Технологическая карта урока по литературному чтению на тему А. С. Пушкин. Осень (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ёгвинская основная общеобразовательная школа»

Пермский край Кудымкарский муниципальный район село Ёгва









Конспект литературного чтения по теме

А.С. Пушкин «Осень» в 4 классе.







Учитель: Кольчурина Людмила Юрьевна









2016 год

Технологическая карта Предмет: литературное чтение Класс: 4 Тема: А.С. Пушкин «Осень» Тип урока: комбинированный. Форма урока: индивидуальная, групповая, коллективная. Цель: познакомить детей со стихотворением; показать значение художественного мастерства поэта, его использование различных изобразительно-выразительных средств; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников. Предметные результаты: создание условия для знакомства с очередным стихотворением поэта, научить выявлять смысл стихотворения, сопоставлять различные понятия, приемы анализа литературного произведения. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные УУД: познавательный интерес способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Элементы технологий, используемые на уроке: мастерская, проблемное обучение, технология продуктивного чтения, здоровьесберегающая технология.

Методы обучения: анализ поэтического текста, эвристическая беседа, задания творческого характера. Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, текст стихотворения А.С. Пушкина «Осень», репродукция картины И. Левитана «Золотая осень», видиофильм Чайковского «Времена года. Осень»




















ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

Формируемые умения (УУД)

Организационный момент. Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно.

Самоконтроль готовности

Л: Положительное отношение к учению, чтению, познавательной деятельности.

    Работа с текстом до чтения

    1. Антиципация чтения Организует подготовку учащихся к чтению текста, прогнозирование содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом

    - Вам даны названия произведений писателя, нужно угадать, чьи они?

    • «У Лукоморья»

    • «Сказка о мёртвой царевне»

    • «Сказка о царе Салтане»

    - Правильно ребята, значит мы сегодня еще раз встретимся с нашим великим поэтом, писателем А.С. Пушкином.

    -Просмотрите фрагмент видиофильма и определите время года.

    Просмотр видифильма Чайковского «Времена года. Осень». Определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста.




    А.С.Пушкина.





    Осень

    П: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов

    Р: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, высказывать свои предположения на основе работы с иллюстрацией.

    К: слушать и понимать речь других

    Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


      Целеполагание Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. -По фрагменту видиофильма и по автору определите тему урока. Скажите, каким вы видите этот урок? Что бы вы хотели сегодня от урока получить? Чему научиться? Я тоже очень хочу, чтобы урок у нас получился необычным и интересным. Принимают цели урока, готовность к чтению и обсуждению текста. -А.С. Пушкин «Осень»

      1. Проблемный вопрос

      Ставит перед учащимися проблемный вопрос.

      - Как вы считаете, одинаково ли изображают осень поэты, художники и композиторы?

      Ребята, как интересно устроен мир. Одно время года сменяет другое. И каждое прекрасно по-своему. Зима - покрывало белого снега, его хруст под ногами. Весна - журчание ручьёв, нежный запах молодых побегов. Лето - горячее солнце и тёплое море. А при слове «осень» у каждого возникает свой образ: ранняя или поздняя. Ранняя осень яркая, поздняя тёмная. Каких только цветовых оттенков не имеет осень, и в этом её красота. Сколько замечательных строк посвящено этой красавице! Кто только не воспевал её!

      ПРОБЛЕМА:

      понаблюдать и сравнить, как одно и то же природное явление - осень, изображают композиторы, художники и поэты в своих произведениях

      Фиксируют затруднение или удивление, выражают его в речи.


        Работа с текстом во время чтения.

        1. Первичное чтение текста

        У А.С. Пушкина осень тоже была любимым временем года.

        - Знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Осень» (прослушивание аудиозаписи, объяснение значения слов, требующих особого внимания)

        - Какие чувства выразил поэт в своём стихотворении

        Читают, запоминают. Фиксируют слова требующие объяснения.

        - Восхищение, удивление, восторг…


        К: Владение монологической формой речи.


        1. Комбинированное чтение

        Организует медленное вдумчивое чтение. - Прочитаем стихотворение, попробуем объяснить слова и выражения, требующие особого внимания.

        Отъезжие поля - земли, отдалённые от усадьбы,

        озими - посев под зиму,

        Армиды - красавицы,

        тщеславный - любящий славу, похваляющийся своими достоинствами.,

        смирение (смиренно) - отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле,

        сень - покров чего-либо, кого-либо (под сенью деревьев).

        Отвечают на вопросы учителя, с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения. П: Поиск и выделение необходимой информации. Р: Умение слушать товарищей. Л: Нравственно этическая ориентация.

        3. Словарная работа

        - Что такое эпитет?

        - Подберите эпитеты к слову «осень» (работа по группам).

        1-я группа - эпитеты, передающие красоту осени

        (нарядность, окраску);

        2-я группа - эпитеты, передающие характер осенней погоды;

        3-я группа - эпитеты, передающие ваше восприятие (чувства).

        Прилагательное, которое выделяет свойства, качества, передаёт отношение автора, создаёт образ.

        Нарядная, пламенная, яркая, багряная, пурпурная, цветная, золотая, огненная, разноцветная, рыжая, янтарная.

        Холодная, дождливая, сырая, сухая, туманная, ненастная, пасмурная, слякотная, ветреная.

        Чудесная, безрадостная, печальная, грустная, задумчивая, унылая, славная, царственная, шальная, прекрасная. К: Выражение собственного мнения, владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, культура поведения в учебном диалоге. Р: Контролирование своей деятельности по результату, сохранению заданной цели. Л: Эмоциональный отклик.










        1. Беседа по содержанию.

        - Вас изумило стихотворение Пушкина? Чем?


        - Как удалось Пушкину запечатлеть все времена года? Какие чувства они вызывают у поэта?


        - Почему, тем не менее, поэт назвал стихотворение «Осень»?

        Конечно, больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зелёных до пурпурных. Но, одарив нас последним теплом «бабьего лета», она готовит для нас холод, ненастье, слякоть. Есть от чего впасть в уныние. А вот Пушкин любил и позднюю осень, умел находить в ней свою прелесть.


        - Как вы понимаете слова Пушкина «мила красою тихою, блистающей смиренно»?

        - Обычна ли его осень? С чем поэт её сравнивает?

        Да, оно большое по объёму, хотя это всего лишь отрывок, а не полное стихотворение. И заканчивается оно вопросом, не касающимся описания природы.

        В одном стихотворении говорится обо всех временах года, а в стихотворениях других поэтов о каком-нибудь одном.

        В одной строфе поэт рассказывает многое о каждом времени года.

        Во 2-й строфе Пушкин говорит о своей нелюбви к весне:

        Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен…

        А вот к зиме он относится более благосклонно (3 строфа):

        Суровою зимой я более доволен,

        Люблю её снега…

        Затем поэт признаётся, что лето он так же не любит, как и весну:

        Ох, лето красное! любил бы я тебя,

        Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…

        И только осень действительно мила его сердцу:

        Как это объяснить? Мне нравится она…

        Как мы уже сказали, это любимое время года поэта. И наибольшее количество строк посвящено именно осени: нарисована ранняя и поздняя осень.

        Красота поздней осени неяркая, неброская, кроткая. Но, по мнению поэта, она всё равно блистает.

        Нет, необычна. Пушкин сравнивает её то с нелюбимым в семье ребёнком, то с чахоточной девой с румянцем на лице.


        1. Физкультминутка

        Раз - подняться, подтянуться,

        Два - нагнуться, разогнуться,

        Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка,

        На четыре - руки шире,

        Пять - руками помахать,

        Ну, а шесть - тихонько сесть.

        Выполнение упражнений под текст стихотворения


          Работа с текстом после чтения.

          Повторение изученных ранее литературных понятий

          Ребята, давайте вспомним, что такое эпитет, сравнение, метафора, олицетворение. Они нам сейчас понадобятся. Выполните задание.

          К данным определениям подберите название средства художественной выразительности языка.

          1. Перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления.

          2. Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства.

          3. Установление черт сходства между тем, что сопоставлено.

          4. Образное, художественное определение.


          Олицетворение

          Метафора

          Сравнение

          Эпитет К: Выражение собственного мнения, владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, культура поведения в учебном диалоге. Р: Контролирование своей деятельности по результату, сохранению заданной цели. Л:

          Эмоциональный отклик

          2. Анализ стихотворения (продолжение)

          - Обратимся к 7-й строфе и выделим из текста волшебные слова-краски, которые оживляют природу и придают тексту выразительность.

          - Поэт пишет: «Унылая пора!» Унылым может быть только человек. А поэт передаёт это свойство времени года. Чем схоже это состояние у природы и у человека?


          - И тут же поэт произносит: «Очей очарованье!» Явная смена настроения! Почему?

          И автору стихотворения нравится это. Он выражает своё отношение к осени в следующих строчках:

          Приятна мне твоя прощальная краса -

          Люблю я пышное природы увяданье,

          В багрец и в золото одетые леса…

          - Почему же поэт употребляет эпитет «прощальная»? На что он обращает внимание, используя это средство выразительности?

          - Какие ещё средства выразительности использует поэт в этих строчках?

          - Изменится ли картина осени, если метафоры «багрец», «золото» заменить на «тёмно-красный» и «жёлтый»?

          Значит, и читать эту строчку мы будем, выделяя эти слова, придавая им величие.

          - Но осень - это не только золото и красота, но и её звуки. О каких звуках природы говорится в стихотворении?

          - Перечитайте строчку Пушкина «В их сенях ветра шум и свежее дыханье». Какие согласные в этой строке помогают услышать шум ветра?

          Такое повторение согласных звуков для усиления выразительности речи называется аллитерацией.

          Унылая пора: солнце реже светит, мало света. Идёт дождь, облетают листья с деревьев, птиц почти не слышно. И на душе человека так же бывает пусто и грустно: он не слышит звуков, потому что они его просто не привлекают, ему не хочется ничего делать в моменты грусти и печали.

          Только осенью можно увидеть такое количество красок в природе. Каждый листочек осень окрашивает неповторимым образом и цветом! Это приятно для глаз.

          Красота осенней природы не вечна. Это мимолётное, кратковременное явление в жизни природы. Всё буйство красок - это прощание перед листопадом. И вся красота пропадёт, исчезнет.

          Эпитет, метафору.

          Багрец и золото - эти слова придают картине возвышенность, торжественность, величавость. Пушкин восхищён этой увядающей красотой осени, он наслаждается последними, исчезающими бликами прекрасного.

          Шелест листьев, шум ветра, свежее дыхание.

          Согласные [с], [х], [ш], [ж].

          Запись в тетрадь: «Аллитерация - повторение согласных звуков».

          3. Мастерская слова (использование элементов технологии)

          - Вглядитесь в репродукцию «Золотой осени» И.Левитана. Сравните его осень с пушкинской. Какие слова поэта художник словно перенёс на полотно?

          - Давайте представим, что вы стали писателями, художниками слова. Нарисуйте словесную картину на тему «Золотая осень», используя средства выразительности языка.

          Выполнение творческой работы (дети пишут, звучит музыка).

          «Пышное природы увяданье», «в багрец и в золото одетые леса», «мглой волнистою покрыты небеса», «и редкий солнца луч».

          На картине Левитана «Золотая осень» природа показана в самом лучшем виде. Все знают, что осень бывает плаксивой, а осень Левитана именно золотая. Деревья стоят в своём самом прекрасном наряде. Листва переливается разными оттенками золотого и красного. Неподалёку затаилась компания робких берёзок, которые никак не могут расстаться со своим летним, зелёным убранством. Они со страхом ожидают своей очереди. А вот берёзки, которые разместились на переднем плане, неспешно расстаются со своей золотой накидкой. Лёгкое дуновение ветерка вызывает настоящий золотой дождь. Небо чистое, но по нему уже бродят лёгкие тучки. Вода в реке похожа на зеркало, в котором всё отражается. От реки уже веет прохладой. И тонкая паутина, которая кружит в воздухе, тоже говорит о скором наступлении холодов. И становится грустно, что эта красота не может длиться вечно. Но автор картины как бы говорит: не надо грустить и когда эта волшебная пора постучится к вам, просто впустите её в своё сердце.


          1. Итог урока

          Сегодня на уроке мы с вами проанализировали стихотворение А.С.Пушкина «Осень», вспомнили такие выразительные средства языка, как эпитет, метафора, олицетворение и сравнение. Кроме того, познакомились с аллитерацией. Осень Пушкина мы увидели и услышали.

          - Так какая осень у Пушкина?


          ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

          - Как вы считаете, одинаково ли изображают осень поэты, художники и композиторы?


          Осень в стихах Пушкина разная: то печальная, то радостно-красивая. И поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется:

          И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

          Минута - и стихи свободно потекут.

          Ученики высказывают свою точку зрения.

          П: делают выводы в результате совместной деятельности класса и учителя

          VI. Рефлексия

          - Какие чувства вы испытывали во время урока?

          - Над чем задумались?

          - Для чего нужны подобные уроки?

          -Напишите акротекст к слову «Осень». Постарайтесь выразить в нём чувства.

          Ответы учащихся

          Осень самая прекрасная пора воспетая поэтами.

          Сам Пушкин восхищался этой золотой порой.

          Его произведение «Осень» воспевает красоту осени.

          Нам также как и поэту хочется воспеть её в стихах и рисунках.

          Ь

          Р: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

          1. Отметки

          Вы сегодня все были активны на уроке, спасибо вам за работу!

          Р: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности своей работы и работы других .

          VIII. Домашнее задание

          1. Выучить наизусть избранные строфы (1, 5-7) из стихотворения А.С.Пушкина «Осень».

          2. Мои рисунки к «Осени» А.С.Пушкина.


          © 2010-2022