- Преподавателю
- Начальные классы
- План-конспект урока по ФГОС НОО Что такое почва?
План-конспект урока по ФГОС НОО Что такое почва?
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Даниленко А.Н. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Администрация Дмитровского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение
Дмитровская основная общеобразовательная школа № 5
имени Героя Советского Союза К. А. Аверьянова
141800 Московская область г. Дмитров, ул. Школьная д. 14 т. 7-41-12 , 7-46-92
Технологическая карта урока
по предмету окружающий мир
Дмитров, 2015 г.
План-конспект урока
Тема: "Что такое почва?"
Даниленко Александра Николаевна.
МОУ Дмитровская ООШ № 5имени Героя Советского Союза К.А.Аверьянова.
Учитель начальных классов.
Окружающий мир.
3 класс.
" Что такое почва?", урок № 14.
Программа " Школа России", автор УМК А.А. Плешаков.
Цель урока: формировать представление о том, что такое почва.
Тип урока: изучение нового материала.
Модель организации УПД младших школьников- АРМУ.
Оборудование: образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель; карточки, проектор, экран, презентация «Что такое почва»; учебник А.А.Плешаков "Окружающий мир" 3 класс 1 часть.
Содержание урока
№
Представления и понятия
Определение
1
Почва
Верхний плодородный слой земли.
2
Плодородие
Способность(свойство) почвы обеспечивать растения питательными веществами для их хорошего роста и развития.
3
Перегной
Перегнившие остатки растений и животных.
4
Состав почвы
В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
5
Образование и разрушение почвы
Взаимодействие всех компонентов природы- тепла, воды, воздуха, живых организмов(образование); ветер, вода, неразумная деятельность человека (разрушение).
6
Охрана почвы
Снегозадержание, посадка лесополос, распашка поперёк склонов, посев многолетних трав, внесение удобрений.
Понятийная гроздь
Тема:" Что такое почва?"
ПОЧВА
СОСТАВ ПОЧВЫ
воздух минеральные соли
вода песок и глина
ПЕРЕГНОЙ
ПЛОДОРОДИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ПОЧВЫ
ОХРАНА ПОЧВЫ
Структура и ход урока
№
Этап
урока
Решаемая задача
Деятельность ученика
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Время
(в мин.)
1.
Адаптационный
Адаптировать учащихся к деятельности на уроке; выявить предварительные знания.
Проверка готовности.
Проявляют умение ориентироваться в своей системе знаний.
Строят речевое высказывание в устной форме
Отвечают на вопросы учителя.
-Земля
-Планета Земля,
Часть суши,
Страна, государство
-о земле
Земля - по которой ходим.
Почва.
Определяют цель деятельности,
оформляют свои мысли в устной и письменной форме, выявляют сущность, особенность объекта.
Отвечают на вопросы.
1. Что такое почва?
2. Из чего состоит почва?
3. Как образуется почва?
4. Свойства почвы.
5. Кто обитает в почве?
Прозвенел звонок для вас
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Тихо сядьте, спинки прямо.
Вижу, класс наш- хоть куда,
Мы начнём урок тогда.
беседа (учитель проводит беседу)презентация
- Ребята, отгадайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все: и мал, и стар
Что она большущий шар.
- А, что вы представляете , когда говорите слово земля? Сколько значений имеет слово земля?
-Это и название планеты, на которой мы живём.
-это и суша, как противоположность водному и воздушному пространству.
-это и земля в понимании страна, государство.
Сказала лопата:
-Земля - чтобы рыть.
Ботинки сказали:
-Земля - чтоб ходить.
А люди сказали:
-Земля - чтобы жить.
А. Тетивкин
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
Земля - какое ёмкое слово!
Земля - кормилица,
Земля - поилица,
Земля - родная мать.
Так исстари уважительно и ласково мы зовём нашу ЗЕМЛЮ.
- Как вы думаете, о какой земле пойдёт сегодня речь на уроке?
- Какое научное название?
-Какова тема нашего урока?
Главное слово на уроке - ПОЧВА
Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи.
- Вставьте ключевые слова для постановки проблемы: (на доске)
1. Что такое …….?
2. Из чего …….. почва?
3. Как ……почва?
4. …………. почвы.
5. Кто ……… в почве?
-Какова основная проблема урока?
презентация №4
презентация №4
10 мин.
2
3.
Основной
Творческий.
Формирование знаний, отношений, действий, опыта.
Разрешение интеллектуального затруднения.
Первичное закрепление знаний, действий, отношений; повышение уровня формируемых знаний на основе разноуровневых и творческих заданий.
Извлекают информацию из текста, выражают свои мысли, производят действия анализа и сравнения.
Высказывают свои точки зрения
Дополняют и развивают высказывания одноклассников Сравнивают разные точки зрения и находят общие черты.
В словаре,
в интернете….
Почва - это ….
Чтение определения в учебнике с.64
Плодо - родный. Плоды, родить (рождать).
Повторяют ПТБ
Работа в группах
Выдвигают и обосновывают гипотезы, обобщают и классифицируют по признакам.
Ученики берут блюдечки с образцами почвы, разрыхляют комочки почвы с помощью стеклянной палочки, рассматривают под лупой.
Рассматривают почву.
Делают вывод.
Почва - это верхний, тёмный слой земли
Работа в группах
Выполняют опыт
Делают вывод:
в почве есть воздух.
Наблюдают.
Работают в соответствие с инструкцией.
Работают самостоятельно.
Корни растений дышат воздухом, который содержатся в почве.
Выполняют опыт
Делают вывод: в почве есть вода.
Ответы детей
Стенки пробирки запотели.
Вывод: это испаряется вода.
Появился запах.
Вывод: в почве есть перегной.
Прокалённая почва стала светлая.
Перегной- это перегнившие остатки растений и животных.
Вывод: в почве есть песок и глина.
Песок, глина, остатки растений
На стекле остались небольшие белые пятна.
Вывод: в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.
Читают вывод с.66
В тетрадь записывают схему "Состав почвы".
Ученики записывают в тетрадь схему после рассказа учителя "Кто участвует в образовании почвы?".
-от количества веществ, необходимых для роста и развития растений, т.е. от количества воды, воздуха, минеральных солей и перегноя.
-Животные, которые обитают в почве, рыхлят её, в почву лучше проникают вода и воздух; перерабатывают останки растений и животных, пополняя почву перегноем.
Решение проблемной
задачи.
Три ученика выходят к доске и рассказывают сказку.
«Давным-давно, когда на земле не было людей, недалеко от моря жила Гора. Долгое время она жила спокойно, никто не нарушал её покой. Её
ласково согревало Солнышко, обнимал Ветер и обмывал Дождик. Но вот
пришла Осень. Днем Гору ещё согревало Солнышко, а ночью прилетал злой
холодный Ветер и приносил с собой Дожди, леденящие Гору. А дальше - Зима с морозами и метелями. И снова Весна - с весёлыми ручейками,
ласковым Солнышком, но холодными ночами. А, как не нравились Горе эти
перемены. Ночью приходилось съёживаться от холода, а днём было так
приятно греться на Солнышке. Всё это не прошло даром, у Горы появились морщины-трещины. Она очень сокрушалась и плакала, а трещины становились всё глубже. Ветер часто проносил кучи песка над Горой. Многие песчинки
прятались от Ветра в морщинках Горы. Однажды там спряталось и Зёрнышко
травы. Вскоре Дождик полил его, и выросла травка. Осенью она пожелтела, а потом и совсем упала. Под снегом высеялись новые Зёрна, а стебель перегнил. Так повторялось тысячи лет. Из перегнившей травки, мхов,
лишайников образовалась Земля. Она всё больше укреплялась, выращивала
больше травы, цветов, ведь была молодая и сильная. А Гора, старая и добрая,
уступала ей место. Вскоре на Земле выросли и молодые сосенки. От Горы не осталось ничего, кроме маленьких камешков на щедрой почве, среди густых трав и молодых сосен».
Почва образуется очень медленно. Тысячи лет. Её защита - одна из главных задач человечества.
Ответы и предположения детей.
-Где мы можем найти ответ на первый вопрос?
Поиск в словаре (подготовил ученик) дискуссия
(учитель организует дискуссию)
-Найдите и сравните определение «почва» в учебнике с. 64
Почва-это верхний плодородный слой земли. Плодородие-главное
свойство почвы. Это главное свойство почвы заложено в определяющее понятие - что же такое почва? Попробуем объяснить понятие плодородный (слой земли).
Из каких слов оно состоит?
Правильно. Слой земли способный плоды родить (рождать).
-Сегодня мы маленькие учёные- исследователи и будем выявлять свойства почвы при проведении опытов. И как все учёные мы должны помнить и соблюдать правила техники безопасности.
Организует практическую работу.
Какие свойства и состав имеет почва? Чтобы узнать это, проведём небольшие опыты.
Практические наблюдение
(учитель организует наблюдение)
Вооружитесь лупой, рассмотрите почву.
Что вы наблюдаете? Какой цвет почвы?
Сделайте вывод:
Почва - это …
(верхний или нижний)
(светлый или тёмный0
слой земли.
- Обратимся к учебнику и прочитаем предположение с. 64
Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, изучим свойство почвы.
опыт (учитель
-проводит опыт;
-организует проведения опыта по плану, инструкции;
-предлагает самостоятельно провести опыт)
-
Цель опыта
-
Ход проведения
-
Вывод
-Докажем, что в почве есть воздух
Опыт 1
-
Берём стакан с водой
-
Бросаем комочек сухой почвы
-
Что наблюдаем?
-Для чего нужен воздух в почве?
Опыт 2
Докажем, что в почве есть вода.
-
Возьмём бумажную салфетку
-
Положим на неё немного почвы
-
Сильно сожмём
-
Стряхнём почву
-
Что осталось на салфетке?
-Для чего нужна вода в почве?
Опыт 3 (выполняет учитель)
-
Почву в пробирке начнём нагревать на огне.
-
Что наблюдаем?
-
Продолжаем нагревать почву.
Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Обратите внимание, как изменился цвет прокалённой почвы? Значит, перегной придаёт почве тёмный цвет.
Что же такое "перегной"?
Чем больше в
почве перегноя, тем почва плодороднее. Самая плодородная почва -
чернозёмы. Слой чернозёмов может достигать двух метров - рост человека меньше. Во время Великой Отечественной войны фашисты вывозили наш
чернозём в Германию, потому что у них почва хуже.
Опыт 4 (выполняет учитель)
-
Прокалённую почву без перегноя (она серого цвета) насыпать в стакан с водой и размешать.
-
Через некоторое время образуется осадок (песок, а поверх - глина).
Опыт 5
-
Размешаем почву с водой стеклянной палочкой
-
Профильтруем раствор
-
Что видим на фильтре?
-
Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло
-
Подержим стекло над огнём
-
Вода быстро испарится
-
Что осталось на стекле?
Это минеральные соли.
-Читаем общий вывод, сверяем с выводом в учебнике с. 66, получилась схема "Состав почвы".
иллюстрация (схема)
Учитель рассказывает "Как образуется почва?", используя презентацию.
дискуссия
Учитель организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.
От чего зависит плодородие почвы?
Почему говорят, что животные, обитающие в почве повышают её плодородие?
Что интересного вы узнали из этой сказки? Сколько лет
потребовалось для образования почвы? Какая проблема стоит перед всем человечеством?
Учитель рассказывает "От чего почва разрушается и как сохранить её?"
Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Что произойдёт?
Проблемный вопрос
Слой толщиной в 1 см образуется за 100 лет. На сколько увеличится толщина слоя почвы за человеческую жизнь (75 лет)?
Подумай!
Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть
-
в лесу за 500000 лет
-
на лугу за 3225 лет
-
там, где нет растений -всего за 15 лет
- О чем говорят эти расчеты ученых?
Домашнее задание.
1. Придумать и нарисовать знак «Охраняй почву».
2. В рабочей тетради нарисовать плакат «Защитим землю - матушку».
Учебник "Окружающий мир" №3
презентация №4
Учебник "Окружающий мир" №3
презентация №4
Опыты № 3
презентация №4
Опыты № 3
презентация №4
Опыты № 3
Опыты № 3
презентация №4
Опыты № 3
презентация №4
презентация №4
текстовый материал, методические рекомендации №2
презентация №4
текстовый материал, методические рекомендации №2
текстовый материал, методические рекомендации №2
презентация №4
презентация №4
20-25 мин.
15 мин.
Приложение к плану-конспекту урока
Тема: "Что такое почва?"
ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ
№
Название
ресурса
Тип,
вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
информационный ресурс
поурочное планирование
school-russia.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=35844
2
комбинированный ресурс
методические рекомендации
Схема, текстовый материал
3
информационный ресурс
Учебник "Окружающий мир"
опыты
bookgdz.ru/uchebniki-3-klass/10888-chitat-okryjaushii-mir-3-klass-pleshakov-onlain
4
информационный ресурс
презентация
C:\Users\User\Desktop\Что такое почва.pptx
Приложение к плану-конспекту урока
Тема: "Что такое почва?"
Индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности для проверки усвоения данной темы урока.
Фактологический уровень
Прочитай и выполни задания.
1.Что такое почва? Дай определение. ______________________________________________________________________________________________________
2. От чего зависит плодородие почвы?
3. Выпиши из ниже приведённых только те компоненты, которые входят в состав почвы: воздух, известняк, вода, углекислый газ, песок, глина, камни, соли, перегной.
______________________________________________________________________________________________________
4. Какие меры для защиты почв на полях необходимо предпринимать? Выдели знаком «V» верное высказывание.
А) Перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
Б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
В) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и удобрять.
Описательный уровень
Прочитай и выполни задания.
1. Какой состав имеет почва? Запиши__________________________________
__________________________________________________________________
2. Опиши, как животные повышают плодородие почвы:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Приведи примеры того, как в твоём крае осуществляют охрану почвы. Ответ запиши______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Как происходит образование почвы?
Доказательный уровень
Прочитай. Выполни задания.
1. От чего зависит плодородие почвы? Запиши__________________________
__________________________________________________________________
2. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, песок и глина, соли? Расскажи.
3. Что произойдёт с почвой, если использовать большое количество ядохимикатов для её удобрения? Ответ запиши__________________________
__________________________________________________________________
4. Почему нужно охранять почву? Убеди одноклассников в огромном значении почвы для жизни на Земле. Подготовься рассказать устно.
Творческий вопрос
Изобразите, какой вы себе представляете " чудесную кладовую" планеты Земля?