Конспект урока окружающий мир на тему В царстве грибов (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Казакова Татьяна Александровна

Воспитатель ГПД

МБОУ «СШ № 21 им. Н. И. Рыленкова» г. Смоленска

Проект урока окружающий мир в 3 классе по теме:

«В царстве грибов»

(по курсу «Окружающий мир», автор А. А Плешаков)

Тип урока: открытие новых знаний

Цели: формировать представление о грибах, как об отдельном «царстве» природы; активизировать ранее полученные знания; изучить строение, классификацию, значение и правила сбора грибов; учить извлекать необходимую информацию из иллюстраций и текста учебника; развивать связную речь обучающихся; обогащать словарный запас; развивать умение аргументировать свою точку зрения; логическое мышление; личностную оценку; воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира; осознание ценности всех живых существ в природе.

Оборудование к уроку: учебник, Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ А. А. Плешаков. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - С. 44-47: ил.- (Школа России); компьютер; мультимедийный проектор; презентация; магнитная доска; модель гриба; карточки с тестами; карточки с изображением грибов; памятка грибника.

Содержание урока:

Этапы урока


Деятельность учителя

  1. Организационный момент

- Ребята, сейчас урок окружающего мира. Мы сегодня узнаем много нового и интересного. А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились. (Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому)

До меня сигнал дошел, начинаем разговор.


  1. Мотивация к учебной деятельности.

-Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые знания.

Итак, мы начинаем.

- Сегодня мы продолжим с вами воображаемое путешествие в лес, для этого мы должны чётко представлять, куда идём. Что называется лесом?

(Природное сообщество, где растут деревья, кустарники, травы и живут разнообразные животные).

-Чтобы отправиться в лес, посмотрим какой багаж знаний мы возьмёте с собой в дорогу.

Проверка домашнего задания.

- Наш урок мы начнем с проверки д/з по изученным ранее темам: (тест)

Взаимопроверка. Ответы на доске.

Поднимите руку те, которые написали тест без ошибок. Кто с одной ошибкой.

- Ребята, а что мы посоветуем тем детям, которые допустил 2 - 3 ошибки? (поработать еще над изученным материалом)

  1. Постановка учебной задачи.






- Итак, начнем наше путешествие в лес. (слайд 1)

- Лес… Это удивительный мир загадок. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери, птицы, ящерицы, лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных растений! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать их. Приглашают всех полюбоваться красотами леса. Вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. (слова учителя звучат во время показа слайда, под музыку леса)

-А какие дары находит человек в лесу? (грибы, ягоды)

- Во время нашей прогулки в лес мы обратим внимание на то, о чём говориться в загадке: (слайд 2)

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает - повезло!

- Правильно, это гриб! Что же мы будем изучать на уроке?

- Верно. Сегодня мы будем говорить о грибах. А что вы знаете о грибах? (растут в лесу, есть съедобные и несъедобные)

- Что бы вы еще хотели узнать? (как гриб растет, какая польза от грибов, как собирать грибы)

- Хорошо. На уроке мы узнаем: (слайд 3)

  • Строение гриба;

  • Научимся классифицировать грибы;

  • Какую роль в жизни леса играют грибы;

  • Как правильно собирать грибы;

  • Какие грибы занесены в Красную книгу России.

  1. Пошаговое «открытие новых знаний» с их последовательным первичным закреплением.











- Давайте вспомним, с какими царствами живой природы мы уже знакомы? (слайд 4)

- А теперь рассмотрим модель гриба и попробуем ответить на вопрос: что же такое гриб- растение или животное? Можно ли назвать гриб растением? Вспомните части растений. (слайд 5)

- Какой можно сделать вывод?

- Можно ли гриб назвать животным? (слайд 6)

- Из этого какой следует вывод?

- Итак, гриб не является ни растением, ни животным. Большинство ученых-микологов выделяют грибы в особое самостоятельное «царство» - «Царство грибов» (слайд 7)

- Грибы - это настоящее чудо. На земле насчитывают более 100 тысяч видов грибов. Но только чуть более 100 считаются съедобными. Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры, но все они имеют похожее строение. Каждый гриб занимает определенное место в природе. Одни грибы превращают органические вещества в минеральные, которые необходимы и доступны растениям, другие перерабатывают остатки живых организмов в перегной, третьи, хищники, помогают бороться с вредителями растений, четвертые - лекарство для животных и человека. Помните об этом и не топчите, не сбивайте грибы, которые попадутся вам на глаза.

1. Строение гриба.

- А сейчас посмотрите на следующий слайд (слайд 8) и попробуйте определить, каково же строение гриба? (шляпка и ножка)

- Правильно, когда мы идем по лесу нам видны шляпка и ножка гриба. Они являются плодовым телом гриба.

- А что же находится под землей? (корни)

- Все вы правы. Под землей от ножки тянутся тонкие нити - это грибница.

- Чтобы узнать, какая из этих частей играет более важную роль в жизни грибов, обратимся к учебнику. Откройте с. 112, найдите третий абзац. Прочитайте его про себя.

- Какая часть играет важную роль в жизни грибов?

- Обратимся к плану нашего урока. Что мы хотели узнать на первом этапе? (строение гриба)

- Нам удалось это сделать? (да)

- Какое строение у гриба? (он состоит из шляпки и ножки, это называется плодовым телом, а его корни называются грибницей)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(слайд 9)

2. Какую роль в жизни леса играют грибы.

- Хорошо мы отдохнули и на место все вернулись. Давайте посмотрим на следующий слайд. Что вы видите на нем? (слайд 10)

- Как вы думаете, почему грибы растут рядом с деревьями?

- Хорошо. Прочитайте в учебнике на с. 112-113 точное описание связи грибов и деревьев.

- Итак, какая же связь между грибами и деревьями?

3. Классификация грибов.

- Молодцы! На какие 2 группы можно разделить грибы? (слайд 11)

-Какие съедобные грибы вы знаете?

-Какие несъедобные грибы вы знаете?

-Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно? Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от, несъедобных. Давайте попробуем, работая в группах, выделить отличительные признаки грибов двойников и сделать вывод. В этом нам поможет учебник на с. 114. Давайте разделимся на группы.

1 группа - белый гриб;

2 группа - опенок осенний;

3 группа - шампиньон.

Учащиеся выбирают себе по одной карточке с грибом, тем самым образуются три рабочие группы.

- Давайте вспомним, как мы должны работать в группах? (1. Внимательно прочитать задание. 2. Определить цель. 3. Договориться, как будем выполнять задание.

4. Обмениваться мнением друг с другом нужно тихо, не мешая другим.

5. Группа выбирает выступающего, который делает вывод о проделанной

работе.) (У каждой группы на столе инструкция.)

- Вспомните, какое задание вы получили? (выделить отличительные признаки грибов-двойников и сделать вывод) (работа в группах)

- Закончили выполнение задания. Результат своей работы представит группа «Белый гриб». (выступают представители групп, рассказывают об отличительных признаках грибов-двойников)

- Молодцы! Теперь я уверена, что никто из вас в лесу не срежет ядовитый гриб. А что же делать, если в лесу вы встретите ядовитый гриб?

- Правильно! Грибы - это богатство леса. Ими питаются многие животные. Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами лечатся лось, сороки.

- Для чего человек собирает грибы?

- Грибы - очень полезный продукт. Они являются источником белка, клетчатки, микроэлементов и витаминов (в первую очередь А, витамины В, Д, РР, аскорбиновой кислоты). Но есть одно «но» - эти ценные вещества трудно усваиваются. Поэтому детям до 10 лет грибы есть ни в коем случае нельзя!

- Какой вывод из выше сказанного можно сделать? (грибы полезны, но детям до 10 лет их есть нельзя, потому что они плохо усваиваются)

- Что мы узнали о грибах на этом этапе урока?

  1. Закрепление изученного материала.





  1. Итог урока. Рефлексия.









5. Правила сбора.

- Кто из вас ходил в лес за грибами?

- А кто знает, как нужно правильно собирать грибы?

- Вы знаете, дома я пробовала составить памятку грибника с правилами сбора грибов, но у меня не получилось. Хочу обратиться к вам за помощью, и, надеюсь, вместе у нас все получится. Работать будем в группах. В помощь вам будет учебник с.115 и те правила, которые я составила дома, они лежат у вас на партах. Если вы согласны со мной, то можете вписать их в «памятку». (работа в группах)

- Проверим. Какие правила каждая группа записала в «Памятку грибника». Объясните почему? (слайд 12)

- У Вас получились отличные «памятки».

- Теперь вы знаете правила сбора грибов, и я надеюсь, будете их выполнять. Потому что, из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды внесены в Красную книгу России. (слайд 13)

- Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, шишкогриб хлопьеножковый, грифола курчавая, паутинник фиолетовый.

- Эти грибы нуждаются в особой охране.

-Сегодня на уроке мы постарались ответить на все вопросы, которые вас интересовали. А теперь давайте проверим новые знания.

Проверка будет походить в виде тестов. Вам предлагается 5 вопросов. Работаем.

1. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать?

а) оставить его на месте,

б) срезать и взять с собой,

в) сбить ногой.

2. Назовите самый ядовитый гриб.

а) желчный гриб,

б) бледная поганка,

в) ложный опёнок.

3. Что не входит в строение гриба?

а) шляпка,

б) ножка,

в) цветы.

4. С чем взаимосвязаны грибы?

а) с человеком,

б) с деревьями,

в) с животными.

5. Найди лишний гриб.

А) подосиновик,

Б) боровик,

В) мухомор

Проверка (слайд 14)

- А теперь я предлагаю вам себя оценить. Если нет ошибок оценка 5, одна ошибка - 4, две ошибки - 3.

- Подведём итог. Какое строение у гриба?

- Как они связаны с деревьями?

- Какие бывают грибы?

- Как отличить ядовитый гриб от съедобного?

- Почему нельзя уничтожать ядовитые грибы?

- Какие правила сбора грибов вы запомнили?

- Что вам больше всего понравилось на уроке? (слайд 15)

- Какие открытия вы для себя сделали?

- Какие трудности у вас возникли на уроке?

- Как вы их преодолевали?

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- За активную работу на уроке получают оценки…

  1. Выбор домашнего задания

- Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас

даром. Чтобы стать настоящими грибниками, прочитайте дома материал по

учебнику с.112-114 и выполните задания в тетрадях на с.66-68. Желающие могут

подготовить мини-доклад об одном из грибов, который занесен в Красную книгу России.



© 2010-2022