Исследовательская работа История изобретения танка (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Беларусь

Отдел образования Новополоцкого горисполкома



Учреждение образования

«Средняя школа №14 г.Новополоцка»

(Учреждение образования)







История изобретения танков











Учащийся 4 «Б» класса

Мамяо К.В.

Научный руководитель:

Блашкевич Н.Т.












Новополоцк, 2010

Содержание



Введение………………………………………………………………………...…3

1. Роль танков в истории………………………………………………………….4

1.1.Создание танка………………………………………………………….4

1.2.Танки, участвовавшие в Первой Мировой войне ……………………6

1.3Танки во время Второй Мировой войны………………………………8

2. Танк, установленный на въезде в г.Полоцк…………………………………13

2.1 История танка, установленного на въезде в г.Полоцк……………...13

2.2 В.Д. Халев - герой- танкист г.Полоцка……………………………...14

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованных источников…………………………………………...17



ВВЕДЕНИЕ



Моя работа про очень интересное изобретение - танки. Я научился читать довольно рано. Мне нравиться читать энциклопедии, исторические книги, люблю узнавать что-либо новое об окружающем мире. Чтение - одно из моих любимых занятий . Именно благодаря чтению я увлёкся изучением военной техники, оружия. Мне стало интересно узнать о том, как были созданы танки, кто и в какой стране их изобрёл, какой танк установлен на въезде в город Полоцк. Тема моей работы актуальна и на сегодняшний день, ведь оборона и защита любой страны напрямую зависит от нашей боевой техники. В процессе исследования данной темы я хотел бы затронуть тему Первой Мировой войны и Второй Мировой войны. Гипотеза: танки являлись самой мощной военной техникой во время Первой и Второй Мировых воин. Объект исследования: военная техника. Предмет исследования: танки. Главная цель моей работы: узнать об истории появления танков , их роли в Первой и Второй Мировой войне, выяснить особенности танков, определить в какой стране был создан лучший танк. Задачи:

  • Выяснить, как появился первый танк;
  • Определить, какие танки участвовали в Первой и Второй Мировой войне;
  • Выяснить, какой танк установлен на въезде в город Полоцк.
Методы исследования:
  • изучение литературы по данной теме;
  • обобщение знаний об изучаемом предмете.



1 РОЛЬ ТАНКОВ В ИСТОРИИ

1.1 Создание танка С древних времен человечество постоянно изобретало и совершенствовало оружие, с помощью которого можно было защитить себя и уничтожить врага. Однако ни одно оружие не было столь эффективным, как танк, совершенно новая боевая машина, родословная которой восходит отчасти к боевой колеснице, отчасти к защищенному доспехами боевому слону, а отчасти к механической боевой машине, порожденной умом Леонардо да Винчи. Первые танки, появившиеся на полях сражений еще Первой Мировой войны, были построены в Англии. Но основная отличительная деталь любого старинного и современного танка - гусеница - родилась в России. Уроженец села Никольского крестьянин Федор Абрамович Блинов в 1878 году получил патент («привилегию») на «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Эта конструкция и стала родоначальницей гусеничного движителя. Талантливый ученик Блинова - Яков Васильевич Мамин в 1903 году сконструировал и двигатель внутреннего сгорания, работавший на сырой нефти. Исследовательская работа История изобретения танка (4 класс) Рисунок 1.1 Во время Первой мировой войны ни одна из противоборствующих сторон не могла продвинуться вперед, так как линии обороны стали неприступными. Преодолеть их можно было лишь с помощью мобильных и хорошо защищенных средств. Так появилась идея создания танка. Первая мысль о танке пришла в голову сыну ученого Василию Менделееву. Проект был хорош. Он выдвинул идею машины на гусеничном ходу и с тяжелым вооружением. Машина напоминала коробку на гусеницах. Этот проект вошел в историю как «танк Менделеева» и был разработан еще в 1911 году. Проект был разработан очень тщательно, до мельчайших деталей. Конструкция танка представляла собой коробчатый корпус с броней толщиной до 100- 150 мм. Машина была практически неуязвима для любого оружия того времени. Менделеев был первым инженером, применившим противоснарядное бронирование. Василий Дмитриевич предусмотрел в конструкции возможность перемещения по железной дороге, используя двигатель машины. В машине также предусматривалось внутреннее освещение от бортовой электросети. На крыше корпуса располагалась вращающаяся выдвижная башенка с пулемётом «Максим». Предполагалось, что танк будет оснащен орудием Коне, которое не имела в то время не разрушаемых целей. По всем показателям это была грозная и величественная боевая машина, которой были по плечу самые трудные и опасные боевые задания. Но ни сам проект, ни его тщательная проработка не заинтересовали военное ведомство. Машина построена не была. Исследовательская работа История изобретения танка (4 класс) Рисунок 1.2 «Танк Менделеева» В результате этого, во время Первой мировой войны русских танков на полях сражений так и не появилось.[1]



1.2 Танки, участвовавшие в Первой Мировой войне



Первая мировая война - война между двумя коалициями держав: Центральными державами (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария) и Антантой (Россия, Франция, Великобритания и др. ; всего 34 государства) Закономерным выходом из тупика окопной войны стало появление во время Первой Мировой войны танков, как оружия прорыва фронта. Танки стали одним из новшеств данной войны, наряду с химическим оружием, подводной войной и военной авиацией. Танки Великобритании. Первый танк в войне - «Little Willie» - был построен в Великобритании 9 сентября 1915 года. Танк был доведён до ума под названием серийного танка «Mk I». 15 сентября 1916 года «Mk I» впервые пошли в бой в ходе битвы на Сомме во Франции. Британский тяжёлый танк «Mark IV» впервые участвовавшие в бою 7 июня 1917 года имели экипаж 8 человек. Длина корпуса составляла 7930 мм, высота - 2610 мм. Толщина брони - от 8 до 16 мм. Вооружение - пушка 2 × 57-мм и пулемёты 4 × 7,7-мм «Льюис». «Mark VII» весил 37 т, при экипаже 8 человек. Имел две пушки 57-мм «гочкис» L/40 и пять пулемётов 8-мм «Гочкис». Танки Франции. Первый французский танк «CA-1 Шнейдер» был впервые применён 16 апреля 1917 года. Танк имел длину корпуса 6320 мм, ширину - 2050 мм, высоту - 2300 мм. Экипаж 6 человек. Вооружение - 75-мм орудие «Блокхаус-Шнейдер» и 8-мм пулемёты «Hotchkiss Mle1914». В 1917 году был применён французами ещё один тяжёлый танк - «Сен-Шамон». Танк имел длину корпуса 7910 мм (с пушкой 8830 мм), ширину - 2670 мм, высоту - 2360 мм. Экипаж 8 человек. Вооружение - пушка 75-мм T.R. или 75-мм мод. 1897 и пулемёты 8-мм «Hotchkiss Mle1914». Французы в 1916 году построили в и первый серийный лёгкий танк «Рено FT-17». Экипаж 2 человека. Вооружение - орудия «Puteaux SA 18» или 7,92-мм пулемёт «Гочкиса». Танки Германии. Первым серийным танком Германии во время войны стал тяжёлый танк «A7V». Экипаж его составлял 18 человек. Длина корпуса составляла 7305 мм, ширина - 3060 мм, высота - 3300 мм. Стальная броня достигала 30 мм толщины. Танк был вооружён 57-мм нарезной пушкой Максима-Норденфельда, а также пятью пулемётами 7,92-мм «MG-08». Примерно в тогда же в 1917 году, был выпущен лёгкий танк (лёгкая боевая машина) «LK I», экипаж которого составлял 2 человека. Вооружение - пулемёт 7,92-мм «MG-08». Интересен также немецкий сверхтяжёлый танк «K-Wagen», 1918 года выпуска. Длина - 12,8 м, ширина - 5,9 м, высота - 3,3 м. Экипаж составлял 22 человека. Броня была толщиной 30 мм. Вооружение - две-четыре 77-мм капонирных пушек, четыре пулемётов 6-7 х 7,92-мм «MG-08», два огнемёта. Танки России. «Царь-танк». Это была огромная махина. Инженер Лебеденко подарил модель танка царю Николаю II. Ему модель понравилась и он выдал Лебеденко 210000руб. Машину построили,но она застряла в первой канаве на испытаниях. Он имел экипаж 15 человек, длину корпус в 17,8 м. Вооружение - 76,2-мм орудия, пулемёты «Максим». Однако, танк не был принят на вооружение. Первоe применение танков произошло 15 сентября 1916 на Сомме. Из 49 подготовленных английских танков, 17 поломались до начала атаки, а еще 14 застряли в грязи или вышли из строя по техническим причинам в ходе сближении с провником. 18 оставшихся английских Mk.I добились прорыва немецких линий на пятикилометровом фронте на глубину 5км. Понесённые при этом потери живой силы оказались в 20 раз меньше обычных для таких случаев. Правда, такого малого количества танков оказалось недостаточным для того, чтобы развить тактический успех хотя бы до оперативного, но новое оружие, все же, показало свою состоятельность. Этот небольшой успех означал начало конца позиционной войны. Пулемет, царивший на поле боя, получил противника себе не по зубам. [4]









1.3 Танки Второй мировой войны



Вторая Мировая война (1 сентября 1939 - 2 сентября 1945) - война двух мировых военно-политических коалиций, ставшая крупнейшим вооружённым конфликтом в истории человечества. Всего во Второй мировой войне участвовало 62 из 73 существовавших на тот момент независимых государств. В целом принято делить воющие страны на две коалиции - Страны Оси и Антигитлеровская коалиция. Страны Оси - страны нацистского блока. Ведущими здесь были Германия, Италия, Япония, Антигитлеровская коалиция - государства боровшиеся против стран нацистского блока. Здесь ведущую роль играли СССР,П ольша, Великобритания, Франция, США. Танки России. Начало советскому танкостроению было положено осенью 1919 года, Совет военной промышленности РСФСР принял решение наладить впуск отечественных танков по образцу французского «Рено» FT. В конце 1919 года трофейный танк, которому предстояло послужить образцом, привезли на Сормовский завод. Уже с августа 1920 года начался выпуск первых советских танков, разработанных на основе «Рено». Эти танки получили название «Борец за свободу товарищ Ленин» (легкий танк М). Исследовательская работа История изобретения танка (4 класс) Риунок 1.3 Легкий танк М Первым же серийным танком СССР стал легкий танк МС-1 (Т-18), который был принят на вооружение летом 1927 года. Исследовательская работа История изобретения танка (4 класс) Рисунок 1.4 Легкий танк МС (Т-18) В тридцатые годы основу советских танковых соединений составляли колесно-гусеничные танки БТ, имеющие для того времени высокие боевые и технические характеристики. Машины серии БТ были колесно-гусеничные, т.е. они могли передвигаться без гусениц, развивая скорость до 100 километров в час. Также был построен целый ряд разных опытных образцов. Так в течении тридцатых годов, проводилась экспериментальная установка на танки ракетного вооружения и даже противотанковых торпед. Опыт, полученный во время работы над этой бронетехникой, позволил подняться на новый, более качественный уровень. В 1938 году появился колесно-гусеничный прототип А-20 (БТ-20), а затем и полностью гусеничный танк А-32 (Т-32). После ходовых испытаний предпочтение было отдано гусеничному прототипу А-32, и он получил наименование - Т-34. Этому танку, созданному в конструкторском бюро под руководством Михаила Ильича Кошкина, и предстояло стать лучшим средним танком Второй мировой войны. Исследовательская работа История изобретения танка (4 класс) Рисунок 1.5 Танки: А-8 (БТ-7М) А-20 Т-34 (обр. 1940 г.) Т-34 (обр. 1941 г.) Впервые танк Т-34 был испытан на заводе в начале 1940 года. Главные испытания должны были проходить на полигоне под Москвой. По правилам перед тем, как предстать перед комиссией, танк должен был пройти не менее 3000 км. Времени для этого уже не было, и Кошкин решил вести танки в Москву своим ходом. В марте 1940 года два опытных Т-34 двинулись в путь и 17 марта предстали на полигоне перед комиссией, которую возглавлял сам Сталин. Т-34 произвел на него сильное впечатление: скорость, маневренность, проходимость, огневая и броневая мощь их действительно представлялись готовить танк к серийному производству. Обратный путь в Харьков конструктор проделал на своем танке. Он был полон творческих планов. Однако, осуществить их ему было не суждено. Сразу после возвращения на завод он слег в больницу и скончался от абсцесса легких в сентябре 1940 года.Кошкин не дожил до начала войны и поэтому не стал свидетелем колоссальной популярности своего танка. Единственной при жизни ему наградой был: «Орден Красной Звезды», боевой орден еще в мирное время за личный вклад в дело обороноспособности страны. Как известно, Т-34 стал настоящей легендой Второй мировой войны, и ни одна из воюющих стран за пять лет так и не сумела создать более совершенного танка. Из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись германские войска во второй мировой войне, ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34 летом 1941 года. За годы войны танк Т-34 стал любимцем танкистов. Вся страна помогала производству «тридцатьчетверок», еще на пяти заводах наладили выпуск «чудо-машин», а на Сталинградском тракторном заводе продолжался выпуск Т-34 даже во вражеском окружении. Всего за годы Великой Отечественной войны было выпущено свыше 66000 этих танков.[1] Танки Германии. К началу войны немецкое танкостроение не смогло создать стандартный танк, отвечавший современным требованиям. Из 3712 танков СУ, перешедших на рассвете 22 июня 1941 года советско-германскую границу, средних танков было 2786 штук. Это выпускающиеся с 1937 года T-III и T-IV. Слабость немецких танковых сил, не сказавшаяся до нападения на СССР благодаря либо численному превосходству, либо более умелому использованию танковых соединений, в полной мере проявилась на фронтах Великой Отечественной войны. В жестоких боях быстро растаяли соединения легких танков типа T-I и T-II. Вскоре был снят с производства T-III, составлявший основу танковых частей в 1940-1942 годах. Модернизированный танк T-IV остался в производстве до конца войны. Перед немецкими конструкторами встала неотложная задача: срочно создать танки, равноценные нашим Т-34 и КВ. В августе 1942 года с заводских конвейеров сошел тяжелый "тигр". В ноябре того же года началось серийное производство "пантер". "Тигра" заменил еще более тяжелый "королевский тигр", производство которого началось в декабре 1943 года и продолжалось до конца войны (их было выпущено 377). Танки Великобритании. Состояние английских бронетанковых войск в начале войны оказалось плачевным: не было ни хороших машин, ни мощных танковых соединений. Строились танки двух основных типов - пехотные и крейсерские. Первые соответствовали нашим танкам непосредственной поддержки пехоты и были тихоходны, слабо вооружены, но сильно бронированы. Вторые соответствовали нашим танкам дальнего действия, предназначались для самостоятельных операций, были быстроходны, но слабо бронированы и тоже слабо вооружены. Пушка калибром 40 мм считалась вполне удовлетворительной для обоих типов танков. К пехотным танкам относились "матильда", "валентайн" и "черчилль", к крейсерским - "крусейдер". "кромвелл", "комета". Идея тихоходных пехотных танков изжила себя в ходе войны, и с 43-го года англичане продолжали строить лишь крейсерские, усиливая их броню н вооружение. Самым лучшим в английской армии оказался американский танк М4 "Генерал Шерман", на который устанавливалась длинноствольная английская пушка. Массовых СУ англичане практически не создали. Всего за войну в Англии выпустили около 25 тыс. танков и получили из США и Канады 23 246 танков и СУ. Танки США. К началу войны в Европе американское танкостроение находилось на крайне низком уровне. Всего на вооружении состояло 320 машин. В 1940 году США выпустили 331 танк. М3 легкий и М3 средний в боевом отношении сильно уступали танкам других стран. С появлением танка М4 "Генерал Шерман" американская армия получила более приличную и надежную машину. Опыты с тяжелыми танками в США не удались. Поскольку "шерманы" уступали "тиграм" и "пантерам", американцы разработали несколько моделей СУ. Но в основном борьба с немецкими танками возлагалась на авиацию. Американцы разработали также неплохие плавающие танки для десантных операций на островах Тихого океана. Всего за войну в США построено 131 481 танк и СУ. Танки Франции. Франция начала войну с 2500 современными н 1500 устаревшими танками. Это были в основном легкие, тихоходные, слабовооруженные, но хорошо бронированные машины. Танки Японии. Японцы строили до начала войны преимущественно легкие танки. После Перл-Харбора (7 декабря 1941 года) стали уделять большее внимание средним танкам. Однако Япония смогла выпускать не больше 1000 машин в год. Японские танки явно не соответствовали требованиям времени, были тихоходны, малонадежны, слабо бронированы и плохо вооружены. Танки Италии. Италия выпускала лишь легкие танки (хотя они и назывались средними), весьма слабые и ненадежные. Наладить производство немецких танков в Италии не удалось.[3]





2 ТАНК, УСТАНОВЛЕННЫЙ НА ВЪЕЗДЕ В ГОРОД ПОЛОЦК



2.1 История танка, установленного на въезде в город Полоцк

При въезде в древнейший город Беларуси Полоцк, вы также можете увидеть танк. Это знаменитый Т-34, а точнее Т-34/85 модель 1944. Конструктором танка был Михаил Кошкин. Пушки у танка были в двух калибрах(смотря от модификации) 76 мм и 85 мм. Но с окончание ВОВ он все еще нес службу в Корее и Вьетнаме. Установлен в честь Героя Советского Союза лейтенанта В.Д. Халева, который одним из первых вошел в Полоцк со своим экипажем в 1944. По приблизительным данным более 600 солдат и офицеров Красной Армии погибли, освобождая Полоцк. Их похоронили в братских могилах на нескольких кладбищах. Сейчас там стоят монументы с именами. 16 наиболее отличившихся офицеров покоятся в центре города, на площади Свободы. Там в 1981 году установили памятник «Освободителям Полоцка». Среди 16 фамилий - имя Героя Советского Союза младшего лейтенанта Василия Халева. Его огненная «тридцать четверка» одной из первых ворвалась с боем в Полоцк.[2]

Исследовательская работа История изобретения танка (4 класс)

Рисунок 2.1 Танк, установленный на въезде в г.Полоцк (Т- 34/85)

2.2 Владимир Дмитриевич Халев - герой- танкист города Полоцка



Халев Владимир Дмитриевич родился в городе Казани в семье рабочего. Окончил танковое училище в 1944. После окончания офицерских курсов, Халева назначили командиром танка ТО-34. Экипаж «огненного танка» состоял из 3 человек. В Полоцкой наступательной операции участвовал 47-й особый огнеметный танковый полк. На штурм вражеских укреплений бросили девять ТО-34. К Полоцку прорвались только пять «огненных танков». Утром 2 июля советские танки ворвались в южную часть Полоцка. Они прокладывали путь нашей пехоте. На узких улочках шел жаркий бой. Исключительное мужество и отвагу, боевое мастерство проявили командир Халев и его экипаж. Когда вражеский снаряд разорвал гусеницу, советский танк застыл на месте. Но экипаж не отступил с завоеванного рубежа, расстреливал врагов из пушки, сбивал пламенем из огнемета, пока не закончился боекомплект. Затем в ход пошли гранаты. Озверевшие гитлеровцы не смогли взять наших воинов в плен и подожгли «огненный танк»… Из боев за Полоцк невредимым вышел только один ТО-34. Смертью храбрых пали командиры танков - младшие лейтенанты Иванов, Халев, Ежов, Тихонов, младшие сержанты Шерстнев, Коба, Русинов, старшина Коваленко, сержант Коршунов… Все они были героями, но медалью «Золотая Звезда» посмертно награжден только Василий Халев. В городе, который он освобождал, в районе Громы, есть улица его имени. Увековечили подвиг танкиста и в металле. После Великой Отечественной войны два десятка боевых машин стали памятниками в разных уголках Беларуси. В 1980 году танк самой массовой серии Т-34/85 установили на развязке дорог на въезде в Полоцк. На башне танка изображены гвардейский значок и номер «823». На постаменте - памятная табличка с именем Героя Советского Союза Василия Халева. Гитлеровцы подожгли его танк. Халев сгорел в машине, но не сдался. Похоронен в г.Полоцке в братской могиле на площади Ленина. За свой подвиг получил звание Героя Советского Союза. Именем В.Д.Халева названа улица в Полоцке, а в 1980 г поставлен ему памятник.[2]

Исследовательская работа История изобретения танка (4 класс)

Рисунок 2.2 В.Д. Халев

















































ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Проанализировав проделанную работу, я сделал ряд выводов: 1. Первые танки были построены в Англии. Они были применены во время Первой Мировой войны. Однако отличительная черта деталь любого танка - гусеница - была изобретена в России. 2. Автором первого российского супертяжелого танка был Василий Дмитриевич Менделеев, сын Дмитрия Ивановича Менделеева. 3. Первый отечественный танк начали выпускать с августа 1920 года и назывался он «Борец за свободу товарищ Ленин», а первым серийным танком стал легкий танк МС-1 (Т-18),который был принят на вооружение летом 1927 года. 4. Самым лучшим предстояло стать гусеничному танку Т-34 ,против которого были бессильны гитлеровские танки. Гипотеза моей работы подтверждена. Танки были самой мощной военной техникой во время воин. В настоящее время нет и в ближайшей перспективе не предвидится появление более дешевой и мощной системы вооружения, которая могла бы сравниться с танком по своим характеристикам и была бы способна обеспечить высокую маневренность, защиту от огня противника, огневую мощь и возможность действовать в любых условиях в различных видах боя.





































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. Барятинский М. Первые русские танки/ М.Барятинский// Танк -Т34 . -Eaglemoss Collection. - 2014, №1

  2. Козловский П. Память о героях, освобождавших Полоцк / П.Козловский// Вестник Нафтана. - 2014

  3. Холявский Г.// Энциклопедия танков. Полная энциклопедия танков мира 1915-2000 гг. - Харвест, 2002

Интернет-источник:



  1. cyclowiki.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8_%D0%B2_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B5



© 2010-2022