- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Я - пешеход и пассажир 3 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Я - пешеход и пассажир 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Токмакова Е.И. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Я - пешеход и пассажир»
3 класс
«Я - пешеход и пассажир»
-
Пояснительная записка
В программу внесены изменения Программа ««Я - пешеход и пассажир», автор Н.Ф. Виноградова, рассчитана на 30 часов, но в соответствии с планом дополнитнельных платных услуг школы для учащихся 3 класса предусмотрено 34 учебных недели, поэтому рабочая программа составлена 34 часа, 1 час в неделю. Программа курса построена по темам; их последовательность может быть изменена в зависимости от условий обучения (уровень готовности детей к усвоению материала)
Актуальность программы: На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления - несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данных занятий во внеурочной деятельности в начальной школе. Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Основные принципы реализации программы :
1 . Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия "Дети - дорожная среда". Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
.
Формы обучения :
- тематические занятия;
- игровые уроки;
- практические занятия ;
- конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного
движения;
- подготовка и проведение игр и праздников по ПДД;
- изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
- просмотр видеоматериалов по ПДД;
- организация экскурсий на улицу.
Новизна. Содержание программы «Я - пешеход и пассажир» отличается своей развернутостью, личностной ориентацией и экзоцентрическим подходом.
2. Требования к уровню подготовки. В результате освоения программы факультатива «Я - пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения: - выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения; - объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе); - находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций; - раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения; - разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. Метапредметные результаты освоения программы: - умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; - формирование способности оценивать свое поведение со стороны; - формирование рефлексивных умений - предвидение возможных опасностей в реальной обстановке; - формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения
Универсальные учебные действия: 1. Ориентирование и поведение в окружающей среде: - определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат); - сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам; - определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе - дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях; - объяснять свой путь от дома до школы; - определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…). 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: - выделять из многообразия объектов транспортное средство; - выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»); - различать цвет и форму запрещающих знаков; - различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними; - находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы); - различать сигналы светофора и объяснять их значение; - группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
3. Календарно - тематическое планирование
ДАТА
№ занятия
Тема
Всего часов
Воспитательная работа
Планируемая
Реальная
04.09.13
04.09.13
1
Будем осторожными
1 Беседа «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала). Дидактическая игра «Что изменилось». Ученики рассматривают две картинки и отмечают, чем они различаются (находят четыре-пять отличий).
11.09.13
11.09.13
2
Будем осторожными
1 Чтение и обсуждение стихотворения С. М. Маршака «Вот какой рассеянный». Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус»: о чём должен помнить любой участник дорожного движения?
18.09.13
18.09.13
3
Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?
1 Рассказ учителя «Что такое ДТП» (с использованием иллюстративного материала). Ролевая игра «Причины ДТП». Словесная игра «Закончи предложение».
25.09.13
25.09.13
4
Виды транспорта
1 Рисование транспортного средства и рассказ о нём. Дидактическая игра на классификацию «Кто быстрее». Рассказ учителя о спецтранспорте (с иллюстративным материалом).
02.10.13
5
Виды транспорта
1 Ролевая игра «Я работаю….». Рассказы детей от первого лица об одной из профессий на транспорте.
09.10.13
6
Какие бывают дороги
1 Просмотр и обсуждение видеофильма (иллюстративного материала) «Дороги бывают разные». Рисование дороги, игра с рисунками «Узнай, какую дорогу я нарисовал».
16.10.13
7
Какие бывают дороги
1 Коллективное составление памятки « Намотай себе на ус» (правила поведения на дорогах в городе и за городом). Словесная игра «Угадай по описанию».
23.10.13
8
Дорожное движение
1 Просмотр видеофильма (иллюстраций) и беседа «В какую сторону едет транспорт?». Упражнения на сравнение рисунков: улица в часы пик и при спокойном движении; улица с односторонним и двухсторонним движением; просёлочная дорога и шоссе и др.
30.10.13
9
Дорожное движение
1 Словесная игра «Кто я?» (работа в группах). Каждая группа составляет рассказ от имени участника дорожного движения (водителя, пассажира, пешехода), а также объектов дорожного движения (транспорт, светофор, дорожная разметка и пр.).
13.11.13
10
Перекрёсток и автомагистраль
1
Сюжетная игра-конструирование «Строим перекрёсток» (коллективная работа за общим столом). Дидактическая игра
« Найдём ошибки».
20.11.13
11
Дорожные знаки
1
Игра «Выставка дорожных знаков» (упражнение на определение дорожного знака и его характеристику). Ученик-экскурсовод выбирает. Ученик-экскурсовод выбирает любой знак и рассказывает о нём всё, что знает. Учащиеся (экскурсанты) дополняют, исправляют, задают вопросы, оценивают ответ.
27.11.13
12
Дорожные знаки
1
Классификация знаков дорожного движения по принадлежности к виду (запрещающие, предупреждающие и др.).
04.11.13
13
Дорожные знаки
1
Подвижные игры «Знакомый цвет», «Команды светофора».
11.12.13
14
Регулировщик
1
Упражнение «Сигналы регулировщика», повторяют движения и объясняют, что они обозначают. Создание пособия «Сигналы регулировщика».
18.12.13
15
Правила для пешеходов
1
Составление памятки для пешехода и велосипедиста (работа в группах) «Правила знаем - бед избегаем!».
25.12.13
16
Правила для пешеходов
1
Ролевая игра «Узнаём знаки». Роли: сотрудник ГИБДД, пешеход, водитель.
15.01.14
17
Правила для пешеходов
1
Игра «Рассказ регулировщика».
22.01.14
18
Правила для пешеходов
1
Игра-соревнование «Выполняем задания-тесты». Учитель готовит графические и словесные задания на знание ПДД: поиск ошибки, завершение ответа, выбор ответа из нескольких предложенных. Оценка выполненных тестовых заданий.
29.01.14
19
Правила для пешеходов
1
Игра-соревнование «Выполняем задания-тесты». Учитель готовит графические и словесные задания на знание ПДД: поиск ошибки, завершение ответа, выбор ответа из нескольких предложенных. Оценка выполненных тестовых заданий.
05.02.14
20
Населённый пункт
1
Знание дорожных знаков, обозначающих населённый пункт. Дидактическая игра «Спрашиваем - отвечай»
12.02.14
21
Движение на загородной дороге
1
Знание дорожных знаков, обозначающих населённый пункт. Дидактическая игра «Спрашиваем - отвечай»
19.02.14
22
Внимание! Железнодорожный переезд!
1
Составление памятки для пешехода и велосипедиста, двигающихся по загородному шоссе.
26.02.14
23
Внимание! Железнодорожный переезд!
1
Работа с пословицей «Поспешишь - людей насмешишь» в соответствии с обсуждаемыми ситуациями. Рисование дорожных знаков, регулирующих движение на железнодорожном переезде
05.03.14
24
Движение в трудных условиях
1 Просмотр рисунков (фото, видеофильмов) с разными явлениями природы (ливень, гроза, туман, гололёд, снегопад, сильный ветер и д.р.) и оценивание особенностей движения в этих условиях. Беседа по вопросам: почему затрудняется вождение автомобиля в плохую погоду? Какими становятся тротуары и шоссе, когда идёт сильный снег или дождь?
Изменяется ли видимость на дорогах во время тумана?
12.03.14
25
Движение в трудных условиях
1 Составление памятки «Внимание! Плохая погода!».
19.03.14
26
Живая зона
1 Ролевая игра «беседа с сотрудником ГИБДД». Рисование знаков «живая зона», «конец живой зоны».
02.04.14
27
Мы ориентируемся на местности
1
Экскурсия по населённому пункту.
09.04.14
28
Мы ориентируемся на местности
1
Оценка объектов, находящихся на чётной (нечётной) стороне улицы. Оценка интенсивности движения, знаков дорожного движения.
16.04.14
29
Труд водителя
1 Рассказы детей на тему «Моя профессия - водитель». Анализ и обсуждение ситуаций, которые могут быть опасными на дороге.
23.04.14
30
Что такое тормозной путь
1 Рассказ учителя «Что такое тормозной путь» (с использованием иллюстративного материала). Рисование схемы « Тормозной путь». Подготовка памятки «Внимание! Тормозной путь!».
30.04.14
31
Световые сигналы автомобиля
1 Практическая работа: определить направление движения автомобиля.
07.05.14
32
Случай на дороге
1
Завершение рассказа: «Петя шёл по тротуару. Рядом на велосипеде ехал Олег. Мальчики не спешили, несмотря на мелкий моросящий дождь. Они разговаривали, обсуждали школьные новости. Вдруг…»
14.05.14
33
В метро
1
Ответ на вопрос «Почему такие ситуации опасны?»: мальчики стоят на перроне спиной к железнодорожному полотну; женщина перешла ограничительную линию и наклонилась вперёд, чтобы посмотреть, не идёт ли поезд; дети бегут по эскалатору; мальчики сидят на ступеньках эскалатора и т.д.
21.05.14
34
Проверим себя
1
Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.
Итого: 34 часа
4. Содержание программы кружка « Я - пешеход и пассажир»
Содержание программы
3 класс (34ч)
Ориентировка в окружающем мире Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.). Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, даёт сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъёмы, спуски). Сигналы транспортного средства в начале движения и при изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними. Ты - пешеход Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение. Перекрёсток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрёстков (четырёхсторонний, трёхсторонний, круговой). Регулируемый перекрёсток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика. Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрёстков). Правила движения в тёмное время суток.
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожного переезда без шлагбаума». Запрещающие знаки: « движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
Ты - пассажир
Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.
5. Средства контроля
- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
- организация игр-тренингов на базе «городка безопасности».