Проект урока по теме

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение


Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема: Введение в раздел (Г. Горбовский «Розовый слон»). Цели: - Познакомить детей с произведением Глеба Горбовского «Розовый слон», дать представление о том, что внешняя красота зависит от внутреннего состояния души; Задачи: учить детей продумывать смысл каждого слова в произведении, размышлять с автором и сопереживать с героем стихотворения - слоном; Совершенствовать навык чтения, его выразительность, сознательность, речевые умения, умения детей выражать свои мысли и чувства при анализе стихотворения. Развивать любознательность, творческие способности

Этапы урока

Деятельность учителя и обучающихся


Формируемые УУД

Мотивация к УД - Мы начинаем читать новый раздел учебника. Прочитайте название раздела. («Самое обыкновенное чудо».) - Что можно назвать чудом? - Может чудо быть самым обыкновенным? - Где можно увидеть самое обыкновенное чудо? (В цирке, в кино...) - Но мы с вами читаем книгу. Где же мы будем искать чудо? (В книгах, в текстах, в словах автора.) Героя следующего произведения угадайте сами.

Ловко воду набирая

Хоботом из луж,

Самого себя купая,

Кто устроил душ?

(Слон.) А что вы знаете о слоне ?

Самое крупное наземное животное, его называют гигантом суши. Взрослый самец африканского слона достигает 4 метров в высоту и весит около 6 тонн. Индийские слоны не такие крупные.

- Можно ли этот рассказ поместить в научную энциклопедию? Почему?

- В нем нет лишних слов, сведения правильны и точны. Это научный

рассказ.)

- Открывается раздел стихотворением Глеба Горбовского. Как оно называется? Прочитайте. («Розовый слон») - В каком жанре написано произведение? Обоснуйте ответ.


Регулятивные УУД:

Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе кругозора;

Коммуникативные:

Слушать и понимать речь других;

Оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД:

Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Относить произведение к одному из жанров;

Познавательные УУД:

Развивать умение ориентироваться на развороте учебника




Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений


Постановка учебной задачи
Введение в проблему - Бывают ли розовые слоны? Каким по характеру может быть розовый слон? В русском языке «розовый» означает - светлый, добрый Какое выражение знаете со словом «розовый»? (Видеть в розовом цвете) Что означает? (Человек видит только хорошее, не замечает ничего плохого.) - Не потому ли у автора слон именно - розовый? Значит, какой? - Какие еще вопросы у вас возникают? 2.Тема урока. (на доске) Г. Горбовский «Розовый слон» - Какая цель урока? - Продолжите фразы: Узнать …… Понять…… Научиться ……. Стать ……


Регулятивные УУД:

Развивать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя (целеполагание);

Развивать умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий (планирование);

Развитие умения предвосхищать результат и уровень усвоения

Решение УЗ

(открытие детьми нового знания)












Физкультминутка

Самостоятельное развитие речи (закрепление)



План урока: ( на доске)

  1. Знакомство
  2. Выяснение причин
  3. Выводы
Учитель акцентирует внимание учащихся на каком этапе прохождения они находятся на уроке и отмечает символом успешно пройденный.
Работа с текстом стихотворения. 1. Работа с текстом до чтения. - А бывают розовые слоны? ( в сказках, игрушках, мечтах) Как вы думаете, почему автор так назвал своё стихотворение? (Предположения детей.) 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Чтение стихотворения про себя. Сколько картин можно нарисовать к этому стихотворению? (В Африке слон, в зоопарке, в будущем
Работа в группах (3 группы) Каждая группа заполняет свой раздел таблицы с последующей проверкой с доской Можно предложить по желанию индивидуальные таблицы для заполнения, с последующей проверкой


2) Вопросы после чтения: - Как вы думаете, на сколько частей можно разделить это стихотворение? (На три.) В Африке В зоопарке В будущем



3) Упражнение в выразительном чтении по частям. Чтение 1-й части. Вопросы после чтения 1-й части: - Каким был слон? (Весёлым.) - Как вы понимаете строчку «много весёлых было в нём сил»? - Почему розовый слон не носил «скучную обувь»? - А почему дикие звери «двигались тише, если он спал»? (Они любили этого слона.) - Есть ли описание слона в стихотворении? Прочитайте. - Что значит быть мешковатым? Прочитайте в тетради на с. 44. - Почему автор пишет, что уши у розового слона «добрые»? (Они мягкие, висят, как два лопуха.) - Почему же слон розовый? (Он добрый, лучится добротой, звери видят его таким - розовым, добрым и тёплым. Выполнение задания 3 на с. 44 тетради.) В Африке В зоопарке В будущем розовый

веселый

добрый

ласковый

сильный


Чтение 2-й части. Вопросы после чтения: - Как изменилась жизнь слона? - Почему он стал серым?
- Почему теперь звери смеются над слоном? Какое сравнение они придумали? (Серый, как дом.) Это обидное сравнение? - Что нового вы узнали о слоне из этих строчек? (Слон умеет грустить и прощать...) - Кто же верит в то, что слон - розовый? (Автор.) - Как он пытается успокоить слона? - Как вы думаете, что чувствовал слон? (Задание 4 в тетради на с. 44.) - Что же сделало слона серым? (Грусть, обида и несвобода.) Почему автор поставил многоточие ? (чтобы лучше обдумать и понять чувства, которые испытывает слон) Что мы узнали о характере слона? ( умеет прощать) В Африке В зоопарке В будущем розовый серый
веселый грустный
добрый прощает обиду
теплый отчаяние
ласковый несвобода
сильный


Чтение 3-й части. Вопросы после чтения: - Как в последней части автор называет своего героя? («Добрый мой слоник...») - Почему автор в последней части стихотворения просит прощения? Разве он виноват? - О каких чувствах автора говорит последняя часть? (О надежде.) - В каких строчках звучит эта надежда? Прочитайте. - Когда же слон опять станет розовым? (Когда взойдёт солнце.) - Но сделает ли солнце слона розовым? Ведь он остаётся в клетке... В Африке В зоопарке В будущем розовый серый Надежда, вера в лучшее веселый грустный Сохранить веселость добрый прощает обиду
теплый отчаяние
ласковый несвобода
сильный

В зоопарке стоит слон. Уши, хобот, серый он. Головой своей кивает, Будто в гости приглашает


4) Выразительное чтение всего стихотворения. Последним стихотворение прочитает учитель.
3. Работа с текстом после чтения. 1) Вопросы после чтения: - Так бывают ли розовые слоны? (Оказывается, да!) - Как относится автор к герою своего стихотворения? - Какие чувства вы испытываете к герою этого стихотворения? (Сначала - радость за него, гордость, нежность; потом - сочувствие, сильное переживание.) - А возникло ли у вас чувство надежды?
- Хотелось бы вам иметь друга, похожего на розового слона? Почему? (Он добрый, весёлый, умеет прощать.) - Какие строчки вызвали самые сильные чувства? - Можно ли эти стихи переложить на музыку? Какая песня получится? (Ответ детей: получится очень грустная песня.)

2) Прослушивание аудиозаписи песни «Розовый слон». - Можно ли эту песню назвать грустной? Какими чувствами она наполнена? 3) Рассказ учителя об истории этой песни. - Музыку на слова Глеба Горбовского написал композитор Станислав Пожлаков. Песня была создана для доброго детского кинофильма «Боба и слон», в котором рассказывается, как однажды из зоопарка ушёл слон и только пятилетнему мальчику удалось привести его обратно. Затем появился мультфильм «Девочка и слон», где тоже звучит эта песня. - Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, итог выказывали своё отношение к героям.)
- Для чего, с какой целью ( возвращаемся к установкам урока: Узнать …… Понять…… Научиться ……. Стать …… Кто считает, что мы их достигли? В чем заключается замысел автора стихотворения? Поднимите руки, у кого случались «серые дни» ? Кто вам помог их «перекрасить» ? (друзья)


Познавательные УУД:

(логические)

Развивать умение анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков):

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, построение логической цепи рассуждения;

Находить ответы на вопросы в тексте;

Коммуникативные УУД:

Развивать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Развивать умение работать в группе;

Развивать умение управлять поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий

Регулятивные УУД:

Развивать умение составлять план и определять последовательность действий

Развивать умение учиться работать по предложенному учителем плану

Развивать умение вносить необходимые дополнения и коррективы в случае расхождения с эталоном и отличий от эталона (коррекция)

Личностные УУД:

Развивать умение высказывать свое отношение к герою, выражать эмоции



Познавательные УУД:

Развивать умение выдвигать гипотезы, давать им обоснование;

Развивать умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;

Развивать умение анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков (логические УУД)

Коммуникативные:

Развивать умение слушать и вступать в диалог;

Развивать умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные УУД:

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи (логические);

Развивать умение строить логические цепи рассуждений (логические ) ;

Развивать умение строить доказательство (логические);

Развивать умение выбирать основания и критерия для сравнения, классификации объектов





Коммуникативные УУД:

Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Развивать умение владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Регулятивные УУД:

Развивать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (волевая саморегуляция)

Развивать умение подводить под понятие, выведение следствий (логические УУД)


Регулятивные УУД:

Развивать умение выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению (оценка)

Личностные УУД:

Развивать умение в построении жизненных планов во временной перспективе (самопознание и самоопределение)

Развивать умение нравственно- этически оценивать события;

Развивать умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

Развивать умение устанавливать значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих мотивов

(смыслообразование)

Развивать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (самопознание и самоопределение)

Рефлексия У Д - Почему же именно этим стихотворением открывается раздел «Самое обыкновенное чудо»? (В чудо надо верить, и тогда в сером слоне можно увидеть розового. Вера и надежда помогают чудесам свершаться. Так бывает в жизни, поэтому это «обыкновенное чудо».)
- С каким настроением уходите с урока? - Как бы вы сами оценили свою работу? - Сможете ли пояснить другим то, чему научились сами?

Регулятивные УУД:

Развивать умение осознавать качество и уровень усвоения учебного материала;

Развивать способность к волевой саморегуляции, как способности к мобилизации сил и энергии

Домашнее задание.



1. Прочитать выразительно стихотворение «Розовый слон» (выучить наизусть - задание на выбор). 2. Найти непонятные слова, выяснить лексическое значение, указать источник ( интернет, энциклопедия, журнал) - баобаб, шакал.

Познавательные УУД:

Развивать умение выделять и искать необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

2

© 2010-2022