- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по работе с одарёнными детьми для 1 класса
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по работе с одарёнными детьми для 1 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лилинбаум Т.Я. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………....3-4 2.План реализации мероприятий программы на 1 год..…...……………….….4 3.Содержание программы……………………………………………...…......
4.Календарно-тематическое планирование………………..……………..…...5-6 5.Ожидаемые результаты и способы их проверки…………..…………….…7-8 6.Литература……………………...………………………...……….…….............8
-
Пояснительная записка
Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Программа разработана для работы с одаренными и талантливыми учащимися 1 «Б» класса: Керсановой Анастасией, Пироговым Петром, Советовой Марией, Юсуповым Алимом, Вернигоровым Вовой и Дудниковой Машей. За время работы, с начала учебного 2015 года, эти ученики регулярно посещали учебные занятия, не допускали опозданий и старались самостоятельно организовать свой труд. Уже с начала учебного года эти учащиеся приняли участие в заочной олимпиаде по математике и чтению. Кроме основных заданий очень часто получают дополнительные, так как быстрее других справляются с ними. Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одаренных детей. Повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. Цели программы:
- Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и
- достижение максимального уровня развития способностей детей;
- выявление и выращивание интеллектуального потенциала учащихся
- реализация принципа личностно-ориентированного подхода в
- организация разнообразной творческой и научной деятельности,
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала
- интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
- забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся,
Сроки и этапы реализации программы
1.Организационный этап (сентябрь 2015 г.) Данный этап включает в себя диагностическую работу совместно с психологом школы по выявлению одаренных и талантливых учащихся в классе. 2.Практический этап (сентябрь 2015 -март 2016 г.) Данный этап предполагает: реализацию индивидуальной программы по работе с одаренными детьми 3.Обобщающий этап (апрель 2016 - май 2016 г.) На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных детей.
-
План реализации мероприятий программы
Мероприятия
Период
Психологическое сопровождение учащегося и самовоспитания
В течение года
Мониторинг знаний
По итогам четверти, года
Использование ИКТ в учебном процессе
Постоянно
Проектные работы
В течение года
Подготовка и участие в исследовательских практических конференциях
В течение года
Подготовка и участие в конкурсах интеллектуальной направленности различных уровней
В течение года
Участие в дистанционных олимпиадах и заочных конкурсах
В течение года
Проведение олимпиад
В течение года
Интеллектуальные игры
В течение года
3.Содержание программы
1 класс (66 ч) № пп Модуль программы Часы
1
Русский язык
6
2
Литературное чтение
7
3
Математика
8
4
Окружающий мир
6
5
Экскурсии
2
6
Олимпиадные задания
4
7
Исследовательская работа
33
-
Календарно-тематическое планирование
по направлению развития исследовательской деятельности учащихся №
тема Кол-во часов
Дата по плану
Дата по факту
1.
Вводная беседа
1
04.09
2
Как найти интересную тему?
1
11.09
3-4
Выбор темы
2
18.09
25.09
5-6 Библиотечный урок. Как работать с литературой
2
02.10
09.10
7
Структура исследования
1
16.10
8 Диагностика учащихся.
1
23.10
9 Анализ диагностических материалов
1
30.10
10-11 Знакомство учащихся с исследовательской деятельностью и её этапами
2
13.11
20.11
12 Определение исследовательских групп
1
27.11
13
Знакомство с методами исследований.
1
04.12
15-16
Разработка программы исследования.
2
11.12
18.12
17 Как работать с электронным носителем
1
25.12
18-19
Поиск информации по выбранной теме в ресурсах Интернета.
2
15.01
22.01
20-21
Обработка информации, полученной из Интернета.
2
29.01
05.02
24-25
Получение информаций по данной теме из других источников. Сбор данных.
2
12.02
26.02
25
Выполнение практической части работы Детские эксперименты.
1
04.03
26-27
Выполнение практической части работы Детские эксперименты.
2
11.03
18.03
28-29
Подготовка выступлений для защиты исследовательского проекта.
2
01.04
08.04
30
Тренинги публичного выступления.
1
15.04
31
Оформление работы
1
22.04
32
Инд. Консультация с учащимися.
1
29.04
33
Защита работы Подведение итогов участия детей и родителей в проектно-исследовательской деятельности. Постановка новых задач
1
06.04
По направлению развития интеллектуальных способностей учащихся
№
тема Кол-во часов
Дата по плану
Дата по факту
1
Как рождаются слова. Почему их так называют?
1
02.09
2
Задачи ловушки, шутки.
1
09.09
3
Рассказ. Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рассказа.
1
16.09
4 Что мы знаем о народах России?
1
23.09
5
Задачи, связанные с величинами
1
30.09
6
Сказка. Виды сказок. Русские народные сказки.
1
07.10
7
Как появились фамилии.
1
14.10
8
Викторина о птицах
1
21.10
9
Знакомство с книгой рекордов Гиннеса
1
28.10
10
Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения
1
11.11
11
Знакомство с красной книгой России
1
18.11
12
Подготовка к проведению школьной олимпиады
1
25.11
13
Слова- близнецы (омонимы).
1
02.12
14 Решение логических задач
2
09.12
16.12
15 Экскурсия в детскую библиотеку.
1
23.12
16
Олимпиадные задачи.
1
30.12
17
Слова - друзья (синонимы).
1
13.01
18-19
Органы чувств человека
2
20.01
27.01
20
Решение математических выражений
1
03.02
21
Арифметические ребусы
1
10.02
22
Экскурсия в поликлинику
1
24.02
23
Решаем кроссворды
1
02.03
24
Текстовые задачи.
1
09.03
25
Наше зрение
1
16.03
26
Олимпиадные задания по математике
1
06.04
27
Антонимы.
1
13.04
28
Составление математических ребусов.
1
20.04
29
Олимпиадные задания по литературе для учащихся
1
27.04
30
Тестовые задания, игры, ребусы.
1
04.05
31
Слова «родственники». Кто командует корнями?
1
11.05
32
Олимпиадные задания по русскому языку
1
18.05
33
Конкурс чтецов. Работа над выразительным чтением.
1
25.05
4.Ожидаемые результаты 1. Личностные
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
- Сформированность толерантности сознания.
- Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками.
- Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности.
- Навыки исследовательской и проектной деятельности, адекватное представление результатов исследования.
- Овладение логическими операциями и основами комбинаторики.
- Сформированность основ социально-критического мышления;
- Осознанное, произвольное и адекватное использование, создание и трансформация различных видов знаково-символических средств, схем, моделей;
- Учёт посещаемости занятий .
- Создание каждым учеником данной группы портфолио.
- Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах, проводимых в данной группе обучающихся.
- Ведение «Дневника личностного роста» обучающегося.
Ожидаемые результаты реализации программы
Ученик научится:
1.аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал,
2.применять основы информационных технологий в исследовательской деятельности,
3.основам оформления работ.
Ученик получит возможность научиться: 1.публичным выступлениям, способствующим формированию культуры речи, 2.использовать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками, как в малых группах, так и в коллективе, способствующие развитию личности ребенка и формированию классного коллектива, 3.раскрывать собственный творческий потенциал, 4.применять полученные знания и умения в различных видах практической деятельности, 5.адекватно оценивать результаты собственной деятельности, 6.принимать на себя роль ведущего в творческой деятельности, 7.уважительно относиться к людям, их труду
6.Литература Для учащихся:
1.Большая Детская Энциклопедия. - АСТ «Астрель», 2000. - с.140-144
2.Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. - М.: «АСТ», 1996. -
3.Книга рекордов Гиннеса 4.Багрова Л.А. Я познаю мир. Растения. - М., ТКО «АСТ», 1996. 5.Учись решать задачи/ Колягин Ю.М., Оганесян В.А. - М.: Просвещение, 1980.
Для учителя:
1.Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. - М.: Просвещение, 1980.
2.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. - М.: Просвещение, 1990.
9