: иллюстративный материал, видеокадры «Распускание почек весной», гербарий растений для начальной школы, коллекция соцветий - сережки ольхи, березы, клена, тополя, орешника, котики вербы, карточки «Угадай дерево», микрофон.

Ход урока I. Организация класса II. Проверка знаний учеников Фронтальный опрос. - Какие признаки весны в неживой природе вы наблюдали? - Как изменяется продолжительность дня и ночи по сравнению с зимой? - Когда бывает день весеннего равноденствия? Почему он так называется? - Почему раннюю весну называют «весной света»? - Почему настоящая весна - «весна воды»? - Что такое половодье? Когда оно происходит? - Как можно объяснить изменения, происходящие в неживой природе весной? III. Актуализация опорных знаний Беседа. - В каком состоянии были деревья зимой? - Какие изменения в жизни растений вы наблюдаете сейчас? - На каких деревьях уже распустились почки? - Почему почки начали развиваться? IV. Сообщение темы и цели урока Тема урока - «Как деревья встречают весну?». Вы узнаете, какие явления происходят с деревьями и кустами весной. V. Первичное восприятие и осознание нового материала 1. Рассказ с элементами беседы. - Что является причиной весеннего пробуждения природы? Повышается температура воздуха, Солнце поднимается все выше над горизонтом, его лучи падают на землю и сильнее ее прогревают. Небо становится ярко-синим, кучевые облака - белыми. На деревьях еще нет листвы, не появились травы и цветущие растения, но дыхание весны уже ощущается. У деревьев начинается движение соков, а через несколько дней уже набухают почки. На зиму в корнях и стволах деревьев и кустов откладываются запасы питательных веществ в виде крахмала. Не растворимый в воде крахмалпревращается в сахар. Корни начинают «тянуть» из земли воду, которая, поднимаясь вверх по стволу, растворяет сахар и несет его к ветвям и почкам. Таким образом, молодые почки получают первое питание. - Вспомните, какое строение имеют почки. 2. Работа с видеокадрами. - Что происходит с почками весной? Почки питаются питательными веществами, растворенными в воде, набухают и готовятся к тому, чтобы стать листочками и цветами. - Почему почки деревьев и кустов распускаются? - На каких деревьях сначала появляются цветы, а потом - листья? Первыми зацветают деревья и кусты, которые опыляются ветром. Это ольха, береза, верба, тополь, осина, орешник. Цветки у этих растений мелкие, собранные в соцветия - чаще всего это сережки. Они не имеют яркого цвета, запаха, так как насекомых еще мало и на них нельзя надеяться. Поэтому пыльца переносится ветром с одного растения на другое. Листья на ветвях еще не распустились, поэтому ничто не мешает ветровому опылению деревьев и кустов. 3. Работа с гербарием и иллюстрациями из учебника, с. 102-103. 4. Продолжение рассказа с элементами беседы. Первой зацветает ольха. (Учитель демонстрирует гербарий растения с соцветием.) У ольхи хорошо видны буровато-красные сережки. Зимой они были плотными, а теперь растут очень быстро, чешуйки у них отгибаются, и оттуда высыпаются золотисто-желтые облачка пыльцы. - Как же к весне готовится береза? (Демонстрируется гербарий березы с сережками и фото в учебнике, с. 102.) Молодые побеги дерева становятся красно-бурыми, они густо покрыты смолистыми узелками-бородавками. Соцветия-сережки направлены вверх. Начинается движение соков, которое у березы особенно заметно. Часто от излишка влаги деревья как будто «плачут». А брать сок у березы можно только в том случае, если ее собираются срубить, или, чтобы не нанести ущерб деревьям, надо делать небольшие отверстия на стволе и после сбора сока немедленно замазывать их садовым варом. Березовый сок очень полезен, из него делают прохладительные напитки, квас, сиропы. Готовится к весне и клен. (Учитель демонстрирует гербарий клена с цветами и фото в учебнике, с. 102.) Движение соков у клена начинается в конце марта. Сок у клена очень вкусный. Издавна из него изготавливали сладкий сироп. Зацветает в конце апреля. - Какого цвета цветки у клена? (Светло-зеленые.) Цветки маленькие, невзрачные, но развиваются массово, покрывая ветви зеленовато-желтым цветом. Цветки содержат нектар и опыляются насекомыми. Клен - хороший синоптик. За несколько часов до дождя из черешков его листьев, где они прикрепляются к ветке, текут «слезы» - капельки сока. Рассмотрим гербарий орешника с сережками. Цветет он ранней весной. Если в солнечный день тронуть ветку орешника, то с нее поднимаются желтые облачка легкой пыльцы. Орешник цветет до образования листьев, которые препятствуют перенесению пыльцы ветром. Сережки у него двух типов - зелено-желтые (мужские) и маленькие красненькие (женские). Именно из них вскоре и образуются орешки, очень вкусные и калорийные. Ими охотно питаются лесные птицы и звери. 5. Физкультминутка. 6. Продолжение рассказа с элементами беседы. 1) Демонстрация гербария вербы с цветочками или веточек цветущей вербы, фото в учебнике, с. 102. После орешника зацветает верба. Цветки вербы имеют приятный запах и богаты сладким нектаром. На цветущей вербе можно увидеть и бабочек, и мух, и шмелей, и пчел. Верба - очень хороший медонос. 2) Работа с веточкой каштана с цветком и фото в учебнике, с. 103. Каштаны необычайно красивы весной. Лопаются набухшие почки, и каждая превращается в розово-белую пирамидку цветов. Такие пышные белые свечи-соцветия появляются в мае и распространяют вокруг себя нежный запах, так как опыляются пчелами. 3) Работа с гербарием черемухи с цветком, фото в учебнике, с. 103. Листовые почки черемухи начинают развиваться очень рано - в самом начале весны, когда другие деревья еще не вышли из состояния зимнего покоя. В апреле-мае распускаются кисти белых цветков. Цветки небольшие и нежные, имеют сильный аромат. Черемуха - хороший медонос. На черешках листьев есть особые железы, которые выделяют сладкий нектар. Он служит приманкой для муравьев, которые охраняют черемуху от гусениц. 4) Работа с гербарием плодовых деревьев, фото в учебнике, с. 102-103. В мае зацветают плодовые деревья. - Какие фруктовые деревья вы знаете? (Вишни, сливы, груши, яблони, абрикосы и т. п.) Послушайте, как описывает этот период писательница О. Копыленко: «Словно густым молоком облиты фруктовые деревья. Вот стройными рядами стоят в весенней праздничной одежде вишни, сливы, черешни, груши. И глаз от них не отведешь! Тянет к ним, подойдешь, любуешься - и не налюбуешься. Глаза радуются, душа радуется…» - Как вы понимаете слова «фруктовые деревья, словно густым молоком облиты»? Жужжат пчелы - повсюду есть сладкий нектар и множество желтой пыльцы. Отцветут плодовые растения - и наступит лето. VI. Обобщение и систематизация знаний 1. Работа с текстом учебника, с. 102-103. 2. Беседа. - Какие весенние явления происходят в жизни растений? - Почему весну сравнивают с красавицей, волшебницей? 3. Работа в парах. Подумайте и расскажите: - Как изменяется в течение весны жизнь у березы, каштана, орешника, черемухи, яблони? - Приходилось ли вам посадить дерево или куст? Когда это было? - Как вы помогаете деревьям? 4. Работа в тетради на печатной основе, с. 46. VII. Подведение итогов урока VIII. Домашнее задание Подобрать интересный материал о весенних цветах - стихи, сказки, рассказы, загадки.


































Конспект урока по природоведению во 2- Б классе Тема.Весенние первоцветы Цель: продолжать формировать представление об изменениях в живой природе весной, ознакомить с особенностями раннецветущих и позднецветущих растений; показать связь изменений в неживой природе с изменениями в жизни травянистых растений; научить распознавать их по внешнему виду, развивать логическое мышление, наблюдательность, умение обнаруживать характерные особенности, навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой; воспитывать чувство любви к родной природе, умение видеть ее необычайную красоту. Оборудование: волшебная палочка, таблицы «Ранняя весна», «Поздняя весна», иллюстрации и рисунки растений; гербарий растений, живые растения: подснежники, пролески; цветные карандаши, бумага.

Ход урока I. Организация класса II. Актуализация опорных знаний Обобщение наблюдений за неживой и живой природой. - Какой сейчас месяц? - Как изменяется высота Солнца на небосклоне? - Как это влияет на температуру воздуха? - Какие осадки вы наблюдали? - Прочитайте свои наблюдения за погодой. - Как изменяется продолжительность дня и ночи? - Как такие изменения в неживой природе влияют на развитие растений? - Какие птицы уже прилетели с юга? - Куда девались снегири, свиристели, синицы? - Какие цветы зацветают первыми? - Какие цветы вы уже видели? III. Сообщение темы и цели урока Тема урока - «Какие травянистые растения первыми зацветают весной?». Вы узнаете, какие травянистые растения зацветают в каждом весеннем месяце, какие из них занесены в Красную книгу Украины. Но урок у нас сегодня не простой. Мы с вами отправимся в волшебный лес, в котором происходит бал весенних растений. С помощью волшебной палочки мы заглянем в гости к весенним месяцам и ознакомимся с раннецветущими и позднецветущими растениями леса. IV. Первичное восприятие и осознание нового материала 1. Подготовка учеников к уроку. Учитель заранее дает задание: подобрать загадки, стихи, сказки, рассказы о весенних растениях; фото растений, занесенных в Красную книгу Украины. Дети распределяют между собой роли растений. Можно объединиться в пары и вместе рассказывать о каком-то одном растении. На груди детей прикреплены эмблемы тех растений, о которых они будут рассказывать. 2. Рассказ учителя с использованием таблицы «Ранняя весна». Под снегом ранней весной происходят интересные процессы. В это время, пока еще не появились листья на деревьях, в лесу много солнечного света и влаги из растаявшего снега, и все это способствует росту и развитию растений. Если разгрести в лесу снег, то можно увидеть светло- зеленые почки медуницы, побеги купавы и анемонов, а, немного раскопав землю, найдем проросшие луковицы пролески, подснежников, звездчатки (или гусиного лука), клубеньки хохлатки и т. п. Ранней весной начинают расцветать многие растения, которые зимовали под землей в виде корневищ, луковиц или клубней. - Волшебная палочка, перенеси нас в март. В феврале-марте появляются первые цветы. Работа с рисунками раннецветущих растений, иллюстрациями в учебнике (с. 104-105), гербариями. 3. Рассказ о весенних растениях. Подснежник. Учитель: - Обратите внимание, какого цвета цветки у подснежника. - Какой «корень»? Это луковица. В ней в течение лета накапливаются питательные вещества, которые подснежник использует во время ранневесеннего цветения. В это время в земле достаточно влаги, а на деревьях еще нет листьев, поэтому солнечные лучи свободно проникают к растениям. Подземная луковица - это приспособление к развитию ранней весной. Рассказ детей. Первые предвестники весны - это белоснежные цветки подснежника обыкновенного. Над двумя зелеными листочками на тонком стебельке красуется продолговатый белый цветок. Зеленые листочки свернуты в трубочку, на верхушке которой образуется острие, которое легко протыкает оттаявшую землю, опавшую листву, а иногда и снег. Массовое цветение подснежников - захватывающее зрелище. Кажется, земля в весеннем лесу покрыта тонкой белой скатертью, сотканной из множества снежно-белых цветочков. Люди срывают их для продажи, и это привело к тому, что этих цветов стало очень мало, и они могут вообще исчезнуть. Поэтому подснежники надо охранять. Они занесены в Красную книгу Украины. Пролеска. Учитель: - Как называется это растение? - Какого цвета у него цветы? - Где растут пролески? - Кто из вас уже видел пролески? Рассказ детей. Когда земля уже пробуждается от зимнего сна, можно увидеть, как синеют среди голых лесных деревьев и кустарников пролески. Небо над головой синее, и под ногами все синее, словно кусочки голубого весеннего неба упали на землю. Пролески размножаются семенами. Они богаты жирами, и это привлекает муравьев, которые, собирая семена, способствуют распространению этих цветов. Кроме того, подснежники размножаются делением подземной части - луковицы. Хохлатка. Учитель: - Посмотрите на это замечательное растение. - Какого цвета у него цветок? - На что похож цветок хохлатки? Что он вам напоминает? Научное название хохлатки в переводе означает «хохолок жаворонка». И в самом деле, ее цветок напоминает голову птицы. Достать нектар из цветков могут лишь насекомые с длинным хоботком. Это растение образует подземные клубеньки, из которых и прорастает весной. Рассказ учеников. В народе хохлатку называют бобовый корень, земляные орешки, петушковыйраст. Последнее название связано с легендой, в которой рассказывается, что в одном первобытном лесу жила ведьма. За ночь она налетается на метле, а с рассветом возвращается в свою лесную избушку. И только задремлет, а тут уже петух начинает кукарекать и спать ведьме не дает. Рассердилась она на петуха и превратила его в цветок хохлатки. Сон-трава (прострел). Учитель: - Обратите внимание, какие у этого растения цветки. - Какого они цвета? Все растение покрыто мягкими серебристыми волосками - для защиты от весенних заморозков. Рассказ учеников: Научное название прострела в переводе означает «звонить». Связано это с тем, что цветки сон-травы похожи на маленькие колокольчики. В ненастье и на ночь ее цветки закрываются и склоняют свои головки, как будто в самом деле засыпают. Может, поэтому в народе и назвали это растение сон-зельем. Его используют как успокоительное и снотворное средство. Но следует помнить, что сон-трава содержит ядовитые вещества. Поэтому при встрече с этим растением в природе просто полюбуйтесь им. Не забывайте, что сон-трава занесена в Красную книгу Украины. Адонис весенний. Учитель: Ослепительно-желтые цветки этого растения ярко блестят среди травы. Запомните эти замечательные цветы. Их становится все меньше и меньше. Адонис надо охранять. Рассказ учеников. Когда весной зацветает адонис, то кажется, что все вокруг загорается золотистым сиянием. В народе его еще называют златоцвет. В начале цветения кустики адониса весеннего небольшие, пушистые и сплошь покрыты блестящими золотисто-желтыми цветками. Научное название растения - адонис. Растет этот цветок в горах и на высоких холмах. Из адониса изготавливают лекарства от сердечно-сосудистых заболеваний. Учитель: Растения, с которыми мы с вами познакомились, называются раннецветущими. Все они зацветают очень рано и имеют приспособления для раннего цветения. - Какие это приспособления? (Луковицы, клубни или корневища, в которых накапливаются питательные вещества). Апрель передает эстафету последнему месяцу весны - маю. Раз, два, три. Волшебная палочка, перенеси нас и в третий месяц весны! Вот и оказались мы в последнем месяце весны - мае. Май - вершина весны. С каждым днем распускается все больше и больше цветов. Ландыш. - Посмотрите на рисунок. Вы узнали это растение? - Какого цвета у него цветки? - Что напоминают цветки? - Где он растет? Рассказ учеников: В траве из пышных зеленых листьев ландышей поднимаются цветочные стрелки, а на них, словно фарфоровые колокольчики, висят белые ароматные цветки. Ландыш - король весеннего леса. Его цветки душистые, нежные, белого цвета, собранные кистями. Ландыши украшают лес, цветки и корневища применяются в медицине. Летом, когда цветки вянут, созревают плоды ландыша. Своим ярким красным цветом эти ягоды как будто подают сигнал: не трогай нас - мы ядовитые. Учитель: Вот и закончился наш бал весенних цветочных растений. Их становится все меньше из-за того, что люди бездумно уничтожают их. Поэтому растения надо охранять и напоминать об этом своим друзьям. V. Закрепление и осмысление материала 1. Работа с учебником (с. 104-105). а) Работа с текстом. б) Работа с рисунками и фотографиями. - Выполните задание учебника. 2. «Микрофон». - Почему растения весной пробуждаются от сна? - Какие изменения происходят с травянистыми растениями осенью? - Какого цвета цветки у растений? Подснежник, пролески, хохлатка, ландыш, сон-трава, одуванчик, адонис. VI. Обобщение и систематизация знаний 1. Проблемные вопросы. - Какие травянистые растения называются раннецветущими? Приведите примеры. - Что позволяет раннецветущим растениям зацвести ранней весной? - Какие травянистые растения относятся к позднецветущим? - Подумайте, правильно ли поступают люди, которые рвут и продают подснежники, сон-траву. - Какие травянистые растения занесены в Красную книгу Украины? 2. Работа в тетради на печатной основе, с. 46-47. 3. Игра «Волшебная котомка». В котомке есть разные вещи, которые подарила нам Весна. Попробуйте рукой, на ощупь, отгадать, что там есть (травинка, веточка вербы, цветочек пролески, сережки березы, цветок мать-и-мачехи и т. п.). Дети находят подарок и описывают его. 4. Творческая работа. Нарисуйте свое любимое весеннее растение. VII. Подведение итогов урока - Что нового вы узнали, изучая весенние травянистые растения? - Что вам больше всего понравилось? Организация и проведение выставки творческих работ. VIII. Домашнее задание

© 2010-2022