- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению Буква чэ, звук ч
Конспект урока по литературному чтению Буква чэ, звук ч
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Картунова О.В. |
Дата | 27.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Литературное чтение
1 класс
Тема: «Согласный звук [чʼ], буква чэ»
Модель урока
Цель урока:
- научить уметь выполнять звуко-буквенный анализ слова, давать характеристику каждому звуку; знать лексическое значение слова; уметь применять в речи сочетаемые слова; уметь работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию текста, выражать свое отношение к прочитанному, уметь продолжить рассказ по его началу.
Планируемый результат:
- научить уметь выполнять звуко-буквенный анализ слова, давать характеристику каждому звуку; уметь работать с текстом.
Задачи урока:
1) Воспитательная
• Уметь работать по правилам работы в паре;
• Стремиться к выполнению ролевых правил;
• Учиться адекватно относиться к высказываниям партнера
2) Развивающая
• Составить алгоритм характеристики отдельного звука, звуко-буквенного анализа слова
3) Обучающая
• Уметь пользоваться алгоритмом для характеристики отдельного звука
Тип урока
урок отработки умений и рефлексии.
Технологическая карта
1.Определение значения слова
2.Согласные и гласные буквы, звуки
3.Характеристика гласных и согласных
4.Слог.
5.Слово.
6.Предложение.
7.Текст.
Оборудование: интерактивная доска, нэтбуки, учебник, карточки, тетрадь для печатания.
I.
Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
Цель: организовать самоопределение учебной деятельности.
- Ребята, какими вы сегодня хотите быть на уроке? (….,трудолюбивыми)
- На нашем уроке литературного чтения мы познакомимся с новой буквой и не только…
- Почему я так сказала?
- Верно, состоится знакомство с новым звуком, ведь каждая буква имеет свой звук.
II.
Этап актуализации и пробного учебного действия.
Цель:
-
Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности.
-
Организовать самими учащимися фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Угадайте, какой звук «заблудился» в веселых стихах?
На болоте нет дорог,
Я по кошкам - скок, да скок!
- Верно не по кошкам, а по кочкам.
Наевшись рыбы до отвала,
На море гайка отдыхала.
- Не гайка, а чайка. Какой звук заблудился?
- Заблудился звук [ чʼ].
Вывод: мы на уроке будем характеризовать звук [чʼ]
- А кто знает имя буквы? Это буква чэ.
- На что похожа буква чэ?
- Да, вы правильно решили, чэ мы пишем как четыре, только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.
- А давайте, посетим замечательную «вообразилию», и посмотрим, на какие предметы похожа наша новая буква.
(Работа на интерактивной доске. Заготовленные учителем буквы, дети дорисовывают, превращая их разные предметы).
- Молодцы, а теперь давайте вернемся к звуку.
III.
Этап локализации индивидуальных затруднения.
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения
- Чтобы узнать характер любого звука, что необходимо сделать?
- Правильно, звук надо произнести.
(Ученики проговаривают вслух)
- Какую характеристику можно дать звуку [чʼ]?
IV.
Этап построения проекта, коррекции выявленных затруднений.
Цель: построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.
- В королевстве Фонетики наш звук живёт в замке гласных или согласных?
- Правильно. Докажите ваш ответ.
- Какой характер имеет наш новый звук? (Если трудно, то учителю надо назвать слова, в которых живет наш звук).
Вывод: это звук согласный всегда мягкий.
- Все ли характеристики даны для звука, чтобы нарисовать звушарика?
- Нет. Мы не сказали, какой звук: глухой или звонкий?
-Что с ним нужно сделать?
- Его опять надо послушать.
-А чтобы его услышать его надо проговорить.
Итак, делаем вывод: это согласный глухой звук, который всегда мягкий.
V.
Этап реализации построенного проекта
Цель: реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе.
(Дети индивидуально работают на нэтбуках)
- В качестве проверки знаний о звуке, мы поработаем на компьютерах и изобразим звушарика буквы [чэ].
(Работа на индивидуальных компьютерах. Слежу за работой детей.)
-Расскажите по вашему рисунку все, что мы знаем о звуке [ч`]. Слайд № 1
- Молодцы, замечательно поработали, надо сделать зарядку.
Физминутка
VI.
Этап обобщения затруднений во внешней речи
Цель: организовать усвоение новых знаний при помощи тренировочных упражнений с проговариванием во внешней речи.
Работа по учебнику в парах.
- Работа с учебником Букварь на странице 134. Звуковая разминка: чтение слогов.
- Далее читаем столбики слов в парах. (Читают ребята в паре, остальные следят и готовы продолжить работу).
Фронтальная работа.
- Чтобы разнообразить работу со словами, можно задать к ним вопросы.
- Мы уже знаем вопросы предметов и вопросы признаков предметов.
- Назовите вопросы предметов, признаков предметов. Слайд № 2.
Ребята называют, на доске появляются вопросы.
VII.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новые знания.
(Стук в дверь. В класс приносят письмо, адресованное ребятам. Один ученик читает).
Письмо: Девочки и мальчики! Я знаю, что вы очень умные и дружные ребята. Угадайте, кто я и выполните мои задания!
Я дружок зверям и детям, я живое существо,
Но таких на белом свете больше нет, ни одного,
Потому что я не птица, не тигренок, не лисица,
Но заснята для кино и известно всем давно моя милая мордашка,
И зовусь я …(договаривают ученики) Чебурашка.
- А вот и сам наш герой. Слайд № 3
- Почему именно Чебурашка пришел к нам на урок? (в нем живет звук [чʼ])
- Чебурашка знал, что придет к ученикам первого класса, он принес свои задания на карточках. Ребята будут работать в дружных парах, помогать друг другу.
Давайте вспомним правила работы в парах:
-
Говори негромко.
-
Один говорит, другой слушает.
-
Мнение пары представляет один человек.
- Надо внимательно прочитать задание, посовещаться и заполнить недостающие строки на ваших индивидуальных карточках.
- Ребятам первого ряда надо из разбросанных слогов составить слова, записать печатными буквами, а ниже эти же слова показать в виде схемы слова. Поставить ударение и обозначить гласные звуки. (-дил- -ко-
-кро-; -дру- -лись- -по-; -ди- -на- -вре-)
- Ученикам второго ряда надо из разбросанных слогов составить предложение, напечатать его, составить схему предложения. (на пригласил Гену чай Чебурашка)
- Ученикам третьего ряда в карточках даны схемы слов и слова. Каждое слово надо соотнести с нужной схемой, поставить ударение, обозначить красным цветом гласные и охарактеризовать в схеме первый согласный звук.
Работа выполняется в тетрадях для печатания.
Проверка самостоятельной работы.
-
Один участник пары проговаривает вслух свой ответ, доказывает свое мнение, слушает согласие или замечания пар его вида деятельности
-
Сравниваем с эталоном на слайде. Слайд № 4, № 5, № 6. Комментирую выполнение работы.
- Молодцы! Мы славно поработали, пришло время отдохнуть.
Гимнастика для глаз.
VIII.
Этап включения в систему знаний и повторения
Цель: выявить границы применимости нового знания; повторить содержание изученного знания.
- Мы прочитаем с вами текст «Буква-почемучка». Все следят пальчиком. (Часть текста читает ребенок, учитель останавливает одного, назначает другого).
- О какой букве шла речь в тексте?
- Почему она получила прозвище «почемучка»? (она задавала много вопросов)
- Давайте сочиним продолжение этой истории. Рассказы детей.
- Чебурашка пригласил Гена на чай. Сейчас мы с вами накроем сладкий стол для наших сказочных героев. Но вот одно условие. Предметы, которые будут в нашей гостиной, должны иметь звук [чʼ]. Работа на компьютерах.
Использовали предметы: часы, чашка, чайник, черешня.
Вывод: применив знания о новом звуке, мы смогли выполнить работу правильно.
IX.
Этап рефлексии учебной деятельности
Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности
- На память о нашем уроке я раздам каждому иллюстрацию Чебурашки. Вам нужно нарисовать его мордочку. Если урок вам понравился, то личико Чебурашки будет добрым и веселым.
- Молодцы, мне очень приятно, что урок пришелся вам по душе.
- А теперь мы нарисуем три пуговки на майке нашего сказочного героя. Но рисовать будем не просто, какую захотим, а выбирая правильный вариант ответа. В моем задании содержатся три вопроса, три пуговки должно быть нарисовано у вас. Цвет пуговки будет зависеть от выбранного варианта ответа. Для работы вам понадобятся ручки или карандаши трех цветов: красный, синий, зеленый.
Задания на слайдах № 7
-
В слове чашка два слога.
Слайд № 8
-
В слове чашка все согласные твердые.
Слайд № 9
3) В слове чайник 3 гласных; 1 гласная; 2 гласные
- А теперь давайте проверим выполненное задание.
Слайд № 10:
- Самая верхняя пуговка должна быть зеленого цвета, так как в слове чашка 2 слога.
- Средняя пуговка синяя, потому что в слове чашка не все согласные твердые. Докажите.
- Верно, звук [чʼ] согласно мягкий.
- И последний вопрос - самая нижняя пуговка красная, так как в слове чайник два гласных звука.
- Встаньте, пожалуйста, ребята у кого выполнено все верно. Я рада, что так много ребят справилось с заданием верно и не допустили ошибок.
- Какова же цель нашего урока?
- Почему мы научились?(работали в парах, по правилу, самостоятельно)
- Значит вы какие?(самостоятельные, целеустремленные, внимательные, дружные, трудолюбивые, ответственные)
- Как мы еще с вами работали?(по плану)
- Где вы можете применить полученные знания?
- Спасибо за активную работу, за правильные ответы. Идем отдыхать на перемену.