Конспект урока по литературному чтению Буква чэ, звук ч

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение
1 класс
Тема: «Согласный звук [чʼ], буква чэ»

Модель урока

Цель урока:

- научить уметь выполнять звуко-буквенный анализ слова, давать характеристику каждому звуку; знать лексическое значение слова; уметь применять в речи сочетаемые слова; уметь работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию текста, выражать свое отношение к прочитанному, уметь продолжить рассказ по его началу.

Планируемый результат:

- научить уметь выполнять звуко-буквенный анализ слова, давать характеристику каждому звуку; уметь работать с текстом.

Задачи урока:

1) Воспитательная

• Уметь работать по правилам работы в паре;

• Стремиться к выполнению ролевых правил;

• Учиться адекватно относиться к высказываниям партнера

2) Развивающая

• Составить алгоритм характеристики отдельного звука, звуко-буквенного анализа слова

3) Обучающая

• Уметь пользоваться алгоритмом для характеристики отдельного звука

Тип урока

урок отработки умений и рефлексии.

Технологическая карта

1.Определение значения слова

2.Согласные и гласные буквы, звуки

3.Характеристика гласных и согласных

4.Слог.

5.Слово.

6.Предложение.

7.Текст.

Оборудование: интерактивная доска, нэтбуки, учебник, карточки, тетрадь для печатания.


I.

Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Цель: организовать самоопределение учебной деятельности.

- Ребята, какими вы сегодня хотите быть на уроке? (….,трудолюбивыми)

- На нашем уроке литературного чтения мы познакомимся с новой буквой и не только…

- Почему я так сказала?

- Верно, состоится знакомство с новым звуком, ведь каждая буква имеет свой звук.

II.

Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цель:

  1. Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности.

  2. Организовать самими учащимися фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Угадайте, какой звук «заблудился» в веселых стихах?


На болоте нет дорог,

Я по кошкам - скок, да скок!

- Верно не по кошкам, а по кочкам.


Наевшись рыбы до отвала,

На море гайка отдыхала.

- Не гайка, а чайка. Какой звук заблудился?

- Заблудился звук [ чʼ].

Вывод: мы на уроке будем характеризовать звук [чʼ]

- А кто знает имя буквы? Это буква чэ.

- На что похожа буква чэ?

- Да, вы правильно решили, чэ мы пишем как четыре, только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.

- А давайте, посетим замечательную «вообразилию», и посмотрим, на какие предметы похожа наша новая буква.

(Работа на интерактивной доске. Заготовленные учителем буквы, дети дорисовывают, превращая их разные предметы).

- Молодцы, а теперь давайте вернемся к звуку.


III.
Этап локализации индивидуальных затруднения.
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения

- Чтобы узнать характер любого звука, что необходимо сделать?

- Правильно, звук надо произнести.

(Ученики проговаривают вслух)

- Какую характеристику можно дать звуку [чʼ]?


IV.
Этап построения проекта, коррекции выявленных затруднений.

Цель: построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.

- В королевстве Фонетики наш звук живёт в замке гласных или согласных?

- Правильно. Докажите ваш ответ.

- Какой характер имеет наш новый звук? (Если трудно, то учителю надо назвать слова, в которых живет наш звук).

Вывод: это звук согласный всегда мягкий.

- Все ли характеристики даны для звука, чтобы нарисовать звушарика?

- Нет. Мы не сказали, какой звук: глухой или звонкий?

-Что с ним нужно сделать?

- Его опять надо послушать.

-А чтобы его услышать его надо проговорить.

Итак, делаем вывод: это согласный глухой звук, который всегда мягкий.


V.

Этап реализации построенного проекта

Цель: реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе.

(Дети индивидуально работают на нэтбуках)

- В качестве проверки знаний о звуке, мы поработаем на компьютерах и изобразим звушарика буквы [чэ].

(Работа на индивидуальных компьютерах. Слежу за работой детей.)

-Расскажите по вашему рисунку все, что мы знаем о звуке [ч`]. Слайд № 1

- Молодцы, замечательно поработали, надо сделать зарядку.

Физминутка


VI.

Этап обобщения затруднений во внешней речи

Цель: организовать усвоение новых знаний при помощи тренировочных упражнений с проговариванием во внешней речи.

Работа по учебнику в парах.

- Работа с учебником Букварь на странице 134. Звуковая разминка: чтение слогов.

- Далее читаем столбики слов в парах. (Читают ребята в паре, остальные следят и готовы продолжить работу).

Фронтальная работа.

- Чтобы разнообразить работу со словами, можно задать к ним вопросы.

- Мы уже знаем вопросы предметов и вопросы признаков предметов.

- Назовите вопросы предметов, признаков предметов. Слайд № 2.

Ребята называют, на доске появляются вопросы.


VII.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новые знания.

(Стук в дверь. В класс приносят письмо, адресованное ребятам. Один ученик читает).

Письмо: Девочки и мальчики! Я знаю, что вы очень умные и дружные ребята. Угадайте, кто я и выполните мои задания!

Я дружок зверям и детям, я живое существо,

Но таких на белом свете больше нет, ни одного,

Потому что я не птица, не тигренок, не лисица,

Но заснята для кино и известно всем давно моя милая мордашка,

И зовусь я …(договаривают ученики) Чебурашка.


- А вот и сам наш герой. Слайд № 3

- Почему именно Чебурашка пришел к нам на урок? (в нем живет звук [чʼ])


- Чебурашка знал, что придет к ученикам первого класса, он принес свои задания на карточках. Ребята будут работать в дружных парах, помогать друг другу.

Давайте вспомним правила работы в парах:

  1. Говори негромко.

  2. Один говорит, другой слушает.

  3. Мнение пары представляет один человек.


- Надо внимательно прочитать задание, посовещаться и заполнить недостающие строки на ваших индивидуальных карточках.


- Ребятам первого ряда надо из разбросанных слогов составить слова, записать печатными буквами, а ниже эти же слова показать в виде схемы слова. Поставить ударение и обозначить гласные звуки. (-дил- -ко-

-кро-; -дру- -лись- -по-; -ди- -на- -вре-)

- Ученикам второго ряда надо из разбросанных слогов составить предложение, напечатать его, составить схему предложения. (на пригласил Гену чай Чебурашка)

- Ученикам третьего ряда в карточках даны схемы слов и слова. Каждое слово надо соотнести с нужной схемой, поставить ударение, обозначить красным цветом гласные и охарактеризовать в схеме первый согласный звук.

Работа выполняется в тетрадях для печатания.

Проверка самостоятельной работы.

  • Один участник пары проговаривает вслух свой ответ, доказывает свое мнение, слушает согласие или замечания пар его вида деятельности

  • Сравниваем с эталоном на слайде. Слайд № 4, № 5, № 6. Комментирую выполнение работы.

- Молодцы! Мы славно поработали, пришло время отдохнуть.


Гимнастика для глаз.


VIII.

Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: выявить границы применимости нового знания; повторить содержание изученного знания.

- Мы прочитаем с вами текст «Буква-почемучка». Все следят пальчиком. (Часть текста читает ребенок, учитель останавливает одного, назначает другого).

- О какой букве шла речь в тексте?

- Почему она получила прозвище «почемучка»? (она задавала много вопросов)

- Давайте сочиним продолжение этой истории. Рассказы детей.

- Чебурашка пригласил Гена на чай. Сейчас мы с вами накроем сладкий стол для наших сказочных героев. Но вот одно условие. Предметы, которые будут в нашей гостиной, должны иметь звук [чʼ]. Работа на компьютерах.

Использовали предметы: часы, чашка, чайник, черешня.


Вывод: применив знания о новом звуке, мы смогли выполнить работу правильно.

IX.
Этап рефлексии учебной деятельности

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности

- На память о нашем уроке я раздам каждому иллюстрацию Чебурашки. Вам нужно нарисовать его мордочку. Если урок вам понравился, то личико Чебурашки будет добрым и веселым.

- Молодцы, мне очень приятно, что урок пришелся вам по душе.

- А теперь мы нарисуем три пуговки на майке нашего сказочного героя. Но рисовать будем не просто, какую захотим, а выбирая правильный вариант ответа. В моем задании содержатся три вопроса, три пуговки должно быть нарисовано у вас. Цвет пуговки будет зависеть от выбранного варианта ответа. Для работы вам понадобятся ручки или карандаши трех цветов: красный, синий, зеленый.

Задания на слайдах № 7

  1. В слове чашка два слога.

Слайд № 8

  1. В слове чашка все согласные твердые.

Слайд № 9

3) В слове чайник 3 гласных; 1 гласная; 2 гласные

- А теперь давайте проверим выполненное задание.

Слайд № 10:

- Самая верхняя пуговка должна быть зеленого цвета, так как в слове чашка 2 слога.

- Средняя пуговка синяя, потому что в слове чашка не все согласные твердые. Докажите.

- Верно, звук [чʼ] согласно мягкий.

- И последний вопрос - самая нижняя пуговка красная, так как в слове чайник два гласных звука.

- Встаньте, пожалуйста, ребята у кого выполнено все верно. Я рада, что так много ребят справилось с заданием верно и не допустили ошибок.

- Какова же цель нашего урока?

- Почему мы научились?(работали в парах, по правилу, самостоятельно)

- Значит вы какие?(самостоятельные, целеустремленные, внимательные, дружные, трудолюбивые, ответственные)

- Как мы еще с вами работали?(по плану)

- Где вы можете применить полученные знания?

- Спасибо за активную работу, за правильные ответы. Идем отдыхать на перемену.



© 2010-2022