Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе Птичьи секреты

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Внеклассное мероприятие в начальной школе "Птичьи секреты" Цели:

  • создать атмосферу доброжелательности, веселья;
  • обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение;
  • выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.
Оборудование:
  • рисунки детей о птицах; кормушки, которые дети сделали вместе с родителями;
  • книги о птицах;
  • грамзапись "Голоса птиц";
  • иллюстрации птиц;
  • плакат с надписью "Птицы - наши друзья".
  • НА ДОСКЕ- КНИГИ О ПТИЦАХ, КАРТИНКИ С ПТИЦАМИ
- Здравствуйте, ребята! - Сегодня мы с вами поговорим о птицах и поиграем. А начнем мы наше мероприятие с загадки. - О каком времени года эта загадка?

Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины
Разукрасил все витрины? (зима) -Давайте поговорим об этом времени года. - Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль) - Как изменилась природа с наступлением зимы? (Стало холодно, дует холодный ветер, идет снег, снежная крупа, дни стали короче, вода в реках и прудах замерзла). - Какие изменения произошли с растениями? (Растения стоят без листьев, трава пожухла и покрылась снегом. - Снег защищает землю от мороза и только хвойные деревья стоят зеленые. - А есть ли сейчас плоды и семена на деревьях, кустарниках и травах? (есть, но очень мало). - Можно ли увидеть зимой насекомых? (нет) Куда они спрятались и почему? - Действительно, насекомые спрятались в укромные места, плодов на деревьях мало и нашим друзьям стало холодно и голодно. А вот каким друзьям, вы догадаетесь отгадав загадку:

Снится ночью пауку, чудо - юдо на суку,
Длинный клюю и два крыла:
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это: (птица).

- Птицы - дети воздуха. - Птицы могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море. - Птицы - наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов от вредителей. - Птицы - это тайна и красота, без них нам не обойтись. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ПТИЦАХ А сейчас продолжите пословицу:

  1. Слово не воробей : (вылетит не поймаешь).

  2. Птицу узнаешь в полете, а : (человека в работе) .

  3. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

  4. Всякая птица своё гнездо любит.

  5. Лес без птиц и птицы без леса не живут.

  6. Всякая птица своим крылом гордится.

  7. Всякая птица по-своему поёт.

  8. У каждой пташки свои замашки.

  9. Мала синичка, да коготок остёр.

  10. Всякая птица своим клювом сыта.

  11. Сорока весть на хвосте приносит.

  12. Воробьи - под кровлю, совы - на ловлю.





- Скажите, все птицы с наступлением холодов могут найти себе необходимый корм? - Действительно, многим птицам приходится очень трудно и им приходится покидать родные места, улетая в теплые края. - А как мы называем тех птиц, которые улетают от нас? (Перелетные)

2. Игра «Экологическое лото» А сейчас мы проведем викторину Участники получают набор картинок с изображением птиц. Ведущий дает описание птицы или загадывает загадки. Дети должны поднять соответствующую картинку и назвать птицу.

1.Серенькая птичка

Ростом невеличка,

Бегает от кошки,

Собирает крошки. (Воробей.)

2.В пруду купался, а сух остался. (Гусь.)

3.Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит. (Дятел.)

6.Вещая птица древних славян. (Ворон.)

7.Плавающая, но нелетающая птица Антарктиды. (Пингвин)

8.Самая маленькая птица в мире. (Колибри)

9.Болотная птица из отряда голенастых. (Цапля)

11. Какие птицы прилетают позже всех и улетают раньше всех? (Ласточки)

13.Какая птица своей песней раньше других извещает о приходе весны? (Ворона)

14.Какая пернатая птица зовется «пернатой кошкой»? (Сова)

15.Птица, «приносящая новости на хвосте». (Сорока)

16.Птица с перекрещенным клювом. (Клест)

17.Птица, «приносящая» детей в семью. (Аист)

18.Яркоокрашенная птичка, которая «мерзнет». (Зяблик)

19.Птица - символ мира и чистоты. (Голубь)

20. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи)

21. Какие птицы выводят зимой птенцов? (клест)

24. У какой птицы поют самки и самцы? (у снегиря)

25. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)



- С наступлением холодов птицы собираются в большие стаи и улетают в теплые края, где они зимуют до следующего года. У многих птиц здесь остаются их гнезда, в которых они вывели своих птенцов и к ним они вернутся весной. -А как мы называем птиц, которые не улетают от нас, а остаются с нами ? (зимующие) - Правильно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах. Сегодня мы не будем говорить об экзотических птицах из далеких стран. А поговорим о тех, которые живут рядом с нами: в наших лесах, парках, садах и огородах. (Работа по выставке картинок с изображением птиц.)
Учитель: Сейчас зима. Снег покрывает землю. Очень тяжело выжить птицам в это трудное время года. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни. В это время им просто необходима наша помощь - Каких зимующих птиц вы знаете? - Это воробьи, вороны, сороки, синицы, дятлы, снегири, клесты, зяблики, свиристели. - Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками. Но этим птицам тоже зимой приходится очень трудно и мы должны их подкармливать, т.е. вешать кормушки и насыпать туда корм. РАБОТА С ДИСКОМ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

6.Сценки. «Волк и сова» -Мы, сова, с тобой похожи: ты серая, и я серый, у тебя когти, и я хищник. Почему же встречают нас люди по-разному? Тебя хвалят - расхваливают, меня клянут - проклинают. - А ты, волк, что ешь-то? -Да все больше жирных барашков, да козлят, да телят… -Ну вот видишь! А я все мышей вредных. Похожи мы с тобой по одежке, да разные по делам! " Воробей и Синица". - Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие? - Ружьё! - Нет, не угадала. - Пушка! - Опять не угадала. - Какое же тогда, Воробей? - Рогатка! Из пушки по воробьям не стреляют, а вот из рогатки только успевай отскакивай. Я- то стреляный воробей.



ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПТИЧИЙ КАЛЕЙДОСКОП» Самый, самый, самый…» (слайд 2). Какая птица летает выше всех? (Орёл) (слайд 3) Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри) (слайд 4) Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королёк) (слайд 5) Какая птица в мире самая большая? (Страус) (слайд 6) У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - до 15 см.) (слайд 7) У какой птицы самый большой размах крыльев? (Кондор калифорнийский) (слайд 8) Какая птица является самой высокой в положении стоя? (Императорский пингвин) (слайд 9)

«Загадки, загадки, загадки…» (слайд 10)

  • Днём слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. (Сова) (слайд 11)

  • Каждый год я к вам лечу -

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.) (слайд 12)

  • Не король, а в короне,

Не гусар, а при шпорах,

На часы не взглянет, а время знает. (Петух.) (слайд 13)

  • Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.) (слайд 14)

  • Это старый наш знакомый.

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист.) (слайд 15)

  • Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешкой набивал.

Закончил лов, забрал улов,

Поднялся ввысь и был таков. (Пеликан.) (слайд 16)

  • Проживает в странах жарких,

А в нежарких - в зоопарках.

И красив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам. (Павлин.) (слайд 17)

«Красная книга». (слайд 18) Ведущий. Я хочу рассказать вам ребята, подробней о Красной книге. Много самых разных зверей и птиц истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили клочка леса или степи, где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезенные людьми. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, животные будут гибнуть все больше. Чтобы этого не случилось, ученые составили специальную книгу - Красную книгу. Вот у меня в руках Красная книга. Красный цвет книги - запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. Записать животное в Красную книгу - ещё не значит их сохранить. Это пока только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц. На черных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кого уже нет, кто уже вымер. От них остались только чучела, скелеты, а то и совсем ничего. На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. Они ещё кое-где сохранились, их ещё можно встретить, но их уже так мало, что они могут исчезнуть совсем. На желтых страницах те животные, количество которых быстро снижается, которым грозит «переселение» на опасные красные страницы. На белых страницах те животные, численность которых всегда была невелика. Обитают они на небольших площадях, положение их не устойчиво. На серых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступные или почти не установлены. На зеленых страницах - самых обнадеживающих - те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания, падение численности которых приостановлено. Главная наша забота: чтобы не одно живое существо больше не попало в черный список черных страниц. Идея Красной книги - спасти весь животный и растительный мир. Красная книга запрещает наносить животным и растениям какой-либо вред. Давайте же познакомимся с некоторыми страницами Красной книги и животными, находящихся на них. Черные страницы. (слайд 19) Дронты обитали на Маскаренских островах, расположенных в западной части Индийского океана. Дронт, живший на острове Маврикий, внешне мало походил на голубя, скорее он представлял собой огромную (вес птицы достигал 17 кг), карикатуру на голубиного птенца: большой уплощенный клюв, лишенная перьев голова, большое «брюхо», недоразвитые крылья и хвост. Тело покрыто то ли пухом, то ли шерстью. Беззащитные дронты, обитавшие к тому же только в прибрежной части острова, были истреблены уже к середине 17 столетия, всего лишь полвека спустя после первого появления на острове голландских моряков. А к концу 18 века дронты были полностью истреблены(1655). Исчезновение этих птиц произошло столь быстро, что натуралистам не удалось даже сохранить их в виде музейных чучел. Странствующий голубь. Рассказ о странствующих голубях, живущих в Северной Америке, читается как фантастический роман. Едва ли какие-либо птицы собирались в столь чудовищные стаи. Они пролетали над землей такими густыми «тучами», Что буквально затмевали небо. Летящие птицы покрывали весь небосвод от горизонта до горизонта, шум от их машущих крыльев напоминал свист штормового ветра. В 1810 году стая странствующих голубей пролетала 4 часа. Она растянулась на 380 км. Стая насчитывала приблизительно 2 230 272 000 голубей. Странствующих голубей уничтожали всеми способами: стреляли из ружей, винтовок, пистолетов, мушкетов, ловили сетями, убивали палками и камнями. Между 1860 и 1870 гг. Были убиты миллионы странствующих голубей, но в последующее десятилетие - уже только сотня тысяч, и к 1890 г. были уже уничтожены все крупные гнездовые колонии странствующих голубей. Последнего странствующего голубя убили в 1899 г. Красные страницы. (слайд 20) Орлан белохвост. Крупная птица, весом до 9 кг и размахом крыльев до 2,5 м. Питаются орланы преимущественно рыбой и водоплавающими птицами, поэтому предпочитают селиться недалеко от водоема. Гнезда строят на деревьях, используют их много лет подряд, ежегодно надстраивая и обновляя. В результате гнездо может достигать 2 м в диаметре и в высоту, и весить около 1 тонны. В кладке 1-3 яйца. Орланы очень болезненно реагируют на появление человека и могут бросить гнездо даже после однократного визита двуного гостя, поэтому за последнее столетие численность этого вида существенно сократилась. Черный аист - настоящий нелюдим. Он гнездится в лесах на высоких деревьях, а охотится по берегам лесных речек. Встречается черный аист в лесной зоне России, но птица эта очень редкая. Желтые страницы. (слайд 21) Скопа. Питается рыбой, а гнездится на деревьях, поэтому для обитания ей необходимо сочетание двух обязательных условий: наличие большого и богатого рыбой водоёма и высоких деревьев на его берегу. Гнездо скопа делает на максимальной высоте, выбирая либо отдельно стоящее дерево, либо возвышающиеся над пологом леса. Птица очень привязаны к своим гнездам и возвращаются к ним каждый год. Численность скопы сильно сократилась в 20 веке из-за загрязнения и обеднения водоема, вырубки пригодных для гнездовья деревьев. В результате птица исчезла или стала очень редкой. Андский кондор. Размах крыльев достигает 3 метра, а вес - 12 кг. Живет в высокогорьях Южной Америки. Гнездится на скалах; самка откладывает только одно яйцо, которое оба родителя насиживают в течение почти 2х месяцев. Еще полгода проходит до того момента, когда птенец поднимется на крыло. В 19 веке кондоров активно истребляли из-за неверного представления, что они нападают на овец. К тому же чучела кондоров пользовались тогда спросом. В результате численность андского кондора не превышает 1000 особи и продолжает снижаться. Белые страницы. (слайд 22) Галапагосские пингвины - самые маленькие пингвины, размером всего 50 см. и весом 3-4 кг, живут на самом экваторе, на Галапагосских островах. Численность этих пингвинов зависит от смены течений у берегов Галапагосских островов. Киви. Эта удивительная птица обитает на островах Новой Зеландии и на острове Стьюарт. Высота птицы до 55 см, вес от 1,5 до 3 кг. Киви ведут сумеречный и ночной образ жизни, бродя во влажных лесах с густым кустарником, неуклюже переваливаясь с боку на бок. Наконец, киви - несомненный рекордсмен в классе птиц по размерам откладываемых яиц. Самка сносит огромное яйцо (изредка два) массой 450 г, что составляет 15 % её собственного веса. Численность этих заботливых, беззащитных птиц значительно уменьшилась в результате сильного сокращения площади лесов. Сейчас они находятся под защитой закона. Птицы привлекают к себе не только красивым оперением, удивительным поведением, но и прекрасным пением. Когда мы находимся в лесу, в поле, на лугу, рядом с водоемом мы можем услышать голоса этих пернатых певцов. Давайте сейчас послушаем некоторые из них. Физминутка «ПТИЦЫ»- ПРЕЗЕНТАЦИЯ + ПЕСНЯ «ВСЕМ НУЖНЫ ДРУЗЬЯ» - Давайте споем песенку про воробья " Всем нужны друзья" и порадуем его:

Сколько вкусных бутербродов искрошил в кормушку я,
Очень трудная работа - дрессировка воробья,
Но зато в районе нашем удивляется народ -
Воробей вприсядку пляшет, звонко песенки поет.

Чирик - чик - чик, чирик - чик - чик
Всем нужны друзья.
Чирик - чик - чик, чирик - чик -чик
Даже воробьям.

С ним мы делимся обедом, как положено друзьям.
Расчирикался он об этом всем знакомым воробьям.
Я им крошек дам послаще, и недели не пройдёт,
Все увидят настоящий воробьиный хоровод.

Чирик -чик - чик, чирик - чик - чик
Всем нужны друзья.
Чирик - чик -чик, чирик - чик чик
Даже воробьям. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» - К нашей кормушке прилетели разные дятлы и каждый расскажет о себе. Ученик 1: Я самый крупный дятел и обитаю в основном в хвойных лесах. Встречаюсь нечасто, но каждая встреча запоминается надолго. Ещё издали можно услышать мой громкий крик - " кли - кли - кли, который издаю на лету. А сейчас усядусь на дерево и приступлю к поискам насекомых. Если вы проходите мимо дерева и увидите большую чёрную птицу, а только светлый клюв и красная шапочка на голове, то это я - чёрный дятел " желна". Ученик 2: А я встречаюсь в лесах смешанных и лиственных, в садах и парках. Ловко обследую щели на коре деревьев, долблю кору - достаю много личинки, жуков. Причем обычно не стволы обыскиваю, а более тонкие ветви: мне маленькому, так удобнее. Быстрый, ловкий, то и дело перелетаю с одного дерева на другое, так что непросто за мной наблюдать. Ученик3: Я большой пёстрый дятел, чуть больше скворца. Меня называют " доктором леса". Своим крепким клювом я долблю кору дерева, достаю личинки и жуков. Делаю много дупл для себя и других птиц. Возле нашей кормушки собралось много пернатых друзей , давайте поиграем с ними: «Птичьи разговоры» (соединить линиями) Гусь крякает Соловей кричит Журавль гогочет Утка свистит Ворона ухает Ласточка воркует Голубь чирикает Синица щебечет Сова стучит, кли-кли-кли Сорока стрекочет Воробей каркает Дятел пищит Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. ТЕСТ «ПТИЦЫ» - ПРЕЗЕНТАЦИЯ Чтение стихотворения 5.Бьются птицы о стекло - на морозе нелегко Ей найти семян, пшена. Как сурова ты, зима! Так давайте же кормушки мы развесим во дворах, Чтобы птицы щебетали, чтобы радовали нас!

6.Позаботьтесь вы о тех, кто беззащитен, И, конечно, нашу Землю берегите! Пусть рассвет встречает небо голубое - Будет легче на Земле нам жить с тобою!

7.Скорей на помощь, дети! Вот в этот самый трудный час Спасенье птицы ждут от нас. Кормите их! Согрейте! Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу! А то и манной кашки… И оживут бедняжки!

8.На дворе белым-бело, землю снегом замело Трудно птицам зимовать, трудно пищу добывать. Подлетай, воробей, подлетай, не робей! Видишь девочку? Она принесла тебе зерна Подошла к крылечку, сыплет на дощечку.
Подлетай, воробей, Угощайся, не робей. Мы природу сохраним И в обиду не дадим! Сегодня мы встретились у нашей кормушки с разными птицами и много узнали о зимующих. Посмотрите на рисунки на нашей выставке и узнайте еще каких зимующих птиц можно встретить в наших местах. Ребята, что нужно сделать, чтобы помочь птицам не погибнуть от голода и холода? Вы постарались и изготовили кормушки. После уроков мы с вами пойдем в наш школьный сад, чтобы развесить их и угостить вкусными зернышками наших пернатых друзей. С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом насыпать корм в кормушки. ВЫСТАВКА КОРМУШЕК ( обсуждение) - Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время года. Покормим наших пернатых друзей семенами и семечками. (Дети насыпают в кормушки корм и вешают их на ветках возле школы). 4. Подведение итогов занятия (в классе). Награждение по номинациям:

  • «Лучшая кормушка»
  • «Лучший эрудит»
  • «Лучший чтец или рассказчик»
  • ЛУЧШИЙ АКТЕР

Заключение.

- Согласитесь, ребята, что птицы очень интересные существа. Давайте вспомним, что мы сегодня о них узнали? (Научились различать зимующих птиц, говорили о том, как они зимуют, какие трудности преодолевают зимой, как им нужно помогать и чем подкармливать.)

- И я думаю, что после этой беседы, вы будете по-другому относиться к нашим маленьким, беззащитным, пернатым друзьям.

- В заключении, послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение

«Покормите птиц зимой»

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ.

ПУСТЬ СО ВСЕХ КОНЦОВ

К ВАМ СЛЕТЯТСЯ КАК ДОМОЙ

СТАЙКИ НА КРЫЛЬЦО.

СКОЛЬКО ГИБНЕТ ИХ, НЕ СЧЕСТЬ.

ВИДЕТЬ ТЯЖЕЛО!

А ВЕДЬ В НАШЕМ СЕРДЦЕ ЕСТЬ

И ДЛЯ НИХ ТЕПЛО.

ПРИУЧИТЕ ПТИЦ В МОРОЗ

К СВОЕМУ ОКНУ,

ЧТОБ БЕЗ ПЕСЕН НЕ ПРИШЛОСЬ

НАМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ.

Вручение закладок А на память о нашем классном часе я хочу вручить вам закладки со словами «Поделитесь с птицами едой!». А добрыми и отзывчивыми нужно быть в любое время года и не только по отношению к птицам.

© 2010-2022