- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку Разделительный мягкий знак
Конспект урока по русскому языку Разделительный мягкий знак
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Манжурина Н.В. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Русский язык.(2класс)
Тема: Разделительный мягкий знак.
Цель урока:
Создание условий для повторения и закрепления умения правильно употреблять разделительный мягкий знак.
Задачи урока:
образовательные:
-
формировать представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком;
развивающие:
-
развивать умение сравнивать, умение обобщать, делать выводы, развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности;
-
развивать умение правильно определять «работу» мягкого знака в слове.
-
формировать и развивать умение думать, анализировать, обобщать, развивать память, воображение, сообразительность.
воспитательные:
-
воспитывать внимание, взаимовыручку, доброжелательность;
социальные:
-
формировать умение работать в группах, в коллективе, анализировать свою деятельность и работу своих товарищей.
Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: сигнальные карточки зеленого и красного цветов, презентация, опорные схемы, веер с гласными буквами, карточки с индивидуальным заданием; карточки для групповой работы, презентация, карточки для самооценки.
Категория детей: 2 класс
Ожидаемый результат:
-
-высказывать собственные суждения;
-
-критически относиться к мнениям других;
-
- формирование навыков правописания слов с разделительным мягким знаком;
-
- повышение активности на уроках;
-
- улучшение результатов обучения.
Тип урока: урок - обобщение.
Ход урока: I. Мотивационный этап.
1). Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
-Давайте возьмемся за руки вокруг своих столов и передадим друг другу частичку своего тепла, желание работать вместе - сотрудничать.
-Наш девиз:
«Помогая другим, учимся сами».
- Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодня урок принесет нам всем радость общения. (садитесь)
2). Каллиграфическая минутка.
А) Загадка. ( Слайд № 2).
-Чтобы узнать, с какой буквой мы будем работать во время каллиграфической минутки, послушайте загадку.
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.
Б) Подготовка руки к письму.
- А сейчас подготовим руку к письму в тетради.
( Слайд № 4).
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
(Руки - в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко выпрямлять пальцы).
В) Чистописание (Слайд № 5).
- Откройте тетради, запишите число.
- Посмотрите на строку чистописания.
На доске записаны буквосочетания: НЯ НЬЯ НЬ ЛЬ ЛЬЕ ЛЕ
Цель чистописания?
- Следим за высотой, наклоном и шириной букв.
- Нарисуйте коронку над самым красивым сочетанием букв.
- Одной чертой подчеркнуть сочетание букв, обозначающих 1 звук;
двумя чертами - 2 звука;
- Сколько звуков обозначают сочетания букв…?
- Какую работу выполняет Ь знак в НЬ и МЬ?
- Какую роль выполняет мягкий знак в сочетаниях НЬЯ и ЛЬЕ?
3) Словарная работа:(Слайд № 6)
Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их.
К…ньки, т...традь, мальч…к, м…рковь, п...льто, м…дведь.
Проверка: сигнал-о,е,и,о,а,е(сигнальщик)
-Что объединяет все слова? (ь знак)
- На какие 2 группы можно разделить? (1.Одушевленные, неодушевленные, 2. ь знак в конце, в середине).
-Какую работу выполняет ь знак в этих словах?
- С любым словом или несколькими словами составьте предложение.
-Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие?
-Хотите узнать? -Тогда за работу!
Тема урока:
-Как вы предполагаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?
С какой целью?
II. Операционно - познавательный этап.
1) Ситуация успеха. Актуализация знаний.( Слайд № 7).
Работа в группах - У вас в группах замечательное солнышко. Вам необходимо записать на его лучах все, что вы знаете о букве мягкий знак. (После завершения работы, учащиеся все записывают на доске).
- Эта буква не обозначает звука.
- Обозначает мягкость предшествующего согласного. Пример.
- Он разделяет буквы согласные и гласные на письме.
- Разделительный мягкий знак показывает, что следующие за ним гласные буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука [йэ],[йо],[йу],[йа],[йи].
- Он пишется после согласной буквы перед гласными буквами е, ё, ю, и, я. Пример
- Перенос ь.
2) Закрепление. (Слайд №8).
А) Работа в группах. - Работаете , объясняя, для чего в каждом из слов употреблен мягкий знак. Запишите их в два столбика. Ь подчеркнуть. Осень, осенью, деньки, Мальчик, окунь, окуньки, Колья, стулья и скамья, Крылья, братья и семья. Расскажи, зачем и как Служит в речи мягкий знак.
- Прочитайте слова первого столбика. Какую работу выполняет мягкий знак? - Прочитайте слова второго столбика. Какую работу выполняет мягкий знак?
- Оцените свою работу: правильность написания, аккуратность, каллиграфию.
Б) Самостоятельная работа . - Прочитайте слова. Запишите их в форме множественного числа. Подчеркните разделительный мягкий знак. 1 группа 2 группа Индивидуальная работа улей друг кол колос воробей крыло уголёк дерево звено огонёк муравей денёк соловей прут
стул ручей перо пенёк брат лист В) Самопроверка. (Слайд № 9).
- Найдите лишнее слово, почему? Оцените свою работу
Г) Физкультминутка.( Слайд № 10).
Д). Обобщение. (Слайд № 11).
- Над какой темой мы сегодня с вами работаем? - Какую работу выполняет мягкий знак? Коллективная работа (В классе развешены карточки со словами.) - Дети, в нашем классе заблудились "слова" - найдите их и распределите все слова в три группы. (Дети распределяют слова, а учитель развешивает карточки в столбики)
- Прочитайте слова третьего столбика, можно ли в эти слова вставить мягкий знак? Какие получатся слова? Запишите новые слова.
- В первом столбике найдите лишнее слово. Почему?
- О работе мягкого знака в этом слове нам еще предстоит узнать в следующих классах. - Оцените правильность и каллиграфию своей работы.
III. Рефлексивно - оценочный этап.
1) Контроль(Слайд №12).
Тест
1. Разделительный мягкий знак пишется: А) в середине слова между согласными; Б) в конце слова; В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.
2. Выбери слово, в котором (ь) - показатель мягкости: А) пальчики; Б) вьюга; В) глазунья.
3. Укажи слово с разделительным мягким знаком: А) солов…и; Б) руч…ка; В) ден…ки.
4. Укажи слово с правильным переносом: А) вь-юга; Б) крыль-я; В) маль-чик.
5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка: А) друзья; Б) стуля; В) очки.
Б) Проверка. (Слайд № 13).
2). Рефлексия. (Слайд № 14).
- Урок наш подходит к концу. Вы выполнили все задания.
- А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Выберите кружок, цвет которого соответствует вашим знаниям: зелёный, желтый, красный.
Выставление отметок. (Слайд № 15).
3). Домашнее задание. (Слайд № 16). По выбору:
- Сочинить загадку про мягкий знак.
- Составить кроссворд, используя слова с разделительным мягким знаком.
- Записать 10 слов с разделительным мягким знаком.
4)Итог урока
(Слайд № 17) - Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение - вопрос. Мягкий знак - хитрый знак. Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Будем мы всегда, где надо, Мягкий знак вставлять в слова?
ДА!