Внеурочная деятельность Хочу все знать!

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Радостная основная общеобразовательная школа»

«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО Директор

_________ Пархоменко А.С. _______ Паньшина Т.В.

Протокол № ________ от Приказ № ________ от

«____»__________2014 г «____» _________2014 г.


Программа внеурочной деятельности

« Хочу всё знать»


(на 2 года реализации)



Составитель: Ощепкова Г.Н.

Учитель нач. кл. 1 категории



п.Радостный

2014 г.


Содержание


1.Пояснительная записка

2. Структура курса

3.Учебно-тематическое планирование

4.Содержание программы

5.Характеристика основных результатов

6.Формы и виды контроля

7.Информационно-методическое обеспечение







1.Пояснительная записка

Программа «Хочу знать!» составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования 2009г., с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», а так же на основе авторской программы Шевченко Е.А. и реализует научно-познавательное направление во внеурочной деятельности. С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу знать!».

Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области русского языка, математики, литературы, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.

Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.

Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.

Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Принципы:

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм деятельности

- усиление прикладной направленности обучения

- психологическая комфортность

Виды деятельности младшего школьника:

Игровая деятельность (высшие виды игры - игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).

Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).

Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).

Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).

Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).

Программа «Хочу знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Русский язык», «Математика», « Литература», «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.

Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников. Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю - компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям - рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.

Место курса в учебном плане

В учебном плане на изучение данной программы отводится 1 ч. в неделю, всего 140 часов: 34 часа в 3 классе (2014-2015 уч. год), 34 ч. В 4 классе 34 часов ( 2015-2016 уч. г.)

2. Структура курса

Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей, и имеет следующие направления:

№ п\п

Название раздела

Количество часов


3 класс (2014-2015 учебный год)



Почитаем и узнаем


1.

Игры и игрушки

4

2.

Все для дома

4

3.

Веселая грамматика

6

4.

Занимательная математика

6

5.

Литературная страничка

6

6.

Школа

5

7.

Еда

4


итого

35



4 класс (2015-2016 учебный год)



1.

Почитаем и узнаем

5

2.

Предприятия, сооружения, здания

5

3.

Транспорт

5

4.

Полезные изобретения

5

5.

Веселая грамматика

5

6.

Занимательная математика

5

7.

Литературная страничка

5


итого

35



3.Учебно-тематическое планирование

3 класс (2012-2013 уч. год)

Наименование разделов, тем

Всего


Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудиторные

Неаудиторные план факт

1.

Первые рисунки, кто изобрел перо, ручку, карандаш. 1 1 05.09

Рисование карандашами (тема любая)

2.

Кто изобрел бумагу, ноты 1
1 12.09

Аппликация из бумаги

3.

Когда появились первые книги. 1
1 26.09

Составление классного сборника произведений

4.

Калейдоскоп задач 1 1 03.10

Составление задачника №2

5.

Кто написал первую энциклопедию 1 1 10.10

Выставка энциклопедий

6.

Как появились первые библиотеки 1
1 17.10

Посещение библиотеки

7.

Языковые игры 1 1
24.10

Разгадывание ребусов, анаграмм, шарад

8.

Как путешествует письмо? 1
1 31.10

Письмо своему другу

9

Литературное лото «Дядя Федор и его друзья» 1
1 07.11

Разгадывание литературных героев

10

Откуда пошли названия дней недели и как возникли единицы измерения 1 1 14.11

Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков)

11

Крылатые слова и выражения 1
1 21.11

Составление словаря фразеологизмов

12

Старинные логические задачи 1 1 28.11

Решение логических задач

13

У какой страны впервые появился флаг 1 1 05.12

Рисование флага сказочной страны

14

Какие бывают ребусы


1 1 12.12

Составление и разгадывание ребусов

15

Первая марка 1 1 19.12

Изготовление «собственной» марки

16

Кто изобрел кроссворд 1 1 26.01

Разгадывание кроссвордов

17

Кто придумал первую карту 1
1

Игра «Найди клад»(по карте)

18

Кто автор микроскопа, скотча. 1 1

Рассматривание предметов под микроскопом и лупой

19

Хлеб из орехов 1
1 26.01

Поделки из скорлупы орехов

20

Как картофель попал в Россию 1
1 02.02

Поделки из картофеля

21

Кое-что из истории конфет 1
1 09.02

Плетение пояса из фантиков

22

Откуда фрукты и овощи получили свое название 1 1 16.02

Рисование овощей и фруктов

23

Каменный мед (сахар) 1
1 23.02

Составление сборника народных рецепты лечения (с медом)

24

Секретное мороженое 1
1
02.03

Составление рецепта мороженного

25

Где прячутся витамины 1 1
09.03

Поделки из овощей

26

Секрет каши 1
1 16.03

Аппликация с использованием крупы

27

Когда появились первые кулинарные книги 1
1 06.04

Составление рецепта (тема любая)

28

Такая разная капуста 1 1 13.04

Составление загадок о капусте

29

Где появились арбузы 1 1 20.04

«Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки)

30

Из чего делают пряники 1
1 27.04

Лепка пряников из соленого теста

31

Откуда берутся изюм, мед,шоколад? 1 1 04.05

Рисование обертки шоколада

32

Такой разный чай 2
2 11.05

Заваривание чая

33

Викторина по сказкам А.С. Пушкина 1
1 18.05

34

Игровая программа «Хочу знать» 1 1
25.05

Итого 35ч 12 23




4.Содержание программы 1 класс Раздел « Почитаем и узнаем» Игры и игрушки. История происхождения игр и игрушек: кукла, мяч, калейдоскоп, шахматы, шашки, настольные игры, лыжи, воздушный змей, глиняные игрушки и сувениры. Настольный театр. Разучивание подвижных игр, игр в шашки, шахматы. Все для дома. История происхождения вещей для дома: подсвечник, иголка, ножницы, расческа, зеркало, шкатулка, замок, гвозди, тарелка, вилка, шкаф, окно, дверь, мыло, кровать, кирпич, часы, скатерть. Уход за комнатными растениями. Раздел « Веселая грамматика» Знакомимся с фразеологизмами, языковые игры Радел «Занимательная математика» Составляем веселые задачи, учимся играть в шашки и шахматы Раздел « Литературная страничка» Составляем сказки, стишки, загадки
2 класс Раздел « Почитаем и узнаем» Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование. Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов. Раздел « Веселая грамматика» Знакомимся с фразеологизмами, языковые игры Радел «Занимательная математика» Составляем веселые задачи, учимся играть в шашки и шахматы Раздел « Литературная страничка» Составляем сказки, стишки, загадки. 3 класс Раздел « Почитаем и узнаем» Одежда. История возникновения одежды: пуговицы, шапки, сарафан, башмаки, носовые платки, юбки и брюки. Одежда для дома: халат и пижама. Мода и аксессуары. Назначение и использование предметов одежды. Праздник. Предметы и обычаи, связанные с праздниками. Сувениры и игрушки к праздникам. Правила этикета. Праздничные конкурсы и игры. Раздел « Веселая грамматика» Знакомимся с фразеологизмами, языковые игры Радел «Занимательная математика» Составляем веселые задачи, учимся играть в шашки и шахматы Раздел « Литературная страничка» Составляем сказки, стишки, загадки

4 класс Раздел « Почитаем и узнаем» Предприятия, сооружения, здания. История возникновения зданий, предприятий. Современные и древние сооружения. Транспорт. История возникновения разных транспортных средств, их необходимость в современном обществе. Общественный транспорт, велосипед, самолет, автомобиль, луноход, лайнер, пароход, железнодорожный транспорт, уборочные машины. Специальные машины: машина «Скорой помощи». Оказание первой помощи на дороге. Полезные изобретения. Изобретения, которые принесли пользу человечеству: светофор, дорожные знаки, флюгер, спички, зонтик, деньги, телефон, аквариум. Упаковочный материал. Интернет и компьютер. Вред изобретений. Раздел « Веселая грамматика» Знакомимся с фразеологизмами, языковые игры Радел «Занимательная математика» Составляем веселые задачи, учимся играть в шашки и шахматы Раздел « Литературная страничка»

Составляем сказки, стишки, загадки

5 .Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу знать!» можно считать следующее:

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.


6. Формы и виды контроля


Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».

Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов - это … (ножницы)

Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения.

Ключ к результату усвоения материала:

1-й уровень (70-80% ) - 3 балла

2-й уровень (80-90% ) - 4 балла

3-й уровень (90-100%) - 5 баллов

Самоконтроль: В 1 классе учитель (или родители), а со 2 классе, когда дети умеют писать, дети ведут Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются:

  • развитие познавательных интересов обучающихся

  • создание ситуации успеха для каждого ученика

  • повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях

  • максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка

  • приобретение навыков саморефлексии.






8. Информационно - методическое обеспечение

  1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
  2. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: kostyor.ru/history.html
  3. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
  4. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
  5. Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
  6. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
  7. Шпагин М.. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
  8. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор Издательство: Просвещение, 2010г.






Пояснительная записка:


Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.
Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.
При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.
Социальный заказ на выпускника I образовательной ступени диктует формирование ребенка как субъекта учебного процесса, в связи с чем, его самостоятельность регулируется выбором варианта получения знаний на уровне его инициативы (через проблематизацию, через получение индивидуальных заданий).
Общий уровень подготовки детей к 1 классу и по показаниям результатов тестирования стабильно устойчивого процесса усвоения теоретического материала позволяет акцентировать внимание на развитие познавательной активности, исследовательской и поисковой деятельности.
Общая характеристика программы:
Цели курса:
Образовательные
Формирование устойчивого познавательного интереса.
Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.
Развивающие
Создание условий для развития у учащихся потребности в ненасыщаемости познавательных процессов в учебной деятельности.
Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
Воспитательные
Воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.
Воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.
Задачи программы:
Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом.
Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.
Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды.
Расширение кругозора учащихся.
Развитие их воображения и эмоциональной сферы.
Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла.
Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Тип, вид классов. Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа рассчитана на реализацию в общеобразовательных классах в течение 4-х учебных лет.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на четыре года обучения из расчёта 1 час в неделю.
1 год обучения - 33 часа;
2 год обучения - 34 часа;
3 год обучения - 34 часа;
4 год обучения - 34 часа;
Итого - 135 часов.
Форма и режим занятий:
групповая работа;
экскурсии;
классные часы;
Беседы, викторины;
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки;
Экскурсии, поездки, походы;
Трудовые дела;
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в посёлке, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
Ролевые игры
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Наполняемость групп - 10 - 15 человек.
Содержание программы:
1 год обучения (33 ч.)
1.Введение (1 ч)
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор ос­новных тем курса. Романтика научного поиска, радость путеше­ствий и открытий.
Тайны за горизонтом (4 ч)
Какой остров самый большой в мире?
Существует ли остров похожий на блюдце?
Какая страна самая маленькая в мире?
Как древние находили путь?
2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).
Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок?
Почему люди не летают?
Крокодилы.
Какое животное первым появилось на суше?
Как черепахи дышат под водой?
3. Тайны камней (4 ч).
Когда были открыты драгоценные камни?
Что такое песок?
Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит?
Как образуется золото?
4. Загадки растений (5 ч).
История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.
Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.
Где растут орехи? (практическая работа через сравнение)
Почему крапива жжется?
Как растет банановое дерево?
5. Эти удивительные животные (3 ч).
Потомки волка.
Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.
Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?
6. Планета насекомых (4 ч).
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники.
Как пауки плетут свою паутину?
Что происходит с пчелами зимой?
Правда ли что у многоножки сто ног?
Охрана насекомых.
7. Загадки под водой и под землей (6 ч).
Как изучают подводный мир.
Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу?
Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица?
Каково происхождение золотой рыбки?
Почему майские жуки забираются в землю?
Растения-рекордсмены (1 ч).
Интересные сведения о растениях и их особенностях.
9. Заключение (1 ч)
Что мы узнали и чему научились за год.
2 год обучения (34 ч.)


Введение (1 ч)
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор ос­новных тем курса. Романтика научного поиска, радость путеше­ствий и открытий.
1. Тайны за горизонтом (4 ч).
Кто открыл Австралию?
Существует ли жизнь в Антарктиде?
Как образовались Гавайские острова?
Где родина фигового дерева?
2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).
Голубые лягушки.
Когда появились первые рептилии?
Какими были первые рыбы?
Как улитка строит свой панцирь?
Где живут «карманные динозавры?»
3. Тайны камней (4 ч).
Разнообразие камней.
Айсберг.Что такое коралловый остров?
Где находится самая большая и самая глубокая пещера?
Сады камней.
Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.)
4. Загадки растений (5 ч).
Растения - путешественники? (Что такое эвкалипт?)
Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кув­шинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.
Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора.
Охрана лекарственных растений.
Почему оливу называют деревом мира?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой.
5. Эти удивительные животные (3 ч).
«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль.
Красная книга Томской области.
Разумные дельфины.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
6. Планета насекомых (4 ч).
Обладают ли кузнечики слухом?
Почему комар считается злейшим врагом человека?
Муравьи и их квартиранты.
Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?
Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
7. Загадки под водой и под землей (6 ч).
Что такое ракушка-прилипала?
Как передвигается осьминог?
Что такое насекомоядные растения?
Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?
Может ли вода течь в гору?
Почему некоторые животные выглядят как растения?
8. Животные-рекордсмены (1 ч).
Интересные сведения о животных и их особенностях
9. Заключение (1 ч)
Что мы узнали и чему научились за год
3 год обучения (34 ч.)


Введение (1 ч)
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор ос­новных тем курса. Романтика научного поиска, радость путеше­ствий и открытий.
1. Тайны за горизонтом (4 ч).
Атлантида - сказка или реальность. (2ч.)
Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря?
Что такое семь чудес света?
Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).
Что такое ледниковый период?
Как нашли ископаемого мамонта?
Что такое меловые отложения?
Голубые киты - миф или реальность?
Что такое сухопутный крокодил?
3. Тайны камней (4 ч).
Дальмены - что это?
Откуда взялись статуи на острове Пасха?
Почему нефрит называют национальным камнем Китая?
Откуда взялись алмазы?
Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
4. Загадки растений (5 ч).
Какой цветок обманывает пчёл? Какой цветок плохо пахнет?
Чем «стреляет огурец? Какие семена умеют плавать?
Что такое грибы? Почему «пылит» гриб-дождевик?
Какие растения похожи на камушки? Каким растениям обязательно нужна компания?
Какое растение имеет собственный бассейн? Какое растение душит в своих «объятиях»?
5. Эти удивительные животные (3 ч).
Как животные сажают растения?
У каких животных скелет снаружи? Какие животные «нюхают» языком?
Как летучие мыши видят в темноте? У какой птицы глаза на затылке?
6. Планета насекомых (4 ч).
Что делают летом пчёлы?
Какое растение питается насекомыми? … обманывает мух?
Насекомые - вредители.
Опасные насекомые.
Загадки под водой и под землей (6 ч).
Земля круглая … или не совсем? Из чего состоит Земля?
Какие горы «дышат» огнём? Живут ли люди на вулканах?
Землетрясение. Отчего происходят землетрясения?
Что такое зал свечей? Чем сталактиты отличаются от сталагмитов?
Какой лес растёт в море?
Какая рыба умеет лазить по деревьям?
8. Необычные животные (1 ч).
Интересные сведения о животных и их особенностях.
9. Заключение (1 ч)
Что мы узнали и чему научились за год.
4 год обучения (34 ч.)


Введение (1ч)
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор ос­новных тем курса. Романтика научного поиска, радость путеше­ствий и открытий.
1. Тайны за горизонтом (4 ч).
Географические открытия в древности.
Путешествие Марко Поло.
Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука.
Покорение Север­ного и Южного полюса. Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).
Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).
Движение материков.
Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.
Как изучают прошлое Земли.
Картины развития жизни на на­шей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого. (2ч)
3. Тайны камней (4 ч).
Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека.
Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты.
Загадки янтаря и жемчуга.
Обыкновенное чудо - соль.
Практические работы: рассматривание образцов (кремень, ян­тарь, каменная соль и т. д.).
4. Загадки растений (5 ч).
История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др.
Родина комнатных растений.
Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др.
История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов.
Интересные особенности и необычное применение рас­пространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).
Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзоти­ческими растениями.
5. Утконос и компания (3 ч).
История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др.
Тайна озера Лох-Несс.
Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» ле­тучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).
6. Планета насекомых (4 ч).
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.
Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук.
Скарабей - священный жук древних египтян.
Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых.
Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
7. Загадки под водой и под землей (6 ч).
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы.
История открытия гигантского кальмара.
Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».
Жизнь в темных глубинах океана.
Загадочный мир пещер.
8. Что такое НЛО? (1 ч).
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
9. Заключение (1 ч)
Что мы узнали и чему научились за год.

Список литературы:


1.Акимушкин И. Мир животных. М., 1971. 2.Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с. 3. Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1989. 34 с. 4. Воробьева И. А. Язык Земли. Новосибирск, 1973. 152 с. 5. Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976. 6. Григорьев А. Г. Секретные заложники. Томск, 1996. 241 с. 7. Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987. 8. Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю - отгадай! Новосибирск, 1972. 9. Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996. 10. Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998. 11. Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. 12. Ярославль, 1998. 256 с. 13. Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо - всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998. 14. Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007. 15. Они должны жить. Птицы. М., 1984. 16. Осокин Е. В. Северная книга. Томск, 1993. 17. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М., 19 18. Редкие и исчезающие виды растений и животных Томской области. Томск, 1984. Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976. 19. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990.


© 2010-2022