- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по литературному чтению. Тема Н. Некрасов и его произведения
Разработка урока по литературному чтению. Тема Н. Некрасов и его произведения
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Рыбинцева Т.В. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
Цели: продолжить ознакомление с творчеством Н.А.Некрасова, ознакомить с его новым произведением, учить детей делить текст на части, анализировать содержание прочитанного, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Задачи: - развивать речь, критическое мышление,
- формировать умение анализировать прочитанное,
- формировать понятие характеристика литературного героя
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации, аудиозапись стихотворения.
План урока
1.Орг. момент.
1а.Речевая разминка
2.Вступительное слово учителя.
3.Выступление по группам
4.Составление рассказа по опорным словам.(определение лексического значения этих слов по словарю)
5.Работа с трудными словами.
6.Прослушивание видеозаписи «Дедушка Мазай и зайцы»
7.Работа по содержанию.
7а.Минутка отдыха
8.Выборочное чтение.
9.Выводы по тексту.
10.Составление по группам синквейнов и кластеров.
11.Итог урока
12.Оценки.
Ход урока.
I. Организационный момент. II. Речевая разминка. - Прочитайте стихи Е. Евтушенко. Читаем вместе , медленно. Запись на доске:
- Как вы понимаете эти строки? - О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень). - К чему призывает автор? ( Автор призывает нас любить и беречь природу, все то, что нас окружает). - Прочитаем хором. Вывод: Природа - это загадка. Человек никогда не сможет разгадать её тайн, и это прекрасно. Это могущественный источник, из которого люди черпают знания и впечатления. Только давайте её беречь. II.Вступительное слово учителя
- Предварительная беседа. Вступительное слово учителя: Сегодня, у нас с вами, ребята, урок по литературе, пройдет не в традиционной форме, мы с вами будем исследовать творчество поэта Николая Алексеевича Некрасова. Познакомимся с его произведением. Будем анализировать, делать свои предположения, обогащать кругозор и свою речь. Этот поэт не наш современник.
- Родители Н.Некрасова.
- Образование Н.Некрасова .
- Творческая деятельность Н.Некрасова.
- Увлечения Н.Некрасова.
- Произведения о природе
2. Для итога вы прочитаете тексты, данные вам, и выберете то, что вы не услышали. (Дети работают по группам. Читают дополнительные тексты о поэте.) 3.Что нового вы еще узнали, что уже знали? (Ответы детей по группам.) IV. Составление рассказов А сейчас вам дается группа слов. Представьте, что вы писатели ,(что любите, чем увлекаетесь, какое у вас образование) напишите небольшой рассказ по опорным словам: дичь, лес, дедушка, зайцы, половодье, силки.. Если есть слова, у которых вы не знаете лексического значения, обратитесь к толковому словарю. Прочитайте получившиеся рассказы. V. Работа над произведением Эти слова использовал Н.Некрасов в своем произведении «Дедушка Мазай и зайцы». В произведении встретятся незнакомые вам слова . Попробуйте найти пояснение этих слов в словаре. (Работа по группам. Каждая группа дает пояснение своих слов) Показ слайда Запись ан доске. Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». -Рассмотрите иллюстрацию. - Можете ещё до чтения стихотворения сказать, о чём будет текст? ( О том, как Мазай спасал зайцев). - С приходом весны солнце начинает светить всё ярче и ярче. Оно растапливает снег и вода начинает ручьями бежать на поля. Вода затапливает поля. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов, затопить лес, деревню. В таких случаях говорят, что землю покрывает полая вода. А в народе это называется половодьем. Запись на доске: половодье (дети читают вслух). - Что значит половодье? - Один такой случай описал в своём стихотворении Некрасов. . - Какой же случай описал автор в стихотворении? VI Прослушивание и просмотр аудио видео записи. -Вам понравилось произведение? -Какой случай описал автор? VII. Физкультминутка. VIII. Изучение темы. Продолжение работы над произведением. стихотворения. - С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чём он переживает? (Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят.) - Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?( Дров с реки нагоняет много в половодье, весной. Он их собирал.) - От чьего лица ведется рассказ? (От лица Мазая.) 1) - Как Мазай относится к односельчанам? - В каких словах мы слышим большой упрек мужикам? Как нужно читать эти слова? - А что такое совесть? - К чему призывает дед Мазай своим вопросом? Отвечают на вопросы по содержанию -Осуждает за истребление, упрекает мужиков, чувство неприязни. - Где у них совесть?
- Бережно относиться к природе. 2) Чтение второй части. - В какую беду попали зайцы? - Как вели себя зайцы при виде Мазая? - Почему они стали прыгать в лодку сами? - Как Мазай называет зайцев? - О чем говорят эти слова? - С какой интонацией прочитаем слова дедушки Мазая? 3) Чтение третьей части. - Найдите слова, которыми называет Мазай зайцев в этой части. (Горемыка) - С чем сравнивает зайца, стоящего на пне? (Со столбиком) - Почему Мазай назвал зайца «горемыка»? 4) Чтение четвертой части. - На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста? (купчиха) - Жалко ли вам ее? Почему? 5) Чтение пятой части. - Как размещались зайцы на бревне? Как надо читать эти строки? 6) Чтение шестой части. - Как отнеслись односельчане к находке Мазая? Как прочитать эти слова? - Найдите и прочитайте слова, описывающие поведение зайцев увидевших берег. - Какие слова сказал дед зайцам на прощание? Почему? - Только ли ради «потехи» прокатил он деревней зайчишек? (Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов).
- Подготовка к выразительному чтению.
Аспектный анализ урока литературного чтения. Учитель: Нагорная Марина Николаевна. Тема урока: Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Учебные пособия: учебник «Литературное чтение» для 3 класса Горецкой. Основная дидактическая задача урока: продолжить ознакомление с творчеством Н.А.Некрасова, с новым произведением и анализом содержания прочитанного. Дополнительная задача: повышать познавательную активность, отрабатывать навыки выразительного чтения, воспитывать привычку бережного отношения к природе, животным.
Содержание урока соответствует обще-дидактическим принципам научности, наглядности, последовательности, связи с жизнью. На уроке формировались и совершенствовались следующие умения: учебно-организационные:
- соблюдать культуру учебного труда ( порядок на партах, поднятие руки, ведение диалога);
- работать фронтально, индивидуально;
- отвечать на отдельные вопросы (весь урок строился в форме диалога);
- грамотно и лаконично излагать свои мысли, делать выводы, рассуждать и слушать мнение собеседника;
- находить правильные ответы на вопросы;
- правильно анализировать содержание прочитанного.