Поделитесь с коллегами:
Разработка уроков
математики 2 класс
По теме:
«Устное сложение и вычитание
с переходом через разряд.»
Подготовила: учитель начальных
классов Макеевского УВК №49
« Надежда»
Кравченко Валентина Анатольевна.
Макеевка 2015 г.
У-М Тема: « Устное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом -1.- через разряд». Цель урока-игры: Повторить изученные ранее случаи сложения и вычитания двузначных чисел; познакомить учащихся с темой раздела» Устное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд»; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи; развивать мышление; воспитывать интерес в изучении математики; чередовать во время урока виды деятельности, следить за выполнением санитарно-гигиенических требований. Оборудование: Слайды, таблица-справка « Русский алфавит», карточки с заданиями. Ход урока.
- Организация класса. Весело звенит звонок -
Начинается урок. Не ленитесь, не зевайте Быстро всё соображайте! - Активизация знаний.
Учитель: Сегодня мы с вами превратимся в искателей сокровищ. Для этого нужно пройти математический лабиринт. Задания «Математического лабиринта». Пройдя лабиринт, начерти в тетради квадрат, длинна стороны которого, в сантиметрах вы узнали. Это и будет карта будущего маршрута .
… + 6
3 + 4
... + 2
?
… - 8
… - 42?
Чему равна длина стороны квадрата? (3 см) Карта у нас есть. Шаг за шагом идём искать сокровища.
- Сообщение темы и цели урока.
- Восприятие и осознание нового материала.
Игра «Расшифруй записку.» Действуйте по алгоритму. Алгоритм: - Реши примеры.
- Вставь букву под соответствующую цифру.
- Прочитай записку.
Дети читают записку. Разделиться на команды. Игра « Найди след . » У каждой команды свой цвет следа. Передвигаются команды только по своим следам. Задания для команд: -2- Команда 1. Команда 2. 1.Их сумма равна 9. Обведи их. 1. Их сумма равна 8. Обведи их. ( 5 и 2, 4 и 5, 7 и2, 3 и7) ( 2 и 6, 5 и 3, 6 и 3, 4 и 4 ) 2. Разность равна 9. Найди и обведи. 2.Разность равна 8. Найди и ( 12 и 4, 11 и 2, 15 и 8, 17 и 8 ) обведи их. (13 и 5, 18 и 9,15 и7) - Одно из этих чисел больше 48. 3.Одно из этих чисел больше
Обведи ( 49, 46, 48) 85. Обведи ( 79, 93, 56) Идя по «следам» дети вслух называют ответы. Читая ответ последнего задания, находят записку. Команда 1. (В шкафу в шкатулке.) Команда 2. ( На столе в книге сказок.) Задания для команд. Команда1. Команда2. - Вычисли выражения, пользуясь переставным свойством сложения.
50 +6 + 10 +6 = 20 +4 +50 +3 = 30 +5 + 40 +7= 50 +5 +20 +8= - Вычисли сумму.
27 + 68 = 39 + 43 = 20 7 60 8 30 9 40 3 Читают записку . « Физкультминутка.» - Реши задачу.
1.команда. 2 команда. Отец оставил 3 сыновьям 95 овец. Ювелир завещал своим дочерям 16 Старшему 35 овец, среднему и драгоценных камней, слитков серебра Младшему, разделитьоставшееся - на 17 больше, чем каменьев, а слит- поровну. По сколько животных ков золота - на 20 меньше, чем сере- получили братья ? бра. Сколько слитков золота, серебра получили сёстры? ( После анализа условия задачи и составления плана, дети пишут её решение.). Решение:1.95 - 35=60(ов.) Решение: 1.16 + 17= 33 (сл.) серебра. 2.60 : 2 =30 (ов.) 2.33 - 20 =13 (сл.)золота. 4.Закрепление материала. Работа в парах. (№ 270, 271 учебник с.47) Самопроверка по образцу на слайде. -3- Учитель подводит итог игры: « Ученики научились устно складывать и вычитать двузначные числа, с переходом через разряд.» Дети достают листочки под номерами из « волшебной» шляпы. Составляют Предложение и читают: « Нет большего сокровища, чем знания!» - Релаксация.
- Что вам понравилось на уроке? - Что показалось сложным? - Оцените свою работу на уроке. 5. Домашнее задание: № 268, 271 с. 47 учебник. Индивидуальные задания: № 5, с. 46 учебник. - Итог урока:
-Что вас заинтересовало на уроке ? -Что показалось сложным ? -Как вы оцениваете свою работу на уроке ? Дополнение.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч ______________________________________________________________ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 26 27 28 29 30 31 32 33
С-П -4- Урок открытия новых знаний. Тема: приёмы устного сложения двузначных чисел для решения задач и выражений. Движение в противоположном направлении. Цель: Совершенствовать умение учащихся складывать двузначные числа устно; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать основами логического мышления; строить высказывания , аргументированно вводить свою точку зрения; развивать навыки содружества с одноклассниками, воспитывать чувство товарищества. Оборудование: сигнальные карточки, слайды с заданиями для устного счёта, компьютер, проектор, экран Ход урока. - Организация урока.
- Мотивация. Вы накрепко усвойте, дети:
Всем следует в счёте искусными быть, Не то без уменья, считать, вы поймёте, Вам будет непросто на свете прожить. На доске эпиграф: «С малой удачи, начинается успех». - Ключевое слово в этом высказывании ? (Успех.) -Что нужно для удачной работе на уроке? -Смелее идите вперёд, не стойте на месте. Что не сделаешь один, сделаем все вместе. 3. Сообщение темы и цели урока. 4. Активизация новых знаний. Устный счёт. Путешествуем по Вселенной. Садимся в ракету и летим. 13+18Решение круговых примеров. ЗЕМЛЯ
87+12
64+17
31+19
50+14
-5- 5. Ознакомление с задачами на движение в разных направлениях. Задача 1. Два котика начали движение по дорожке. Первый котёнок пробежал на 24 метра и остановился, второй пробежал в противоположную сторону 15 метров, остановился. Чему равно расстояние между ними ? 15 м 24 м 24 +15 =39 (м) ?м Ответ: 39 метров. Составление плана решения задачи. 1.)Внимательно прочитай задачу. 2.)Составь условие задачи. 3.)Выясни способ решения задачи. 4.)Составь выражение. 5.)Запиши выражение.
- Физкультминутка.
7.Работа в группах. Задача 2. Два мальчика стояли друг от друга на расстоянии 10 м, разошлись в разные стороны. Первый прошёл 15 метров, а второй 16 метров. На каком расстоянии оказались мальчики друг от друга? 15 м 10 м 16 м 15 + 10 + 16 = 41 ( м ) Ответ: 41 метр. ?м - Что общего между этими задачами ? ( В обоих, речь идёт о движении в противоположном направлении.) - Что их отличает? (В первой задаче движение идёт с одной точки в разные стороны, аво второй, мальчики уже находятся на некотором расстоянии друг от друга, в момент движения.) 8. Систематизация и закрепление выученного.
-6- 9. Самостоятельная работа. № 279 с. 48 ( учебник.) Самопроверка. ( Проверь себя. Слайд. ) Посмотрите на экран и подумайте, почему так сгруппирован запись? Найди сумму 20 + а, если а=10, а=17 17+18 24+14 ( Выражение с переменной.) ( Выражение на нахождение суммы.) 10. Работа в паре. Решить выражение с переменной. (Взаимопроверка.) 11. Домашнее задание. № 276 с. 48 и №283 с.49 (учебник ) Индивидуальное задание № 4 с.36, ч. 1 и №2 с. 37ч.1 тетрадь. 12. Итог урока: - Что нового узнали на уроке? -Какая задача показалась вам интересной? - Оцените свою работу.
-7- Оценочно-смысловой урок. Тема: Сложение вида 38+4. Решение задач. Цель: Ознакомление учащихся с приёмами вычислений вида 38+4, совершенствовать вычислительные навыки учащихся; развивать умение решать задачи и делать выводы, опираясь на ранее полученные знания; воспитывать самостоятельность, старательность. Оборудование: слайды с заданиями. Ход урока. - Организация класса.
- Мотивация учебной деятельности.
- Актуализация опорных знаний.
Математический диктант. Увеличьте на 18 - 10 12 15 37 49 78
На слайде правильные ответы. Проверь себя. ( Самопроверка.) 28 30 33 55 67 96 - Самостоятельная работа.
- Вариант. 2- вариант.
18+24 47+47 67-40 33-10 54+28 32+39 42-30 39-32 - Сообщение темы и цели урока.
- Восприятие нового материала.
- Подготовительная работа к изучению нового материала.
-Дополните до 50 числа 38, 35, 37, 34,33. - Найти значение выражения удобным способом. 57+2+3 48+1+2 -Сколько единиц прибавили к 57 ( 3 ) Как прибавляли 5. - Сколько единиц прибавляли к 48 ( 2 ) Как прибавляли 3. 7. Ознакомление с различными приёмами сложения. а) Выполнение задания 286 с. 49 учебник. - К числу 38 прибавить число 4. - Дополните число 28 до 30. Сколько надо прибавить к 28. - Сколько ещё останется прибавить . - Прибавьте к числу 30 число 2. - В виде суммы каких чисел вы бы представили число 3 ( 2 и 1 ) Второй приём сложения ученики самостоятельно рассматривают, выполняя -8-выполняя задания № 287 и 288 ( с.49 учебник) по образцу № 286. 8.Физкультминутка. 9.Систематизация и обобщение материала. Ученики читают текст задачи, выделяют условие и вопрос, называют данные и искомые числа, самостоятельно выполняют краткую запись, составляют план решения. Задача. От мотка проволоки длиной 30 м отрезали в первый раз 7 м, а во второй - 3 м. Сколько метров проволоки осталось ? 1-вариант решения. - Сколько проволоки осталось, когда отрезали 7 м? 30 - 7 =23 (м)
- Сколько проволоки осталось? 23 - 3 = 20 (м)
- вариант решения.
- Сколько всего проволоки отрезали? 7 + 3 =10 (м)
- Сколько проволоки осталось? 30 - 10 =20 (м)
После этого записывают решение и ответы. 10.Решение задач на развитие логического мышления. - На двух руках - 10 пальцев. А сколько пальцев на 10 руках? (100) - В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между ними? (10) 11. Домашнее задание. № 290 и 293 (с.49 учебник), задача 292 (с.49 учебник) -решить двумя способами.( для детей с высоким уровнем математических достижений). 12. Итог урока. - Какие пробелы в своих знаниях вы заметили? - Сможете ли сами преодолеть эти трудности? - Работу кого из одноклассников вы хотите отметить?
Урок адаптивно-преобразующий. Тема: Сложение вида 76 + 4 . Решение задач в два действия. -9- Цель: рассмотреть приёмы на сложение вида 76 + 4; закреплять умение прибавлять числа вида 28 + 59 и 38 + 4; развивать навыки устного счёта, умение решать простые и составные задачи изученных видов по действиями с помощью выражения; воспитывать позитивное отношение к учёбе. Оборудование: сигнальные карточки, слайды с заданиями для устного счёта, карточки для самостоятельной работы. Ход урока. 1.Организация класса. 2.Мотивация учебной деятельности. Для того чтобы, прочитать, что написано под листочками нужно выполнить задания. - Активизация опорных знаний.
Работа в паре. Игра « Найди лишнее.» Выписать те выражения, которые не равны 7. 15 - 8 11 - 3 16 - 9 14 - 7 13 - 6 15 - 7 Проверь себя (Самопроверка.) на слайде. 11 - 3 15 - 7 Объяснение: эти два выражения лишние, потому что ответы у них равны. Открывается первое слово «Повторенье». - Сообщение темы и цели урока.
- Восприятие нового материала.
На слайде выражения : (50 + 8)+2 (30 + 3) +7 К какому числу проще всего прибавить числа 2,7 Почему?(Потому, что при прибавлении восьми к двум, семи к трём получим десять. А число десять просто прибавлять к любому числу, заканчивающемуся нулём.) №295 с.50 учебник. Объяснить, как выполнено сложение чисел 76 и 4. (Дано число 76 в виде суммы разрядных слагаемых: 70 и 6. Удобно 6 +4 (10), а затем сумму прибавить к 70. -Объясните сложение чисел 95 и 5. 6.Физкультминутка. Для того чтобы открыть следующий листок, поработаем в группах. Заполнить таблицу. - Слагаемое 43 36
56 24
75 6 Слагаемое 12
30 9 47 9 8
Сумма
78 94
18
14
Вывесить результаты на доску. (Открывается второе слово «мать».) -10- 7.Творческая работа над задачей. На праздник надули 78 красных шаров, а зелёных - на 12 меньше. Сколько зелёных шаров надули на праздник? -Эта задача решается в одно или в два действия? -Измените вопрос так, чтобы задача решалась в два действия. Дети самостоятельно записывают решение и ответ задачи. На слайде. Проверь себя. (Решение: 78 -12=66 (ш.) 78 -66=12 (ш.) Ответ: на 12красых шаров больше, чем зелёных. Открывается третье слово «ученья». Читаем всё высказывание. «Повторенье - мать ученья.» ( Как вы понимаете это высказывание? ) Дети объясняют высказывание. Вот мы и подошли к домашнему заданию. 8. Домашнее задание. №301 (с.50 учебник, 302 с.51 учебник.) 9. Индивидуальное задание: на сравнение чисел №4, с.38 ч.1 тетрадь. 10.Итог урока. -Всё ли было понятно на уроке? -В решении каких задач вы бы хотели поупражняться?
Урок систематизации и обобщения знаний. -11- Тема: Сложение вида 38 + 52. Задачи на встречное движение. Цель: закрепить выученные приёмы сложения, рассмотреть приём сложения вида 38 + 52,закрепить решение простых задач. Оборудование: сигнальные карточки, слайды с заданиями для устного счёта, карточки настроения, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку. Ход урока. - Организация класса.
- Мотивация.
В начале , мне хочется узнать с каким настроением вы пришли на урок. ( У детей на партах лежат карточки настроения. Дети показывают карточками своё настроение, в начале урока. - Игра» Молчанка».
К числу, написанному в середине цветочка прибавьте числа на лепестках. Учитель показывает число на лепестке, ученики показывают ответы на карточках. - Индивидуальная работа.
- Задания №300 ( с.50 учебник.) 2) №303 (с.51 учебник, верхняя строчка)
- №303 (с.51 учебник, нижняя строчка.)
Фронтальная работа, проводится параллельно с индивидуальной. Запишите в тетради только те, примеры значения которых меньше 40. (Цель: развитие внимания, устного счёта, самостоятельность.) 15 +16 32+8 34+17 25+9 30+12 19 +19 20 + 20 - (Работа в паре.) После того как, ученики выполнили задания, другие проверяют правильность ответов.
- Физкультминутка.
- Восприятие и осознание нового материала.
Работа в мини-группе. Упражнение выполняется с подробным объяснением. №305 (с.51 учебник) №1 (с.39 тетрадь.) №309 (с.51 учебник). - Самостоятельная работа.
Решение задачи №307 (с.51 учебник.) - Физкультминутка.
- Обобщение и систематизация знаний.
Тест. - 28+15 а) 32, б) 43. 2) 26+19 а)45, б)35.
3)39+41 а) 80, б) 79. 4) 77+8 а) 84, б) 85. 5) Определите какая из сумм больше 60+30 или 72+8 а) 72+8 б) 60+30. -12- 6) Реши задачу. У ученика было 26 тетрадей в клеточку и 18 тетрадей в линию. До окончания учебного года ученик использовал 34 тетради. Сколько чистых тетрадей осталось? а)14 б)10. Проверь себя:1. б, 2.а, 3. а, 4.б, 5. Б, 6.б. Поставь себе оценку: 0 ошибок -5, 1 ошибка- 4 , 2 ошибки -3 , 3 ошибки-2. Итог урока. -Какая была тема урока? -С какими трудностями встретились на уроке? -Оцените свою работу. С каким настроением закончили урок покажите.
Контрольная работа. -13- Цель: проверить умение учеников устно выполнять вычисления вида: 38+4, 76+4, 38+52, 27+68; решать составные задачи в два действия; развивать мышление, память; воспитывать ответственное отношение к учёбе. Ход урока. 1-вариант. 1.Реши задачу. В поход пошло 17 мальчиков и 7 девочек. К ним присоединились ещё 5 детей. Сколько всего детей пошло в поход ? 2. Вычисли. 38+56 66+8 45+(18-9) 57+3 39+41 45+(18+9) 3.Найди значение выражения а+36, если а=4, а=20, а=36. 4. Определи, какая из сумм больше. 60+30 или 72+8, 50+9 или 24+6.
- Впиши пропущенные числа, чтобы получить верные равенства
8+22=70 9 ++5=100 *Дополнительное задание. Начертите ломаную из трёх звеньев. Длина первого звена-3см, второго - на 1см больше . Длина всей ломаной - 11см. 2-вариант. 1.Реши задачу. На катке было 46 взрослых и 8 детей. К ним присоединились ещё 9 конькобежцев. Сколько людей стало на катке.? 2.Вычисли. 54+37 79+7 36+(17+9) 48+2 37+43 36+(17-9) - Найди значение выражения 45+Ь, если Ь=6, Ь=30, Ь=4.
4.Определи, какая из сумм больше. 60+20 или 36+14 70+8 или 49+29. - Впиши пропущенные числа, чтобы получилть верные равенства. -14-
7 +13=90 5+ 25=50 *Дополнительное задание.
Начерти ломаную из трёх звеньев. Длина первого звена-8см, а второго-на 2 см меньше. Длина всей ломаной -15см.