Сценарий по внеклассному чтению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Мой Пушкин»

Литературное чтение (4 класс)

Наглядно-демонстрационные материалы:

О.А.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина.
В.А.Тропинин. Портрет А.С.Пушкина.
А.С.Пушкин. Автопортреты.
Выставка книг А.С.Пушкина.
Выставка детских рисунков.
И.Е.Репин. Портреты композиторов Н.А.Римского-Корсакова,М.И.Глинки
М.И.Глинка. «Марш Черномора» (в грамзаписи).
Н.А.Римский-Корсаков. «Полёт шмеля»
Персональный компьютер.
Сказки А.С.Пушкина. (DVD video)

Вводная часть:

Ход урока
Читается стихотворение А.С.Пушкина «У камелька».

Стол, на нём горящая свеча, листы исписанной бумаги.
Учитель. Сегодня наш урок посвящен Александру Сергеевичу Пушкину - солнцу русской поэзии. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта, немало знаете наизусть.
Для каждого человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик. Вот сегодня мы и поделимся, друг с другом, чем для нас является Пушкин, какие его произведения, особенно дороги и близки каждому из нас.
Поэтому этот урок мы назовем "Мой Пушкин" и пройдет он в форме устного журнала, где будут странички, содержащие стихи и сказки, музыкальные и посвященные изобразительному искусству. Надеюсь, что вы сумеете глубже понять душу великого поэта и его творчество, насладиться его волшебными стихами.

Основная часть:

Итак, первая страница нашего журнала посвящена вашим любимым стихотворениям.
Я знаю, что некоторые ребята остановили свой выбор на тех стихотворениях, в которых Пушкин рисует чудесные картины русской зимы. Пусть они и откроют наш журнал.
1-й у ч е н и к. Я хочу прочитать отрывок из романа "Евгений Онегин", где поэт описывает приход зимы. Он передает нетерпение, с которым все ждут зиму, и вместе с героиней романа Татьяной радуется ее приходу. Такую же радость испытывала и я, когда однажды поутру увидела, что черная мрачная земля покрылась белоснежным ковром.
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
2-й ученик. А я хочу напомнить всем стихотворение, которое мы узнали во втором классе. В нем Пушкин говорит о том, как зима пришла и преобразила всю природу. Читая пушкинские строчки, я как будто вижу перед собой картины замечательной зимней природы.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз.
И рады мы Проказам матушки-зимы.
3-й ученик. Мне очень нравится стихотворение "Зимнее утро". Это стихотворение и веселит, и бодрит, и создает праздничное настроение. Мы его учили не полностью, а я решил выучить его до конца и прочесть вам.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском озарена.
Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки,
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Учитель. Ребята прочли три стихотворения Пушкина; я думаю, что их объединяет одно настроение - именно то, о котором говорила Диана, - радостное и приподнятое.
Это состояние поэта, высокий душевный настрой прекрасно передает портрет А. С. Пушкина, выполненный художником, современником поэта, Василием Андреевичем Тропининым.
На портрете Пушкин сидит у небольшого стола. Положил руку на край и задумчиво смотрит куда-то в сторону. В его светлых голубых глазах какое-то особенное выражение. Взгляд остановился. Лоб напряжен. Губы словно шепчут что-то. Не в таком ли состоянии он написал такие строки?
И пробуждается поэзия во мне...
...и пальцы просятся к перу, перо к бумаге.
Минута - и стихи свободно потекут.
Вот что на портрете. Поэзия пробуждается в Пушкине, стихи живут в нем, он их слышит -"...минута - и стихи свободно потекут..."
Но жизнь поэта не была легкой, безоблачной, и он, конечно, имел право и на другое настроение, печальное, грустное, которое тоже нашло отражение в его стихах. Помните ли вы такие стихи?
("Зимний вечер", "Зимняя дорога".)
Стихи лаконичны, что легко ложатся на музыку.
Послушайте в исполнении Венеры песню.
4-й ученик. Слова А.С.Пушкина, музыка Яковлева
5-й ученик. Я прочитаю стихотворение "Зимняя дорога". Пушкину приходилось много путешествовать; ездили в то время на лошадях; дорога, особенно зимой, когда рано темнеет, порой была скучной и однообразной. И я думаю, что во время одного из таких путешествий Александр Сергеевич сочинил эти строчки.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...
И еще я хочу добавить. Хотя это стихотворение грустное, но оно очень красивое, так и представляешь зимние поляны, залитые серебряным лунным светом.
Учитель. После стихотворения, которое прочитали, я хочу вам показать портрет Пушкина кисти другого художника - Ореста Адамовича Кипренского. Вглядитесь внимательно в этот портрет, в выражение лица поэта и попытайтесь объяснить, почему я решила показать вам его после прочтения такого довольно грустного стихотворения.
(Учащиеся говорят о том, что на этом портрете поэт выглядит печальным, задумчивым, серьезным.)
Учитель. Кипренский сумел понять Пушкина, он угадал его печаль, его мысли о свободе, его мечты. Об этом портрете сам Пушкин в одном из своих стихотворений сказал: "Себя, как в зеркале, я вижу..."
Итак, сравнивая эти два портрета, мы видим, как Тропинин и Кипренский сумели отразить в них, каждый по-своему, сложный и богатый духовный мир поэта.
Чтобы завершить тему, связанную с изобразительным искусством, хочу обратить ваше внимание на то, что на полях своих рукописей Пушкин сам постоянно рисовал своих персонажей.
(Учитель демонстрирует иллюстративный материал.)
Рисовал он и самого себя. Когда Пушкин чувствовал себя одиноким, автопортрет получался грустным. А если ему было весело, он рисовал себя в каком-нибудь смешном виде - в огромном картузе, всадником в бурке, мчавшимся во весь опор. Однажды Пушкин нарисовал себя счастливым - это прекрасный автопортрет. (По ходу рассказа учитель демонстрирует автопортреты Пушкина.)
-Предоставляется право еще одному ученику показать свою страничку.
6-й ученик. Мое любимое стихотворение посвящено городу на Неве - Петербургу. Может быть, потому, что я и сам был в этом удивительном городе, бродил по его улицам, паркам, набережным. Стихи Пушкина как бы вновь возвращают меня в памятные места чудесного города, помогают представить себе его величие, строгость, гордую красоту.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса...
Учитель. Спасибо. Ты помог нам увидеть прекрасный город на Неве, увидеть безлунные белые ночи. (По ходу рассказа учитель демонстрирует иллюстрации Санкт-Петербурга).Подвести итог. Вот 1 страничка, с чем мы на ней познакомились.
Настал черед другой странички.
7-й ученик. Мое стихотворение посвящено няне великого поэта - Арине Родионовне. Долгими зимними вечерами она рассказывала маленькому Саше сказки, пела русские народные песни. Она стала другом Пушкина на всю жизнь. И когда поэт жил в Москве, Петербурге, он часто вспоминал Арину Родионовну, скучал по ней и посвящал ей свои стихи.
Одно из таких стихотворений я и прочитаю. Оно так и называется "Няне":
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
У ч и т е л ь. То, что вспомнили о няне Пушкина, замечательно. Именно она пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание подарить людям свои сказки.
- Итак, мы открываем новую главу нашего журнала, посвященную сказкам Пушкина.
Здесь, я думаю, вы большие знатоки, и все примите активное участие в викторине по сказ¬кам великого поэта.
8-й у ч е н и к. Просмотрите начало самой большой сказки Пушкина. И назовите ее.(DVD video)
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом...
(Учащиеся называют сказку "Руслан и Людмила".)
9-й ученик. А вот моя загадка. Из какой сказки эти слова?
Бедненький бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.
10-й у ч е н и к. А теперь назовите мою сказку.
Ты волна моя, волна,
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли, - Подымаешь корабли.
11-й у ч е н и к. Из какой сказки эти строчки?
"Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
12-й ученик. Какая сказка заканчивается словами?
С колесницы пал Дадон ~
Охнул раз, - и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Учитель. Все ли известные вам сказки Пушкина назвали?
А посмотрите на наши декорации к какой сказке вы её отнесете?
Сказка"О золотой рыбке». Кукольный театр
- Ребята приготовили отрывок из этой сказки .Аплодисменты


Физминутка «Морское путешествие»


Текст Описание движений
Море волнуется раз, Ноги на ширине плеч, по качиваем руками справа
Море волнуется два, качиваем руками справа-- налево, изображая волны
Море волнуется три -
Морская фигура замри. Руки поднимаем вверх и, изображая «фонарики»,
опускаем вниз.
Кто это? Что это? Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.
Как угадать?
Кто это? Что это? Руки подняты вверх. Выполнять покачивающие
Как разгадать? движения вправо-влево.
Это рыбацкая лодка. Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, кисти подняты
вверх. В таком положении выполняем покачивания из стороны в сторону.
А это морская звезда. Руки поднимаем вверх, сжимая и разжимая паль-
цы, опускаем руки вниз.

Это, конечно, улитка. Руки в стороны, выполняем круговые движения.
Всех разгадаю вас я. Руки разводим в стороны.

Вот и вспомнили мы самые известные сказки Пушкина, а теперь поразмышляйте, и скажите, какая из сказок показалась вам смешной и почему.
• Какая самая поучительная?
• А самая красивая, волшебная?
• В какой сказке Пушкин учит нас прощать даже тех, кто когда-то причинил нам зло?
-Каждый вопрос обсудите в "четверках", затем выберите одного, кто должен выразить и обосновать ваше мнение.
Итог. С чем мы познакомились на 2 страничке?
- Вы уже знаете, что многие стихи, поэмы и даже повести Пушкина легли в основу музыкальных произведений. И нам не хватило бы и всего урока только перечислить их. Так какая будет следующая страничка.
-Как вы думаете, почему великие композиторы прошлого и наши современники обращаются в своем творчестве к Пушкину? (его стихи очень музыкальны, красивы, они пробуждают в человеке высокие мысли и чувства).
Учитель. Сегодня я познакомлю вас с музыкой к сказкам Пушкина, великих русских композиторов Михаила Ивановича Глинки и Николая Андреевича Римского-Корсакова (демонстрируются портреты композиторов).
Михаил Иванович Глинка по поэме "Руслан и Людмила" создал одноименную оперу. Мужество, сила, благородство, готовность к подвигу вот качества героя оперы Руслана.
Учитель. Если Руслан олицетворяет собой мужество и благородство, то есть противоположный персонаж, злой и коварный. Кто это? (Черномор).
Это единственный не поющий персонаж оперы.
Учитель. Послушайте "Марш Черномора", а потом скажите, каким вам его помогла увидеть музыка.
(Прослушивание в грамзаписи "Марша Черномора".)
Учитель. Сказку Пушкина " О царе Салтане" когда-то прочитал русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Восхищённый сказкой, он написал на этот сюжет оперу. Музыкальные фрагменты, которые вы сейчас услышите. Послушайте тему Царевны - Лебедь.
Расскажите, какой вам помогла увидеть её музыка.
У ч и т е л ь. А теперь я загадаю загадку.. По характеру музыки вы должны определить, кого она изображает.
(Прослушивание грамзаписи "Полета шмеля" Н. А. Римского-Корсакова.)
-Тембр виолончели превосходно передаёт густое гудение и кружение шмеля.
Учитель. Настал черед и моей странички. Свое восприятие творчества Пушкина я решила выразить в стихотворной форме.
Мой Пушкин
Что Пушкин для меня?
Средь дней однообразных вереницы
Он для меня, как дивная жар-птица,
Как дар волшебный счастья и добра.
Мой Пушкин - море красоты,
Волшебных грез очарованье.
Он факел на моем пути,
Несущий свет, добро и состраданье.
В минуты радости, тоски или печали
Он рядом, он со мной.
Утешит, усладит пленительной строфой
И позовет, в неведомые дали.
Чем дольше жизнь,
Тем Пушкин мне родней,
Милей, дороже, ближе и понятней.
Быть русской, как и он,
Читать его стихи.
Что может быть
И слаще, и приятней?

Завершающая часть:

Итог урока.
- Перевернув последнюю страницу нашего журнала, мы говорим Пушкину: "До скорого свидания".
Вас ждет еще много прекрасных встреч с великим поэтом. Вы прочтете его стихи о дружбе, о свободе, о любви к родной Отчизне, его романы, повести, поэмы.
А теперь покажите все свои сердечки. Я вам всем ставлю 5.
Я всех благодарю за участие в нашем разговоре о поэзии Александра Сергеевича Пушкина. Мне с вами было легко и радостно.

Домашнее задание:

Домашнее задание.
- У каждого - свой Пушкин. Для меня он - «Солнце русской поэзии», солнечный отблеск на дождевой капле. А для вас?
- Напишите небольшое сочинение на тему «Мой Пушкин».

8

© 2010-2022