План-конспект урока по ФГОС НОО Что такое почва?

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по ФГОС НОО Что такое почва?План-конспект урока по ФГОС НОО Что такое почва?План-конспект урока по ФГОС НОО Что такое почва?План-конспект урока по ФГОС НОО Что такое почва?План-конспект урока по ФГОС НОО Что такое почва?План-конспект урока по ФГОС НОО Что такое почва?План-конспект урока по ФГОС НОО Что такое почва?План-конспект урока по ФГОС НОО Что такое почва?План-конспект урока по ФГОС НОО Что такое почва?Администрация Дмитровского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение

Дмитровская основная общеобразовательная школа № 5

имени Героя Советского Союза К. А. Аверьянова

141800 Московская область г. Дмитров, ул. Школьная д. 14 т. 7-41-12 , 7-46-92





Технологическая карта урока

по предмету окружающий мир











Дмитров, 2015 г.





План-конспект урока

Тема: "Что такое почва?"

Даниленко Александра Николаевна.

МОУ Дмитровская ООШ № 5имени Героя Советского Союза К.А.Аверьянова.

Учитель начальных классов.

Окружающий мир.

3 класс.

" Что такое почва?", урок № 14.

Программа " Школа России", автор УМК А.А. Плешаков.

Цель урока: формировать представление о том, что такое почва.

Тип урока: изучение нового материала.

Модель организации УПД младших школьников- АРМУ.

Оборудование: образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель; карточки, проектор, экран, презентация «Что такое почва»; учебник А.А.Плешаков "Окружающий мир" 3 класс 1 часть.

Содержание урока

Представления и понятия

Определение

1

Почва

Верхний плодородный слой земли.

2

Плодородие

Способность(свойство) почвы обеспечивать растения питательными веществами для их хорошего роста и развития.

3

Перегной

Перегнившие остатки растений и животных.

4

Состав почвы

В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.

5

Образование и разрушение почвы

Взаимодействие всех компонентов природы- тепла, воды, воздуха, живых организмов(образование); ветер, вода, неразумная деятельность человека (разрушение).

6

Охрана почвы

Снегозадержание, посадка лесополос, распашка поперёк склонов, посев многолетних трав, внесение удобрений.

Понятийная гроздь

Тема:" Что такое почва?"



ПОЧВА



СОСТАВ ПОЧВЫ

воздух минеральные соли

вода песок и глина

ПЕРЕГНОЙ

ПЛОДОРОДИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ПОЧВЫ

ОХРАНА ПОЧВЫ

Структура и ход урока

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Время

(в мин.)

1.

Адаптационный

Адаптировать учащихся к деятельности на уроке; выявить предварительные знания.

Проверка готовности.

Проявляют умение ориентироваться в своей системе знаний.

Строят речевое высказывание в устной форме

Отвечают на вопросы учителя.

-Земля

-Планета Земля,

Часть суши,

Страна, государство



-о земле


Земля - по которой ходим.

Почва.

Определяют цель деятельности,

оформляют свои мысли в устной и письменной форме, выявляют сущность, особенность объекта.

Отвечают на вопросы.

1. Что такое почва?

2. Из чего состоит почва?

3. Как образуется почва?

4. Свойства почвы.

5. Кто обитает в почве?

Прозвенел звонок для вас

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво.

Тихо сядьте, спинки прямо.

Вижу, класс наш- хоть куда,

Мы начнём урок тогда.

беседа (учитель проводит беседу)презентация

- Ребята, отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Знают все: и мал, и стар

Что она большущий шар.

- А, что вы представляете , когда говорите слово земля? Сколько значений имеет слово земля?

-Это и название планеты, на которой мы живём.

-это и суша, как противоположность водному и воздушному пространству.

-это и земля в понимании страна, государство.

Сказала лопата:

-Земля - чтобы рыть.

Ботинки сказали:

-Земля - чтоб ходить.

А люди сказали:

-Земля - чтобы жить.

А. Тетивкин

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Земля - какое ёмкое слово!

Земля - кормилица,

Земля - поилица,

Земля - родная мать.

Так исстари уважительно и ласково мы зовём нашу ЗЕМЛЮ.

- Как вы думаете, о какой земле пойдёт сегодня речь на уроке?

- Какое научное название?

-Какова тема нашего урока?

Главное слово на уроке - ПОЧВА

Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи.

- Вставьте ключевые слова для постановки проблемы: (на доске)

1. Что такое …….?

2. Из чего …….. почва?

3. Как ……почва?

4. …………. почвы.

5. Кто ……… в почве?

-Какова основная проблема урока?


презентация №4



презентация №4





10 мин.

2























3.

Основной























Творческий.








Формирование знаний, отношений, действий, опыта.

Разрешение интеллектуального затруднения.























Первичное закрепление знаний, действий, отношений; повышение уровня формируемых знаний на основе разноуровневых и творческих заданий.

Извлекают информацию из текста, выражают свои мысли, производят действия анализа и сравнения.

Высказывают свои точки зрения

Дополняют и развивают высказывания одноклассников Сравнивают разные точки зрения и находят общие черты.

В словаре,

в интернете….

Почва - это ….

Чтение определения в учебнике с.64

Плодо - родный. Плоды, родить (рождать).


Повторяют ПТБ








Работа в группах

Выдвигают и обосновывают гипотезы, обобщают и классифицируют по признакам.

Ученики берут блюдечки с образцами почвы, разрыхляют комочки почвы с помощью стеклянной палочки, рассматривают под лупой.

Рассматривают почву.

Делают вывод.

Почва - это верхний, тёмный слой земли


Работа в группах

Выполняют опыт

Делают вывод:

в почве есть воздух.

Наблюдают.

Работают в соответствие с инструкцией.

Работают самостоятельно.


Корни растений дышат воздухом, который содержатся в почве.


Выполняют опыт

Делают вывод: в почве есть вода.

Ответы детей

Стенки пробирки запотели.

Вывод: это испаряется вода.

Появился запах.

Вывод: в почве есть перегной.

Прокалённая почва стала светлая.

Перегной- это перегнившие остатки растений и животных.



Вывод: в почве есть песок и глина.

Песок, глина, остатки растений

На стекле остались небольшие белые пятна.

Вывод: в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.

Читают вывод с.66

В тетрадь записывают схему "Состав почвы".

Ученики записывают в тетрадь схему после рассказа учителя "Кто участвует в образовании почвы?".

-от количества веществ, необходимых для роста и развития растений, т.е. от количества воды, воздуха, минеральных солей и перегноя.

-Животные, которые обитают в почве, рыхлят её, в почву лучше проникают вода и воздух; перерабатывают останки растений и животных, пополняя почву перегноем.


Решение проблемной

задачи.

Три ученика выходят к доске и рассказывают сказку.

«Давным-давно, когда на земле не было людей, недалеко от моря жила Гора. Долгое время она жила спокойно, никто не нарушал её покой. Её

ласково согревало Солнышко, обнимал Ветер и обмывал Дождик. Но вот

пришла Осень. Днем Гору ещё согревало Солнышко, а ночью прилетал злой

холодный Ветер и приносил с собой Дожди, леденящие Гору. А дальше - Зима с морозами и метелями. И снова Весна - с весёлыми ручейками,

ласковым Солнышком, но холодными ночами. А, как не нравились Горе эти

перемены. Ночью приходилось съёживаться от холода, а днём было так

приятно греться на Солнышке. Всё это не прошло даром, у Горы появились морщины-трещины. Она очень сокрушалась и плакала, а трещины становились всё глубже. Ветер часто проносил кучи песка над Горой. Многие песчинки

прятались от Ветра в морщинках Горы. Однажды там спряталось и Зёрнышко

травы. Вскоре Дождик полил его, и выросла травка. Осенью она пожелтела, а потом и совсем упала. Под снегом высеялись новые Зёрна, а стебель перегнил. Так повторялось тысячи лет. Из перегнившей травки, мхов,

лишайников образовалась Земля. Она всё больше укреплялась, выращивала

больше травы, цветов, ведь была молодая и сильная. А Гора, старая и добрая,

уступала ей место. Вскоре на Земле выросли и молодые сосенки. От Горы не осталось ничего, кроме маленьких камешков на щедрой почве, среди густых трав и молодых сосен».

Почва образуется очень медленно. Тысячи лет. Её защита - одна из главных задач человечества.


Ответы и предположения детей.

-Где мы можем найти ответ на первый вопрос?

Поиск в словаре (подготовил ученик) дискуссия

(учитель организует дискуссию)

-Найдите и сравните определение «почва» в учебнике с. 64

Почва-это верхний плодородный слой земли. Плодородие-главное

свойство почвы. Это главное свойство почвы заложено в определяющее понятие - что же такое почва? Попробуем объяснить понятие плодородный (слой земли).

Из каких слов оно состоит?

Правильно. Слой земли способный плоды родить (рождать).

-Сегодня мы маленькие учёные- исследователи и будем выявлять свойства почвы при проведении опытов. И как все учёные мы должны помнить и соблюдать правила техники безопасности.

Организует практическую работу.

Какие свойства и состав имеет почва? Чтобы узнать это, проведём небольшие опыты.

Практические наблюдение

(учитель организует наблюдение)

Вооружитесь лупой, рассмотрите почву.

Что вы наблюдаете? Какой цвет почвы?

Сделайте вывод:

Почва - это …

(верхний или нижний)

(светлый или тёмный0

слой земли.

- Обратимся к учебнику и прочитаем предположение с. 64

Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, изучим свойство почвы.

опыт (учитель

-проводит опыт;

-организует проведения опыта по плану, инструкции;

-предлагает самостоятельно провести опыт)

  1. Цель опыта

  2. Ход проведения

  3. Вывод

-Докажем, что в почве есть воздух

Опыт 1

  1. Берём стакан с водой

  2. Бросаем комочек сухой почвы

  3. Что наблюдаем?

-Для чего нужен воздух в почве?

Опыт 2

Докажем, что в почве есть вода.

  1. Возьмём бумажную салфетку

  2. Положим на неё немного почвы

  3. Сильно сожмём

  4. Стряхнём почву

  5. Что осталось на салфетке?

-Для чего нужна вода в почве?

Опыт 3 (выполняет учитель)

  1. Почву в пробирке начнём нагревать на огне.

  2. Что наблюдаем?

  3. Продолжаем нагревать почву.

Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Обратите внимание, как изменился цвет прокалённой почвы? Значит, перегной придаёт почве тёмный цвет.

Что же такое "перегной"?

Чем больше в

почве перегноя, тем почва плодороднее. Самая плодородная почва -

чернозёмы. Слой чернозёмов может достигать двух метров - рост человека меньше. Во время Великой Отечественной войны фашисты вывозили наш

чернозём в Германию, потому что у них почва хуже.

Опыт 4 (выполняет учитель)

  1. Прокалённую почву без перегноя (она серого цвета) насыпать в стакан с водой и размешать.

  2. Через некоторое время образуется осадок (песок, а поверх - глина).

Опыт 5

  1. Размешаем почву с водой стеклянной палочкой

  2. Профильтруем раствор

  3. Что видим на фильтре?

  4. Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло

  5. Подержим стекло над огнём

  6. Вода быстро испарится

  7. Что осталось на стекле?

Это минеральные соли.

-Читаем общий вывод, сверяем с выводом в учебнике с. 66, получилась схема "Состав почвы".

иллюстрация (схема)

Учитель рассказывает "Как образуется почва?", используя презентацию.

дискуссия

Учитель организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

От чего зависит плодородие почвы?

Почему говорят, что животные, обитающие в почве повышают её плодородие?










Что интересного вы узнали из этой сказки? Сколько лет

потребовалось для образования почвы? Какая проблема стоит перед всем человечеством?

Учитель рассказывает "От чего почва разрушается и как сохранить её?"

Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Что произойдёт?

Проблемный вопрос

Слой толщиной в 1 см образуется за 100 лет. На сколько увеличится толщина слоя почвы за человеческую жизнь (75 лет)?

Подумай!

Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть

  • в лесу за 500000 лет

  • на лугу за 3225 лет

  • там, где нет растений -всего за 15 лет

- О чем говорят эти расчеты ученых?

Домашнее задание.

1. Придумать и нарисовать знак «Охраняй почву».

2. В рабочей тетради нарисовать плакат «Защитим землю - матушку».


Учебник "Окружающий мир" №3




презентация №4


Учебник "Окружающий мир" №3


презентация №4

Опыты № 3

презентация №4

Опыты № 3


презентация №4

Опыты № 3



Опыты № 3

презентация №4

Опыты № 3

презентация №4



презентация №4

текстовый материал, методические рекомендации №2

презентация №4


текстовый материал, методические рекомендации №2




текстовый материал, методические рекомендации №2





презентация №4

презентация №4

20-25 мин.























15 мин.

Приложение к плану-конспекту урока

Тема: "Что такое почва?"

ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ

Название

ресурса

Тип,

вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

информационный ресурс

поурочное планирование

school-russia.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=35844

2

комбинированный ресурс

методические рекомендации

Схема, текстовый материал

3

информационный ресурс

Учебник "Окружающий мир"

опыты

bookgdz.ru/uchebniki-3-klass/10888-chitat-okryjaushii-mir-3-klass-pleshakov-onlain

4

информационный ресурс

презентация

C:\Users\User\Desktop\Что такое почва.pptx

Приложение к плану-конспекту урока

Тема: "Что такое почва?"

Индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности для проверки усвоения данной темы урока.

Фактологический уровень

Прочитай и выполни задания.

1.Что такое почва? Дай определение. ______________________________________________________________________________________________________

2. От чего зависит плодородие почвы?

3. Выпиши из ниже приведённых только те компоненты, которые входят в состав почвы: воздух, известняк, вода, углекислый газ, песок, глина, камни, соли, перегной.

______________________________________________________________________________________________________

4. Какие меры для защиты почв на полях необходимо предпринимать? Выдели знаком «V» верное высказывание.

А) Перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

Б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;

В) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и удобрять.

Описательный уровень

Прочитай и выполни задания.

1. Какой состав имеет почва? Запиши__________________________________

__________________________________________________________________

2. Опиши, как животные повышают плодородие почвы:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Приведи примеры того, как в твоём крае осуществляют охрану почвы. Ответ запиши______________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


4. Как происходит образование почвы?





Доказательный уровень

Прочитай. Выполни задания.

1. От чего зависит плодородие почвы? Запиши__________________________

__________________________________________________________________

2. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, песок и глина, соли? Расскажи.

3. Что произойдёт с почвой, если использовать большое количество ядохимикатов для её удобрения? Ответ запиши__________________________

__________________________________________________________________

4. Почему нужно охранять почву? Убеди одноклассников в огромном значении почвы для жизни на Земле. Подготовься рассказать устно.


Творческий вопрос

Изобразите, какой вы себе представляете " чудесную кладовую" планеты Земля?






© 2010-2022