Русский язык. 2 класс. УМК Гармония. Тема: Буква на месте звука, которого нет

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
УМК «Гармония» Класс: 2 Предмет: Русский язык Тема урока: «Буква на месте звука, которого нет» Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий Задачи: Предметные: 1) привлечь внимание детей к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами определённых сочетаний звуков; 2) помочь осознать эти сочетания как опознавательный признак ещё одной орфограммы корня: «буквы на месте «опасных» сочетаний звуков [сн, с'н', зд, з'д', ств]»; 3) научить решению новой орфографической задачи с помощью известных способов проверки корней и помочь запомнить непроверяемые написания. Метапредметные: Познавательная: формировать умения структурировать информацию. Регулятивные: 1. обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность; 2. формирование умения оценивать свою деятельность. Коммуникативные: 1. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя нормы речевого поведения, культуры речи; 2. вступать в сотрудничество с одноклассниками и учителем, осуществлять совместную деятельность, допускать возможность различных точек зрения; 3. стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою. Личностная: 1. формирование таких качеств, как дружелюбие, любознательность 2. помочь осознать ценность совместной деятельности. Используемые материалы: - учебник «Русский язык. К тайнам нашего языка»; - тетрадь-задачник "Русский язык К тайнам нашего языка ". Часть 3; - карточки для работы в группах; - раздаточный материал («звёздочки») для оценивания работы в группах; аппаратура: - презентация; - компьютер; - видеопроектор; - мультимедийная доска. Использование ЦОРов: umk-garmoniya.ru/electronic_support/edm-russ-2klass.php. umk-garmoniya.ru/electronic_support/russian-language-for-interactive-whiteboard-2-class.php. Предполагаемый результат: осознание необходимости ранее полученных знаний, умения оценивать свою деятельность.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Самоопределение к деятельности Возле парты встанем сначала.
Это означает урока начало.
Наши мысли в порядок приведем,
Ведь слово "оживлять" мы начнем.
Подарим улыбку друг другу, для всех!
Только это принесет нам удачу, успех! Учащиеся приветствуют учителя, психологически настраиваются на урок.

Личностные УУД: Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

2

Актуализация опорных знаний - Задание: послушайте строки, и друг под другом запишите рифмующиеся слова (вместе со «словами-помощниками»), на месте всех орфограмм оставляйте «окошки». Иногда согласные играют с нами в прятки, Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. После записи проводится беседа. - Как докажете, что во всех показанных «окошками» местах есть орфограммы? - Какие из орфографических задач в этих словах вы можете решить? Как? Решите и вставьте нужные буквы. Почему на месте последних букв «окошки» останутся? (Учитель на доске записывает эти слова и показывает разные буквы в окончаниях.) - Подберите родственные слова к слову «солнышко» . - Произнесём слово «солнце».
- Напишем слово знаками звуков [сонцэ]. - А кто, сможет, это слово написать грамотно?)
- Ребята, что же такое у нас получается?» - Какая буква согласного звука с нами играла в прятки в слове «солнце»?









- На месте этих звуков можно написать разные буквы; при письме на месте этих звуков всегда нужно выбирать правильную букву. - Орфограммы в корне слова. - Солнце, солнечный... - Записывают слово знаками звуков [сонцэ]. Один ученик записывает на доске, другие - в тетради. Звук не слышится, а буква - пишется. - Буква "эль".

Регулятивные УУД: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

3

Постановка цели урока

После проведённой работы учитель предлагает ребятам перечитать двустишие:

- Скажите, пожалуйста, знаете ли вы, о каких буквах в нём говорится.

- Как вы думаете, чем нам предстоит заниматься сегодня на уроке?

- Сформулируем цель нашего урока.

Читают двустишие

Отрицательный ответ детей - начало поиска.

- Искать звуки в словах.

- Научиться находить в словах буквы непроизносимых согласных звуков при помощи подбора проверочных слов.

Познавательные УУД: Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование УУД

4

Первичное закрепление


- Прочитаем стихотворение хором и понаблюдаем за нужным сочетанием звуков и последующим его вписыванием. (Учитель записывает слова на доске буквами и в нужный момент открывает запись). - Посмотрите, как пишутся эти слова. - Заполните таблицу, используя свои наблюдения.

Задание 437 предполагает проведение опыта: попробовать произнести слова с непроизносимыми согласными так, как они пишутся. - Выскажите такое предложение.




- Верно, ребята. Вот ученые и решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить. -Прочитаем правило на стр.73. - Сделаем вывод. Какие согласные звуки иногда бывают непроизносимыми в русском языке? А как называют буквы на месте этих звуков?
- Давайте мы немножко отдохнем.

Электронная физминутка - Ребята, Антон у нас спрашивает: "Я не понимаю, что же делать, когда писать букву непроизносимого
согласного, а когда не писать?" - Давайте, попробуем в этом разобраться. А помогут нам в этом знакомые способы проверки. Назовите их. Учитель раздает листочки-карточки. - Прочитаем слова, слышим [с н] или [с'н'] - вписываем значки звуков. - Пробуем подобрать проверочные слова. Учитель выводит правильные ответы на экран. Озвучивает критерии оценивания. 0 ошибок - 5 баллов; 1-2 ошибки - 4 балла; 3-5 ошибок - 3 балла более 5 ошибок - 2 балла. - К какому слову мы не смогли подобрать проверки?





- Куда обратимся? - Что узнали? - Какими способами проверки пользовались? - Обратите внимание, названий признаков самый частый приём подбора проверочного слова - изменение «по команде вопроса» каков? - Подведем итог. Как же мы решали новую орфографическую задачу? Проверим, правильно ли мы действовали?

Электронная физминутка для глаз Хоровое чтение стихотворения.




Парная работа в тетрадях-задачниках.

[сн]

стн сн



- Некоторые звуки тяжело выговаривать, когда они попадают между двумя согласными.


Хоровое чтение.
Т-т,, д- д ,, в - в,,л - л,. - Буквы непроизносимых согласных звуков.



- Рассказывают как искать проверочные слова для корня (таблица)

Работа в группах Руководитель группы оценивают работу каждого ученика в группе (дает звездочки) и правильность выполнения задания.

Последнее слово (лестница) подводит ребят к выводу о невозможности проверки некоторых слов, о необходимости их запоминания.

- К словарю


Чтение вывода на странице 74-75

№ 439 Учащиеся озвучивают сделанный вывод.

Регулятивные УУД:

Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. Коммуникативные УУД: Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

5

Повторение, включение новых знаний в систему знаний


- Ребята, а сейчас попробуйте самостоятельно решить орфографические задачи. Не забывая, использовать знакомые способы проверки. - Проведем проверку.
Учитель озвучивает критерии выставления баллов за выполнение данного задания. 0 ошибок - 5 баллов; 1-2 ошибки - 4 балла; 3-5 ошибок - 3 балла более 5 ошибок - 2 балла. -Подведем итог проделанной работы на уроке. - Как нужно действовать, чтобы узнать, есть буква непроизносимого согласного звука в слове или нет?





- С какими сочетаниями мы сегодня работали на уроке? - Какими буквами они могут обозначаться на письме? - Для чего мы научились решать новую орфографическую задачу?

Рефлексия - А за что вы можете похвалить себя?



- Что не понравилось? - О чем захотелось узнать поподробнее? Игра «10 секунд»


- Подсчитываем количество заработанных баллов в оценочных листах. Критерии оценивания вывешиваются на доске. Оценку «5» за урок получают те, кто, верно, выполнил задание в группе, получил от командира группы 3 звёздочки и в самостоятельной работе в оценочном листе получил 5 баллов. Оценку «4» за урок получают те, кто, верно, выполнил задание в группе, получил от командира группы 2 звёздочки и в оценочном листе получил 4 балла. Оценку «3» за урок получают те, кто, неверно, выполнил задание в группе получил от командира группы 1 звёздочку и в оценочном листе получил 3 балла. А тот, кто не справился с заданием, Вам, ребята, нужно будет на следующий урок постараться работать лучше.

САМООЦЕНКА РАБОТЫ У каждого ребенка рисунок ступенек лестницы. - Почему именно лестница выбрана для оценки работы нашего урока сегодня?
- Верно, ребята. Поместите свое фото на 3 ступени, если Вам на уроке было интересно, легко. На 2 ступени - на уроке испытывал затруднения. На 1 ступени - на уроке скучно, трудно, я ничего не понял, не запомнил. Самостоятельная работа

Сверка с эталоном на экране. Учащиеся оценивают свою работу.






-Чтобы узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный звук, надо одним из способов проверки корней подобрать проверочное слово. - [сн, с'н', зд, з'д', ств] Сн, стн, здн, зн, вств, ств. - Чтобы быть грамотными людьми. Наша группа очень дружно работала. Было очень интересно слушать рассказы ребят.
Ответы детей
Ребята каждый по цепочке одним предложением говорит, что нового узнал на уроке

Обучающиеся считают баллы и выставляют оценку за урок.
















- Это слово сегодня встречалось нам. Здесь есть непроизносимый согласный звук. Регулятивные УУД: Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка





Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6

Домашнее задание


Учитель предлагает домашнее задание по выбору. Вся информация выводится на экран.

  • Выучить правило на странице учебника 73-74.
  • подготовить карточки-схемы "Главные орфограммы в корне слова"
  • выполнить упражнение441 на странице 75 из учебника.

- Спасибо за работу. На этом наш урок окончен.



© 2010-2022