- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема: «Дикие и домашние животные»
Тема: «Дикие и домашние животные»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хилько Н.Г. |
Дата | 25.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КГУ «Средняя школа №3 города Курчатова»
Составила:
учитель начальных классов
Хилько Н. Г.
Апрель
2015 г.
Тема: «Дикие и домашние животные»
Тип урока: Изучение нового материала
Цель: Знакомство с характерными признаками диких и домашних животных. Развитие умения анализировать, сравнивать, находить сходства и отличия. Воспитывать интерес и позитивное отношение к природе.
Задачи:
-
расширить представления учащихся о диких и домашних животных,
-
учить выделять существенные признаки;
-
развивать познавательный интерес, воображение, логическое мышление;
-
воспитывать бережное отношение к животным.
Ход урока
I. Орг. момент.
1. Эмоциональный настрой.
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садимся поудобнее -
Начнём скорей урок.
2. Проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
1. Опрос домашнего задания. Стратегия «Ромашка Блума»
- О чём вы читали дома?
- У нас на доске выросла Ромашка Блума, которая поможет.
1-ый вопрос: Простой вопрос: Кто? Что? Где? Когда? Откуда?
Где обитают животные? (на земле, в воздухе, в воде)
2-ой вопрос: Уточняющие вопросы.
Какая окраска помогает животным выживать и охотиться? (маскирующая окраска)
3-ий вопрос: Интерпретационный вопрос (объясняющие вопросы: Почему? Зачем? А как вы думаете?).
Для чего животным маскирующая окраска? (Для того, чтобы не стать лёгкой добычей врага.)
4-ый вопрос: Творческий вопрос
Что бы изменилось бы в жизни животных, если бы они не маскировались?
5-ый вопрос: Оценочные вопросы.
Оцените поступок людей, которые убивают животных, чтобы одеть на себя норковую шубу, шапку, дорогие сапоги?
6-ой вопрос: Практический вопрос.
Как вы думаете, нужна ли маскирующая окраска сильным и ловким животным, например тигру?
2. Деление на группы.
1-ая группа: Птицы: петух, сорока, пингвин, страус
2-ая группа: Рыбы: карась, щука, сом, лещ.
3-ья группа: Насекомые: бабочка, стрекоза, кузнечик, сверчок.
4-ая группа: Млекопитающие: белка, кролик, кошка, корова
5-ая группа: Земноводные: лягушка, жаба, тритон, саламандра.
6-ая группа: Пресмыкающиеся: ящерица, змея, крокодил, черепаха.
III. Основная часть.
1. Стадия вызова. Игра «Засели домик»
Учащимся выдаются карточки с названиями животных, которых они должны разделить на 2 группы (по подъездам): корова, поросёнок, петух, кролик, курица, лошадь, тигр, слон, медведь, жираф.
Учащиеся делят этих животных на домашних и диких.
- На какие две группы разделили животных? Обозначьте их.
- Как вы думаете, какая тема урока сегодня?
2. Работа с новой темой.
Работа над новой темой делится на 2 этапа. 1-ый этап: «Дикие животные»; 2-ой этап: «Домашние животные». При презентации групповых работ заполняется таблица.
Дикие
Домашние
Жилище
Питание
Потомство
Вывод
1) 1-ый этап.
А) Работа с дополнительным источником.
- Читая статью, найдите ответы, как дикие животные строят свои жилища, как питаются, выводят потомство, приспосабливаются к среде обитания.
Большинство животных проживают в лесах. Они получили название "дикие звери". Многие из них - это опасные животные, хищники, объекты охоты и разведения. Но всех их объединяет одна цель - выживание, за которую они постоянно борются. Главным отличием диких животных от домашних является то, что дикие животные - сами добывают для себя пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство. К диким животным, обитающим в наших лесах, относятся - белка, волк, медведь, лось, дикий кабан, заяц и многие другие.
На сегодняшний день животный мир с каждым днем становится все меньше, что связано с его целенаправленным уничтожением в разных целях, а также с разрушительными воздействиями человека на среду обитания. Поэтому главной целью человечества является охрана зверей, которая поможет сохранить их численность. Многие виды, ставшие уже редкими, внесены в Красные книги всех государств.
Работа в группах 10 мин. Презентация работ по 1 мин.
Б) Заполнение таблицы.
Дикие
Домашние
Жилище
Строят сами
Питание
Добывают сами
Потомство
Заботятся сами
Вывод
Не зависят от человека
- О чём вы ещё узнали из этой статьи?
2) Физ. минутка
3) Игра «Четвёртый лишний»
- Как вы думаете, сразу ли домашние животные были домашними?
4) Стадия вызова для перехода на второй этап.
- А вот как появились домашние животные, нам расскажет Бельская Снежанна.
5) Выступление с презентацией «Как появились домашние животные?» ученицы с опережающим заданием.
- Как вы думаете, следующий этап урока будет посвящён ...?
6) 2-ой этап
А) Работа с учебником
- Читая статью о домашних животных в учебнике на странице 102, докажите почему они относятся к домашним.
Работа в группах 10 мин. Презентация работ по 1 мин.
Б) Заполнение таблицы
Дикие
Домашние
Жилище
Строят сами
Строит человек
Питание
Добывают сами
Даёт человек
Потомство
Заботятся сами
Помогает человек
Вывод
Не зависят от человека
Зависит от человека
7) Составление определений.
- Какие животные называются дикими? (Дикие животные живут в лесах, полях, на лугах. Живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилище, ухаживают за своим потомством.)
- Что вы можете сказать о домашних животных? (Домашних животных содержат люди - кормят, ухаживают, оказывают медицинскую помощь, строят им жилища, заботятся о потомстве.)
IV. Закрепление (зависит от времени)
1 - ый вариант:
Игра «Построй домик»
- Я задаю вопрос, а вы должны ответить. Если вы отвечаете правильно, то рисуете стенку домика. Побеждает та команда, которая быстрее дорисует домик.
-
Из чего состоит горб у верблюда? (Из жира).
-
Родилась в воде, а живет на земле? (Лягушка).
-
Летает ли пингвин? (Нет).
-
Кого называют хозяином полярного края? (Белого медведя).
-
У какого домашнего животного зубы растут всю жизнь? (У кроликов).
-
Как называют детеныша овцы и барана? (Ягненок).
-
Кем в будущем станет головастик? (Лягушкой).
-
Кто такой гиппопотам? (Бегемот).
-
Какое животное больше похоже на человека? (Обезьяна).
-
Какие ноги у жирафа длиннее, передние или задние? (Одинаковые.)
-
Какое животное обладает сильным голосом? (Крокодил.)
-
Какие звери летают? (Летучие мыши.)
-
Умеют ли слоны плавать? (Да. Они хорошо погружаются в воду, выставив хобот над поверхностью.)
-
Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы.)
-
Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)
-
Самые крупные ящерицы. (Вараны.)
-
Самые крупные пресмыкающиеся. (Крокодилы.)
-
Самое полезное животное в мире. (Червяк.)
-
Самое древнее домашнее животное. (Гусь.)
-
Самое крупное животное в наших лесах. (Лось.)
-
Самый маленький зверек. (Землеройка.)
-
Самое длинноногое животное. (Жираф.)
-
Самая крупная морская птица. (Альбатрос.)
-
Самое прожорливое насекомое. (Стрекоза.)
-
Какое лесное животное появляется в полях, когда начинают поспевать овес и кукуруза? (Медведь.)
-
У какого лесного зверя зимой появляются детеныши? (У медведей.)
-
Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
-
Кто быстро бежит в гору, а с горы - кубарем? (Заяц.)
-
Шкура, какого хищного животного покрыта полосками? (Шкура тигра.)
-
Кто к зиме собирается в стаи? (Волки.)
-
Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом? (Белке.)
-
Какой зверек спит под своими ушами? (Заяц.)
-
Какие звери летают? (Летучие мыши и белки-летяги.)
-
Кто зимой - белый, а летом - рыжевато-коричневый? (Заяц-беляк.)
-
Какого зверя называют шатуном? (Медведя, который зимой проснулся, называют «медведь-шатун».)
-
Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)
-
Дикое, обычно хищное, животное. (Зверь.)
-
Царь зверей. (Лев.)
-
Король пустыни. (Верблюд.)
-
Самое крупное животное в мире. (Синий кит.)
-
Самое крупное животное на суше. (Слон.)
-
Животное символ хитрости и ловкости. (Лиса.)
-
Гиппопотам по-другому. (Бегемот.)
-
Самое высокое животное на Земле. (Жираф.)
-
«Разлинованная» лошадка. (Зебра.)
-
Главная особенность этою животного - рог на лбу. (Носорог.)
-
Самый известный строитель плотин. (Бобр, или бобер.)
-
Серый, страшный и злой. (Волк.)
-
Подземный слепой житель. (Крот.)
-
Животное с самой отвратительной репутацией. (Крыса.)
-
Самое колючее животное. (Еж.)
-
Самый неуклюжий и косолапый. (Медведь.)
-
Самое пугливое, кроткое животное. (Заяц.)
-
Детеныш белого медведя. (Умка.)
-
Так еще называют енота. (Полоскун.)
-
Гигантская ящерица, хищник. (Варан.)
-
Маленький грызун, способный забить в защечные мешки полстакана семечек. (Хомяк.)
-
Пушной зверек, который живёт в дупле. (Белка.)
-
Не любит красной тряпки. (Бык.)
-
Великан с могучими рогами, сохатый. (Лось.)
-
Большая пятнистая кошка с кисточками на ушах. (Рысь.)
- Молодцы!
2 - ой вариант:
Стратегия «Ромашка Блума».
1-ый вопрос: Простой вопрос: Кто? Что? Где? Когда? Откуда?
На какие две группы мы сегодня делили животных? (домашние и дикие)
2-ой вопрос: Уточняющие вопросы.
Чем домашние животные отличаются от диких?
3-ий вопрос: Интерпретационный вопрос (объясняющие вопросы: Почему? Зачем? А как вы думаете?).
Как вы думаете, ребята, кому из животных живётся труднее: диким или домашним?
4-ый вопрос: Творческий вопрос
Как же должны люди относятся к животным?
5-ый вопрос: Оценочные вопросы.
Что может сделать полезного человек для диких животных?
6-ой вопрос: Практический вопрос.
Чем платят животные людям за их любовь, ласку, внимание?
V Итог урока
- На какие две группы мы сегодня научились распределять животных?
- Почему одних животных мы называем домашними, а других - дикими?
- Чем отличаются дикие и домашние животные?
- Могут ли дикие животные стать домашними, а домашние - дикими?
VI. Рефлексия.
- Понравился ли вам сегодня урок?
- Как бы вы оценили свою работу?
- Закрасьте смайлика, который соответствует вашему настроению.
- Если вам понравился урок, и вам было все понятно. Закрасьте самого весёлого смайлика.
- Закрасьте первого смайлика, те, которые, что-то не поняли и испытывали затруднения при выполнении заданий.
- Если вам была понятна тема урока, но при выполнении задания вам потребовалась помощь одноклассников. Вы закрасьте задумчивого смайлика.
- Но, а если вам не понравился урок и вы не поняли, о чём была речь, то ваш смайлик самый грустный.
VII. Домашнее задание.
Стр. 101 - 103 читать, пересказывать, отвечать на вопросы.