Разработка урока русского языка по теме

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема - Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе.

Цели: формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных;

развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, правильно и точно использовать их в речи; устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными; развивать внимание и логическое мышление; воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу.

Оборудование. Барабан с игровым полем, карточки с заданиями, 5 конвертов, ребусы, волшебный ящик, эмблемы: солнце, тучка (для каждого), фонограмма песни «Настоящий друг», аудиокассета с записью сказки.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять-

И грамотно написать.

На экране запись. Учитель говорит, дети хором повторяют.

Я - свет.

Я - любовь.

Я - мир и согласие.

Я не буду бояться никого и ничего.

Я буду делить любовь с теми, кто меня любит.

  1. Сообщение темы урока.

Дети разделены на две группы. Посередине класса стоит барабан с игровым полем. Вокруг него сидят участники игры.

Учитель. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Дети. Интересным, весёлым, познавательным, занимательным.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о частях речи, и важно помнить о том, что мы семья. Ребята, какие чувства, мысли, ассоциации у вас возникают со словом «семья»?

Дети. Дружная, крепкая, хорошая, любящая.

Учитель. Что общего в данных словах?

Дети. Это имена прилагательные.

Учитель. А с какой частью речи связано имя прилагательное?

Дети. С существительным.

  1. Закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Учитель. Слово - главный работник в языке. У каждого слова есть своя работа. Давайте об этом послушаем рассказ.

Выходит Существительное (девочка).

Существительное. Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

Я, имя существительное, самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются прилагательные. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи.

Выходит Прилагательное (мальчик).

Прилагательное. Определяю я предмет,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Родилось я с очень покладистым характером. Но нет у меня ни рода, ни числа, ни падежа! Что же мне делать? Может попросить у Существительного? Я давно об этом мечтаю. (Подходит к Существительному.)

Имя Существительное, одолжи мне, пожалуйста, свой род, число, падеж. Я тебя очень об этом прошу, а то мне скучно и грустно.

Существительное. С удовольствием, я буду дружить с тобой. Очень радо иметь новых друзей.

Прилагательное. Вместе - дружба, вместе - служба. Так я и стало именем прилагательным.

Вместе. Ребята, расскажите, а что вы о нас знаете?

На столе у ребят лежат листочки с фразами: предмет, признак предмета, Какой? Что? Какая? Какое? Кто? Какие? изменяется по числам и падежам, изменяется по числам, родам, падежам. В предложение бывает подлежащим и дополнением. В предложение бывает определением.

Учитель. Первая команда выбирает фразы, которые относятся к имени существительному, а вторая команда - к имени прилагательному. После выполненной работы вам предстоит рассказать нам, что общего между именем существительным и именем прилагательным? Чем они отличаются? (Ответы детей.)

4. Викторина «Что? Где? Когда?».

Учитель. А сейчас я приглашаю вас на интеллектуальную викторину для знатоков русского языка «Что? Где? Когда?». За круглым столом собрались участники игры. Ребята должны проявить знания, остроумие, сообразительность, а также быть внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Давайте с ними познакомимся: команды «Имя существительное» и «Имя прилагательное».

Перед игрой я хочу напомнить вам её условия. Каждая команда вращением барабана определяет свой сектор. Оценивать ответы команд будет уважаемое жюри. В жюри входят ваши родители.

Внимательно послушайте правила игры:

  1. Игра состоит из 5 раундов. Каждый раунд соответствует указанному стрелкой названию сектора на игровом поле.

  2. В каждом секторе располагаются конверты с заданиями.

  3. На обдумывание и обсуждение задания команде даётся время, когда игрокам разрешается общаться между собой.

  4. После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.

  5. Разрешается вращать барабан капитанам команд по очереди.

Учитель. Желаю всем сегодня отличного настроения и радостных побед! Итак, начнём игру. Приглашаю капитана первой команды к нашему барабану.

Капитан вращает барабан.

1 раунд. Сектор «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».

Задание лежит в конверте.

Вставьте пропущенные окончания в пословицах.

Объясни смысл одной пословицы.

За глуп… головой и ногам покоя нет. Маленьк… дело лучше больш…. безделья. Крепк… дружбу и топором не разрубишь. И гадк… утёнок может стать прекрасн… лебедем. Умел… рука лучше длин…. языка. Ударн… работа человека красит. Без хорош… труда нет плода. Хорош… словом мир освещается.

Жюри подводит итог. Называется победитель первого раунда.

Барабан вращает капитан второй команды.

2 раунд. Сектор «Занимательные ребусы».

Расшифруйте ребусы.

Составьте словосочетания: существительное + прилагательное. Запишите их.Задание лежит в конверте.

Учитель. На обсуждение, уважаемые знатоки, ребусы.

Учитель. На обсуждение, уважаемые знатоки, ребусы.

Учитель. На обсуждение, уважаемые знатоки, ребусы.

Жюри подводит итог. Называется победитель второго раунда.

3 раунд. Сектор «Звуковая пауза».

В игру вступает библиотекарь нашей школы, которая прислала вам звуковое письмо с заданием.

Прослушайте отрывок из повести К. Коллоди «Приключения Пиноккио».

Задание: Выпишите услышанные имена прилагательные.

Какая команда больше?

Дети слушают аудиокассету.

Жюри подводит итог. Называется победитель третьего раунда.

Музыкальная пауза.

Учитель. Почтальон принёс нам конверт. Что в конверте? (Письмо.)

Послушайте его и выполните задание: услышав имя прилагательное, вы должны дать сигнал (сделать хлопок).

Доброта - это, прежде всего хорошее чувство к окружающим. Дома меня окружают самые дорогие мне люди - ласковая мама, умный папа, добрая бабушка, заботливый дедушка.

Счастье - это здоровая душа, потому что когда человек здоровый, добрый, ласковый и отзывчивый, он всегда будет счастливым.

Каждое утро, когда я прихожу в школу, я счастлив, видеть здесь своих верных и настоящих друзей.

Скоро на нашу Кубанскую землю придёт долгожданная весна.

И я самый счастливый человек на этой земле!

Учитель. Как вы думаете, кто мог прислать такое письмо? (Счастливый человек.)

А вы, ребята, можете назвать себя счастливым человеком?

Когда человек бывает счастлив?

Песня «Настоящий друг» (исполняют учащиеся.)

Капитан вращает барабан.

4 раунд. Сектор «Волшебный ящик».

Учитель. Внесите волшебный ящик. Откроем его. Что может быть в ящике?

Учитель открывает ящик, а в нём лежит листок с загадкой.

Загадка! Отгадайте её.

Когда это бывает?

Голубые, синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи. (Весной)

Развитие речи.

Учитель. Это задание для вас приготовили ваши родители. Внесите картину.

Нужно написать по картине мини - сочинение, используя имена прилагательные. Побеждает та команда, которая в сочинение использует больше имён прилагательных.

Зачитываются сочинения. Жюри называет победителя этого раунда.

5 раунд. Сектор «Угадай, кто это!»

Учитель. Оказывается, если точно описать предмет с помощью имён прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

В конверте лежит задание.

Задание: одна команда должна описать предмет, используя прилагательные, а другая - отгадать, о ком или о чём идёт речь.

Жюри подводит итог этого раунда.

Учитель. Наша игра подошла к концу. Знатоки сегодня держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями. Молодцы!

Жюри подводит окончательные итоги, и мы узнаем победителей сегодняшней игры.

Команда, победившая в игре, получает призы.

  1. Домашнее задание.

Напишите мини-сочинение по выбору на одну из тем:

«Доброта - это…»

«Счастье - это…»

«Мир - это когда…»

  1. Итог урока.

Учитель. Ребята, в детской песне, которую вы хорошо знаете, есть замечательные слова: «…поделись улыбкою своей, и она к тебе ещё не раз вернётся». Я с вами делюсь своей улыбкой, и вы поделитесь своей улыбкой, соответствующей вашему настроению от пройденного урока. Приведите примеры словосочетаний, соответствующие вашему настроению. (Красивая улыбка, хороший урок, заботливый товарищ, надёжный друг, весёлое настроение, любимое занятие.)

Рефлексия.

У детей на столе лежат рисунки с изображением солнышка и тучки.

Кому понравился сегодняшний урок, кому было на уроке интересно, кто чувствует, что хорошо поработал и многое узнал, покажите.

Дети поднимают рисунок с изображением либо солнышка, либо тучки. Учитель. Вам, ребята, спасибо. Вы очень хорошо работали.


© 2010-2022