Технологическая карта урока литературного чтения Русские народные сказки о животных

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №64.











Открытый урок литературного чтения

во 2 классе « Д».



Тема: Русские народные сказки о животных.

«Петушок - золотой гребешок».








Урок подготовила

учитель начальных классов

Жмурова Анна Викторовна











г. Иркутск - 2015 г.


Технологическая карта урока.


Тема урока

Русские народные сказки о животных .«Петушок - золотой гребешок»

Тип урока

Комбинированный

Дата урока

11сентября 2015 г

Цели урока

Учить анализировать структуру сказки;

Совершенствовать умения соотносить данную сказку со сказкой -цепочкой, различать сказки авторские и сказки народные;

Развивать навыки чтения вслух и про себя.

Задачи урока

Развивающие:

  1. Развивать выразительные средства речи (умение ставить логические ударения и логические паузы, громкость, тон, темп, тембр и мелодику голоса).

  2. Развивать умение читать рассказ по ролям, развивать умение анализировать текст сказки.

  3. Расширять кругозор и обогащать словарный запас.

  4. Развивать актерские способности и внимательность на уроке.

Обучающие:

  1. Познакомить с русской народной сказкой «Петушок - золотой гребешок».

  2. Формировать правильное осознанное чтение целыми словами.

  3. Обеспечивать целостное восприятие и понимание текста.

  4. Закреплять умение прогнозировать текст на основе заголовка, находить основную мысль текста.

  5. Устанавливать межпредметную связь с русским языком.

Воспитательные:

  1. Воспитывать коммуникативные умения работать в группах.

  2. Воспитание на примере героев сказки чувства ответственности за своих друзей, желание прийти на помощь в трудную минуту.

  3. Воспитывать любовь к литературному наследию русского народа.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный;

Индивидуальная, фронтальная , групповая;

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Научатся: распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки); соотносить данную сказку со сказкой -цепочкой; читать вслух и про себя; различать сказки авторские и народные;

Получат возможность научиться: делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, средства художественной выразительности (олицетворение).

Метапредметные:

Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные - выделять существенную информацию из текстов разных видов;

Коммуникативные - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках.

Образовательные ресурсы

Выставка сборников с русскими народными сказками. Презентация к уроку. Карточки для работы в паре, группе.






Организационная структура урока:

Этап урока

(задания и упражнения)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия

Организационный момент

(Эмоциональная, психологическая и мотивационная под-готовка обучающихся к усвоению изучаемого материала)

Учитель читает стихотворение

Прозвенел уже звонок

Начинать пора урок.

Наступила тишина.

Сказка в гости к нам пришла.

Проверяет готовность к уроку. Приветствует учащихся.

Сообщают о готовности к уроку. Определение самоготовности.

Личностные: правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место.

Подготовка к восприя-тию произведения. Сообщение темы урока.

( Определение целей урока. Составление плана работы с произведением)

Задаёт вопросы и комментирует ответы обучающихся, предлагает сформулировать цель урока. Определение приёма подготовки к восприятию произведения в соответствии с уровнем литературного развития класса; в соответствии со своими читательскими предпочтениями.

-Любите ли вы читать сказки? Почему?

- В сказках происходят не только разные чудеса и приключения. Сказка - это мудрость народа, его мечты и желания.

-Как вы думаете, почему говорят: « Сказка - ложь, да в ней намёк- добрым молодцам урок?

- Посмотрите на выставку книг. Прочитайте названия сказок.

«Царевна - лягушка»,

«Петушок - золотой гребешок»,

«Кот и лиса»,

«По щучьему веленью»,

«Заюшкина избушка»

-Как их можно назвать?

-Выберите среди них волшебные сказки. Докажите свою точку зрения.

(1и 4, так как в них происходят чудеса - волшебство, есть волшебный помощник, магическое число 3)

-Рассмотрите обложки оставшихся книг. Кто на них нарисован? (Звери)

-Это сказочные звери или настоящие? (Это сказочные звери, так как они одеты, как люди, в народные костюмы)

-Кто герои этих сказок? (Сказочные животные)

-Как можно назвать такие сказки?

- Сформулируйте тему нашего урока.

Мы будем читать русскую народную сказку о животных.

Откройте, пожалуйста, оглавление в учебнике на стр.2. Определите какую русскую народную сказку о животных мы будем сегодня читать . Назовите страницу на которой нужно открыть учебник.(23)Выбор сказки вам поможет сделать наша выставка книг.

Давайте спланируем нашу работу:

1.Раз это для нас новое произведение, значит с ним нужно сначала познакомиться. (Прочитать текст)

2.Объяснить незнакомые слова. (Работа со словарем)

3.Познакомиться с характерами персонажей этой сказки. (Дать характеристику героям)

4.Подумаем над тем, чему учит эта сказка.

5.Продолжим работу над выразительным чтением.

Определяют задачи чтения и составляют план







Познавательные: ориентируются в учебной книге: читают язык условных обозначений; находят нужный текст по странице «Содержание».

Регулятивные: определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний.

Первичное восприятие текста.

( Первичное чтение текста.

Проверка первичного чтения, Работа с толковым словарем)

Определение вида первичного чтения (комбинированное) с учетом специфики текста., возможностей обучающихся. Определение способа выявления первичного восприятия(беседа по вопросам) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся.

Откройте учебник на с.23.Прочитайте название сказки.

(«Петушок - золотой гребешок. Русская народная сказка)

-Прочитайте слова, записанные на доске. Они встретятся у вас в сказке. Знаете ли вы их значение?

Строго наказывать - дать наставления в строгой форме.

Домовничать - Находиться дома для присмотра за хозяйством.

Проведала- узнала.

Гусельцы - уменьшительно-ласкательная форма слова «гусли», музыкальный струнный инструмент.

Натренькивать- играть, бренчать на музыкальном инструменте.

Лисафья (лиса)

Кума - дальняя родственница.

Лукошко- небольшая корзина из прутьев, используемая для грибов и ягод.

А теперь прочитаем сказку вместе : песенку за лисичку будут читать девочки, песенку за петушка читают мальчики, остальной текст -подготовленные ребята.

Ученики читают текст вместе : песенку за лису читают девочки хором, песенку за Петушка читают мальчики, остальной текст читают подготовленные ученики.

Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:работают со справочной литературой; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала; определяют план выполнения заданий на уроке; корректируют выполнение задания в дальнейшем; выполняют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении

Коммуникативные: чтение по цепочке

Мотивация к анализу и перечитыванию текста.

( Беседа по содержанию произведения)

-Понравилась ли вам сказка? Чем? А наше общее чтение?

-Назовите героев. Сколько их? (Кот, дрозд, лиса, петушок)

-Дадим характеристику каждого героя.

-Кто из них слабый и нуждается в защите? (Петушок)

-Какой он по характеру? (Доверчивый ,глупый, наивный)Докажите строчками из текста.

-А кто из героев хитрый и коварный? (Лиса)

-Кто из персонажей сказки защитники и победители? (кот и дрозд)

-Как они выручали петушка?(Бросились в погоню, отняли петушка у лисы. Кот драл лису, а дрозд её клевал)

-О чем вам говорят их действия? (Они любили петушка, заботились о нем, берегли его)

- кого напоминают эти животные?(Своими поступками они напоминают людей)

- А чем еще похожи на людей? (Они разговаривают как люди)

- так какие же признаки сказки о животных мы нашли?(Герои - животные,Они разговаривают и совершают поступки как люди, наделены человеческими чертами характера)

-Кто же главный герой (самый умный и сильный) в этой сказке? (В этой сказке два главных героя - кот и дрозд)

-Почему вы так думаете? (они защитники)

-Главные герои в сказках те, которые защищают слабых.

-Прочитай записанные на доске пословицы и поговорки.

1.Как аукнется, так и откликнется.

2.На языке медок, а в уме ледок.

3.Друг познается в беде.

-Какие из них подходят к сказке и почему?

(Вторая - лиса ласково пела, а на самом деле хотела съесть петушка. Третья - кот и дрозд не бросили в трудной ситуации петушка, а показали себя сильными, смелыми)

-Чему учит эта сказка? (Выручай попавших в беду друзей, будь благоразумен и осторожен)

- Кто помог нам прочитать эту сказку? Как вы понимаете выражение « в пересказе А.Толстого»? (Услышал, пересказал и записал)


Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; подробно пересказывают прочитанное.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполняют оценку своего задания

Коммуникативные: чтение по ролям

физкультминутка

Жили Котик (растопырить пальцы)

с Петушком (махи руками)

У лесной опушки,

Но однажды Лисонька

(круг головой)

Подкралась к избушке

(сделать руками крышу).

Утащила Петушка

За высоки горы

(потянуться на носочках),

Утащила Петушка

В свою лисью нору

(присесть).

Дрозд и котик в лес пошли

(ходьба на месте)

И нору Лисы нашли

(присесть).

Кот и дрозд спасли дружка -

(погладить макушку)

Петю-Петю-Петушка

(махи руками). Исходное положе-ние -ноги на ширине плеч. Декларируют стихотворение, выполняя дви-жения. Личностные: положительное отношение к двигательной активности; развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизировать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости; освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

Синтетическая (обобщающая) работа с текстом.

(Обобщающая беседа по тексту. Выполнение творческих заданий)

Беседа по тексту. Определение смыслов в тексте. Организация коллективной дискуссии. Выбор творческого задания. Работа с иллюстрацией. Подробный пересказ по картинному плану, с опорой на подбор слов из текста. Определение главных и второстепенных героев. Сравнение героев.

- Какими словами обычно начинаются сказки?

-Эта часть сказки называется «зачин». Кто желает выразительно прочитать зачин сказки «Петушок - золотой гребешок»?

-Что происходит в этой сказке сразу после зачина? Прочитайте вслух первую часть сказки.

- Почему лисе удалось унести петушка?

-Что стало с петушком?

- Кто его спас?

-Пошел ли на пользу петушку полученный урок, как вы думаете? Подтвердите с помощью текста свою мысль.

- Сравните поведение петушка в 1-й и 2-й части.

- Сразу ли петушок выглянул после того, как лиса пропела песенку?

Давайте перейдем к прочтению следующей 3-й части.

- Как повели себя в этой ситуации кот и дрозд?

-Каким способом они спасли петушка?

-Вспомните, какой была песня лисы? С какими словами и с какой интонацией обращалась лиса к петушку? Для чего она так пела?

-Посмотрите фрагмент мультфильма «Петушок - золотой гребешок" и послушайте, каким голосом выманивала лиса петушка.

- Одинаковым ли тоном нужно читать слова за лису, петушка, кота?

- Найдите в тексте песенку лисы, которую она пела в первый раз. Прочитайте вслух, подражая голосу лисы.

- А как звал на помощь товарищей петушок?

Прочитайте так, чтобы выразить страх петушка.

-Рассмотрите иллюстрации к сказке .Подберите слова из текста, подходящие к ним.

_ Посмотрите на нашу выставку и найдите сказку, где героем тоже является петушок . («Заюшкина избушка»)

- Вспомните сюжет этой сказки.

-Кто главный герой в этой сказке? Дайте его характеристику. Выберите из предложенных вам слов те, которые характеризуют петушка.

Сильный , смелый, решительный, находчивый, бесстрашный, отважный.

- Кто из героев выполняет точно такую же роль , как и в предыдущей сказке?

Лиса - коварная, хитрая.

-Сравните героев двух сказок. Что вы можете сказать о них?

В сказках действуют одни и те же герои: петушок и лиса. Но лиса остается по -прежнему коварной, а петушок в одной сказке глупый и доверчивый, а в другой -смелый и решительный.

-Недаром в народе говорят:

Хитер ,как …

Трусливый, как…

Голосистый как…

Осуществляют выборочное чтение. Читают по цепочке , по ролям

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; выполняют оценку жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Познавательные: быстро находят выделенный фрагмент текста,

Регулятивные: соотносят выполненное задание с образцом

Коммуникативные: работают с соседом по парте, осуществляют взаимопроверку.

Подведение итогов.

Рефлексия

Предлагает оценить свою работу на уроке. Проводит беседу по вопросам.

-Что мы сегодня исследовали?

-С каким произведением познакомились? Каким по жанру оно является? Что вам понравилось?

-Чем же закончилась сказка? Благодаря чему петушок был спасен?

-Чему учит эта сказка?

Эта сказка учит нас быть дружными и уметь дорожить дружбой.

-Как вы думаете , а в нашей реальной жизни дружба, взаимопомощь важны?

Демонстрирует изображение петушка.

- Ребята , посмотрите, какой петушок вышел к нам из сказки. Что у него не раскрашено?

Поможем ему. Разукрасим хвост. Кому наш урок понравился -берет перышко яркое-желтое, оранжевое, красное, зеленое.

А кому не очень понравилось - пусть возьмет серое или коричневое перышко.

Ученики по очереди выходят к доске, прикрепляют перышки к хвосту петушка.

Отвечают на вопросы . Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут или нет результат

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы

Домашнее задание

Организует выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока, целей следующего урока. Поясняет домашнее задание.

1.Подготовить выразительное чтение сказки.

2. Подготовить чтение по ролям.

3. Выучить наизусть песенку лисы, песенку кота или призыв петушка о помощи.

4. Подготовить творческий пересказ сказки от лица лисы.

Записывают домашнее задание


-Наш урок подошел к концу. Мы скажем сказке «До свидания». Я благодарю всех за работу на уроке. Урок окончен.



© 2010-2022