Разработка урока по литературному чтению. Тема Н. Некрасов и его произведения

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Цели: продолжить ознакомление с творчеством Н.А.Некрасова, ознакомить с его новым произведением, учить детей делить текст на части, анализировать содержание прочитанного, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Задачи: - развивать речь, критическое мышление,

- формировать умение анализировать прочитанное,

- формировать понятие характеристика литературного героя

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации, аудиозапись стихотворения.

План урока

1.Орг. момент.

1а.Речевая разминка

2.Вступительное слово учителя.

3.Выступление по группам

4.Составление рассказа по опорным словам.(определение лексического значения этих слов по словарю)

5.Работа с трудными словами.

6.Прослушивание видеозаписи «Дедушка Мазай и зайцы»

7.Работа по содержанию.

7а.Минутка отдыха

8.Выборочное чтение.

9.Выводы по тексту.

10.Составление по группам синквейнов и кластеров.

11.Итог урока

12.Оценки.





Ход урока.

I. Организационный момент. II. Речевая разминка. - Прочитайте стихи Е. Евтушенко. Читаем вместе , медленно. Запись на доске:
- Как вы понимаете эти строки? - О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень). - К чему призывает автор? ( Автор призывает нас любить и беречь природу, все то, что нас окружает). - Прочитаем хором. Вывод: Природа - это загадка. Человек никогда не сможет разгадать её тайн, и это прекрасно. Это могущественный источник, из которого люди черпают знания и впечатления. Только давайте её беречь. II.Вступительное слово учителя

  1. Предварительная беседа. Вступительное слово учителя: Сегодня, у нас с вами, ребята, урок по литературе, пройдет не в традиционной форме, мы с вами будем исследовать творчество поэта Николая Алексеевича Некрасова. Познакомимся с его произведением. Будем анализировать, делать свои предположения, обогащать кругозор и свою речь. Этот поэт не наш современник.
Что вы, ребята, о нем узнали? III. Выступление по группам. 1Детство Н.Некрасова.
  1. Родители Н.Некрасова.
  2. Образование Н.Некрасова .
  3. Творческая деятельность Н.Некрасова.
  4. Увлечения Н.Некрасова.
  5. Произведения о природе

2. Для итога вы прочитаете тексты, данные вам, и выберете то, что вы не услышали. (Дети работают по группам. Читают дополнительные тексты о поэте.) 3.Что нового вы еще узнали, что уже знали? (Ответы детей по группам.) IV. Составление рассказов А сейчас вам дается группа слов. Представьте, что вы писатели ,(что любите, чем увлекаетесь, какое у вас образование) напишите небольшой рассказ по опорным словам: дичь, лес, дедушка, зайцы, половодье, силки.. Если есть слова, у которых вы не знаете лексического значения, обратитесь к толковому словарю. Прочитайте получившиеся рассказы. V. Работа над произведением Эти слова использовал Н.Некрасов в своем произведении «Дедушка Мазай и зайцы». В произведении встретятся незнакомые вам слова . Попробуйте найти пояснение этих слов в словаре. (Работа по группам. Каждая группа дает пояснение своих слов) Показ слайда Запись ан доске. Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». -Рассмотрите иллюстрацию. - Можете ещё до чтения стихотворения сказать, о чём будет текст? ( О том, как Мазай спасал зайцев). - С приходом весны солнце начинает светить всё ярче и ярче. Оно растапливает снег и вода начинает ручьями бежать на поля. Вода затапливает поля. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов, затопить лес, деревню. В таких случаях говорят, что землю покрывает полая вода. А в народе это называется половодьем. Запись на доске: половодье (дети читают вслух). - Что значит половодье? - Один такой случай описал в своём стихотворении Некрасов. . - Какой же случай описал автор в стихотворении? VI Прослушивание и просмотр аудио видео записи. -Вам понравилось произведение? -Какой случай описал автор? VII. Физкультминутка. VIII. Изучение темы. Продолжение работы над произведением. стихотворения. - С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чём он переживает? (Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят.) - Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?( Дров с реки нагоняет много в половодье, весной. Он их собирал.) - От чьего лица ведется рассказ? (От лица Мазая.) 1) - Как Мазай относится к односельчанам? - В каких словах мы слышим большой упрек мужикам? Как нужно читать эти слова? - А что такое совесть? - К чему призывает дед Мазай своим вопросом? Отвечают на вопросы по содержанию -Осуждает за истребление, упрекает мужиков, чувство неприязни. - Где у них совесть?

- Бережно относиться к природе. 2) Чтение второй части. - В какую беду попали зайцы? - Как вели себя зайцы при виде Мазая? - Почему они стали прыгать в лодку сами? - Как Мазай называет зайцев? - О чем говорят эти слова? - С какой интонацией прочитаем слова дедушки Мазая? 3) Чтение третьей части. - Найдите слова, которыми называет Мазай зайцев в этой части. (Горемыка) - С чем сравнивает зайца, стоящего на пне? (Со столбиком) - Почему Мазай назвал зайца «горемыка»? 4) Чтение четвертой части. - На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста? (купчиха) - Жалко ли вам ее? Почему? 5) Чтение пятой части. - Как размещались зайцы на бревне? Как надо читать эти строки? 6) Чтение шестой части. - Как отнеслись односельчане к находке Мазая? Как прочитать эти слова? - Найдите и прочитайте слова, описывающие поведение зайцев увидевших берег. - Какие слова сказал дед зайцам на прощание? Почему? - Только ли ради «потехи» прокатил он деревней зайчишек? (Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов).
  1. Подготовка к выразительному чтению.
IХ. Подведение итогов. - Можно ли сказать, что в произведении не сказочный, а реальный случай из жизни? Чтение текста о Мазае. Расскажите, что вы прочитали? - С каким хорошим человеком мы познакомились? - Как относится поэт к главному герою.А подведением итога урока будет составление синквейнов и кластеров ассоциаций по прочитанному произведению.





















Аспектный анализ урока литературного чтения. Учитель: Нагорная Марина Николаевна. Тема урока: Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Учебные пособия: учебник «Литературное чтение» для 3 класса Горецкой. Основная дидактическая задача урока: продолжить ознакомление с творчеством Н.А.Некрасова, с новым произведением и анализом содержания прочитанного. Дополнительная задача: повышать познавательную активность, отрабатывать навыки выразительного чтения, воспитывать привычку бережного отношения к природе, животным.
Содержание урока соответствует обще-дидактическим принципам научности, наглядности, последовательности, связи с жизнью. На уроке формировались и совершенствовались следующие умения: учебно-организационные:

  • соблюдать культуру учебного труда ( порядок на партах, поднятие руки, ведение диалога);
  • работать фронтально, индивидуально;
учебно-коммуникативные:
  • отвечать на отдельные вопросы (весь урок строился в форме диалога);
  • грамотно и лаконично излагать свои мысли, делать выводы, рассуждать и слушать мнение собеседника;
учебно-интеллектуальные:
  • находить правильные ответы на вопросы;
  • правильно анализировать содержание прочитанного.
Темп урока соответствовал работоспособности класса. Ученики усвоили тему. На решение дидактической задачи было отведено достаточно времени. На уроке все ученики были активны, каждый из них самостоятельно или с помощью учителя использовал приём актуализации знаний, что говорит о результативности не только проводимого, но и предыдущих уроков. Учащиеся высказывали свою точку зрения. Урок целей достиг. Время урока распределено рационально, с точки зрения эффективности решения, как основной дидактической задачи, так и дополнительной - умение планировать учебное сотрудничество принимать точку зрения одноклассников, точно выражать свои мысли.
© 2010-2022