- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению Сказка Морозко (2 класс)
Урок по литературному чтению Сказка Морозко (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Эпова О.И. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Неделя: 5 (2 четверть) | День: | Урок 20: литературное чтение | ||||||||||||
Название занятия: | Русская народная сказка «Морозко». | |||||||||||||
Общая цель:
| Познакомить с содержанием русской народной сказки «Морозко»; учить делить текст на части, составлять план; определять вид сказки, ее составные части; развивать навыки выразительного чтения, пересказа, речь учащихся; вовлекая в процесс обучения всех учащихся класса и интегрируя семь модулей Программы. | |||||||||||||
Ожидаемый результат:
| 1. Имеют представление о русской народной сказке «Морозко». 2. Умеют определять вид сказки, ее составные части; делить текст на части, составлять план; выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; оценивают себя и своих одноклассников, работая в больших и малых группах. 3.Используют полученные знания при выполнении заданий и в жизни.. | |||||||||||||
Тип урока: | Урок объяснения нового материала. | |||||||||||||
Задания:
| Работа в группах, деление текста на части, составление плана, словесное рисование, выразительное чтение, пересказ и анализ текста, работа с пословицами, загадками, практические задания в тетради. | |||||||||||||
Источники, оснащение и оборудование, ресурсы: | Маркеры, бумага, стикеры, предметные картинки; раздаточный материал, иллюстрации к сказкам. | |||||||||||||
Ход урока: | ||||||||||||||
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | ||||||||||||
Вводная часть (5 мин)
| 1.Психологический настрой. Я рада видеть каждого из вас Игра «Снегопад». - А со мной, ребята, случилось приключение. По дороге в школу я нашла рукавичку. Как вы думаете, чья она? - Деда Мороза. - Ой, сколько снега набилось! Раздаю снежинки детям. Дети должны собрать свою группу по форме снежинок. - Выберите в группах писаря. | Дети приветствуют друг друга в кругу, настраиваются на урок. Играют в игру. Садятся за столы по группам. Определение писаря. | ||||||||||||
Презентация (15 мин)
| 2.Актуализация прежних знаний. После выполнения каждого задания формативное оценивание «Снеговик». Загадка: Появился во дворе Предлагаю три картинки снеговиков. Если с заданием хорошо справились, прикрепить снежинку на радостного снеговика, не очень хорошо - на грустного, не справились - на растаявшего снеговика. а) Введение в тему -Что такое сказка? -Как отличить сказку от других произведений? -Какие виды сказок вы знаете? -На какие части делится сказка? (Мозговой штурм) - Белая звёздочка с неба упала Мне на ладошку, но не пропала, А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке? (На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, , отвечать на вопросы, сравнивать. В центре - снежинка со словом ХОЧУ. -Это наши желания. - Как вы думаете, какие задачи в ходе урока мы должны выполнить? 1. Иметь представление о русской народной сказке «Морозко». 2. Уметь определять вид сказки, ее составные части; составлять план; выразительно читать, сравнивать героев, давать им характеристики, оценивать себя и своих одноклассников, работая в больших и малых группах. 3.Использовать полученные знания при выполнении заданий и в жизни |
Отвечают на вопросы.
С помощью учителя определяют задачи урока. | ||||||||||||
Основная часть (20 мин)
| 3.Формирование умений и навыков. а) вступительное беседа; Где можешь ты увидеть чудеса? Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса. Природа дарит тайны нам свои. Лишь повнимательней вокруг ты посмотри. А где животные, как люди, говорят? И добрые волшебники там чудеса творят? Ты ответишь без подсказки. Ну, конечно, это … (в сказке) - Сегодня мы отправимся в гости к сказке. Слово «сказка» вызывает у каждого человека (и маленького, и взрослого) приятные чувства, тепло в душе. Как вы думаете, почему? Действительно, с детства мамы, отцы, бабушки и дедушки вводили нас в удивительный мир, в котором добро обязательно побеждало зло. - Ребята, дома вы читали русскую народную сказку. Сейчас мы вспомним ее название, расшифровав слово. 70 | 97 | 15 | 97 | 6 | 13 | 97 | |||||||
|
|
|
|
|
|
|
З 14 - 8
О 90 + 7
Р 7 + 8
М 50 + 20
К 9 + 4
формативное оценивание «Снеговик».
б) словарная работа
Какие слова были непонятны, кроме тех, что написаны на доске?
- Мачеха - не родная мать.
- Падчерица - не родная дочь.
- Затужил, заплакал - опечалился.
- Озноб - замерзла до дрожи.
- Окостенеть - замерзнуть до смерти.
- Сжалился - пожалел.
- Короб - круглая коробка, сделанная из бересты.
- Рогожа - грубая ткань, сплетенная из лыка.
- Заголосила - громко закричала, заплакала.
- Сгинь - отвяжись, уйди.
в) проверка восприятия ;
- Понравилась ли вам сказка?
- Что запомнилось?
- Кого было жалко?
- А кого нет?
-Давайте вспомним все об этой сказке.
«Корзина идей» Поработайте в группах, наполните свои корзины идеями.
Проверка работы.
- Ох, как холодно в царстве деда Мороза, а давайте согреемся.
ФИЗМИНУТКА.
г) анализ произведения;
- Назовите героев сказки. - Как жилось дочке старика? А дочке старухи? - Найдите в сказке слова, как жилось падчерице и старухиной дочери.
-Как Настенька оказалась в лесу у Морозко в гостях?
-Понравилась ли она дедушке?
-Как он ее за это наградил?
-А Марфушечка?
-Как она попала в лес?
-Чего она хотела?
-Как наградил дедушка Марфушечку?
- Сравните, как вели себя в лесу падчерица и старухина дочь. Прочитайте диалоги Морозко с девушками.
- Почему Морозко сжалился над падчерицей?
- Какой волшебный элемент встречается в этой сказке? - Почему старуха отправила свою дочь в лес?
формативное оценивание «Снеговик».
д) Работа в группе;
- Сколько характеров в этой сказке? Давайте покажем эти характеры в постерах. Поработайте в группах. Выберите из предложенных характеристик подходящие вашему герою.
1 группа- мачеха
2 группа - Марфушечка
3 группа - Настенька
4 группа - старик
5 группа - Морозко
- Выберите спикера для презентации работы.
формативное оценивание «Снеговик».
-На кого вы хотели бы быть похожи? Почему?
4.Закрепление.
Работа в группах.
1 группа - разгадать кроссворд
2 группа - собрать пазлы с деформированным планом сказки
3 группа - сочинить синквейн о Настеньке
4 группа - сочинить синквейн о Марфушечке
5 группа - выбрать пословицы, подходящие к сказке.
- Выберите спикера для выступления от групп.
формативное оценивание «Снеговик».
Решают примеры, расшифровывают слово.
Объясняют непонятные слова.
Работа в группах: учащиеся пишут на стикерах все, что знают о сказке и «кладут» в корзину.
Отвечают на вопросы.
Выборочное чтение, чтение по ролям.
Дети дают характеристику героям в группах.
Презентация - спикер.
Каждая группа выполняет свое задание.
Презентация - спикер.
Подведение итогов
(5 мин)
4.Итог урока. Домашнее задание.
- О чем говорили на уроке?
-С какой сказкой познакомились?
- Чему же учит нас сказка?
Д.з.- чит. по ролям сказку, пересказывать.
- Ребята, давайте вернемся к задачам, поставленным в начале урока, и посмотрим, удалось ли нам их выполнить.
6. Рефлексия «Три сундука»
Если вам понравился урок положите снежинку в золотой сундук.
Если урок понравился, но возникли вопросы положите снежинку в серебряный сундук.
Если урок не понравился положите снежинку в медный сундук.
Говорили о сказках. «Морозко».
Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого.
Прорабатывают задачи.
Рефлексия.
Открытый урок по литературному чтению
во 2 «Д» классе.
Тема: «Русская народная сказка «Морозко»»
Учитель: Эпова О.И.
70
97
15
97
6
13
97
З 14 - 8 О 90+7 М 50 + 20
Р 7 + 8 К 9 + 4
70
97
15
97
6
13
97
З 14 - 8 О 90+7 М 50 + 20
Р 7 + 8 К 9 + 4
70
97
15
97
6
13
97
З 14 - 8 О 90+7 М 50 + 20
Р 7 + 8 К 9 + 4
70
97
15
97
6
13
97
З 14 - 8 О 90+7 М 50 + 20
Р 7 + 8 К 9 + 4
ХОЧУ
слушать
читать
Сравни-вать
отвечать на вопросы
Переска-зывать
Русская народная сказка «Морозко»
Живало-бывало, - жил дед да с другой женой. У деда была дочка Настенька и у бабы была дочка Марфушечка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита и недовернешься - бита. А родная дочь что ни сделает - за все гладят по головке: умница. Настенька и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела еще до свету… Ничем старухе не угодить - все не так, все худо.
Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.
- Вези, вези ее, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.
Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: - Садись, милая дочь, в сани. Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.
Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит - невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:
- Тепло ли тебе, девица?
- Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:
- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
Она чуть дух переводит:
- Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:
- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?
Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:
- Ой, тепло, голубчик Морозушко!
Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами. А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу: - Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!
Поехал старик в лес, доезжает до того места, - под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около - короб с богатыми подарками.
Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой. А дома старуха печет блины, а собачка под столом:
- Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха бросит ей блин:
- Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут…»
Собака съест блин и опять:
- Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха блины ей кидала и била ее, а собачка - все свое…
Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет Настенька - в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха глянула и руки врозь…
- Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези Марфушечку в лес да посади на то же место…
Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.
Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:
- Тепло ли тебе, девица?
А она ему:
- Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко…
Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать:
- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
- Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…
Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:
- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
- Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!
Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела. Чуть свет старуха посылает мужа:
- Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре… Старик уехал. А собачка под столом:
- Тяф! Тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут.
Старуха кинула ей пирог: - Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут…»
А собачка - все свое: - Тяф, тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут…
Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать Марфушечку. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая. Заголосила старуха, да поздно.