Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 81


Принято на заседании

педагогического совета

Протокол №_____от

«__»__________2014г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 81

Огнева Л.А.

______________________

Приказ от _________№ ___





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ





Класс: 2-в
Учитель IКК: Михайлова Марина Викторовна









2014

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________________

_________________

«___»__________2014 г.

Рассмотрено

на заседании ШМО.

Протокол №_____от

«__»__________2014г

Руководитель ШМО

___________________

Пояснительная записка Предлагаемая рабочая программа учебного предмета окружающий мир для 2-в класса составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373), на основе авторской программы по окружающему миру для 1-4 классов (автор Н.В.Виноградова; - М.: Вентана-Граф, 2013г.) и учебника, рекомендованного к использованию в образовательном процессе (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») и в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 81. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально - ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой. Задачи курса:

  • формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;
  • осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника;
  • формирование предпосылок научного мировоззрения;
  • решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания;
  • воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир;
  • формирование нравственно-эстетических чувств;
  • формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • развитие умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  • создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.

Общая характеристика учебного предмета Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Предмет «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и обще - культурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Описание места учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Окружающий мир» относится к предметной области «Обществознание и естествознание». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение предмета «Окружающий мир» на этапе начального общего образования во 2 классе в объеме 70 часов в год, 2 часа в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально - культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно - нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно - ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно - нравственной консолидации российского общества.
  • ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально - нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко - культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения курса являются:
  • Осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
  • Осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
  • Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • Уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • Расширение сферы социально - нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  • Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  • Установка на безопасный ЗОЖ, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование универсальных учебных действий. Регулятивные УУД:
  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения объяснять мир. Коммуникативные УУД:
  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах. Предметными результатами являются:
  • Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
  • Сформированность целостного, социально - ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
  • Овладение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно - научных и социально - гуманитарных дисциплин;
  • Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  • Владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  • Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • Понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;
  • Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.


Содержание учебного предмета 1. «Что нас окружает» (2 ч ) Окружающий мир : неживая природа ( солнце, воздух, вода и т.д.); живая природа ( животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее. 2. «Кто ты такой» (10 ч) Я, ты, он, она… Все мы - люди; Наши помощники - органы чувств; Что такое здоровье? Режим дня; Физическая культура; Почему нужно правильно питаться? Почему нужно быть осторожным? Можно ли изменить себе? ) ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем. электричеством. Помощь человеку , попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае. 3. «Кто живёт рядом с тобой?» (8 ч) Что такое семья? Свободное время семьи; О правилах поведения. 4. «Россия - твоя Родина» (13 ч) Родина - что это значит? История рассказывает о прошлом; Мы - граждане России; Как трудятся россияне; Знаменитые города России; Россия - многонациональная страна 5. «Мы - жители Земли» (37 ч) Первое знакомство со звёздами; В некотором царстве; Какие животные живут на Земле; Органы чувств у животных; Как животные защищаются, питаются, строят жилища; Какие бывают растения, листья растений; Корни, цветки и плоды у растений; Деревья леса; Травянистые растения леса; Животные леса; Вода. Какие бывают водоёмы? Кто живёт в пресных водоёмах? Растения пресных водоёмов; Луг. Растения луга; Животные луга; Поле. Зерновые культуры; Животные поля; Сад и его обитатели; Природа и человек. Экскурсии в лесопосадку, на луг, в поле, водоем; в краеведческий музей.













Тематическое планирование


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид

контроля

Основные виды учебной деятельности учащихся

Сроки проведения

План

Факт

Раздел 1. « Что нас окружает» (2ч)

1.

Что тебя окружает.

1

Вводный урок

Текущий Уметь называть объекты «живой», «неживой» природы. Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы. Проявлять способность успешно осуществлять учебную деятельность. Применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

04.09

2.

Я, ты, он, она...

Все мы люди…

1

Урок изучения нового материала

Текущий Рассказывать о себе, составлять словесный портрет. Освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника. Владеть способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимать специфику каждой.

08.09

Раздел 2. «Кто ты такой» (10 ч)

3.

Наши помощники - органы чувств.

1

Комбинирован-ный урок

Текущий Называть органы чувств (слух, зрение), понимать «внешние чувства (ощущения)». Уметь проводить наблюдения, делать выводы. Стремиться иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроль и самооценку. Учиться в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

11.09

4.

Что такое

здоровье?

1

Урок-исследование

Текущий Понимать и воспроизводить, сравнивать понятия: «здоровье», «болезнь». Готовность и способность к саморазвитию; учиться правилам здорового образа жизни; составлять режим дня. 15.09

5.

Режим дня.

Практическая

работа

«Составление режима дня для будней и выходных».

1

Урок-практикум

Текущий Понимать и воспроизводить правила организации труда и отдыха; правила посадки при письме, чтении, во время слушания. Понимать, что такое режим дня, и на практике выполнять его. Развивать способность успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности. Владеть способами получения анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

18.09

6.

Физическая

культура.

1

Урок применения знаний на практике

Практический Понимать значение понятия «физическая культура». Понимать роль физической культуры для здоровья человека. Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Стремиться иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. Владеть методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

22.09

7.

Почему нужно правильно питаться.

1

Урок-проект.

Текущий Понимать и воспроизводить основные правила здорового питания. Развивать способность успешно осуществлять учебную деятельность. Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Применять свои способности для решения учебных и практических задач (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

25.09

8.

Здоровье и

питание.

1

Урок-диалог.

Текущий Понимать и воспроизводить основные правила здорового питания. Уметь объяснить понятие «рациональное питание (разумное питание)». Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Развивать способность успешно осуществлять учебную деятельность. Владеть способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимать специфику каждой из них.

29.09

9.

Умеешь ли ты есть?

1

Урок-проект.

Текущий Понимать и воспроизводить основные правила здорового питания. Осознавать, что такое гигиена и культура питания. Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Осваивать правила индивидуальной безопасной жизни. Развивать способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.

02.10

10.

Почему нужно быть осторожным.

Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы).

1

Урок-практикум.

Текущий Понимать и называть некоторые меры предосторожности и безопасности, которые нужно соблюдать на улице, дома, в школе, на природе. Уметь определять некоторые опасные предметы, объекты. Осваивать правила индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Владеть методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

06.10

11.

Здоровье и осторожность. Солнечный удар. Практическая работа «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах».

1

Комбинированный урок.

Текущий Понимать, когда солнце друг, а когда недруг. Уметь оказать первую помощь при ожогах, порезах, ударах. Осваивать правила индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Владеть способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

09.10

12.

Можно ли изменить себя.

1

Урок-исследование.

Тематический Понимать, как выносливость, воля помогали людям преодолевать недуги, изменять образ жизни и состояние своего народа. Уметь составлять небольшой рассказ по теме. Уметь сотрудничать в совместном решении проблем. Владение рассуждением, описанием, повествованием.

13.10

Раздел 3. «Кто живёт рядом с тобой? « (8 ч)

13. Что такое семья?

Практическая работа «Составление семейного «древа».

1

Урок вхождения в новую тему.

Творческая работа (рисунок) Развивать способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Осознавать понятия «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение». Уметь составить рассказ о своей семье.

16.10

14.

Труд в семье. Как семья отдыхает?

1

Урок-проект.

Текущий Владеть способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимать специфику каждой. Понимать понятия «помощь», «обязанность», их различия. Осознавать понятия «традиции». Уметь составить рассказ об отдыхе своей семьи.

20.10

15.

Проверочная

работа по изученным темам.

1

Контрольный урок.

Текущий Развивать способность успешно осуществлять учебную деятельность. Владеть способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимать специфику каждой.

23.10

16.

Твои друзья - взрослые и дети.

1

Урок-праздник.

Текущий Использовать информации для решения учебных и практических задач. Знать понятие «правило», виды правил, основные правила поведения. Владеть рассуждением, описанием, повествованием. 27.10

17.

Твои друзья - взрослые и дети.

1

Урок-театрализация.

Текущий Принимать нормы нравственного поведения в природе. Уметь составлять рассказы по сюжетным картинкам и инсценировать ситуации по правилам поведения в различных обстоятельствах. Знать понятия: «вежливый», «приветливый», «внимательный». Уметь составлять небольшой рассказ по теме. Владеть методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

30.10

18.

О правилах

поведения.

1

Урок-проект

Текущий Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Понимать нормы нравственного поведения в обществе. Воспитывать в себе толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. Применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Знать правила поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице.

10.11

19.

О дружбе.

1

Урок-диалог.

Текущий Принимать нормы правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Владеть способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимать специфику каждой. Понимать, кто такой друг, что такое дружба. Уметь подобрать пословицу и поговорку о дружбе.

13.11

20.

О дружбе.

Настроение.

1

Урок-практикум.

Творческая работа Принимать нормы правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Понимать понятия: «мимика», «жесты». Узнавать настроения друг друга по мимике. Развивать способность в связной, логически целесообразной форме речи, передавать результаты изучения объектов окружающего мира.

17.11


Раздел 4. «Россия - твоя Родина» (13 ч)

21.

Родина - что это значит?

1

Урок-исследование.

Текущий Понимать, что такое Родина. Составлять небольшой рассказ по теме. Владеть рассуждением, описанием, повествованием.

20.11

22.

Родной край -

частица Родины.

1

Урок погружения в тему.

Текущий Знать некоторых исторические места и памятники родного города. Соотносить информацию с имеющимися знаниями. Владеть способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

24.11

23.

Из истории нашей Родины. Экскурсия в исторический музей.

1

Урок-экскурсия.

Текущий Понимать, что предками русских людей были славяне. Осознавать некоторые особенности образа жизни древних славян. Понимать, кто такие первые русские князья. Поиск информации, оценивание ее. Владеть методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

27.11

24.

Из истории нашей Родины. Виртуальная экскурсия в художественный музей.

.1

Урок-путешествие

Текущий Понимать особую роль России в мировой истории. Называть основные занятия древних славян. Сравнивать, соотносить информацию с имеющимися знаниями. Применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

01.12

25.

Зачем человек трудится?

1

Урок-исследование.

Текущий Понимать роль человека в обществе. Понимать значение труда. Составлять небольшой рассказ по теме. Владеть способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимать специфику каждой.

04.12

26.

Хлеб - главное богатство России. Виртуальная экскурсия в места сельскохозяйственного труда.

1

Урок-игра.

Текущий Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимать значение хлеба в жизни человека; важность труда земледельца. Составлять небольшой рассказ по теме. Развивать способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.

08.12

27.

Как работают в пекарне (на хлебозаводе).

Экскурсия на предприятие.

1

Урок-экскурсия.

Текущий Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. Называть профессий людей, работающих на хлебозаводе; знать последовательности производства хлеба; машин, помогающих производить хлеб. Составлять небольшой рассказ по теме. Владеть рассуждением, описанием, повествованием.

11.12

28.

Все профессии важны. Виртуальная экскурсия в учреждение быта.

1

Урок закрепления и систематизации

знаний.

. Текущий Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. Осознавать значение труда в жизни человека. Уметь составлять небольшой рассказ по теме .Владеть способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

15.12

29.

О труде фермера и экономиста,

программиста.

.1

Урок-диалог

Текущий Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимать, для чего нужны разные профессии, какие качества необходимы людям этих профессий. Уметь называть несколько профессий. Владеть методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

18.12

30.

Города России. Москва. Экскурсия в краеведческий музей.

1

Урок-экскурсия.

Текущий Понимать особую роль России в мировой истории. Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимать и воспроизводить некоторые факты из истории становления Москвы. Составлять небольшой рассказ об основателе Москвы - Юрии Долгоруком.

22.12

31.

Древние города России.

1

Урок-проект.

Текущий Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимать и воспроизводить некоторые факты из истории возникновения Владимира и Великого Новгорода. Составлять небольшой рассказ по теме. Владеть способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимать специфику каждой. Владеть рассуждением, описанием, повествованием.

25.12

32.

Мы - граждане России. Народы России.

Виртуальная экскурсия в музей народов России.

1

Урок-исследование.

Текущий Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Осознавать понятия: «Конституция», «права граждан», «права детей», называть нашу страну - Российская Федерация. Знать несколько национальностей россиян. Передавать результаты изучения объектов окружающего мира.

12.01

33.

Проверочная работа по изученным теме «Россия-твоя Родина».

1

Контрольный урок.

Тематиче-ский Развивать способность успешно осуществлять учебную деятельность. Достигать запланированных результатов обучения.

15.01


Раздел 5. «Мы - жители Земли» (37 ч)

34.

Солнечная

система.

1

Урок вхождения в новую тему.

Текущий Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимать понятия «Солнечная система». Уметь называть несколько признаков отличия Земли от других планет. Владеть методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

19.01

35.

Земля - планета Солнечной системы.

1

Урок-исследование

Текущий Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. Воспроизводить названия планет Солнечной системы, условий жизни на Земле. Составлять небольшой рассказ по теме. Применять свои способности для решения учебных и практических задач, различать умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

22.01

36

Глобус - модель Земли.

1

Урок-исследование

Текущий Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимать ценности любой жизни. Осознавать, что глобус является моделью Земли. Уметь находить несколько географических объектов на глобусе.

26.01

37

Царства живой природы.

Бактерии.

1

Урок вхождения в новую тему.

Текущий Понимать, что в природе есть большие разделы - царства. Уметь называть некоторые из царств природы. Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимать ценности любой жизни.

29.01

38

Грибы.

1

Урок вхождения в новую тему.

Текущий Понимать, как устроен гриб. Уметь называть несколько съедобных и несъедобных грибов. Уметь сотрудничать в группе, в паре. Владеть методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.) 02.02

39.

Жизнь животных.

Какие животные живут на Земле.

1

Урок-диалог.

Текущий Называть царства живой природы. Составлять небольшой рассказ по теме. Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимать ценности любой жизни.

05.02

40.

Как животные воспринимают мир.

1

Урок-проект.

Текущий Называть и узнавать животных, с которыми можно встретиться в лесу. Составлять небольшой рассказ по теме. Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимать ценности любой жизни.

09.02

41.

Как животные

защищаются,

питаются, строят жилища.

1

Урок-квест.

Текущий Знать, как питаются, живут и защищаются животные. Составлять небольшой рассказ по теме. Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимать ценности любой жизни. Владеть рассуждением, описанием, повествованием.

12.02

42.

Как животные

воспитывают

потомство.

Урок-проект.

Текущий Понимать, как некоторые животные воспитывают своих детёнышей. Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимать ценности любой жизни. Владеть способами получения анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение)

16.02

.

43.

Жизнь растений.

Какие бывают растения.

Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (редкие растения нашей местности).

1

Урок изучения нового

материала.

Текущий Осознавать разнообразие растительного мира. Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимать ценности любой жизни. Владеть методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

19.02

44.

Органы растения и их значение для его жизни. Практическая работа с гербариями (части растений).

1

Урок-исследование.

Текущий Называть части растения. Составлять небольшой рассказ по теме. Уметь сотрудничать в группе, в паре. Применять знания для решения учебных и практических задач.

26.02

45.

Что такое лес?

Экскурсия.

1

Урок-экскурсия

Текущий Составлять небольшой рассказ по теме. Уметь сотрудничать в группе, в паре. Владеть способами организации, планированием различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

02.03

46.

Как развиваются растения.

1

Урок применения знаний на практике.

Текущий Проявлять умение выращивать растения из семян, наблюдать за их ростом и развитием. Уметь сотрудничать в группе, в паре. Понимать ценности любой жизни. Развивать способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

05.03

47. Деревья леса.

1

Урок-исследование.

Текущий Понимать, что такое «паспорт» дерева. Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимать ценности любой жизни. Владеть рассуждением, описанием, повествованием.

12.03

48.

Кустарники леса.

1

Урок-наблюдение.

Текущий Осознавать то, что второй ярус леса - кустарники. Составлять небольшой рассказ по теме. Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимать ценности любой жизни. Владеть способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

16.03

49.

Травянистые растения. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами.

1

Урок применения знаний на практике.

Текущий Понимать, что такое травянистые растения. Уметь сотрудничать в группе, в паре. Понимать ценности любой жизни. Владеть методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

19.03

50.

Лесная аптека.

Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения леса).

1

Урок-игра.

Текущий Называть некоторые лекарственные растения и съедобные грибы. Уметь сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Развивать способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

02.04

51.

Звери леса.

1

Урок-загадка.

Текущий Воспроизводить названия некоторых хищных животных и знать некоторые их повадки. Составлять небольшой рассказ по теме. Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимать ценности любой жизни. Владеть способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

06.04

52.

Проверочная работа по изученным темам.

1

Контрольный урок.

Текущий Развивать способность успешно осуществлять учебную деятельность. Владеть способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимать специфику каждой.

09.04

53.

Птицы - лесные жители. Ужи - обитатели леса.

1

Урок-вопрос.

Текущий Воспроизводить названия нескольких лесных птиц, их голосов, некоторых особенностей поведения. Составлять небольшой рассказ по теме. Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимать ценности любой жизни. Владеть рассуждением, описанием, повествованием.

13.04

54.

Насекомые леса.

1

Урок-исследование.

Текущий Называть и узнавать насекомых, особенности внешнего вида, повадки. Составлять небольшой рассказ по теме. Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимать ценности любой жизни. Владеть методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

16.04

55.

Мы пришли в лес. Экскурсия.

1

Урок-экскурсия.

Текущий Понимать и воспроизводить несколько правил поведения в лесу. Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями.

20.04

56.

Путешествие

капельки.

1

Урок-сказка.

Текущий Осознавать и понимать, что в природе существуют три состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное). Понимать, что такое круговорот воды в природе. Уметь сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Понимать ценности любой жизни. Владеть способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

23.04

57.

Свойства воды.

1

Урок-исследование.

Текущий Понимать и воспроизводить свойства воды, различные её состояния. Уметь сотрудничать в группе, в паре; искать информацию.

27.04

58.

Рыбы - обитатели водоёмов

1

Урок-проект.

Текущий Узнавать и называть нескольких обитателей водоёмов (рыбы), знать некоторых особенностей их образа жизни. Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. Владеть рассуждением, описанием, повествованием.

59.

Пресный водоём. Обитатели пресных водоёмов.

Экскурсия на

водоем.



1

Урок-экскурсия.

Текущий Узнавать и называть нескольких обитателей пресных водоёмов, знать некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к водной среде обитания. Уметь называть нескольких представителей животного и растительного мира пресного водоема. Понимать ценности любой жизни. Владеть способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

30.04

60.

Болото - естественный водоём.

Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения водоема).

1

Урок-исследование.

Текущий Узнавать и называние нескольких обитателей болота, знать некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к среде обитания. Уметь называть нескольких представителей животного и растительного мира болот. Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. Владеть методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

61.

Растения и животные луга. Виртуальная экскурсия на луг.

Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения луга).

1

Комбинированный урок.

Текущий Узнавать и называть нескольких обитателей луга, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособление к среде обитания. Уметь называть нескольких представителей животного и растительного мира луга. Уметь искать нужную информацию. Развивать способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

07.05

62.

Растения и животные поля. Виртуальная экскурсия в поле.

Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения поля).

1

Комбинированный урок.

Текущий Узнавать и называть нескольких обитателей поля, знать некоторые особенности их образа жизни, приспособленных к среде обитания. Уметь называть нескольких представителей животного и растительного мира поля. Уметь искать нужную информацию. Владеть способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

63.

Растения и животные сада. Виртуальная экскурсия в сад.

Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения сада).

1

Комбинированный урок.

Текущий.


Узнавать и называть нескольких обитателей сада, знать некоторые особенности их образа жизни, приспособленных к среде обитания. Уметь называть нескольких представителей животного и растительного мира сада. Уметь искать нужную информацию. Развивать способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.

14.05

64.

Будем беречь

природу.

1

Урок - защита проектов.

Текущий Узнавать и называть нескольких представителей Красной книги. Составлять небольшой рассказ по теме. Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. Владеть рассуждением, описанием, повествованием.

65.

Проверочная работа по изученным темам.

1

Контрольный урок.

Тематиче-ский Проявлять способность успешно осуществлять учебную деятельность. Владеть способами получения, анализа и обработки информации.

18.05

66.

Будем беречь нашу Землю.

1

Урок-праздник.

Текущий Закрепить результаты обучения по программе во втором классе. Владеть методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). 21.05

67-68

Будем беречь природу.

2

Комбинированный урок

Текущий Знать, что такое Красная книга; какие растения и животные вашего края занесены в Красную книгу.

25.05

69-70

Закрепление ранее изученных тем.

2

Комбинированный урок

Текущий Закрепить результаты обучения по программе во втором классе. Владеть методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

28.05


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Учебники и пособия:

  • Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта - член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2012г.
  • Окружающий мир: учебник для 2 кл. в 2 частях. Виноградова Н. Ф., - М.: Вентана-Граф, 2012.
  • Окружающий мир: 1 - 2 классы: методика обучения / Виноградова Н. Ф. - М.: Вентана-Граф, 2012.
  • Окружающий мир: 1 - 4: сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы / Клепинина З. А. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Цифровые образовательные ресурсы:
  • Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир» для 4 класса. - М.: Просвещение, 2012г.
  • «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - school-collektion.edu/ru
  • «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -fcior.edu.ru, eor.edu.ru
  • Журнал «Начальная школа» Издательский Дом «Первое сентября» - nsc.1september.ru/
  • Журнал «Начальная школа» - .openworld/school
  • Газета «1 сентября» - .1september.ru
  • Российский общеобразовательный портал - school.edu.ru/default.asp
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - school-collection.edu.ru/
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - festival.1september.ru/
  • Архив учебных программ и презентаций - rusedu.ru/
  • ФГОС - standart.edu.ru/
  • видеофильмы по предмету (в цифровой форме);
  • аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в цифровой форме);
Наглядные пособия:
  • географические карты мира, России и Воронежской области;
  • натуральные объекты (коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; гербарии; коллекции плодов и семян);
  • модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта;
  • глобус, теллурий;
  • модель термометра;
  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (термометры для измерения температуры воздуха, воды, термометр медицинский, лупа, компас);
  • иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.);
Технические средства обучения:
  • компьютер
  • принтер
  • проектор
  • экран
© 2010-2022