Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Великая война и великая Победа»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Великая война и великая Победа»

Класс: 4

Учитель: Строкун Т.В.

Предварительная работа: беседа в семьях о подвигах родных во время ВОв, рисунки по своим впечатлениям, разучивание песни, стихов, конкурс сочинений

Оборудование и оформление: презентации, соответствующие тематике, видео-фильм «Давным-давно …», музыкальное сопровождение - песни на военную тему, сочинения учащихся, выставка книг.

Цель: привлечение внимания школьников к историческим событиям, к истории своей семьи.

Задачи:

- способствовать формированию образно-чувственного восприятия военных событий, способности сопереживать делам, подвигам конкретных людей; - воспитывать чувство патриотизма, высокого морального духа (преданность делу, ответственность)

Ход урока:

  1. Вступительное слово.

Учитель.

22 июня 1941 года размеренная и спокойная, мирная жизнь была прервана сообщением о вероломном нападении. Германия, нарушив пакт о ненападении, перешла границы Советского Союза. Чтобы не оказаться захваченными вероломными захватчиками, ради спасения Родины народ вступил в схватку с жестоким и беспощадным врагом.

1 ученик.

Казалось, было холодно цветам,

и от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

и пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

всего каких-то пять минут осталось!

Я о другом не пел бы ни о чем,

а славил бы всю жизнь свою дорогу,

когда б армейским скромным трубачом

я эти пять минут трубил тревогу.

Степан Щипачев

II. Актуализация знаний

-Как вы думаете, какой теме посвящён классный час?

-С каким историческим событием связана тема классного часа?

(70 лет ВОВ).

Ребята, сегодня классный час мы посвятим волнующей, трепетной теме: «Победа в Великой Отечественной Войне».

Учитель.

Вспомним, как это было. (Просмотр видео - фильма «Давным-давно…»)

Великая Отечественная война. 1418 дней и ночей шёл народ к долгожданной победе, каждый день, совершая подвиг во имя светлого будущего нашего народа. Фашистские варвары сожгли свыше 70 тысяч городов, посёлков и деревень, разрушили 84 тысячи школ. Враг не щадил ни женщин, ни детей. Но народ выстоял! На защиту Отечества встали все и маленькие и взрослые. Самая тяжелая ноша в войне легла на плечи женщин-матерей.

2 ученик.

У нее на войне толи муж, толи сын

Или трое родных сыновей.

И все гуще седины, все больше морщин,

И одежда ветшает на ней.

На щеках не румянец,

А пепельный цвет,

А глаза будто видят беду.

Не с нее нарисован плакатный портрет,

Что повешен у всех на виду.

Муж иль сын у нее -

Это все чем жила,

Но когда протрубила страна

Самых близких от сердца она отняла

И в тревоги осталась одна.

Им, кто землю родную ушел защищать

Путь суровый благословив

Отдала он - Русская женщина мать

Всю бессмертную силу любви.

Рассказ по выставке о семье «Степановых» (рассказывают подготовленные дети)

Женщины также участвовали в сражениях. Сестры милосердия выносили раненных бойцов с поля боя, под пулями и бомбежками. Женщины служили разведчицами, военными переводчиками, радистками, уходили в партизанские отряды. Плечом к плечу они сражались вместе с мужчинами, отвоевывая каждую пядь родной земли.

В этой войне люди совершили подвиг, в котором слито воедино величайшее мужество всего нашего народа.

Путь к победе был долгим, трудным и тяжелым. Каждый миллиметр пути был пропитан кровью и потом, усыпан трупами солдат и мирных жителей: стариков, женщин и детей.

На Кубани велись ожесточенные бои. Кубанские полководцы навсегда останутся в истории и в нашей памяти, как великие и бесстрашные.

В войне с врагом участвовали и юные защитники Отечества. Дети ухаживали за раненными в госпитале, отсылали на фронт тысячи посылок с теплыми носками, носовыми платками, кисетами для табака.

В колхозах и селах создавались пионерские отряды для оказания помощи в полевых работах. Заработанные деньги ребята вносили в фонд обороны. Обстановка требовала от этих юных героев активных действий в борьбе с врагами. Они вместе со взрослыми, на равных, участвовали в сооружениях оборонных рубежей, были связными в партизанских отрядов, разведчиками в воинских частях, дети участвовали в концертах для раненных солдат, в госпиталях и воинских частях.

Многие из этих юных героев погибли в годы войны. Их имена навечно остались в памяти нашего народа. Они посмертно награждены медалями и орденами, а некоторым из них присвоены звания герой Советского Союза. Их именами были названы улицы, школы и т.д.

3 ученик.

Земли российской преданные дети,

Бессмертными вы стали на планете.

Навстречу солнцу чистыми руками

Победы нашей вознесли вы знамя.

Дома вы беседовали с родителями о своих прадедах, прабабушках и их подвигах, поделитесь с классом своими историями.

(Учащиеся читают сочинения на тему «История Великой Победы в моей семье», просмотр презентаций).

4 ученик.

Победой кончилась война.

Те годы позади,

Горят медали, ордена

У многих на груди.

Майский день 1945-го. Знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Казалось, впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза к солнцу, впервые насладились красками, звуками, запахами жизни!

Это был большой праздник всего нашего народа, потому что победа над фашизмом знаменовала победу над смертью, разума над безумием, счастья над страданиями.

Мы всегда будем чтить память о тех, кто ценой своей жизни завоевал Победу.

Минута молчания.

5 ученик.

Помните!

Через года, через века,

О тех, кто уже не придёт никогда.

Памяти павших будьте достойны!

Убейте войну! Прокляните войну!

О тех, кто уже не придёт никогда,

Заклинаю-

Помните!

II. Создание проблемной ситуации.

Вопрос к классу:

-Как вы понимаете слово память? …

«Память - это свойство души хранить сознанье о былом…» написано в словаре В. И. Даля, то есть хранить знания о прошлом, каким бы оно ни было, а память о подвиге - долг потомков хранить как святыню.

-Зачем нужно знать и помнить историю своей Родины?

-Что помогает людям сохранить в памяти события той страшной войны? (Художественные произведения о войне, фильмы, живые рассказы прадедушек и прабабушек, полотна великих художников и т. д.)

-Какие стихотворения о войне вы знаете?

(Дети читают наизусть стихотворения о войне)

6 ученик.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помолчали

И ушли за солдатом солдат

До свидания, мальчики, мальчики

Постарайтесь вернуться назад.

Нет не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат.

И себя не щадите, и все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая?

Вместо свадеб - разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Мы по дорогам пыльным с боем шли

От бомб земля дрожала как живая.

Мы каждый метр своей родной земли

Отстаивали, кровью поливая.

Когда от бомб, казалось, мир оглох

И друг мой пал из нашей роты первым,

Я знал: нужны не слезы и не вздох,

А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.

Мне смерть страшна, но в битвах не робел,

В атаку шел - других не гнулся ниже,

Шел смело в бой не потому, что смел,

А потому, что трусость ненавижу.

Свинцовая метелица мела,

Рвались снаряды, мины завывали.

И песня нашей спутницей была

В бою. В походе. На ночном привале.

7 ученик.

Все позади, давно забыты беды,

Но плачет мать: «Прости меня, народ!

Я рада, люди, вот она - Победа,

Я для меня война еще идет!

Я верю люди, но и вы поверьте,

Судьба слепа, судьбы я не боюсь.

Взять четверых - не много ли для смерти?

Я буду ждать и все равно дождусь».

И мать ждала. О верная примета,

Бес сильна ты уже который год.

И мать ждала. Но пусть не в это лето,

А в следующее кто-нибудь придет.

И мать ждала. И проклинала вечер.

С надеждою вставала по утру.

Лепешки, испеченные для встречи

Давно окаменели на ветру.

И в жизни поведавшие не мало

И то же потерявшие детей.

Старейшины аула - аксакалы

В молчании склонялись перед ней:

«Да, что сказать, не жди ответа.

Твое молчанье мать, сильнее муки

И тяжелей отчаяния она».

Но мать ждала упрямо.

И вот однажды, будто гром с небес

Пришла в аул под вечер телеграмма:

«Я жив, родная, жив! Я еду! Мама!»

И это было чудо из чудес.

И наклоняясь, и ложась на руки

Едва успела прошептать она:

«Ну, вот и все. И дождалась я сына.

И для меня закончилась война».

IV. Рефлексия

Представьте себе, что вы художники. Вас попросили написать картину к 70-летию Победы над фашисткой Германией.

- Что бы вы изобразили на ней?

-Какие краски использовали бы?

На столах листы бумаги. Я предлагаю вам нарисовать праздничный салют, используя те цвета, которые могут передать чувства, наполняющие ваши сердца.

Список использованных материалов и литературы

1. Гераськина И. Ю., Агафонова Е.Д. Школьный праздник для всех: театрализованные представления для гостей и родителей. - Ростов н/Д : Феникс , 2008. - 285 с.

2. Видео-фильм «Давным-давно …», [Электронный ресурс].

3. Сборник стихов о войне « Никто не забыт, ничто не забыто» .

4. Материал из собственной копилки

© 2010-2022