Конспект урок по литер. чтению Акула. Толстой Л. Н

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок проходил на базе СОШ №14.

По программе: Климановой Л.Ф.

Студентка: Игнатович Е.С.

Методист: Антонова Н.В.

Учитель: Пиккарайнен Н.В.

Класс:

Тема: Л.Н. Толстой «Акула».

Цель: познакомить детей с произведением Л.Н.Толстого «Акула»

Задачи:

  • Познакомить детей с краткой биографией писателя

  • Развивать представления о выразительных возможностях слова и речевых оборотах, как средствах передачи эмоциональной окраски текста

  • Развивать навыки выразительного чтения для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении.

  • Создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения.

  • Создавать условия для развития устной (монологической) речи учащихся, для развития творческих способностей учащихся, их художественно-эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.

  • Воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, героизм, доброта).

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  • Презентация к уроку (портреты Л.Н. Тостого И.Н. Крамского, И.Е. Репина., тест, пояснение незнакомых слов и др.)

  • Рисунок акулы (разрезанный, в виде пазл)

  • Видеофильм об акуле

  • Учебник Литературное чтение. Родная речь. 3 класс. Климанова Л.Ф.

Ход урока:

Этап

Д-ть учителя

Д-ть учащ.

Примечание

1. Орг. момент

- Эмоциональный настрой

-Улыбнитесь друг другу, пожелайте соседу хорошего урока. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Ребята, я тоже рада вас видеть. Садитесь.

На доске изображение солнышка

2.Подготовка к восприятию литературного произведения

















Сегодня мы с вами будем разговаривать о писателе Л.Н. Толстом. Посмотрите на его портреты. Первый портрет Л.Н.Толстого был написан великим русским художником И.Н.Крамским в 1873 году, ещё при жизни писателя. Это лучший портрет, созданный художником. Второй портрет написан великим русским художником И.Н.Репиным.

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября по новому стилю) в 1828 году в имении Ясная Поляна, близ Тулы. Большую часть своей жизни провёл писатель в этом местечке.
По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к знаменитым дворянским фамилиям. В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. К сожалению, дети рано осиротели: Мария Николаевна, их мать, умерла в1830 году, Николай Ильич, их отец, - в 1837 году.
Воспитательницей детей стала их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Она сохранила детские сочинения Л.Н.Толстого.
С 1841 года дети толстые жили в Казани у тётушки-опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой. В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет. Но существующее преподавание не удовлетворяло его пытливый ум, и в 1847 году Толстой подал прошение об увольнении его из числа слушателей.
В 1851 году Толстой с братом Николаем (к тому времени офицером-артиллеристом) отправился на Кавказ, чтобы поступить на военную службу. На Кавказе Л.Н.Толстой написал свою первую повесть "Детство". Под названием "История моего детства" повесть была напечатана в журнале "Современник" и по желанию автора была подписана только его инициалами: "Л.Н.".
В период реформ 1860-х годов Толстой много сил отдавал практической деятельности, стремясь не на словах, а на деле облегчить жизнь народа. Он принял должность мирового посредника, чтобы по справедливости разрешать поры между помещиками и крестьянами.
В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Вслед за тем в Крапивенском уезде при деятельном участии Толстого было открыто ещё 26 школ. Толстой сам обучал ребят грамоте. В 1870-х годах он создал "Азбуку" и первоначальные книги для чтения. Эти короткие рассказы и басни знают все с раннего детства.

А какие произведения Л.Н. Толстого вы знаете?

О чём пишет этот автор? Что его волнует?

Словарная работа:

Ребята, я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить.

Вы узнаете, о чем идет речь на уроке, если справитесь с хитрым заданием.

Попробуйте найти правильное толкование словарному слову выбрав ответ среди двух предложенных. Обратите внимание, на доске есть геометрические фигуры с изображением букв. Отвечая на вопросы, фигуру с изображением правильной буквы мы будем убирать в сторону.

В презентации:

- Артиллерист:

А) военнослужащий

З) спортсмен

- Полотно:

И) слабое освещение

У) льняная ткань

- Фитиль:

А) горючий шнур для орудия

Е) тропическое растение

- Ропот

К) негромкая недовольная речь

Г) классическая музыка

- Хобот

И) удлиненный нос

Л) задняя часть орудия

(для этого слова важно сказать, что оба толкования слова правильное, но только первое слово «артиллерист» подскажет выбор).

У нас остались фигуры с разными буквами, составьте слово из этих букв.

Посмотрите, с обратной стороны геометрических фигур, изображение. Нам надо из данных пазл составить изображение.

Что получилось?










- Ответы детей

- Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе. Волнуют человеческие чувства, отношения.)



А) военнослужащий

У) льняная ткань

А) горючий шнур для орудия

К) негромкая недовольная речь

Л) задняя часть орудия

АКУЛА

- акула

На доске открывается имя писателя и его портрет. Дети рассматривают портрет писателя. Учитель рассказывает о страницах биографии писателя, иллюстрируя свой рассказ фотографиями в презентации.











В помощь можно взять одного ученика (убирать в сторону фигуры с правильным ответом (буквой)). Детям можно сделать отдельные карточки (уменьшенного размера). Отвечая правильно детям дается полное определение слова и его изображение.

3. Первичное восприятие

Я прочитаю вам произведение, которое будет так же посвящено этой рыбе. Можете закрыть глаза и представлять себе эту интересную историю.

4. Выявление специфики восприятия

Откройте глаза, поделитесь своими впечатлениями о произведении.

Какие чувства вы испытали? Почему?

А вам было страшно?

В какой момент?

Что можете рассказать об этом животном?

Давайте посмотрим и послушаем материал об акулах из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.

Думаю, что многие узнали об акулах что-то новое и интересное. Ребята, расскажите, какие чувства вы испытывали во время чтения рассказа и когда вы слушали и смотрели сообщение об акулах?

Так же вы переживали или нет?

Л.Н.Толстой заставил нас переживать тревогу и волнение, которые переходят в страх.

Ответы детей


Просмотр фрагмента фильма

5. Физ. минутка

В данном произведении есть много интересных глаголов/ действий/ эмоций давайте попробуем их выполнить: купаться, вытягиваясь в воде как акула, не шевелиться, пронзительный визг, замереть от страха, закрыл лицо руками, тихий ропот, ропот стал сильнее, радостный крик. Спасибо теперь тихонько можно сесть за свои места.

Дети выполняют действия, показывая при этом свои эмоции

6. Анализ худож. произведения

Почему рассказ называется «Акула»?

Кто, по-вашему, главный герой картины? Обоснуйте ответ.

Как на судне оказался мальчик?

-Какой смысл скрывает Толстой за словами «старый артиллерист»?

Какая погода была в этот день?

Что захотелось сделать морякам?

Почему они устроили купальню в паруснике?

Что сделали мальчики во время купания?

Что они хотели этим показать?

Какое важное мужчкое качество затрагивает автор в этом произведении?

Тема смоелости близка Л.Н. Толстому, т.к. он сам служил в армии и участвовал в войне, командуя солдатами. Отличался от других солдат именно этими качествами.

В какой момент возникла опасность?

-Зачитайте отрывок из рассказа, который, по- вашему, является самым волнительным, тревожным.

А как вы понимаете это выражение «бледный, как полотно»?

-Найдите в тексте, как Толстой передал переживания «старого артиллериста»?

-Почему «старый артиллерист» закрыл лицо руками? Порассуждайте.

-Посмотрите, как его изобразил художник?

На доске открывается портрет артиллериста.

-Что можете сказать о портрете? Кто хочет высказать своё мнение?

На доске появляется характеристика героя:

  • сильный духом

  • мудрый

  • мужественный

  • опытный

  • находчивый

  • решительный

  • смелый

  • бывалый

Ответы детей

- мужчин воспитывали с юных лет выносливости, смелости…

- мудрый, опытный, …

- смелость


- бледный, бледный, испуганный

- испугался за сына


Какие слова характеризуют нашего героя?

7. Обобщение

Составление плана. Детям раздаются на пару карточки с описанием события/действия. В парах должны восстановить последовательность. Что-то лишнее, что-то нужно добавить.

Фронтальная проверка.

К какому литературному жанру относиться это произведение?

Кто главные герои?

-О чем этот рассказ?

Народная мудрость гласит «Любовь побеждает всё!»- появляется надпись на доске.-Вы согласны?

  1. описание корабля

  2. купание в паруснике

  3. соревнование мальчиков

  4. отец переживает за сына

  5. появление акулы

  6. помощь мальчикам

  7. выстрел

  8. спасение мальчиков

- Старый артиллерист, мальчики, акула

- О любви отца к сыну, это побудило совершить поступок. О смелости, отваге, героизме.

8. Итог

-Что показалось вам особенно интересным?

-Кому на уроке было трудно? Почему?

-Оценивание ответов учащихся(с аргументацией).

9. Объяснение домашнего задания

Всему классу: выразительное чтение рассказа.

По выбору учащихся:

  • придумать продолжение рассказа

  • приготовить пересказ по картинкам

  • нарисовать иллюстрацию

  • пересказать по плану учебника

  • сочинить стихотворение об акуле

10. Рефлексия

На доске слайд: девочка со свечой.

-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча.

Зажечь свечу.

-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё!

-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.


© 2010-2022