- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения в 4 классепо УМК Школа России. Учебник. Ф. Климановой и др. по ФГОС
Урок литературного чтения в 4 классепо УМК Школа России. Учебник. Ф. Климановой и др. по ФГОС
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бабарыкина Г.В. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое образовательное учреждение « Глебовская средняя общеобразовательная школа» Фатежского района Курской области
Урок литературного чтения на тему
« Е.И.Чарушин. Кабан»
УМК « Школа России»
Подготовила и провела
Учитель начальных классов
Бабарыкина Галина Васильевна.
2016
Цели: стимулировать самостоятельную познавательную деятельность, расширять знакомство с творчеством Е.И.Чарушина на материале произведения « Кабан».
Задачи: * пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;
-
Актуализировать имеющиеся знания и помочь определить направление в изучении темы;
-
Помочь активно воспринимать изучаемый материал, соотнести имеющиеся знания с новыми, расширять и активизировать словарный запас; прививать любовь к природе, животным;
-
Помочь самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в дальнейшей работе.
Оборудование: портрет Е.И.Чарушина, выставка его книг, карточки с текстом из биографии писателя, таблички со словами из текста, картинки или фото с изображением животных зоосада.
Ход урока
-
Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие длиною в урок. На нашем пути будут различные препятствия и интересные задания. Предлагаю вам сыграть в игру « Верите ли вы?»
* что сегодня нас ждёт увлекательное путешествие?
* что можно научиться плавать, держась за коровий хвост?
* что можно научиться понимать животных, их мимику, жесты?
* что можно жить в деревне и мечтать воспитывать кенгуру?
* что мы сегодня познакомимся с интересным произведением?
На доске появляется портрет Е.И.Чарушина:
- что вы можете сказать о характере этого человека? Кем он может быть?
- сегодня мы продолжим знакомство с творчеством этого писателя. Какие произведения его мы уже читали? О чём он писал?
Что помните о самом писателе?
Рассказы учащихся о Е.И. Чарушине: ( дети берут карточки по номерам и читают их)
№ 1. Рассказывают, что будучи шестилетним мальчиком, женя решил подражать птицам и есть то же , что и они. Наелся» невообразимой гадости» - каши из грязного куриного корыта - и заболел брюшным тифом. Плавать научился в 11 лет, когда вместе со стадом переплывал реку Вятку, держась за коровий хвост.
№2. Отец жени Чарушина был архитектором. Ватман, тушь, краски - всё это нравилось мальчику. Женя наблюдал , как его отец раскрашивал чертежи будущих домов, и сам с увлечением рисовал.
№3. В отличие от отца, он рисовал птиц, собак, медведей и прочих замечательных зверей. Художник, который рисует животных называется анималистом. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и его повадки и даже характер. Вся жизнь писателя была связана с природой, с миром зверей. Наблюдал он их в лесу, на охоте и у себя дома.
2.Актуализация знаний.
- Каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? ( наблюдательным)
- Умеете ли вы наблюдать? Кто из вас наблюдал за каким- нибудь животным дома или в природе? Закройте глаза, представьте себе этого животного. Теперь попробуйте его описать не называя. А другие пусть угадают о ком идёт речь.
( учащиеся описывают своё животное)
Игра « Закончи фразу»
-
Вся жизнь Е.И.Чарушина была связана ….
-
Чарушин правдиво изображал животных, потому что…
-
Из его книг можно узнать о …
-
Художник, который рисует животных называется…
3.Прогнозирование содержания произведения.
- Прочитайте, как писатель назвал свой рассказ? Используя ключевые слова, предположите, о чём пойдёт речь в рассказе ( слова выводятся на экране.)
Рисую животных; звери играют, отнял метлу, хрустнуло что-то сзади; идут на меня, всё из рук попадало; громадные с жёлтыми клыками, ползу по загородке; чуть не слетел; стыдно стало.
- давайте проверим ваши предположения и прочитаем весь рассказ.
4.Первичное знакомство с текстом.
Комбинированное чтение текста по абзацам с остановками. После каждого абзаца учитель задаёт вопросы по содержанию и прогнозирует дальнейшие события.
5. Первичное закрепление.
* соответствует ли название произведения его содержанию?
* кто испугал автора? Оправдался ли ваш прогноз?
* почему тогда Чарушин именно так назвал свой рассказ?
* кабан - страшный зверь? Почему автор его испугался?
* чем занимался Е.И. в зоосаде? Подтвердите текстом.
* какое качество помогло ему так подробно описывать животных?
* когда происходит действие рассказа? Прочитайте. Почему так рано?
* каких животных описывает автор? Найдите в тексте их описания.
* что насторожило художника. Зачитайте эпизод, где дано описание самих кабанов.
- А теперь проследим, как развивалось действие и менялся эмоциональный настрой автора.
6. Погружение в текст.
( учитель задаёт вопросы и после ответов детей выставляет таблички со словами)
- С каким настроение работает автор до встречи с кабанами?
( Интересно! Ничего не вижу!)
- как повёл себя художник, увидев непрошенных гостей?
Каким было его эмоциональное состояние? Зачитайте текст.
(табличка « Всё из рук попадало!»)
Что так сильно напугало его? О чём он сожалел?
( табличка « Прощай моя акварель!»)
- каке чувств автор испытывет ?
( « Делать что- то надо!»)
- что же он предпринимает ? Прочитайте, как описаны его действия? Как себя чувствует в это время Чарушин?
( « Вспотел со страху!»)
- что происходит в самый кульминационный момент? Каким было состояние автора? Прочитайте.
7. Рефлексия.
Мы очень подробно поработали над новым произведением Е.И.Чарушина. Обобщите всё сказанное вами по поводу этого произведения и составьте синквейн.
( коллективное составление синквейна)
Кабан.
Громадный, беспокойный
Чавкает, хрюкает, защищается.
У кабана есть клыки.
Хищник.
8. Домашнее задание. ( по выбору)
- выразительное чтение стр. 69-99
- краткий пересказ
- пять вопросов к тексту
- подобрать к тексту пословицы
- нарисовать иллюстрацию к эпизоду.
Оцените свои достижения на уроке по шкале достижений.
Спасибо за урок!