Технологическая карта урока обучения грамоте Школа России 1 класс: Звук[щ]. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Интегрированный урок (Литературное чтение +русский язык)

Класс: 1«Е»

Учитель: Казакова Наталья Владимировна

Тема: Звук[щ]. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ.

Цель: познакомить с мягким глухим согласным звуком [щ'], буквами Щ, щ, с правилом написания сочетаний ча-ща, чу-щу.

Планируемые результаты:

  • Личностные

    • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, воспитание любви и уважения к своей Родине.

  • Метапредметные

    • Познавательные: умение осознанно и правильно строить свои сообщения, умение анализировать информацию.

    • Коммуникативные: умение слушать одноклассников, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь слою, излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения.

    • Регулятивные: умение принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее достижения, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимать оценку.

  • Предметные:

    • Обучающиеся познакомятся с мягким глухим согласным звуком [щ'], особенностями его произнесения, буквой Щ, щ, особенностями написания буквы.

    • Научатся: производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком, соотносить звук [щ'] и букву его обозначающую, опознавать новую букву в словах и текстах, определять место изученной буквы на «ленте букв», правильно писать слоги ща, щу.

    • Получат возможность научится: сопоставлять по сказкам вымысел и реальность, фантазировать, составлять по иллюстрации связный рассказ.

Материально-техническая база: учебник «Азбука» 1 класс под ред. Горецкого В.Г., часть 2, пропись №4, презентация, компьютер, экран, электронное приложение к учебнику, видеофрагмент «Подводная лодка «Щука», конверты с буквами, листы с текстом.




ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный этап

Слайд 1.

Здравствуйте!
Прозвенел звонок,
Начинается наш урок!
Что нам пригодится на уроке, а что оставим за дверью!

Внимательность
Смекалка
Небрежность
Дружба

Фантазия
Лень
Трудолюбие
Нетерпеливость - Почему это важно?

Выскажите свои мысли

Организовывают рабочее место, настраиваются на урок.

При одобрении хлопают в ладоши.

Обучающиеся высказывают свои предположения.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К/УУД)


-осуществлять самоконтроль; -овладевать умением прогнозировать;(Р/УУД) - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; (К/УУД)

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний

Догадайтесь, о чем идет речь в этом стихотворении?

Все они тянутся
К песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не желают
Свистеть и ворчать.

Слайд 2.

О гласных Выделять признаки, сравнивать объекты Анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях;

(П/УУД)

На улице гласных сегодня большой беспорядок, они собрались в гости к согласным, но запутались.
Помогите им.

У вас на столах конверты, откройте.

Распределите гласные буквы в домики - синий и зелёный.

Работайте в паре.

Какие слова (на доске) помогут нам? (внимательность, дружба)

Проверьте, поднимите руку, у кого так же.

Работа в парах. Обучающиеся классифицируют предложенные учителем буквы на: - гласные - смягчающие согласный звук/не смягчающие; (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Проверка по эталону (слайду) - правильно называть буквы русского алфавита; - правильно выделять буквы, обозначающие гласные и согласные звуки; (П/УУД) Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли. (К/ УУД) Определять и проявлять правила поведения при сотрудничестве. (Л /УУД). Правильно формулировать собственное мнение.

Как вы думаете, какие гласные пришли в синий домик и почему?

А, О, У, Ы, Э, т.к. они обозначают твердость согласных.

Умение классифицировать объекты (Логические П/УУД)

- обосновывать основание для классификации; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов; (П/УУД)

- осуществлять самоконтроль;

(Р/УУД)

Какие гласные пришли в зеленый домик?

Я, Ю, Е, И, Ё, т.к. они обозначают мягкость согласных.

Хором читаем все гласные. Согласные Ч и Й всегда мягкие.

Всегда ли гласные а,о,у,ы,э обозначают твердость предшествующего согласного?

Есть ли согласные, которые с этими буквами читаются мягко?

Назовите их.

Есть ли в русском языке еще согласные, которые всегда мягкие?
Выясним это.

3.Постановка цели и задач урока.

Угадайте, кто герой этой сказки.
«Человечек широко-широко разинул рот и оскалил два ряда очень белых острых зубов. Мари всунула ему в рот орех, и - щёлк! - человечек разгрыз его, скорлупа упала, и у Мари на ладони очутилось вкусное ядрышко».

Слайд 3.

Ответы детей.

Щелкунчик.

Почему его назвали «Щелкунчик»?

Он щёлкал орехи. От слова «щёлк».

Щелкунчик, щёлк, щёлкал - какой первый звук в этих словах?

Звук [щ']

Кто может сформулировать тему урока? - Что вы уже знаете об этой букве?
- Что еще необходимо узнать?

- Для чего все это вам нужно знать?

Звук [щ'], буква которая обозначает этот звук. - Как буква называется.
- Какие звуки обозначает эта буква. - Как правильно называется, читается. - Как правильно пишется. - Как правильно соединяется с другими буквами. - В каких словах встречается. -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

(Р/УУД) - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). (Л/УУД)

Какие цели мы поставим перед собой?

Слайд.

Научимся распознавать в словах новый звук, букву, научимся читать слоги и слова с новой буквой

Самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели (Общеучебн.П/УУД)

4. Усвоение новых знаний. Работа со звуком [щ']

Найдите лишний рисунок. Почему?

Чашка. В этом слове нет звука [щ']. Сравнение. Выведение под понятие, выведение следствия (П/УУД) - уметь определять, обозначает ли звуки буква щ; - учиться выяснять значение новых слов; (П/УУД)


- овладевать умением правильного написания буквы ь, соединением данной буквы с другими; - производить звуко-буквенный анализ слова; - составлять звуковую схему слова. (П/УУД)


- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; (Р/УУД)

Слайд 5.

Найдите слова со звуком [щ?].

Щука, ящик, плащ, овощи, щипцы,
щётка.

Слайд 6.

Как называется этот вид доспеха? Слайд 7.

Щит.

Выложите на столе звуковую модель слова «щит».

Где спрятался звук [щ'] в слове «щит?
Дадим характеристику звуку [щ'].
Звук [щ'] - гласный или согласный? Докажи.
Звук [щ'] - звонкий или глухой?
Звук [щ'] - твердый или мягкий?

В слове «щит» звук [щ'] стоит в начале слова.
Согласный, не поется.
Глухой. Прикладывают ручки к ушкам и проверяют.
Всегда мягкий.

Звук [щ'] согласный, глухой, мягкий. Верно.

«Звук [щ'] на письме обозначаем буквой Щ,щ.

На расческу Щ похожа.
Три зубца всего?
Ну что же!

На что ещё похожа буква Щ?

Слайд 8

Высказывания учащихся.

5. Первичная проверка понимания. Работа с буквами Щ,щ

Из каких элементов состоит буква Щ?

Ответы детей.
Три прямые, перекладина, хвостик - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; (П/УУД)

Посмотрите, как пишется печатная буква Щ,

- Кто из вас уже умеет писать букву Щ?
- Уверены, что правильно? - Можете ли вы высказать свои предположения о ее правильном письме?
- Где вы получите информацию о правильном написании буквы щ?
- Давайте сравним печатную букву Щ с письменной. - Чем они похожи и чем отличаются?
- Напишите элементы буквы Щ.
- Напишите две буквы Щ. Сравните с образцом, всё ли у вас получилось? Почему не получилось? Что надо исправить?
- Какую учебную задачу отрабатывали сейчас? Вспомним, какие цели ставили на урок? Слайд 9

ФИЗМИНУТКА

А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте.

Будем чередовать приседания с хлопками в ладоши ( присели-хлопнули-присели)

Но выполнить движение можно, только, если в слове, которое я произнесу, есть наш новый звук:

ЩЕЛК, ЩЕЛКУНЧИК, ЧЕСТНЫЙ, ЖИЗНЬ, ЩИПЦЫ, ЯЩИК, ПОХОД, ЩЕКА, ТУЧА, ЩУКА, ПЕЧКА, ПРОЩАНИЕ, РОЩА, ШЕПОТ.

Молодцы! Садитесь.


Дети смотрят, как правильно писать буквы Щ,щ. Используется электронное приложение к учебнику «Русская азбука».

Обучающиеся высказывают свои предположения.

В них одинаковое количество элементов, только в письменной они более округлые.


Работа в «Прописи» с.27 часть 4


- каллиграфически правильно писать букву щ; - каллиграфически правильно писать сочетания, слова с буквой щ; -правильно списывать слова и предложения, - уметь проверять написанное, сравнивая с образцом. (П/УУД) - проводить звуко-буквенный анализ слова; - видеть в слове орфограмму («опасное место»), уметь ее объяснить - уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка. (П/УУД) - осуществлять самоконтроль; (Л/УУД) - ориентироваться в учебнике, тетради; (П/УУД) - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения (П/УУД) - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К/УУД)

- объяснять лексическое значение слова


уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К/УУД)

- объяснять лексическое значение слова уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка. (П/УУД) - осуществлять самоконтроль; (Л/УУД) - ориентироваться в учебнике, тетради; (П/УУД) - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения (П/УУД)

Гласные хотят познакомиться с новой буквой. Познакомим их.

Слайд 10

Прибежал веселый А, почитали дети - …
Прибежал игривый И, прочитали дети - ...
Прибежал звонкий Е, почитали дети - …
Прибежал забияка Ё, прочитали дети - …
Прибежал упрямый У, прочитали дети - …

ща
щи
ще
щё
щу

Пришло время для чистоговорки.
Давайте порадуем новый звук и букву, и покажем, как мы научились хорошо читать и четко проговаривать звук [щ?].

Слайд 11

Ща-ща-ща - ходит Саша без плаща.
Ще-ще-ще - свекла варится в борще.
Щу-щу-щу - рот лекарством полощу.
Щи-щи-щи - очень вкусны были щи.

Потренируемся в написании слогов в прописи.

Слоги читали, писали.

А что ещё надо научиться читать с новой буквой?

А где мы это сможем сделать?

Правильно.

Найдите слова на стр. 63.

Прочитайте их самостоятельно.

Теперь хором.

Читаем слова, выделяя ударный слог.

Слова прочитали! Молодцы!

Что дальше читаем?

А теперь надо научиться писать слова с новой буквой. Где мы это будем делать?

Прочитайте слово: ЩУКА

Обратите внимание на сочетание ЩУ.

Какая гласная пишется в этом слове после буквы Щ?

Почему эта буква не нуждается в букве Ю?

Где мы уже встречали эту орфограмму?

Правильно, буква Щ не дружит с буквами Ю и Я, так же как и Ч.

Слайд 12

Запишите это слово.

Прочитайте предложения на с. 63. Что это - стихотворение или обычный текст? Почему?

Ещё раз прочитайте стихотворение, обратите внимание на знаки в конце каждой строчки.

Как нужно прочитать эти строки согласно знакам?

Это стихотворение серьёзное или юмористическое?

Найдите, и прочитайте слова с буквой Щ.


Читают и четко проговаривают слоги.

Письмо слогов с буквой щ.

Слова.

В Азбуке.


В Азбуке.

У

При изучении буквы Ч: чу - пиши с буквой у!

Предложения.

Это стихотворение.

Юмористическое.

ФИЗМИНУТКА

А каких рыб вы ещё знаете? Прочитайте слова, найдите названия рыб.

Чтение слов в Азбуке с. 63. - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К/УУД)

- объяснять лексическое значение слова уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка. (П/УУД) - осуществлять самоконтроль; (Л/УУД) - ориентироваться в учебнике; (П/УУД) - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения (П/УУД)




Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли. (К/ УУД) Определять и проявлять правила поведения при сотрудничестве. (Л /УУД).

Правильно формулировать собственное мнение.

Щука и лещ - это какие рыбы?

- А какие ещё речных рыб вы знаете?

Прочитайте предложение в прописях.

Название какой рыбы вы ещё узнали?

Запишите это предложение.

Пресноводные.

Ёрш и щука - рыбы.

Ёрш.

Работа в прописях, письмо предложения

Слайд 13

Я хочу вас познакомить ещё с одной Щукой, но не речной, а океанской и это не рыба, а подводная лодка! И не простая, а героическая! Внимание на экран!

Больше 70 лет назад наша война была втянута в страшную кровопролитную войну, которая шла 4 года. Мы на уроках уже говорили об этих событиях

Во время Великой отечественной войны эти подводные лодки внесли большой вклад в дело победы нашей страны.

А теперь работаем в группах. (Приложение 3)

1 группа - высокий уровень.

Задание: Составить из предложений текст.

Подводная лодка «Щука» вышла в рейд. Она обнаружила противника. Торпеды с подводной лодки уничтожили противника. «Щука» с победой вернулась домой.

2 группа - средний уровень.

Задание: из слов составить предложение.

Подводная лодка «Щука» победила в бою.

3группа - низкий уровень

Задание: из слова составить другие слова, переставляя буквы.

Подлодка (лодка, клад, пол и тд.)

Проверим, что у вас получилось

Просмотр видеофрагмента и подводной лодке «Щука».

С 40 сек до 1мин. 38 сек.

Работа в группах.

Обсуждение прочитанного.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Дифференцированная работа в группах.

7. Рефлексия учебной деятельности


- На все ли задачи удалось найти ответ? Проверьте себя.

Слайд 15 Работа в парах Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.

Как вы сегодня поработали?

Оцените свою работу, попали ли вы в цель?

Отметьте себя в мишени: если вы сегодня удачно потрудились, всё поняли, научились писать букву Щ, научились читать с ней слоги, слова - то поставьте свой огонёк в центральный круг, если вы что-то пропустили, или не поняли - поставьте огонёк во второй круг.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке на доске.

6. Подведение итога урока

Трудолюбие, внимательность, фантазия, смекалка, дружба помогли вам достичь цели.
Спасибо за урок!





- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.(Л/УУД)

- осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;(Р/УУД)

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К/УУД)



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

а

о

у

ы

э

е

ё

я

ю

и

Технологическая карта урока обучения грамоте Школа России 1 класс : Звук[щ]. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ.Технологическая карта урока обучения грамоте Школа России 1 класс : Звук[щ]. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ.

Технологическая карта урока обучения грамоте Школа России 1 класс : Звук[щ]. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ.Технологическая карта урока обучения грамоте Школа России 1 класс : Звук[щ]. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ.


Во время Великой Отечественной войны подводные лодки «Щуки» были самыми многочисленными в советском флоте. Именно этим подлодкам выпала честь открыть боевой счет советских подводников в Великой Отечественной войне. Уже в начале войны североморская лодка «Щука» успешно торпедировала вражеский транспорт. Этот успех был закреплен другими подлодками-североморцами. На их долю в первые годы войны легла немалая боевая нагрузка. «Щуки» потопили 38 вражеских кораблей и одну подводную лодку.

Технологическая карта урока обучения грамоте Школа России 1 класс : Звук[щ]. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ.Технологическая карта урока обучения грамоте Школа России 1 класс : Звук[щ]. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1 группа - высокий уровень.

Задание: Составить из предложений текст.

Подводная лодка «Щука» вышла в рейд.

Она обнаружила противника.

Торпеды с подводной лодки уничтожили противника.

«Щука» с победой вернулась домой.

2 группа - средний уровень.

Задание: из слов составить предложение.

Подводная лодка «Щука» победила в бою.

3группа - низкий уровень

Задание: из слова составить другие слова, переставляя буквы.

Подлодка (лодка, клад, пол и тд.)


© 2010-2022