Авторская программа внеурочной деятельности Мир вокруг меня (социальное проектирование)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Содержание 1.Паспорт программы……………………………………………………….. 2-4 2.Пояснительная записка…………………………………………………… .5-13

2.1 Актуальность программы……………………………………………. 5-6

2.2 Основные принципы, положенные в основу программы…………. 6-7

2.3 Виды социальных проектов………………………………………… 7-8

2.4 Планируемые результаты……………………………………………. 9-10 3.Этапы работы над проектом……………………………………………… 10-14

4. Пример работы над проектом «Память»………………………………. 15

5. Паспорт проекта «Вторая жизнь книги»…………………………………16-17 6.Тематический план (2-4 классы)………………………….......................18-20 7. Рефлексия…………………………………………………………………… 21 8. Литература…………………………………………………………………... 21







Паспорт программы

Наименование программы

«Мир вокруг меня» (социальное проектирование).

Данная программа разработана в рамках социального направления внеурочной деятельности

Основной разработчик программы

Тащакова Марьям Ряшитовна,

учитель начальных классов

МБОУ Гимназии №3 г.о. Самара

Основные исполнители программы

Классный руководитель, классный

и родительский коллективы.

Цели программы

Создание условий для социальных проб личности.

Задачи программы

  • Организовать совместное творчество на основе совместной распределенной деятельности как на уроке, так и вне его.
  • Развивать рефлексивное мышление ученика.
  • Создавать реальный социальный «продукт».
  • Содействовать гармоничному развитию личности школьника.
  • Способствовать социальному воспитанию учащихся.
  • Воспитание у детей толерантности.

  • Повышать степень самостоятельности, инициативности учащихся.
  • Развивать исследовательскую и творческую деятельность.

Принципы построения программы

  • возрастная адекватность;

  • научная обоснованность;

  • практическая целесообразность;

  • динамическое развитие и системность;

  • необходимость и достаточность предоставляемой информации;

  • модульность структуры;

  • вовлечение в реализацию программы родителей учащихся;

  • социально - экономическая адекватность.

Формы и методы реализации программы Экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, школьные, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, самоанализ и самооценка, наблюдения.

Ожидаемые результаты

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Сроки реализации

Период обучения в начальной школе

(со2 по 4 класс)

Методические ресурсы

Школьный врач, социальный педагог, зам. директора по УВР, классный руководитель, учитель физкультуры, воспитатель ГПД, библиотекарь.

Материально-технические ресурсы

Спортивный зал, спортивная площадка, , медицинский кабинет, библиотека, столовая, типография, школьное телевидение.

Информационные ресурсы

Современная информационная техника (рабочее место учителя, локальная сеть и интернет).













Пояснительная записка

Актуальность программы

Внеурочная деятельность - это проявляемая вне уроков активность детей. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования учащихся младшего школьного возраста. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Актуальность проблемы рассматривается в Законе Российской Федерации «Об образовании», в котором подчеркивается «необходимость обеспечения самоопределения личности, создание условий для самореализации». В каждой личности ребенка заложено позитивное начало, предназначение которого направлять человека по пути его самореализации. Младший школьный возраст - это ступень личностного становления ребёнка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя. Уже в начальной школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося, так как ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально- ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

Проектная деятельность развивает обучающихся, дети учатся сами добывать знания, им интереснее самим узнавать что-то новое, чем получать готовые знания, и не менее увлекательно самим что-то создавать.

Формирование гражданско-нравственной позиции личности младшего школьника, на наш взгляд, лучше и успешнее всего реализуется через организацию и проведение социальных проектов. Ребенок с его рождения включается в две системы отношений: отношения со взрослыми и отношения с детьми (сверстниками, старшими и младшими). Эти системы сохраняются и в школе. Отношения с родителями переносятся на начальном этапе на взаимодействие с учителем. Сотрудничество со сверстниками повышает качество освоения знаний и даёт более высокие показания в развитии рефлексивного мышления ученика, умения оценивать свои возможности и отделять область знания от незнания, что чрезвычайно важно для становления у него мотивации развития. Такая деятельность является более продуктивной и помогает в плане социализации личности. Социальное проектирование - технология социального воспитания учащихся. Проектирование можно отнести к метапредметным технологиям, в которых собраны полученные знания всех школьных предметов. Ребятам, в процессе обучения по программе, необходимы знания практически из всех областей: истории, русского языка, математики, окружающего мира, литературы. Потому что социальные проекты могут решать различные проблемы: от маленькой книжки для первоклассника до помощи пожилому человеку.


Курс программы «Мир вокруг меня» (социальное проектирование) в начальной школе рассчитан на три года обучения для 2-4 классов. На освоение программы отводится по 34 часа в год. Данная программа реализуется через внеурочную деятельность.


Основные принципы, положенные в основу программы:

1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.

2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся - одноклассников, родителей, знакомых.

3. Работа по проекту является исследовательской.

4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий.

5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.

6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.

7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.

8. Принцип обратной связи. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах.

9. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру. При отборе содержания и видов деятельности детей учитываются интересы и потребности самих детей. Социальное проектирование включает школьников в социальное творчество - добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, другими людьми. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. Если школьнику предварительно задали то, к чему он должен прийти, и он не может ничего изменить, то для него проектирования нет. Он может программировать свои шаги, составлять план исполнения, но проектировать в таком случае он ничего не будет.
Социальные проекты строятся на основе таких ценностных ориентиров, как: 1.Коммуникабельность - лёгкость вступления в общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия. 2.Предприимчивость - способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практичностью, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск; 3.Самостоятельность - независимость, возможность проявления своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;


Виды социальных проектов: 1. Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике); например, обустройство близлежащего двора. 2. Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории); например, изучение влияния автомобилей на жизнь людей. 3. Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации); например, проект «Выборы совета класса». 4. Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.); 5. Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

6. Особая роль в организации социальной деятельности младших школьников отводится коллективным творческим делам (КТД). В основе идеи заботы - развитие нравственной позиции личности, социальной активности и внимания, потребности к изменению окружающего мира и саморазвитию.

Контроль образовательных результатов : результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. Используется технология «Портфолио».

Участники программы: учащиеся класса, учащиеся других классов, педагоги, социальные работники, работники библиотек, музеев, родители.

Роль учителя:

-помогает ученикам в поиске нужных источников;

-сам является источником информации;

-координирует весь процесс;

-поощряет учеников;

-поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Правила успешности проектной деятельности:

-В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

-Команды не соревнуются.

-Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.

-Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

-Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».

-Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.









Планируемые результаты

Планируемые результаты реализации программы ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня:

-приобретение школьниками социальных знаний, знание социальных норм;

-понимание социальной реальности и повседневной жизни;

-знание правил конструктивной групповой работы;

-знание способов взаимодействия людей;

-знание способов самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня:

-формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества (природе, Отечеству, другим людям);

-формирование позитивных отношений школьника к социальной реальности в целом;

-стремление к коллективной творческой деятельности.

Результаты третьего уровня:

-получение детьми опыта самостоятельного общественно-полезного действия;

-развитие инициативы и самостоятельности младших школьников в решении посильных социально-значимых проблем;

-проектная компетентность (умение предвидеть позитивные результаты социальной деятельности);

-положительный опыт волонтерской деятельности;

-опыт самоорганизации и принятия на себя ответственности за других людей.


С целью выявления актуальной проблемы несложно организовать игру «Сундучок идей». Это может быть коробка, возле которой лежат листочки бумаги и ручка, для того, чтобы каждый из школьников в любой удобный момент мог написать свое предложение, высказать свое мнение или пожелание, а также поделиться тем, что не может или не хочет публично сказать всем. Затем в классе можно организовать дискуссию по широкому кругу предложений, собранных в этом ящике. При выборе проблемы можно также провести экскурсию учащихся по своему району с фотоаппаратом или видеокамерой, которые будут фиксировать приемы неблагополучия, ликвидация которых не потребует глобальных затрат и не затянется по времени. Другой формой выявления насущных проблем может быть анализ материалов массовой информации, который по обилию публикаций может сориентировать школьников на изучение серьезной задачи, которая до сих пор пока не решается на данной территории.

Этапы

работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Погружение в проект

Цель - подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

- определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

- создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

• проблему проекта;

• сюжетную ситуацию;

• цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

2. Планирование деятельности

Цель - пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

- определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

- установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

- распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

• распределить роли в группах;

• спланировать деятельность по решению задач проекта;

• продумать возможные формы презентации результатов проекта;

• продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:

• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе;

• планирование работы;

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель - разработка проекта.

Задачи:

- самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

- промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

4. Оформление результатов

Цель - структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

- анализ и синтез данных;

- формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

5. Презентация результатов

Цель - демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

- подготовка презентационных материалов;

- подготовка публичного выступления;

- презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

• обобщает и резюмирует полученные результаты;

• подводит итоги обучения;

• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задач;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденный способ решения проблемы;

• рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Для того чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта, понадобится несколько фронтальных занятий.

Подготовка к занятиям

Для проведения тренировочных занятий уместно использовать карточки с символичными изображениями этапов:

  • выбрать тему;

  • подумать;

  • спросить у другого человека;

  • получить информацию из книг;

  • понаблюдать;

  • посмотреть по телевизору;

  • провести эксперимент;

  • обсудить в группе;

  • подведение итогов, оформление результатов;

  • представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта ;

  • презентация проекта

Пример работы над проектом «Память»

Актуальность проекта

Актуальным является идея сохранения воспоминаний о событиях Великой Отечественной войны для современного и будущего поколений, освещение судеб земляков, участников и свидетелей, героических и трагических страниц Великой Отечественной войны.

Цель проекта:

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание, повышение социальной активности и гражданской ответственности через непосредственное общение с ветеранами, передачу ими личных ощущений и жизненного опыта людей, прошедших войну;

Задача проекта: Организация социально-значимой общественной деятельности школьников.

Адресная направленность: Проект рассчитан для учащихся 3-4 классов, которые способны реализовать данную идею за 2014-2015 гг.

Социальные партнеры проекта.

В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве которых выступают учитель, ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла.

Проект предполагает:

Проведение работы по выявлению проблем ветеранов, оказание посильной помощи, поздравление ветеранов.
Реализация программы позволит придать социальную значимость понятиям: национальная гордость, патриотизм, историческая память, гражданский долг.

Этапы реализации проекта

1 этап - проектный

  • Знакомство учащихся с идеями проекта.

  • Планирование работы.

2 этап - практический

  • Выявление проблем ветеранов.

  • Оказание помощи.

  • Поздравление ветеранов.

3 этап - рефлексивно-обобщающий

Рефлексивный классный час.

Финансирование. Спонсорская помощь родителей.

Смета расходов.

Паспорт проекта «Вторая жизнь книги»

Актуальность проекта. Важное место в образовательном и воспитательном процессах школы занимает библиотека. Детская библиотека является исключительно адаптивным социокультурным институтом. Библиотека связана с общекультурными и просветительскими традициями России. Дети нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как свое собственное детское.
В образовательном учреждении есть возможность, используя все имеющиеся ресурсы, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды носителей информации, отвечающую его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Основная идея - интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение, просветительскую деятельность.

Цель проекта: способствовать приобщению детей к культурному наследию своего народа, к его нравственным, эстетическим ценностям.

Задачи проекта:

  • создать условия для привлечения школьников к социально-активной жизни;

  • проведение просветительской, исследовательской и агитационной деятельности, направленной на пропаганду среди учеников класса и школы культурных ценностей.

  • организацию волонтёрской деятельности в образовательном учреждении, городской библиотеке №14 Самарского района г.о. Самара.

Адресная направленность:

Проект рассчитан для учащихся 2-4 классов, которые способны реализовать данную идею за 2013-2015 гг.

Проект предполагает:

Проведение волонтёрским отрядом совместных мероприятий с социальным партнёром - библиотекой.
Работу волонтёрского лекторского отряда в образовательном учреждении.

Социальные партнеры проекта.

В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве которых выступают учитель, родители, библиотекарь лицея, сотрудники городской детской библиотеки №14 и др.

Прогнозируемые результаты:

участники проекта осознают в процессе деятельности его социальную значимость, что повысит уровень сознательного поведения,
развитие и саморазвитие ребенка через приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре;
усвоение ценности чтения и книги; формирование информационной культуры личности;

Этапы реализации проекта

1 этап - проектный

  • Знакомство учащихся с идеями проекта.

  • Создание добровольческого волонтёрского отряда.

  • Налаживание связей с библиотекой.

  • Планирование работы.

2 этап - практический

  • Организация празднования Международного дня школьных библиотек.

  • Конкурс чтецов.

  • Книжная ярмарка (обмен книгами).

  • Конкурс «Суперобложка для любимых книжек своими руками».

  • Конкурс книжных закладок.

  • Передвижная книжная выставка.

  • Работа волонтёрского отряда в библиотеке.

  • Проведение библиотечных уроков для учеников 1-х классов.

3 этап - рефлексивно-обобщающий

  • Обобщение результатов проектной деятельности.

  • Определение перспектив развития.


Тематика социальных проектов

Название

Класс

Цель

Задачи

Актуально

сть

Школьный консультационный пункт.


2-4

Помощь в дополнительных занятиях с отстающими.

создать условия для привлечения школьни-ков к социаль-но-активной жизни

Необходимость обеспечения самоопределения личности, создание условий для самореализации

Газета для всезнаек.


2-4

Подготовка и выпуск газеты для первоклассников с развивающими заданиями, детскими произведениями для чтения.

Акция «Уважение»

2-4

Подготовка подарков ко Дню пожилого человека.

Фильм о школе

2-4

Подготовка к юбилею школы.

«Мы верим в чудеса!»

2-4

Подготовка и проведение развлекательной программы, украшение кабинета и изготовление подарков, а также других «предновогодних чудес» для учащихся 1 класса и дошкольников.

«Любимые мамины глаза»


2-4

Подготовка и проведение праздничного концерта , посвященного Дню матери России.


«Дети в стране чудес!»

3-4

Подготовка и проведение игры «Интеллектуальный марафон» для учащихся 2-3 классов.


«Встречаем Новый год!»

2-4

Подготовка и проведение ярмарки для сбора средств для детского дома и онкологических больных.

Необходимость обеспечения самоопределения личности, создание условий для самореализации

«Красота осени».

2-4

Подготовка и проведение осеннего праздника. Выставка поделок.

«Зимняя сказка».

2-4

Подготовка и проведение праздничной ёлки в детском доме.

Активная перемена

2-4

Подготовка игротеки и проведение подвижных игр на переменках.

«Утомленные мусором»

2-4

Подготовка и проведение экологического десанта.

«Фестиваль детских игр»

2-4

Подготовка каждым классом 2-3 игр для ознакомления с детьми других классов.

«Укрась кусочек планеты»

2-4

Весенняя посадка растений вместе с родителями.

«Я - житель планеты Земля»

2-4

Проведение благотворительной ярмарки для сбора средств для зоопарка. Школьное телевидение

3-4

Подготовка репортажей.

«Осторожно, дорога»

2-4

Проведение занятий по правилам дорожного движения.

Знание ПДД для безопасности движения





«Память»

2-4

Проведение работы по выявлению проблем ветеранов, оказание посильной помощи, поздравление ветеранов.

Организация социально-значимой общественной деятельности школьников.


является идея сохранения воспоминаний о событиях Великой Отечественной войны для современного и будущего поколений, освещение судеб земляков, участников и свидетелей, героических и трагических страниц Великой Отечественной войны.


«Вторая жизнь книги»

2-4

Способствовать приобщению детей к культурному наследию своего народа, к его нравственным, эстетическим ценностям.

организация волонтёрской деятельности в образовательном учреждении, городской библиотеке №14 Самарского района г.о. Самара.


Создать среду развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды носителей информации, отвечающую его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.


Рефлексия направлена на осознание пройденного пути и может осуществляться не только в конце проекта, но и на любом его этапе. Используется для выявления уровня осознания содержания выполненного. Одним из наиболее эффективных приемов является прием «незаконченное предложение», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, актуализировать полученные ранее знания и социальный опыт:

  1. при работе над проектом я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось…
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…

Для того, чтобы закончить работу над проектом на положительной ноте, можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент», в котором учащиеся оценивают творческие работы друг друга. Можно предложить учащимся сделать краткие записи - обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д. Такой вариант дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Таким образом, результатом реализации программы курса «Социальное проектирование» должна стать позитивная активность школьников, причём не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»).

Литература

1. Баранова И.В. и др. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. М., 2010

2. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2010.

3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2009.

4. Курамшина О.Н., Железкина А.М. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы. М., ВАКО, 2011.

5. Лопатина А., Скрябцова М. Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми младшего и среднего возраста. М., 2011.


Программа внеурочной деятельности:



«Мир вокруг меня»

(социальное проектирование).


2-4 классы



Автор: Тащакова Марьям Ряшитовна, учитель начальных классов МБОУ Гимназии №3 г.о. Самара


Самара, 2014

22


© 2010-2022