- Преподавателю
- Начальные классы
- Текст для выступления на собрании родителей в 1классе
Текст для выступления на собрании родителей в 1классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Федорова М.И. |
Дата | 17.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Как найти подход к ребёнку»
Часто ли нам в жизни приходиться отвечать на вопросы, начинающиеся со слов КАК? Как понравиться людям? Как научиться не раздражаться? Как поступить в том или ином случае? И ещё много различных жизненных вопросов начинающихся со слова КАК.
Например, как приготовить что-нибудь, чтобы всем понравилось? Имея один и тот же рецепт приготовления какого-либо блюда, у каждой хозяйки всё равно, получится что-то своё, возможно, особенное, а может быть, и заурядное.
А вот в отношении детей, знаем ли мы те способы, рецепты, которые помогут нам найти подход к ним?
И что это такое ПОДХОД?
В словаре Ожегова данное слово толкуется следующим образом:
1. тоже, что ПОДОЙТИ = идя, приблизиться,
2. приняться за очередное дело,
3. место, где подходят к чему-либо,
4. совокупность приёмов, способов (в воздействии на что-нибудь или кого-нибудь в изучении чего-нибудь).
Каждый учитель, конечно, вкладывает в значение этого слова свой смысл.
А для себя «ПОДХОД К ДЕТЯМ» я бы определила так - это ПУТЬ, идя по которому и зная особенности ребёнка, можно приблизиться к нему, создавая благоприятный психологический климат, в основе которого лежит уважение детских проблем, взглядов и вкусов.
Существуют различные методики обучения, технологии, используя которые можно достичь определённого результата.
Например, методика - это совокупность методов, система, используя которую можно обучать чему-либо.
Технология - это порядок действий, своеобразный алгоритм, с помощью которого каждый может добиться определённого результата.
А существуют ли технология подхода к ребёнку? Тот алгоритм действий, поступков, который поможет учителю: любить ребёнка, уважать его, понимать и главное принимать его таким, какой он есть.
Каждый из нас может ответить по-своему.
Конечно, трудно любить глупого, смешного, нерасторопного;
не хочется общаться с тем, кто даже внешне неприятен;
тяжело принимать того, кто груб и невежествен.
Но очень важно помнить, что у каждого и у ребёнка, и у взрослых будь то родители или учитель, имеется свойственный ему уровень развития, достоинства и недостатки, которые могут явиться причиной трудностей в общении с окружающими людьми. В ежедневной педагогической практике у учителя возникает множество ситуаций, не предписанных никакими официальными нормативами, но требующих нравственно-этического выбора. Надо помнить, что Неблагоприятное развитие психолого-педагогического статуса ученика начинается с возникновения у школьника отрицательного отношения к самому себе как неумелому и в принципе неспособному учиться. Дети принимают на веру и без особенной внутренней переработки присваивают всё, что слышат от учителя о себе: его оценки учебной деятельности, прилежания, способностей, личностных качеств, уже первоклассник хорошо видит разницу в качестве своей работы и работы сверстников. Назойливые напоминания со стороны учителя о его ошибках и несостоятельности обязательно приведут к тому, что он разуверится в своей способности выполнять полученное задание правильно. Положительные эмоции радости, удовлетворение от сделанной учебной работы побуждают вновь и вновь возобновлять ее. Отрицательные эмоции стыда, страха, обиды, связанные с учебой, разрушают эту самую деятельность, а отнюдь не способствуют ее успешному протеканию. Постепенно школьник трансформирует собственную отрицательную самооценку в эмоционально-отрицательное отношение к школе и учению. Школа из притягательного объекта превращается для ученика в то место, где ему всякий раз напоминают, какой он неумелый, ленивый, глупый. А учеба становится той деятельностью, в которой школьника преследуют одни неудачи. Главное, что необходимо всегда помнить всем, занимающимся воспитанием и обучением детей, - эмоциональный компонент взаимодействия учителя и ребенка находится на первом месте в формировании отношения школьника к учебе, к окружающим его людям, и, в конце концов, к самому себе. Что же можно сказать об алгоритме, способах, путях и подходах к ребёнку? На мой взгляд, это простые истины, хотя и требующие осознания их каждым из нас. Итак, если взрослые способны:
- увидеть в ребёнке личность, индивидуальность
- понять эту личность
- заметить и раскрыть его интересы, способности, задуматься о наличии задатков, тогда можно говорить о том, что учитель нашёл или ищет те самые пути, которые приблизят их друг к другу или сократят, то расстояние, которое есть между ними.
Начиная работу в данном классе, перед нами были поставлены следующие воспитательные задачи: - изучать личность каждого ребёнка, его физическое, психическое состояние, семью, индивидуальные особенности и способности; - способствовать сплочению классного коллектива, формировать нравственные принципы (честность, порядочность, сострадание, трудолюбие…); - дать учащимся знания о здоровом образе жизни; - способствовать развитию самостоятельности, инициативы. -формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям через деятельность на уроках и вне урока. Изучая индивидуально-личностные особенности ребёнка, мы использовали различные методы: тесты, анкеты, рисунки… На собрании в первом классе родителям предлагается заполнить анкету (Приложение № 4). Результаты данной анкеты помогают нам познакомиться с семьёй, узнать некоторые особенности ученика и понять насколько хорошо родители знают своего ребёнка. Также на этом собрании знакомим родителей с психологическими особенностями детей 6 - 7 летнего возраста и предлагаем памятку «Ваш ребёнок идёт в первый класс» (Приложение № 5, 5/1). На наш взгляд, данные материалы помогут родителям осознать новую социальную роль их ребёнка, задуматься над проблемами, которые могут возникать в жизни их детей, помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям. Так как работаю в тесном контакте с семьёй, на следующем собрании говорю с родителями о взаимной помощи и поддержке ребёнка и предлагаю им памятку, в которой отражается роль семьи и школы в воспитании и обучении (Приложение № 6). Считаю, что большое значение в жизни моих учеников имеет не только учебная деятельность, но и внеклассная жизнь. Мои ученики с огромным удовольствием принимают участие в конкурсах, играх, соревнованиях. Так в 1 классе за два месяца у нас прошли конкурс поделок из природного материала, конкурс чтецов «Роняет лес багряный свой убор», автобусная экскурсия «Осенний Петербург», конкурс рисунков по этой же теме, и классные часы (с участием студентов педагогического колледжа). Вся эта работа нашла отражение в фотогазетах, сделанных родителями. За годы работы сложилась традиция проводить такие праздники как «Посвящение в первоклассники», «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики», «Прощание с Букварём», «Посвящение в читатели», «До свидания первый класс» и, конечно же, традиционные «Новогодний карнавал», «Новогоднее Поле Чудес», «Мы кому букет подарим» или «Праздник бабушек и мам», «23 + 8» и многие другие. Проводимые праздники, позволяют младшим школьникам, погрузиться в различные виды игровой деятельности, так как они развивают внимание, память, творческое воображение, фантазию ребёнка, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учат владению своим эмоциональным состоянием, происходит снятие психологических стрессов, комплексов, раскрепощение детей.
3